Проект «Волшебство на грядке»
Доминирующая деятельность – «Информационно-практико-ориентированный», «Исследовательский».
Предметно-содержательная область –межпредметный.
Характер координации – скрытая, открытая координация.
Число участников – групповой.
Продолжительность – среднесрочный.
Характер контактов – внутригрупповой.
Участники проекта: педагоги, дети, родители воспитанников.
Образовательные области: «Социум», «Творчество», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание».
1. Введение
1.1. Краткое обоснование проекта
Актуальность рассматриваемой темы связана в первую очередь с тем, что в настоящее время многие родители, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес у ребенка, если взрослые научат его наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Только таким образом можно решить задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия связывают с наблюдениями за результатами своего труда. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Понимание взрослыми того, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен, приводит к использованию детской проектной и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательной работе детского сада. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
1.2. Цель проекта
Развитие у детей дошкольного возраста экологических представленийчерез формирование знаний о ценности зелёных растений и правилах поведения с ними, потребности ухода за огородными культурами и цветами.
Задачи:
1. Создать условия для познавательной, поисково-исследовательской деятельности детей.
2. Расширить кругозор детей о природном окружении на основе материала, доступного их пониманию.
3. Воспитывать потребность узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
4. Воспитывать чувство привязанности к своей малой Родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
5. Вовлечь родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Этапы проекта:
1. Организационно-подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
4. Аналитический.
2. Основное содержание проекта
2.1. Теоретическое обоснование проблемы
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады.
Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.
Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.
Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие, У них развивается любознательность.
Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знании и развитие умственных способностей.
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Именно он дает ребенка ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога - его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.
С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.
Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это - живые организмы о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.
Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.
В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять ее.
Таким образом,в дошкольном возрасте дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.
2.2. Описание продукта проектирования
Продукт проектирования:
2.3. Планирование деятельности по созданию продукта
Этапы реализации проекта: | |||||
№ | Виды деятельности | Срок реализации | Ответственный | ||
|
|||||
1. | Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта | Январь 2018 г | Педагоги | ||
2. | Подбор и изучение методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.) | Январь 2018 г | Педагоги | ||
3. | Подбор и разработка наглядно-дидактического материала; художественной литературы | Январь 2018 г | Педагоги | ||
4. | Подбор дидактических игр | Январь 2018 г | Педагоги | ||
5. | Подбор форм работы с детьми и родителями воспитанников | Январь 2018 г | Педагоги | ||
6. | Разработка перспективного плана |
|
|
||
7. | Разработка конспектов, сценариев для проведения воспитательно-образовательной работы с детьми. | Февраль 2018 г | Педагоги | ||
8. | Разработка материалов для организации работы с родителями. | Февраль
2018 г |
Педагоги | ||
9. |
|
Февраль
2018 г |
Педагоги | ||
10. | Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса. | Февраль
2018 г |
Педагоги | ||
II. Основной текуший этап | |||||
1. | Диагностика знаний детей об овощах, цветах. | Март
2018 г |
Педагоги | ||
2. | Беседа о пользе овощей и фруктов | Март
2018 г |
Педагоги | ||
3. | Разговор-беседа на тему: « Что необходимо, чтобы растение росло» | Март
2018 г |
Педагоги | ||
4. | НОД «Зачем растению нужны семена?» | Апрель 2018 г | Педагоги | ||
5. | Исследовательская деятельность «Знакомство с почвой» | Апрель
2018 г |
Педагоги | ||
6. | Труд в природе «Сажаем рассаду»
|
Апрель
2018 г |
Педагоги | ||
7. | Совместная деятельность с детьми «Посев семян цветов» | Апрель
2018 г |
Педагоги | ||
8. | Труд в природе «Посев редиса» | Май
2018 г |
Педагоги | ||
9. | НОД рисование «Желтый одуванчик» | Май
2018 г |
Педагоги | ||
10. | Исследовательская деятельность «Диковинный овощ» | Май
2018 г |
Педагоги | ||
11. | Консультация для родителей «Экологические игры для детей дома» | Май
2018 г |
Педагоги | ||
12. | Аппликация «Мой любимый цветок» | Июнь
2018 г |
Педагоги | ||
13. | Составление описательных рассказов «Овощи» | Июнь
2018 г |
Педагоги | ||
14. | Выставка плакатов «Сохраним родную природу!» | Июнь
2018 г |
Педагоги | ||
15. | Беседа на тему Зеленые друзья» | Июль
2018 г |
Педагоги | ||
16. | Лепка «Морковка для зайчика» | Июль
2018 г |
Педагоги | ||
17. | НОД «Овощи и фрукты - полезные продукты» | Июль
2018 г |
Педагоги | ||
18. | Развлечение «Поделки из овощей» | Август
2018 г |
Педагоги | ||
19. | Мастер-класс для родителей «Лэпбук. Закрепляем знания детей.» | Август
2018 г |
Педагоги | ||
20. | Выставка совместных рисунков
«Цветы и лето» |
Сентябрь
2018 г |
Педагоги | ||
21. | Совместная деятельность «Собираем урожай» | Сентябрь
2018 г |
Педагоги | ||
22. | Труд в природе. Пересадка цветов из цветников. | Сентябрь
2018 г |
Педагоги | ||
23. | НОД «Овощи и фрукты: полезно и вкусно» | Октябрь
2018 г |
Педагоги | ||
24. | Развлечение «Праздник овощей» | Октябрь
2018 г |
Педагоги | ||
25. | Творческая самостоятельная деятельность. «Семена-художники» | Октябрь
2018 г |
Педагоги | ||
26. | Фотовыставка «Эколог с пелёнок» | Ноябрь
2018 г |
Педагоги | ||
27. | Диагностика знаний детей об овощах и цветах | Ноябрь 2018 г | Педагоги | ||
28. | Выставка детской книги «Растения вокруг нас» | Декабрь 2018 г | Педагоги | ||
III.Заключительный этап | |||||
1. | Фотокалейдоскоп «Воспоминания о лете» | Декабрь
2018 г |
Педагоги | ||
2. | Оформление портфолио проекта | Декабрь
2018 г |
Педагоги | ||
IV. Аналитический этап | |||||
1. | Рефлексия проделанной работы. | Январь
2019 г |
Педагогический коллектив ДО | ||
2. | Внешняя оценка проекта. |
|
|
Ресурсы проекта:
1. Человеческие (дети, воспитатели, родители).
2. Материальные (педагогическая литература, оборудование, пособия, ТСО, материалы ИЗО).
2.4. Указание ожидаемых результатов дальнейшего внедрения продукта
Ожидаемые результаты:
- Будут созданы условия для познавательной, поисково-исследовательской деятельности детей.
- Расширится кругозор детей о природном окружении на основе материала, доступного их пониманию.
- У детей появится потребность узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
- Будет воспитано чувство привязанности к своей малой Родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
- Родители будут вовлечены в совместную познавательно- исследовательскую деятельность.
Гипотеза
Не следует сразу ожидать от детей высокого уровня знаний о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, но если в ходе реализации проекта.
У детей будут сформированы эстетические чувства к родной природе. Если дети познакомятся с основами экологической культуры, научатся ухаживать за растениями.
Родители обогатят свои знания о растительном мире, уточнят допустимые формы ознакомления детей с природным окружением.
Педагоги начнут проявлять более глубокий интерес к экологическому воспитанию дошкольников, расширят собственный кругозор о природе родного края, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
2.5. Возможные трудности, препятствующие внедрению продукта
(Материальные, технические, кадровые ресурсы.)
Сдерживающие силы: пассивность родителей и педагогов; большая подготовка к проведению проекта.
Устранение рисков: стимулированиемотивации родителей и педагогов для участия в проекте через использование различных форм организации мероприятий.
2.6. Оценка результатов дальнейшего внедрения продукта
Проект позволит:
- осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
- создать условия для роста активности и инициативы педагогов по применению экологических принципов на практике;
- сформировать умение педагога организовывать активные формы работы с родителями;
- осуществлять профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов для распространения педагогического опыта
Педагогические условия эффективности проекта:
Использование проекта в детском саду помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам и их родителям; вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
3. Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей то есть.экологизацию различных видов деятельности ребенка.
В реализации задач экологического воспитания дошкольников рекомендации для воспитателей в организации различных видов детской деятельности играют крайне важную роль; т.к.воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем мире; развивает мотивационно – оценочную сферу личности, а также коммуникативные умения по отношению к людям и природе.
Интеграция различных видов детской деятельности в процесс воспитания основ экологической культуры позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать интерес и активность в познании природного окружения.
Залогом успеха в экологическом воспитании дошкольников является системный и творческий подход. Разработанный проект по повышению уровня экологической воспитанности младших дошкольников показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников после проведения мероприятий оказался выше, чем до проекта
Дошкольный возраст - особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство с природой - это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. У детей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный), развиваются различные виды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначать причинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессе осуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство с природой закладываются зачатки трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания.
4. Список использованной литературы.
- Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы. – Мн.: Полымя, 1985. – 112 с.
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
- Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 2001 г., т. 1,2.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г.Саморуковой.- М.: Просвещение, 1992.- 240с. 5-09-003254-8.
- Меремьянина О. Край, в котором я живу / О.Меремьянова// Дошкольное воспитание. -1999. - №5.- С.44-39.
- Меремьянина О. «Край, в котором я живу» / Дошкольное воспитание. -1999 г. - № 5.-44-39стр.
- Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.
- Программа воспитание и обучения в детском саду / М.А.Васильевой.- М.: Просвещение, 1985.-240с.
- РыбаковБ.В.Народный календарь / Б.В.Рыбаков.- Средний урал, 1980.-80с.
- УрунтаеваТ.А.Знакомим малышей с окружающим миром / Т.А.Урунтаева, А.М.Афонькина.- М., 1997.- 104с.- ISBN 5-7042-1124-0
- Формирование основ экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста. - Волгоград, " Перемена", 1994 г
Читайте также |
---|
Песенное творчество на музыкальных занятиях в ДОУ
Песенное творчество на музыкальных занятиях в ДОУ Успешность творческих проявлений детей в данном виде творчества зависит от развития музыкальных способностей (ладового...
Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного…
Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста Не секрет, что речь имеет колоссальное значение в жизни каждого...
Эссе «Я-педагог»
Эссе «Я-педагог»