Педагогический проект в группе общеразвивающей направленности от двух до трех лет «Да здравствует мыло душистое»
Всего дороже чистота
В ее естественном обличье
Как родниковая вода,
Которой не бывает чище…
Е. Стужук.
Проблема
Несформированные культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста.
Актуальность
Ранний возраст – период не только быстрого физического, но и интенсивного психического развития ребенка: формирование восприятия, мышления, речи, памяти, чувства, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Всё психическое развитие ребенка осуществляется под влиянием окружающих его взрослых. В основу обучения детей раннего возраста положено развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, подмечать, сопоставлять, обобщать, необходимых в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний и жизненного опыта.
Взрослый вводит ребенка в незнакомый ему мир: учит действиям с игрушками, другими предметами, создает условия для самостоятельной детской деятельности, открывает прелесть родной речи, воспитывает доброжелательность, полезные привычки.
Известно, что самые прочные привычки формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Культурно-гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В воспитательной работе надо использовать в качестве примера правильные навыки и поступки детей и взрослых. С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно приучают к определенным действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретенные в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте. Актуальность проблемы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в развитии ребенка.
Цель: формирование у детей культурно-гигиенических навыков через различные виды детской деятельности.
Задачи:
- формировать умения овладения культурно – гигиеническими навыками, и их последовательного выполнения;
- развивать навыки самообслуживания;
- формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, салфеткой;
- повысить интерес к вопросам укрепления здоровья у детей посредством использования игровых приемов и художественного слова;
- повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей культурно – гигиенических навыков;
- обеспечивать эмоциональное благополучие воспитанников;
- воспитывать желание выглядеть чистыми и опрятными.
Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс.
Предмет исследования: культурно- гигиенические навыки.
Гипотеза:
- гигиенические навыки будут сформированы, если будут созданы следующие условия: будет разработан план мероприятий направленный на понимание важности заботы о собственном здоровье;
- будут привлечены родители к совместной работе по формированию гигиенических навыков.
Новизна: заключается в использовании новых подходов в организации работы по гигиеническому воспитанию ребенка.
Теоретическая значимость: методические рекомендации для родителей по формированию у детей гигиенических навыков.
Практическая значимость: внедрение методики проектной деятельности в образовательный процесс.
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»;
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие».
Длительность проекта: долгосрочный (октябрь 2017 г - ноябрь 2017 г.).
Вид проекта: познавательно-игровой.
Участники проекта:
- Дети.
- Родители воспитанников.
- Воспитатель группы общеразвивающей направленности от 2-х до 3-х лет.
- Музыкальный руководитель.
- Медсестра ДОУ.
Планируемый результат:
Дети:
- С помощью взрослого приводить себя в порядок.
- Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
- Держать ложку в правой руке, подносить ко рту не проливая, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой.
- По порядку одеваться и раздеваться, при небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках).
- Аккуратно складывать снятую одежду.
- Способны в игре отражать игровые умения по формированию культурно-гигиенических навыков.
- Готовы знакомиться с основами ЗОЖ.
Педагоги:
- Создают условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
- Используют устное народное творчество (потешки, песенки, прибаутки) в процессе умывания, одевания, во время еды.
- Осуществляют индивидуальную деятельность с ребенком.
- Сотрудничают с родителями, совместно решая с ними задачи по формированию культурно-гигиенических навыков.
- Используют индивидуальные рекомендации, консультации и советы для родителей /создание банка данных/.
- Внедряют инновационные технологии.
Родители:
- Проявляют интерес к формированию культурно-гигиенических навыков у их детей.
- Стремятся помочь использовать предложенные методы и приемы в домашних условиях.
- Предоставляют ребенку возможность включаться в гигиенический процесс.
- Проявляют интерес к жизни группы и ДОУ.
Формы работы с детьми в различных видах деятельности
Виды деятельности | Формы работы |
Двигательная | Подвижные игры, физминутки, игры упражнения |
Игровая | Сюжетно-отобразительные игры, дидактические игры, подвижные игры, игровые ситуации |
Коммуникативная | НОД, разучивание потешек, песенок, стихотворений, рассматривание иллюстраций отображающих режимные моменты, просмотр презентаций, беседа |
Трудовая | Режимный момент: обучение умыванию, одеванию, раздеванию. Совместные действия: уборка игрушек после игры. |
Чтение художественной литературы | Чтение К. И.Чуковский « Мойдодыр », «Айболит», «Федорино горе», А. Барто «Девочка чумазая», потешки и стихи по теме, Шалаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. «Правила поведения для воспитанных детей»; Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»; |
Исследовательская | Опыты с водой: «горячая, не горячая», «чистая, грязная», «где спрятались микробы». |
Методы работы:
- Наблюдения.
- Использование иллюстративного материала.
- Использование ИКТ.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
- Художественно-продуктивная деятельность.
Средства обучения:
- Плакаты.
- Демонстрационный материал.
- Мультимедийные презентация.
Оборудование и материалы:
Обучающий материал:
познавательная литература по данной теме, дидактические игры, картотеки потешек, стихов по формированию культурно-гигиенических навыков.
Демонстрационный материал:
сюжетные картинки, предметные картинки, используемые при умывании (мыло, мыльница, полотенце, расческа, тазик для мытья), одевании (комплекты одежды), во время еды (посуда), схемы-алгоритмы, иллюстрации из книг, фото и видео материалы.
Игровые атрибуты: набор детской посуды (чашки, блюдца, тарелки, чайник, ложки, кастрюля, сахарница и др.), комплект одежды для кукол, предметы-заместители, набор детской мебели, игровой персонаж для сюрпризных моментов и т.д.
Формы взаимодействия с родителями:
- информирование,
- рекомендации,
- памятки,
- консультации.
Распределение деятельности на этапы:
- Подготовительный этап:
- постановка цели и задач;
- подбор и изучение методической и художественной литературы.
- Разработка проекта:
- составление плана деятельности;
- подбор пособий для работы с детьми»;
- выбор форм работы с детьми и родителями;
- разработка конспектов занятий, бесед, рекомендаций для родителей.
- Реализация проекта:
- беседы, наблюдения, занятия с детьми;
- игровая, продуктивная деятельность с детьми.
- Итоговый этап:
- Создание банка данных:
- Картотека дидактических игр;
- Картотека сюжетно-отобразительных игр;
- Картотека подвижных игр и физминуток;
- Подборка консультаций для родителей по теме.
- Подведение итогов.
Продукт проектной деятельности:
- Викторина «В гостях у Мойдодыра»;
- Книга изготовленная детьми, родителями и педагогами «Растем, умнеем, не белеем с Мойдодыром»;
- Фотоколлаж «Да здравствует мыло душистое».
Планирование и организация деятельности
№ п/п |
Мероприятие | Цели | Интеграция с образовательными областями | |
I этап - подготовительный | ||||
|
||||
II этап - основной | ||||
Цикл занятий по воспитанию культурно – гигиенических навыков | ||||
1 | НОД «Искупаем куклу Катю» | Формировать у детей культурно - гигиенические навыки, стремление к чистоплотности; создать радостное, эмоциональное настроение; побуждать детей к отзывчивости и сочувствию, вызвать желание прийти на помощь попавшей в беду кукле; использовать в работе с детьми здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры и упражнения. | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
|
2 | НОД «В гостях у Мойдодыра» | Учить называть органы чувств (глаза, рот, нос, ухо); знакомить с их ролью в организме. Дать детям первоначальное представление о необходимых для организма человека предметах гигиены (мыло, мочалка, полотенце, зубная щетка, зубная паста); закрепить слова знакомой потешки. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать культурно – гигиенические навыки, доброе отношение к окружающим. |
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». |
|
3 | НОД «Грязнуля» | Учить умываться, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем. Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; упражнять в умении сравнивать предметы по размеру и обозначать результат сравнения словами (большой мяч — маленький мяч). Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать память, мышление, внимание, восприятие. Воспитывать интерес к действиям в процессе умывания, желание делать все самостоятельно; воспитывать опрятность, аккуратность. |
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». |
|
4 | НОД «Поможем Федоре» | Продолжать знакомить детей с предметами гигиены. Закрепление у детей навыка умывания. Познакомить с разным состоянием температуры воды: холодная и теплая. Доставить детям удовольствие от игр с водой, формировать умение играть рядом. Развивать познавательный интерес и активность. |
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
|
5 | НОД «Умейка» | Продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, обмывать руки, пользоваться личным полотенцем. Формировать навыки личной гигиены. Воспитывать желание ухаживать за собой. |
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
|
6 | Аппликация «Украсим полотенце и подарим маме» | Вызвать желание помогать своим друзьям и игрушкам; учить намазывать клеем заготовку и приклеивать на лист бумаги. Воспитывать аккуратность. | «Художественно-эстетическое развитие», «Коммуникативное развитие», «Речевое развитие» | |
7 | Беседа «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое…» | формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности; познакомить детей со свойствами мыла; закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло. Способствовать проявлению любознательности и познавательной мотивации; обогащать словарный запас детей. Поддерживать интерес к познанию многообразия окружающего мира. Воспитывать культурно - гигиенические навыки. |
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». |
|
8 | Рисование «Красивая салфетка для Кати» | Вызвать желание помогать своим друзьям и игрушкам; учить украшать салфетку разноцветными кружками, правильно держать карандаш. Воспитывать аккуратность. | «Художественно-эстетическое развитие», «Коммуникативное развитие», «Речевое развитие» | |
9 | Познавательная игра «Постираем платочки» | Вызвать у детей интерес к игре; показать и познакомить с предметами для стирки (мыло, таз, вода). Формировать представление о чистоте, вызвать желание беречь свои вещи. Воспитывать аккуратность. | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» |
|
10 | Игра-эксперимент «Знакомство со свойствами мыла» | Познакомить детей со свойствами мыла. Закреплять навыки самообслуживания. Формировать положительные привычки (умывание, мытьё рук). Воспитывать любознательность. |
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» |
|
11 | Экскурсия на прачечную. | Сформировать знания о своем детском саде, умение ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения; воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения, аккуратность, бережное отношение к предметам. | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» |
|
12 | Консультация для родителей «Как научить ребенка умываться» | Сформировать у родителей ответственное отношение к здоровью своих детей, помочь им осознать важность правильного воспитания в вопросах гигиены. | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» |
|
Цикл занятий по воспитанию культуры поведения | ||||
13 | НОД «Путешествие в страну доброты и вежливости» | Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков, развивать сообразительность, внимание, память, интерес к занятию, воспитывать уважение к старшим, умение играть дружно со сверстниками, воспитывать культуру поведения и положительные взаимоотношения между детьми. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми. Показать, как приятно дарить добро людям. Расширять запас слов, обозначающих название действий, признаков, вводить в словарь детей антонимы (добрый - злой) |
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» |
|
14 | Беседа «Мои друзья» | обогащать сенсорный опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями об окружающем мире; формировать умение называть размер предмета; подводить детей к формированию сенсорных эталонов цвета; стимулировать активную речь детей через развитие мелкой моторики; развивать понимание речи, внимание и любознательность. Воспитывать желание приходить на помощь. |
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» |
|
15 | Сюжетно-отобразительная игра «Накормим куклу Катю обедом» | Продолжать знакомить с названиями столовой посуды, их формой, цветом; объяснять детям последовательность расстановки приборов для обеда. |
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» |
|
16 | Игровая ситуация «Лохматая кукла» | Расширять и закреплять знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». |
|
17 | Дидактическая игра «Что у нас на столе?» | Расширять знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда; закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь; расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис». | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». |
|
18 | НОД «Мойдодыр принес нам фрукты» | Дать детям первоначальные знания о фруктах. Обогатить словарь детей по теме «фрукты». Формировать устойчивые представления о величине (высокий-низкий), количестве (один, два, много), цвете. Уточнить знания о понятии «половина». Учить детей сравнивать совокупности предметов. Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений, тактильный и вкусовой анализаторы. |
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». |
|
19 | Беседа по картине «Режим дня» | Учить детей внимательно рассматривать картинки, отвечать на вопрос; вызвать желание соблюдать режим дня. | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». |
|
20 | Сюжетно-отобразительная игра «Почему кукла заболела» | Учить детей уходу за больными и знакомству с медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура». | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». |
|
21 | Ситуативная беседа " Как вести себя за столом" Формирование столового этикета. | Познакомить детей с новыми вежливыми словами на примере стихотворений О. Корнеевой, активизировать в речи соответствующие понятия. Вызвать желание сидеть за столом спокойно, кушать молча. | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». |
|
22 | Беседа с детьми " Кто опрятен, тот приятен". | Знакомить детей с правилами личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными. |
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». |
|
23 | Беседа «Почему у собачки заболели зубки?» | Формировать представление детей о зубах человека, об их значении в нашей жизни и о том, как за ними ухаживать; расширять словарный запас детей; развивать речевое дыхание; учить правильно чистить зубы; воспитывать культурно-гигиенические навыки. |
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
|
24 | Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения за столом» | Сформировать у родителей ответственное отношение к здоровью своих детей, помочь им осознать важность правильного поведения за столом, во время приема пищи. | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
|
25 | Консультация для родителей «Как ухаживать за зубами» | Сформировать у родителей ответственное отношение к здоровью своих детей, помочь им осознать важность правильного ухода за зубами. | «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
|
III этап – заключительный | ||||
26 | Викторина с детьми «В гостях у Мойдодыра» | Показать важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены; продолжать привить бережное отношение к своему здоровью; раскрыть понятие «личная гигиена»; воспитывать культуру здоровья, ведение здорового образа жизни. | «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,«Физическое развитие». |
|
27 | Книга изготовленная детьми, родителями и педагогами «Растем, умнеем, не белеем» | Сплочение детско-родительских отношений, единой целью по ознакомлению и привитию детям культурно-гигиенических навыков. | «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». | |
28 | Фотоколлаж «Да здравствует мыло душистое» | Сплочение детско-родительских отношений, единой целью по ознакомлению и привитию детям культурно-гигиенических навыков. | «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». |
Результаты деятельности проекта:
- С помощью взрослого приводят себя в порядок.
- Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой ,полотенцем, расческой, горшком).
- Держат ложку в правой руке, подносят ко рту не проливая, пережевывают пищу с закрытым ртом, пользуются салфеткой.
- По порядку одеваются и раздеваются, при небольшой помощи взрослого снимают одежду и обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках).
- Аккуратно складывают снятую одежду.
- Способны в игре отображать игровые умения по формированию культурно-гигиенических навыков.
- Знакомы с элементарными основами ЗОЖ.
Список используемой литературы:
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
- Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Пашкевич Т.Д. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
- Пашкевич Т.Д. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математике: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии
Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: - учить...
Исследовательский проект «Мыльные пузыри»
Исследовательский проект «Мыльные пузыри»
Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…»
Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: вызвать радостное, приподнятое настроение от занятий зимними видами спорта...