Проект на тему: «Организация мини-музея «От атома до Вселенной»

(Старшая группа)

 

Актуальность проекта:

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов.

Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.

Именно поэтому выбор темы мини-музея «От атома до Вселенной».

Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи. Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.

В огромной вселенной, в которой мы существуем, крошечные атомы составляют строительные блоки всего вокруг нас. Размер имеет значение, когда речь заходит о понимании космоса. Добро пожаловать в путешествие по Вселенной.

Вид проекта: Познавательно – творческий, практико-ориентированный, долговременный, коллективный.

Тип проекта: Долговременный: январь – декабрь 2016 г.

Участники проекта: дети старшей группы «Солнышко», родители, воспитатели.

Цели:

1. Формировать у детей представления о космосе, о целостности окружающего мира через совместную проектную и исследовательскую деятельность детей, педагогов и родителей.

2. Создание мини-музея в группе, как отражение интересов и проявление инициативы детей, обогащение развивающей среды группы.

3. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста в системе музейной педагогики.

4. Приобщение детей к музейной культуре.

5. Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и будущему.

Задачи:

1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязи во вселенной, в солнечной системе.

2. Формировать элементарные представления о строении вещества.

3. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей).

4. Поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых и их разнообразной деятельности.

5. Пополнить знания детей историческим содержанием о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики.

6. Развивать интерес к научному познанию социальной действительности, любознательность.

7. Воспитывать любовь и уважение к людям – первооткрывателям.

8. Формировать у дошкольников представления о музее.

9. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, уважения к знаменитым землякам.

Особенности мини-музея в детском саду:

- Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.

- Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.

- Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.

Материально-техническая база:

Мини-музей, включающий в себя: модели Солнечной системы, космической станции, космической ракеты, космонавта, «летающей тарелки» с инопланетянами, скафандра, кометы, первого спутника, атома и молекулы, и.т.д., изготовленные руками детей, родителей, воспитателей; книги, альбомы, иллюстративный материал по теме; микроскоп, телескоп;

Методическое оснащение: дидактические игры, карточки, беседы, стихи, загадки, конспекты НОД, подборка подвижных игр и познавательно-исследовательской деятельности для детей (опыты, эксперименты).

Предполагаемые результаты:

У детей:

Усвоение элементарных знаний, представлений о космосе, о строении вещества.

Повышение уровня мотивации к занятиям.

Развитие активной, самостоятельной, творческой личности.

У родителей:

Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

У воспитателей:

Повышение уровня педагогической компетенции педагогов.

Обогащение предметно – развивающей среды в группе.

Этапы организации работы:

Первый этап, подготовительный - «Создание мини-музея».

1. Определение перспективы и разработка алгоритма по созданию мини-музея.

2. Определение места размещения мини-музея.

4. Выбор дизайна оформления мини-музея.

5. Подбор и изготовление экспонатов.

6. Анализ методической литературы и реализация методического оснащения проекта.

7. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.

8. Мониторинг знаний детей о космосе.

В процессе работы родители постепенно, становятся активными участниками создания мини-музея.

Второй этап, основной - «Функционирование мини-музея».

1.Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.

В процессе организации мини –музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций. Организовано посещение мини – музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки, проведение экскурсий и занятий детям (в том числе и других групп).

Третий этап, заключительный – «Оценка функционирования мини-музея в группе».

1. Мониторинг знаний и представлений по теме.

2. Презентация проекта.

3. Викторина «От атома до вселенной».

Перспективный план функционирования мини-музея «От атома до Вселенной»

Этапы Мероприятия и формы организации детской деятельности
Подготовительный (январь, февраль) Беседы на темы: «Что такое музей?», «Мы идем в музей».

Мониторинг знаний детей о космосе. Изготовление экспонатов для музея в рамках НОД, совместной деятельности педагогов с детьми, детей и родителей.

Основной (март-ноябрь)
Непосредственно образовательная деятельность: «Загадки космоса», «Наша солнечная система», «День космонавтики», «Звезды».

Беседы. «Первый космонавт», «Космические аппараты», «Чтобы стать космонавтом…», циклы бесед «История космонавтики», «Атомы и молекулы».

Дидактические игры: «Подбери правильную одежду для космонавта», «Что ближе, что дальше?»

Исследовательская деятельность: опыты «Прямо или по кругу», «Темный космос»; эксперименты «Сила тяготения», «Далеко – близко», «Солнце дарит нам тепло и свет», «Воздух», «Почему в космос летают на ракете?», «Как образуются метеоритные кратеры?» и др.

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, энциклопедий: «Книга звезд», «Детская энциклопедия астрономии», иллюстрированная энциклопедия «Звезды и планеты», «60 лет ОИЯИ», «60 лет Дубне».

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в космос», «

Продуктивная деятельность: рисование «Путь к звездам», «Планеты Солнечной системы», «Открытка ко дню космонавтики»; аппликация «Ракеты и кометы», «Звездный коллаж»; лепка «Веселые инопланетяне», создание коллективной работы «Космос», ручной труд «Звездное небо».

Посещение планетария, библиотеки с родителями.

Музыкально-спортивное развлечение «Школа космонавтов»

Подвижные игры «День и ночь», «Солнышко», «Космонавты», «Кто сильнее, быстрее?», «Земля и ее спутники» и др. (см. картотеку)

Разучивание считалок, пословиц, стихотворений, отгадывание загадок о космосе. (Папка «Планеты солнечной системы».)

Рассматривание фото космонавтов, астронавтов; иллюстраций; репродукций.

Заключительный

(декабрь)

1. Мониторинг знаний и представлений по теме.

2. Презентация проекта.

3. Викторина «От атома до вселенной».

 

 

Литература:

1. Паникова Е.В., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие. - М.: 2010 г.

2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Конспекты занятий (старшая группа). – М.: 2009 г.

3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий. – М.: 2009 г.

4. Атлас Земли – М.: 2003 г.

5. Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: 2002 г.

6. Космос. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. – М.: 2004 г.

7. Николаева С.Н. Юный эколог. – М.:2002 г.

8. Бахтина Е.Н. Книга звезд. – М.: 1997 г.

9. Звезды и планеты. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: 2008 г.

10. Вайнберг А. Детская энциклопедия астрономии. – М.: 2008 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...

Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе…

Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе комбинированной направленности Тип проекта: информационно-творческий, ролевой, игровой.Вид: групповой.Форма проведения: занятия, беседы, дидактические игры...

НОД в младшей группе «Зима в лесу»

НОД в младшей группе «Зима в лесу» Цель: расширение знаний детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой (заяц, лиса, волк...

Читайте также

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей…

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну Сказок» Цель: создать условия для развития логического мышления...

Педагогический проект на тему: «Перелётные птицы»

Педагогический проект на тему: «Перелётные птицы»

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста