Проект «Волшебство на грядке»

 

Доминирующая деятельность – «Информационно-практико-ориентированный», «Исследовательский».

Предметно-содержательная область –межпредметный.

Характер координации – скрытая, открытая координация.

Число участников – групповой.

Продолжительность – среднесрочный.

Характер контактов – внутригрупповой.

Участники проекта: педагоги, дети, родители воспитанников.

Образовательные области: «Социум», «Творчество», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание».

 

1. Введение

1.1. Краткое обоснование проекта

Актуальность рассматриваемой темы связана в первую очередь с тем, что в настоящее время многие родители, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес у ребенка, если взрослые научат его наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Только таким образом можно решить задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.

Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия связывают с наблюдениями за результатами своего труда. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.

Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Понимание  взрослыми того, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен, приводит к использованию детской проектной и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательной работе детского сада. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

1.2. Цель проекта

Развитие у детей дошкольного возраста экологических представленийчерез формирование знаний о ценности зелёных растений и правилах поведения с ними, потребности ухода за огородными культурами и цветами.

Задачи:

1. Создать условия для познавательной, поисково-исследовательской деятельности детей.

2. Расширить кругозор детей о природном окружении на основе материала, доступного их пониманию.

3. Воспитывать потребность узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

4. Воспитывать чувство привязанности к своей малой Родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

5. Вовлечь родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

Этапы проекта:

1. Организационно-подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

4. Аналитический.

2. Основное содержание проекта

2.1. Теоретическое обоснование проблемы

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.

Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады.

Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.

Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.

Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие, У них развивается любознательность.

Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знании и развитие умственных способностей.

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Именно он дает ребенка ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога - его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.

С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это - живые организмы о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.

Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять ее.

Таким образом,в дошкольном возрасте дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.

2.2. Описание продукта проектирования

1

Продукт проектирования:

2.3. Планирование деятельности по созданию продукта

Этапы реализации проекта:
Виды деятельности Срок реализации Ответственный
  1. Организационно - подготовительный этап
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Январь 2018 г Педагоги
2. Подбор и изучение методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.) Январь 2018 г Педагоги
3. Подбор и разработка наглядно-дидактического материала; художественной литературы Январь 2018 г Педагоги
4. Подбор дидактических игр Январь 2018 г Педагоги
5. Подбор форм работы с детьми и родителями воспитанников Январь 2018 г Педагоги
6. Разработка перспективного плана

 

 

7. Разработка конспектов, сценариев для проведения воспитательно-образовательной работы с детьми. Февраль 2018 г Педагоги
8. Разработка материалов для организации работы с родителями. Февраль

2018 г

Педагоги
9.

 

Февраль

2018 г

Педагоги
10. Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса. Февраль

2018 г

Педагоги
II. Основной текуший этап
1. Диагностика знаний детей об овощах, цветах. Март

2018 г

Педагоги
2. Беседа о пользе овощей и фруктов Март

2018 г

Педагоги
3. Разговор-беседа на тему: « Что необходимо, чтобы растение росло» Март

2018 г

Педагоги
4. НОД «Зачем растению нужны семена?» Апрель 2018 г Педагоги
5. Исследовательская деятельность «Знакомство с почвой» Апрель

2018 г

Педагоги
6. Труд в природе «Сажаем рассаду»

 

Апрель

2018 г

Педагоги
7. Совместная деятельность с детьми «Посев семян цветов» Апрель

2018 г

Педагоги
8. Труд в природе «Посев редиса» Май

2018 г

Педагоги
9. НОД рисование «Желтый одуванчик» Май

2018 г

Педагоги
10. Исследовательская деятельность «Диковинный овощ» Май

2018 г

Педагоги
11. Консультация для родителей «Экологические игры для детей дома» Май

2018 г

Педагоги
12. Аппликация «Мой любимый цветок» Июнь

2018 г

Педагоги
13. Составление описательных рассказов «Овощи» Июнь

2018 г

Педагоги
14. Выставка плакатов «Сохраним родную природу!» Июнь

2018 г

Педагоги
15. Беседа на тему Зеленые друзья» Июль

2018 г

Педагоги
16. Лепка «Морковка для зайчика» Июль

2018 г

Педагоги
17. НОД «Овощи и фрукты - полезные продукты» Июль

2018 г

Педагоги
18. Развлечение «Поделки из овощей» Август

2018 г

Педагоги
19. Мастер-класс для родителей «Лэпбук. Закрепляем знания детей.» Август

2018 г

Педагоги
20. Выставка совместных рисунков

«Цветы и лето»

Сентябрь

2018 г

Педагоги
21. Совместная деятельность «Собираем урожай» Сентябрь

2018 г

Педагоги
22. Труд в природе. Пересадка цветов из цветников. Сентябрь

2018 г

Педагоги
23. НОД «Овощи и фрукты: полезно и вкусно» Октябрь

2018 г

Педагоги
24. Развлечение «Праздник овощей» Октябрь

2018 г

Педагоги
25. Творческая самостоятельная деятельность. «Семена-художники» Октябрь

2018 г

Педагоги
26. Фотовыставка «Эколог с пелёнок» Ноябрь

2018 г

Педагоги
27. Диагностика знаний детей об овощах и цветах Ноябрь 2018 г Педагоги
28. Выставка детской книги «Растения вокруг нас» Декабрь 2018 г Педагоги
III.Заключительный этап
1. Фотокалейдоскоп «Воспоминания о лете» Декабрь

2018 г

Педагоги
2. Оформление портфолио проекта Декабрь

2018 г

Педагоги
IV. Аналитический этап
1. Рефлексия проделанной работы. Январь

2019 г

Педагогический коллектив ДО
2. Внешняя оценка проекта.

 

 

Ресурсы проекта:

1. Человеческие (дети, воспитатели, родители).

2. Материальные (педагогическая  литература, оборудование, пособия, ТСО, материалы ИЗО).

2.4. Указание ожидаемых результатов дальнейшего внедрения продукта

Ожидаемые  результаты:

  • Будут созданы условия для познавательной, поисково-исследовательской деятельности детей.
  • Расширится кругозор детей о природном окружении на основе материала, доступного их пониманию.  
  • У детей появится потребность узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
  • Будет воспитано чувство привязанности к своей малой Родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
  • Родители будут вовлечены в совместную познавательно- исследовательскую деятельность.

Гипотеза

Не следует сразу ожидать от детей высокого уровня знаний о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, но если в ходе реализации проекта.

У детей будут сформированы эстетические чувства к родной природе. Если дети познакомятся с  основами экологической культуры, научатся ухаживать за растениями.

Родители обогатят свои знания о растительном мире, уточнят допустимые формы ознакомления детей с природным окружением.

Педагоги начнут проявлять более глубокий интерес к экологическому воспитанию дошкольников, расширят собственный кругозор о природе родного края, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

2.5. Возможные трудности, препятствующие внедрению продукта

(Материальные, технические, кадровые ресурсы.)

Сдерживающие силы: пассивность родителей и педагогов; большая подготовка к проведению проекта.

Устранение рисков: стимулированиемотивации родителей и педагогов для участия в проекте через использование различных форм организации мероприятий.

2.6. Оценка результатов дальнейшего внедрения продукта

Проект позволит:

  • осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
  • создать условия для роста активности и инициативы педагогов по применению экологических принципов на практике;
  • сформировать умение педагога организовывать активные формы работы с родителями;
  • осуществлять профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов для распространения педагогического опыта

Педагогические условия эффективности проекта:

Использование проекта в детском саду помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам и их родителям;  вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

3. Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей то есть.экологизацию различных видов деятельности ребенка.

В реализации задач экологического воспитания дошкольников рекомендации для воспитателей в организации различных видов детской деятельности играют крайне важную роль; т.к.воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем мире; развивает мотивационно – оценочную сферу личности, а также коммуникативные умения по отношению к людям и природе.

Интеграция различных видов детской деятельности в процесс воспитания основ экологической культуры позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать интерес и активность в познании природного окружения.

Залогом успеха в экологическом воспитании дошкольников является системный и творческий подход. Разработанный проект по повышению уровня экологической воспитанности младших дошкольников показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников после проведения мероприятий оказался выше, чем до проекта

Дошкольный возраст - особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство с природой - это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. У детей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный), развиваются различные виды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначать причинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессе осуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство с природой закладываются зачатки трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания.

4. Список использованной литературы.

  1. Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы. – Мн.: Полымя, 1985. – 112 с.
  2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
  3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 2001 г., т. 1,2.
  4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г.Саморуковой.- М.: Просвещение, 1992.- 240с. 5-09-003254-8.
  5. Меремьянина О. Край, в котором я живу / О.Меремьянова// Дошкольное воспитание. -1999. - №5.- С.44-39.
  6. Меремьянина О. «Край, в котором я живу» / Дошкольное воспитание. -1999 г. - № 5.-44-39стр.
  7. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.
  8. Программа воспитание и обучения в детском саду / М.А.Васильевой.- М.: Просвещение, 1985.-240с.
  9. РыбаковБ.В.Народный календарь / Б.В.Рыбаков.- Средний урал, 1980.-80с.
  10. УрунтаеваТ.А.Знакомим малышей с окружающим миром / Т.А.Урунтаева, А.М.Афонькина.- М., 1997.- 104с.- ISBN 5-7042-1124-0
  11. Формирование основ экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста. - Волгоград, " Перемена", 1994 г


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Песенное творчество на музыкальных занятиях в ДОУ

Песенное творчество на музыкальных занятиях в ДОУ Успешность творческих проявлений детей в данном виде творчества зависит от развития музыкальных способностей (ладового...

Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного…

Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста Не секрет, что речь имеет колоссальное значение в жизни каждого...

Эссе «Я-педагог»

Эссе «Я-педагог»

Читайте также

Характер формируется с детства

Характер формируется с детства Кто из родителей не мечтает увидеть в своем ребенке все лучшие черты, присущее человеку! Но хотеть -...

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда? Тема: «В…

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда?Тема: «В мире русских народных сказок Цель: расширить представление детей об интеллектуальных играх, развивать интеллектуальный...

Творческий проект

Творческий проект Содержание видов детской деятельности по образовательным областям   Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность 1. Опытно – экспериментальная деятельность «Снег чистый...