Образовательный проект «Сказка как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»

 

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень. Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОО является развитие у ребёнка интереса к математике в дошкольном возрасте. Обучение математике не должно быть скучным занятием. Дело в том, что детская память избирательна. Ребёнок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.

Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В предлагаемых разработках организованной образовательной деятельности сделаны акценты на то, как педагог может помочь ребёнку усвоить математический материал, реализовать творческие возможности в познании окружающего в более интересной и увлекательной форме, с использованием таких методов, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путём самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что- то создаёт. Ребёнок рассказывает свою сказку товарищам - это ярчайший этап творения. Сухомлинский писал: «Дорогой друг, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей,- воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке». Сказка - это колыбель мысли. Данный проект направлен на первичное раскрытие математических понятий в сказках.

Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живёт в мире сказочных образов. И, возможности влияния сказочных сюжетов на процесс воспитания и обучения в дошкольном детстве сейчас наиболее актуальны, так как сказка способствует органичному вхождению ребенка в мир математики.

Многие исследователи, такие как Н.Я. Большунова,Т.А. Шорыгина, Т.И. Ерофееваи др., отмечали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринуждённо для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например, с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими формами и методами использовать математическую сказку. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Большое влияние на формирование интереса к математике оказывает сочинение сказок математического содержания детьми. Создание детьми математических сказок, которые развивают математическое творчество. Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей младшего дошкольного возраста, т.к. дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблем, которые очень переживаются детьми. Также во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко.

Этапы Мероприятия Сроки проведения Ответственные
Подготовительный
1. анализ психолого-педагогической литературы
2. диагностика выявления уровня сформированности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста:
- «Первые шаги в математику»
- «Играем и познаём»
- наблюдение во организованной образовательной деятельности по ФЭМП
3. работа с родителями:
- консультация с родителями («Какие сказки читать детям», «Книжки в вашем доме», «В чем воспитательная сила книги в семье?», «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений ребёнка»;
- разработка буклетов «Сказка – лучший друг математики».
4.подбор математических сказок
с сентября по декабрь 2017 г. воспитатель Кудрина Е.О., Харитонова Ю.В.,
дети 2-3 лет группы «Солнышко», родители
Основной Организованная образовательная деятельность
- ознакомление с худ. Литературой;
- ФЭМП («Стоит в поле теремок»);
- краткосрочный проект «Путешествие в страну геометрических фигур».
Совместная образовательная деятельность педагога и ребёнка в ходе режимных моментов
- чтение сказок («Колобок», "Два жадных медвежонка", «Жили у бабуси два весёлых гуся» «3 поросёнка», «3 медведя», «Заюшкина избушка»)
Самостоятельная деятельность детей
- рассматривание иллюстраций к сказкам;
- просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок.
Взаимодействие с родителями
- помощь родителей в создании книги сказок
Обогащение предметно-развивающей среды
- изготовление и внесение книги математических сказок;
- театр по одной из сказок.
январь-апрель 2018г. воспитатель Кудрина Е.О., Харитонова Ю.В.,
дети 2-3 лет группы «Солнышко», родители
Заключительный Презентация книги математических сказок май 2018г. воспитатель Кудрина Е.О.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине»

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине» Цель: формировать знания детей о Родине. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о России и малой родине. Развивающие:...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник весеннего равноденствия» Цель: 1. Познакомить детей с основными духовно-нравственными традициями русского народа...

Конспект НОД по экологии на тему: «Обобщающая беседа о посеве…

Конспект НОД по экологии на тему: «Обобщающая беседа о посеве семян и выращивание рассады» в старшей группе Цель: уточнить представление о том...

Читайте также

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы Образовательная область: познавательное развитие ФЭМП. Вид деятельности: познавательно-исследовательская. Форма проведения: игра-путешествие. Цель: закрепить знания, умения и навыки детей...

Самомассаж для дошкольного возраста с использованием природных материалов и сухих…

Самомассаж для дошкольного возраста с использованием природных материалов и сухих бассейнов В настоящее время проблема здоровья детей - одна из самых...

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений…

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Сведения об авторе Иванова Ираида Леонидовна – воспитатель; образование...