Педагогический проект в группе общеразвивающей направленности от двух до трех лет «Да здравствует мыло душистое»

 

Всего дороже чистота

В ее естественном обличье

Как родниковая вода,

Которой не бывает чище…

Е. Стужук.

Проблема

Несформированные культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста.

Актуальность

Ранний возраст – период не только быстрого физического, но и интенсивного психического развития ребенка: формирование восприятия, мышления, речи, памяти, чувства, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Всё психическое развитие ребенка осуществляется под влиянием окружающих его взрослых. В основу обучения детей раннего возраста положено развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, подмечать, сопоставлять, обобщать, необходимых в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний и жизненного опыта. 
Взрослый вводит ребенка в незнакомый ему мир: учит действиям с игрушками, другими предметами, создает условия для самостоятельной детской деятельности, открывает прелесть родной речи, воспитывает доброжелательность, полезные привычки.
Известно, что самые прочные привычки формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Культурно-гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В воспитательной работе надо использовать в качестве примера правильные навыки и поступки детей и взрослых. С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно приучают к определенным действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретенные в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте. Актуальность проблемы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в развитии ребенка.

Цель: формирование у детей культурно-гигиенических навыков через различные виды детской деятельности.

Задачи:

  •  формировать умения овладения культурно – гигиеническими навыками, и их последовательного выполнения;
  • развивать навыки самообслуживания;
  • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, салфеткой;
  • повысить интерес к вопросам укрепления здоровья у детей посредством использования игровых приемов и художественного слова;
  • повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей культурно – гигиенических навыков;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие воспитанников;
  • воспитывать желание выглядеть чистыми и опрятными.

Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс.

Предмет исследования: культурно- гигиенические навыки.

Гипотеза:

  • гигиенические навыки будут сформированы, если будут созданы следующие условия: будет разработан план мероприятий направленный на понимание важности заботы о собственном здоровье;
  • будут привлечены родители к совместной работе по формированию гигиенических навыков.

Новизна: заключается в использовании новых подходов в организации работы по гигиеническому воспитанию ребенка.

Теоретическая значимость: методические рекомендации для родителей по формированию у детей гигиенических навыков.

Практическая значимость: внедрение методики проектной деятельности в образовательный процесс.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»;
  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие»;
  • «Физическое развитие».

Длительность проекта: долгосрочный (октябрь 2017 г - ноябрь 2017 г.).

Вид проекта: познавательно-игровой.

Участники проекта:

  • Дети.
  • Родители воспитанников.
  • Воспитатель группы общеразвивающей направленности от 2-х до 3-х лет.
  • Музыкальный руководитель.
  • Медсестра ДОУ.

Планируемый результат:

Дети:

  • С помощью взрослого приводить себя в порядок.
  • Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
  • Держать ложку в правой руке, подносить ко рту не проливая, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой.
  • По порядку одеваться и раздеваться, при небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках).
  • Аккуратно складывать снятую одежду.
  • Способны в игре отражать игровые умения по формированию культурно-гигиенических навыков.
  • Готовы знакомиться с основами ЗОЖ.

Педагоги:

  • Создают условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
  • Используют устное народное творчество (потешки, песенки, прибаутки) в процессе умывания, одевания, во время еды.
  • Осуществляют индивидуальную деятельность с ребенком.
  • Сотрудничают с родителями, совместно решая с ними задачи по формированию культурно-гигиенических навыков.
  • Используют индивидуальные рекомендации, консультации и советы для родителей /создание банка данных/.
  • Внедряют инновационные технологии.

Родители:

  • Проявляют интерес к формированию культурно-гигиенических навыков у их детей.
  • Стремятся помочь использовать предложенные методы и приемы в домашних условиях.
  • Предоставляют ребенку возможность включаться в гигиенический процесс.
  • Проявляют интерес к жизни группы и ДОУ.

Формы работы с детьми в различных видах деятельности

Виды деятельности Формы работы
Двигательная Подвижные игры, физминутки, игры упражнения
Игровая Сюжетно-отобразительные игры, дидактические игры, подвижные игры, игровые ситуации
Коммуникативная НОД, разучивание потешек, песенок, стихотворений, рассматривание иллюстраций отображающих режимные моменты, просмотр презентаций, беседа
Трудовая Режимный момент: обучение умыванию, одеванию, раздеванию. Совместные действия: уборка игрушек после игры.
Чтение художественной литературы Чтение К. И.Чуковский « Мойдодыр », «Айболит», «Федорино горе», А. Барто «Девочка чумазая», потешки и стихи по теме, Шалаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. «Правила поведения для воспитанных детей»; Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»;
Исследовательская Опыты с водой: «горячая, не горячая», «чистая, грязная», «где спрятались микробы».

Методы работы:

  • Наблюдения.
  • Использование иллюстративного материала.
  • Использование ИКТ.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Дидактические игры.
  • Подвижные игры.
  • Художественно-продуктивная деятельность.

Средства обучения:

  • Плакаты.
  • Демонстрационный материал.
  • Мультимедийные презентация.

Оборудование и материалы:

Обучающий материал:

познавательная литература по данной теме, дидактические игры, картотеки потешек, стихов по формированию культурно-гигиенических навыков.

Демонстрационный материал:

сюжетные картинки, предметные картинки, используемые при умывании (мыло, мыльница, полотенце, расческа, тазик для мытья), одевании (комплекты одежды), во время еды (посуда), схемы-алгоритмы, иллюстрации из книг, фото и видео материалы.

Игровые атрибуты: набор детской посуды (чашки, блюдца, тарелки, чайник, ложки, кастрюля, сахарница и др.), комплект одежды для кукол, предметы-заместители, набор детской мебели, игровой персонаж для сюрпризных моментов и т.д.

Формы взаимодействия с родителями:

  • информирование,
  • рекомендации,
  • памятки,
  • консультации.

Распределение деятельности на этапы:

  1. Подготовительный этап:
  • постановка цели и задач;
  • подбор и изучение методической и художественной литературы.
  1. Разработка проекта:
  • составление плана деятельности;
  • подбор пособий для работы с детьми»;
  • выбор форм работы с детьми и родителями;
  • разработка конспектов занятий, бесед, рекомендаций для родителей.
  1. Реализация проекта:
  • беседы, наблюдения, занятия с детьми;
  • игровая, продуктивная деятельность с детьми.
  1. Итоговый этап:
  • Создание банка данных:
  • Картотека дидактических игр;
  • Картотека сюжетно-отобразительных игр;
  • Картотека подвижных игр и физминуток;
  • Подборка консультаций для родителей по теме.
  • Подведение итогов.

Продукт проектной деятельности:

  • Викторина «В гостях у Мойдодыра»;
  • Книга изготовленная детьми, родителями и педагогами «Растем, умнеем, не белеем с Мойдодыром»;
  • Фотоколлаж «Да здравствует мыло душистое».

Планирование и организация деятельности


п/п
Мероприятие Цели Интеграция с образовательными областями
I этап - подготовительный
 
  • Постановка цели и задач, подбор литературы;
  • Оформление родительского уголка, размещение консультаций, рекомендаций, памяток по теме проекта;
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для непрерывной образовательной деятельности, методической литературы;
  • Обогащение развивающей среды по данной тематике;
  • Создание презентаций;
  • Составление анкеты для родителей с целью определения знаний в данном вопросе.
II этап - основной
Цикл занятий по воспитанию культурно – гигиенических навыков
1 НОД «Искупаем куклу Катю» Формировать у детей культурно - гигиенические навыки, стремление к чистоплотности; создать радостное, эмоциональное настроение; побуждать детей к отзывчивости и сочувствию, вызвать желание прийти на помощь попавшей в беду кукле; использовать в работе с детьми здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры и упражнения. «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие».
2 НОД «В гостях у Мойдодыра» Учить называть органы чувств (глаза, рот, нос, ухо); знакомить с их ролью в организме.
Дать детям первоначальное представление о необходимых для организма человека предметах гигиены (мыло, мочалка, полотенце, зубная щетка, зубная паста); закрепить слова знакомой потешки.
Развивать внимание, память, речь.
Воспитывать культурно – гигиенические навыки, доброе отношение к окружающим.
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
3 НОД «Грязнуля» Учить умываться, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем.
Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; упражнять в умении сравнивать предметы по размеру и обозначать результат сравнения словами (большой мяч — маленький мяч).
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать память, мышление, внимание, восприятие.
Воспитывать интерес к действиям в процессе умывания, желание делать все самостоятельно; воспитывать опрятность, аккуратность.
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
4 НОД «Поможем Федоре» Продолжать знакомить детей с предметами гигиены.
Закрепление у детей навыка умывания.
Познакомить с разным состоянием температуры воды: холодная и теплая.
Доставить детям удовольствие от игр с водой, формировать умение играть рядом.
Развивать познавательный интерес и активность.
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие».
5 НОД «Умейка» Продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, обмывать руки, пользоваться личным полотенцем.
Формировать навыки личной гигиены.
 Воспитывать желание ухаживать за собой.
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие».
6 Аппликация «Украсим полотенце и подарим маме» Вызвать желание помогать своим друзьям и игрушкам; учить намазывать клеем заготовку и приклеивать на лист бумаги. Воспитывать аккуратность. «Художественно-эстетическое развитие», «Коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
7 Беседа «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое…» формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
познакомить детей со свойствами мыла;
закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло.
Способствовать проявлению любознательности и познавательной мотивации; обогащать словарный запас детей. Поддерживать интерес к познанию многообразия окружающего мира.
Воспитывать культурно - гигиенические навыки.
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
8 Рисование «Красивая салфетка для Кати» Вызвать желание помогать своим друзьям и игрушкам; учить украшать салфетку разноцветными кружками, правильно держать карандаш. Воспитывать аккуратность. «Художественно-эстетическое развитие», «Коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
9 Познавательная игра «Постираем платочки» Вызвать у детей интерес к игре; показать и познакомить с предметами для стирки (мыло, таз, вода). Формировать представление о чистоте, вызвать желание беречь свои вещи. Воспитывать аккуратность. «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие»
10 Игра-эксперимент «Знакомство со свойствами мыла» Познакомить детей со свойствами мыла.
Закреплять навыки самообслуживания.
Формировать положительные привычки (умывание, мытьё рук). Воспитывать любознательность.
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие»
11 Экскурсия на прачечную. Сформировать знания о своем детском саде, умение ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения; воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения, аккуратность, бережное отношение к предметам. «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие»
12 Консультация для родителей «Как научить ребенка умываться» Сформировать у родителей ответственное отношение к здоровью своих детей, помочь им осознать важность правильного воспитания в вопросах гигиены. «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие»
Цикл занятий по воспитанию культуры поведения
13 НОД «Путешествие в страну доброты и вежливости» Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков, развивать сообразительность, внимание, память, интерес к занятию, воспитывать уважение к старшим, умение играть дружно со сверстниками, воспитывать культуру поведения и положительные взаимоотношения между детьми.
Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми. Показать, как приятно дарить добро людям. Расширять запас слов, обозначающих название действий, признаков, вводить в словарь детей антонимы (добрый - злой)
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие»
14 Беседа «Мои друзья» обогащать сенсорный опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями об окружающем мире;
формировать умение называть размер предмета; подводить детей к формированию сенсорных эталонов цвета; стимулировать активную речь детей через развитие мелкой моторики;
развивать понимание речи, внимание и любознательность. Воспитывать желание приходить на помощь.
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие»
15 Сюжетно-отобразительная игра «Накормим куклу Катю обедом» Продолжать знакомить с названиями столовой посуды, их формой, цветом;
объяснять детям последовательность расстановки приборов для обеда.
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие»
16 Игровая ситуация «Лохматая кукла» Расширять и закреплять знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие».
17 Дидактическая игра «Что у нас на столе?» Расширять знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда; закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь; расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис». «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие».
18 НОД «Мойдодыр принес нам фрукты» Дать детям первоначальные знания о фруктах.
Обогатить словарь детей по теме «фрукты».
Формировать устойчивые представления о величине (высокий-низкий), количестве (один, два, много), цвете.
Уточнить знания о понятии «половина».
Учить детей сравнивать совокупности предметов.
Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений, тактильный и вкусовой анализаторы.
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
19 Беседа по картине «Режим дня» Учить детей внимательно рассматривать картинки, отвечать на вопрос; вызвать желание соблюдать режим дня. «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие».
20 Сюжетно-отобразительная игра «Почему кукла заболела» Учить детей уходу за больными и знакомству с медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура». «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
21 Ситуативная беседа " Как вести себя за столом" Формирование столового этикета. Познакомить детей с новыми вежливыми словами на примере стихотворений О. Корнеевой, активизировать в речи соответствующие понятия. Вызвать желание сидеть за столом спокойно, кушать молча. «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие».
22 Беседа с детьми " Кто опрятен, тот приятен".  Знакомить детей с правилами личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие».
23 Беседа «Почему у собачки заболели зубки?» Формировать представление детей о зубах человека, об их значении в нашей жизни и о том, как за ними ухаживать;
расширять словарный запас детей; развивать речевое дыхание;
учить правильно чистить зубы;
воспитывать культурно-гигиенические навыки. 
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие».
24 Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения за столом» Сформировать у родителей ответственное отношение к здоровью своих детей, помочь им осознать важность правильного поведения за столом, во время приема пищи. «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие».
25 Консультация для родителей «Как ухаживать за зубами» Сформировать у родителей ответственное отношение к здоровью своих детей, помочь им осознать важность правильного ухода за зубами. «Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие».
III этап – заключительный
26 Викторина с детьми «В гостях у Мойдодыра» Показать важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены; продолжать привить бережное отношение к своему здоровью; раскрыть понятие «личная гигиена»; воспитывать культуру здоровья, ведение здорового образа жизни. «Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие»,«Физическое развитие».
27 Книга изготовленная детьми, родителями и педагогами «Растем, умнеем, не белеем» Сплочение детско-родительских отношений, единой целью по ознакомлению и привитию детям культурно-гигиенических навыков. «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
28 Фотоколлаж «Да здравствует мыло душистое» Сплочение детско-родительских отношений, единой целью по ознакомлению и привитию детям культурно-гигиенических навыков. «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Результаты деятельности проекта:

  • С помощью взрослого приводят себя в порядок.
  • Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой ,полотенцем, расческой, горшком).
  • Держат ложку в правой руке, подносят ко рту не проливая, пережевывают пищу с закрытым ртом, пользуются салфеткой.
  • По порядку одеваются и раздеваются, при небольшой помощи взрослого снимают одежду и обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках).
  • Аккуратно складывают снятую одежду.
  • Способны в игре отображать игровые умения по формированию культурно-гигиенических навыков.
  • Знакомы с элементарными основами ЗОЖ.

 

Список используемой литературы:

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
  2. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  4. Пашкевич Т.Д. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
  5. Пашкевич Т.Д. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математике: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: - учить...

Исследовательский проект «Мыльные пузыри»

Исследовательский проект «Мыльные пузыри»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: вызвать радостное, приподнятое настроение от занятий зимними видами спорта...

Читайте также

Игры с мячом в работе педагога-психолога

Игры с мячом в работе педагога-психолога Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с...

Инфрмационно-практико-ориентировочный, творческий проект «Настоящая семья - папа, мама, книга, я»…

 Инфрмационно-практико-ориентировочный, творческий проект «Настоящая семья - папа, мама, книга, я» в подготовительной группе

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и…

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий «Кругосветное путешествие» Цель: Закрепить знания детей о природе, бережном...