Сайт для воспитателей детских садов



Исследовательский проект «Русские богатыри – защитники Отечества»

 

«Гордиться славою предков

не только можно, но и должно»

А.С.Пушкин.

Происхождение темы:

Однажды, заведя разговор о нашей Родине, о нашей стране, в своей речи я употребила термин «Отечество». «А что понимается под словом «Отечество»?» - спросили меня дети». Это страна, где мы родились, физически развились, окрепли, где живут наши родители и жили наши предки, где жили и живут люди близкие, дорогие нашему сердцу; это народ, его нравы, обычаи и духовная культура. Совокупность всего этого составляет то, что принято называть Отечеством. «А с чего начинается любовь к Отечеству? – спросили меня дети». Любовь к Отечеству начинается с любви к семье, к Родине, к её природе, к городу или селу, в котором человек родился и рос, школе, в которой он учился, к друзьям, к родным, к обрядам, к родным обычаям, к истории своей страны. Любовь к Отечеству – это зачаток патриотизма. «А что такое патриотизм? – спросили меня дети». Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу. Образцами патриотизма богата наша Родина. Русский народ хранит и свято чтит память и подвиги на благо Родины святого Александра Невского, преподобного Сергия игумена Радонежского. Они были великие подвижники благочестия и одновременно великие патриоты, активные участники созидания величия Родины. А если мы начнём вспоминать с давних – давних времён, то узнаем, что славилась русская земля мужественными и сильными людьми – богатырями. Что мы знаем о них? Были богатыри. Они воевали с врагами. Что мы хотим узнать? Узнать кто такие богатыри, как их звали, в какое время они жили, какие подвиги совершали, с кем они сражались, кого защищали, как называлась одежда и доспехи русских богатырей, и наконец как стать богатырём? Что нужно сделать, чтобы узнать об этом? Провести исследовательскую работу по формированию патриотических чувств.

Пояснительная записка

Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе, верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях, характера и быта наших предков. Это обогатит любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и её будущее.

Гипотеза: если с самого раннего возраста воспитывать чувство привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, то начнёт формироваться тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Цель проекта: развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.

Задачи проекта

1. Обучающие:

1. Формировать представление о русском воине - богатыре как о защитнике Отечества;

2. Познакомить детей с доспехами, военным снаряжением русского воина – богатыря;

3. Способствовать пониманию детьми образа русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу;

4. Познакомить детей с картиной В.М.Васнецова «Богатыри», дать первоначальные представления об особенностях былинного жанра;

5. Познакомить с богатырской темой в русской музыке;

6. Расширять словарный запас детей: воины – богатыри, застава, Родина – Отечество.

2. Воспитательные:

1. Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите, содействовать воспитанию любви к Родине – России, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.

3. Развивающие:

1. Способствовать развитию духовно – нравственного отношения к миру, учить понимать защиту малых и слабых как долг, показать образец отношения к ближним и Родине.

Тип проекта

По основной деятельности: исследовательский.

По характеру процесса продвижения проекта: гибкий, творческий.

По времени: краткосрочный.

По характеру контактов: коллективный, в рамках ДОУ.

Форма представления: выступление с проектом в детском саду, презентация.

Этапы реализации проекта

1 этап – организационно - подготовительный

(с 18.01.16 г. – 29.01.16 г.)

Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно – методического обеспечения.

Содержание Формы работы
Постановка проблемы. Самообразование; разработка проекта; постановка цели и задач.
Обогащение предметно – развивающей среды. Подборка дидактических игр; изготовление атрибутов для игровой и театрализованной деятельности; игрушки и игровое оборудование.
Подготовка программно – методического обеспечения для реализации проекта. Подборка методической и художественной литературы по теме; подбор музыкальных произведений о Родной земле; наглядно-дидактического пособия; наглядно-иллюстративного материала.

2 этап – рефлексивно - диагностический

(с 1.02.16 г. – 12.02.16 г.)

Цель: выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта.

Содержание Формы работы
Уточнение представлений детей по данной теме их личный опыт. Вводная беседа (определить начальный уровень знаний детей по данной теме).
Выявление уровня знаний родителей по данной теме. Анкетирование; посредством индивидуальных и групповых консультаций, бесед, выявить у родит елей возможности, средства, необходимые для реализации проекта.
Составление тематического перспективного планирования. Самообразование.

3 этап – практический

(15.02.16 г. – 22.02.16 г.)

Цель: реализация проблемы формирования целостного представления детей о русских богатырях – защитниках Отечества.

Содержание Форма работы
Ознакомление с темой проекта, постановка проблемной ситуации. Беседы, занятия.
Активное внедрение различных форм работы с детьми. Ознакомление с художественной литературой, включающей пословицы и поговорки о силе, смелости и отваге; познакомить с особенностями былинного жанра с использованием презентации «Богатыри земли русской»; познакомить с музыкальными произведениями и со старинным народным инструментом – гуслями; совершить виртуальную экскурсию «Путешествие по городам Древней Руси»; посещение детьми библиотеки; просмотр мультфильмов: «Илья Муромец».
Развитие предметно – развивающей среды. Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм; подборка дидактических игр; наглядно – дидактического пособия, наглядно иллюстративного материала, картин, разнообразных репродукций.
Досуговая деятельность. Развлечения, игры – соревнования, подвижные игры; праздник посвящённый дню защитника Отечества.
Работа с родителями. Консультации, беседы, родительское собрание, рекомендация по посещению музея изобразительных искусств; конкурс семейных работ по данной теме – конкурс рисунков; совместное изготовление атрибутов к играм.

4 этап – заключительный

(с 22.02.16 г. – 26.02.16 г.)

Цель: определение дальнейших форм реализации проекта.

Содержание Формы работы
Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта. Беседы, занятия, викторины.
Анализ полученных знаний и умений родителей, их интерес к данной проблеме. Анкетирование родителей; развлечения, викторины, участие в празднике посвящённом дню защитника Отечества.
Определение дальнейшей работы по данной теме. Корректировка перспективного плана, форм работы по данной проблеме.
Подготовка к презентации проекта. Подготовка продукта деятельности к презентации, представление продукта деятельности зрителям.

Оценка: что нового для себя мы узнали?

С точки зрения детей: использование разнообразных форм и методов работы с детьми по формированию нравственно – патриотических чувств способствовали расширению и обогащению знаний детей о русских богатырях, в какое время они жили, какие подвиги совершили, с кем они сражались, кого защищали, как называлась одежда и доспехи русских богатырей. Работа в данном направлении не только обогащает знания и опыт детей, но и помогает использовать их в жизненных ситуациях.

С точки зрения воспитателей: воспитатель имел возможность проявить свои творческие способности в соответствии со своим профессиональным уровнем.

С точки зрения родителей: обогащение родительского опыта приёмами воздействия и сотрудничества с ребёнком. Повышение компетенции родителей в вопросах формирования нравственно – патриотических чувств у детей.

Формы реализации проекта

Познавательное развитие

  1. «Путешествие по городам Древней Руси»;
  2. «Былины – кладезь народной мудрости»;
  3. «Былинные богатыри – славные защитники родной земли».

Речевое развитие

Рассматривание картин В.М.Васнецова:

  1. «Три богатыря»;
  2. «Витязь на распутье»;
  3. «Битва на Калиновом мосту»;
  4. Составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Три богатыря»;
  5. Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырём»;
  6. Заучивание потешек о богатырях;
  7. Знакомство с пословицами и поговорками о силе, мужестве, отваге, о Родине и её защитниках;
  8. Загадки о богатырях.

Ознакомление с художественной литературой

  1. Е.А.Николаева «Чудо – богатыри земли Русской»;
  2. Чтение былин о богатырях: «Застава богатырская», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник»; «Добрыня и змей».

Художественно – эстетическое развитие

Рисование:

  1. «Богатыри земли русской»;
  2. «Змей Горыныч»;
  3. Раскраски по теме.

Лепка:

  1. «Богатырский конь»;
  2. «Царь колокол».

Аппликация:

  1. «Сторожевая башня»;
  2. «Портрет богатыря».

Конструирование:

  1. «Старинный город»;
  2. «Крепость».

Музыкальное развитие

  1. Тема богатырей – М.Мусоргский «Богатырские ворота»;
  2. «Русская народная былина об Илье Муромце» в исполнении Ф.И.Шаляпина;
  3. Тема богатырского дозора – С.Танеев.

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры:

  1. «Три богатыря»;
  2. «Богатыри охраняют русскую землю»;
  3. Просмотр мультфильмов по данной теме.

Настольно – печатные игры:

  1. «Где кощей»;
  2. «Кольцо и меч».

Игры – пазлы:

1. «Строим дом»;

2. «Три богатыря».

Дидактические игры:  

  1. «4 лишний»;
  2. «Что нужно богатырю»;
  3. «Угадай, о ком говорю»;
  4. «Узнай по описанию»;
  5. «Собери богатыря в дорогу».

Ручной труд:

  1. Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм: щит, меч, шлем, изготовление кольчуг из бросового материала.

Физическое развитие

Подвижные игры:

  1. «Поймай хвост» (ловишки с ленточками);
  2. «Змейка» (с верёвкой);
  3. «Игра в холсты»;
  4. «Стрелок»;
  5. Перетягивание каната;
  6. Игры – эстафеты по данной теме;
  7. Развлечение «Богатырские состязания».

Беседы

  1. «Богатырские доспехи»;
  2. «Оружие богатырей»;
  3. «Подвиги русских богатырей».

Формы работы с родителями

Консультация

  1. «Роль чтения былин в воспитании детей».

Рекомендация

  1. Совместное посещение музея изобразительных искусств.

Мероприятия, совместные с родителями

  1. Родительское собрание с целью ознакомления родителей с проектом, выявить возможности, средства, необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников;
  2. Конкурс детско – родительского творчества «Богатыри земли русской» - конкурс рисунков;
  3. Совместное изготовление атрибутов к играм, празднику.

Заключение

Проведённая работа дала положительные результаты. У детей активизировался словарный запас, появился интерес и расширились знания о нашей Родине – России. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Наш проект – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое внимание уделяется формированию нравственно – патриотических чувств у детей. Этот учебно – воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов.

В рамках реализации работы в этом направлении был создан проект на тему «Русские богатыри – защитники Отечества».

Литература.

  1. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.
  2. Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков. Основы православной культуры: учебно – методическое пособие для педагогов детских садов; Курский государственный университет, 2008.
  3. Основы православной культуры. Книга для учителя. О.К.Харитонова под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева. – М. : Издательский дом «Покров», 2002.
5 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии

Подписка

Подписаться на получение новостей сайта



Вход на сайт


Комментарии

  • Лев
    [quote name="Ольга"]Ни на Ивановна, СПАСИБО!!!Отлич ный сценарий!Была бы очень благодарна, если бы ...

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо за разнообразие и вдохновение)!

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Ольга Николаевна, это потрясающая идея! Спасибо)

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо! Очень насыщенно)

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо! Замечательно описано), уже хочется поиграть,))

    Подробнее...

Добавить статью на сайт