Проект на тему: «Организация мини-музея «От атома до Вселенной»
(Старшая группа)
Актуальность проекта:
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов.
Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.
Именно поэтому выбор темы мини-музея «От атома до Вселенной».
Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи. Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
В огромной вселенной, в которой мы существуем, крошечные атомы составляют строительные блоки всего вокруг нас. Размер имеет значение, когда речь заходит о понимании космоса. Добро пожаловать в путешествие по Вселенной.
Вид проекта: Познавательно – творческий, практико-ориентированный, долговременный, коллективный.
Тип проекта: Долговременный: январь – декабрь 2016 г.
Участники проекта: дети старшей группы «Солнышко», родители, воспитатели.
Цели:
1. Формировать у детей представления о космосе, о целостности окружающего мира через совместную проектную и исследовательскую деятельность детей, педагогов и родителей.
2. Создание мини-музея в группе, как отражение интересов и проявление инициативы детей, обогащение развивающей среды группы.
3. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста в системе музейной педагогики.
4. Приобщение детей к музейной культуре.
5. Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и будущему.
Задачи:
1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязи во вселенной, в солнечной системе.
2. Формировать элементарные представления о строении вещества.
3. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей).
4. Поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых и их разнообразной деятельности.
5. Пополнить знания детей историческим содержанием о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики.
6. Развивать интерес к научному познанию социальной действительности, любознательность.
7. Воспитывать любовь и уважение к людям – первооткрывателям.
8. Формировать у дошкольников представления о музее.
9. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, уважения к знаменитым землякам.
Особенности мини-музея в детском саду:
- Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
- Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.
- Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.
Материально-техническая база:
Мини-музей, включающий в себя: модели Солнечной системы, космической станции, космической ракеты, космонавта, «летающей тарелки» с инопланетянами, скафандра, кометы, первого спутника, атома и молекулы, и.т.д., изготовленные руками детей, родителей, воспитателей; книги, альбомы, иллюстративный материал по теме; микроскоп, телескоп;
Методическое оснащение: дидактические игры, карточки, беседы, стихи, загадки, конспекты НОД, подборка подвижных игр и познавательно-исследовательской деятельности для детей (опыты, эксперименты).
Предполагаемые результаты:
У детей:
Усвоение элементарных знаний, представлений о космосе, о строении вещества.
Повышение уровня мотивации к занятиям.
Развитие активной, самостоятельной, творческой личности.
У родителей:
Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
У воспитателей:
Повышение уровня педагогической компетенции педагогов.
Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
Этапы организации работы:
Первый этап, подготовительный - «Создание мини-музея».
1. Определение перспективы и разработка алгоритма по созданию мини-музея.
2. Определение места размещения мини-музея.
4. Выбор дизайна оформления мини-музея.
5. Подбор и изготовление экспонатов.
6. Анализ методической литературы и реализация методического оснащения проекта.
7. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
8. Мониторинг знаний детей о космосе.
В процессе работы родители постепенно, становятся активными участниками создания мини-музея.
Второй этап, основной - «Функционирование мини-музея».
1.Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.
В процессе организации мини –музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций. Организовано посещение мини – музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки, проведение экскурсий и занятий детям (в том числе и других групп).
Третий этап, заключительный – «Оценка функционирования мини-музея в группе».
1. Мониторинг знаний и представлений по теме.
2. Презентация проекта.
3. Викторина «От атома до вселенной».
Перспективный план функционирования мини-музея «От атома до Вселенной»
Этапы | Мероприятия и формы организации детской деятельности | ||
Подготовительный (январь, февраль) | Беседы на темы: «Что такое музей?», «Мы идем в музей».
Мониторинг знаний детей о космосе. Изготовление экспонатов для музея в рамках НОД, совместной деятельности педагогов с детьми, детей и родителей. |
||
Основной (март-ноябрь) |
|
||
Заключительный
(декабрь) |
1. Мониторинг знаний и представлений по теме.
2. Презентация проекта. 3. Викторина «От атома до вселенной». |
Литература:
1. Паникова Е.В., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие. - М.: 2010 г.
2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Конспекты занятий (старшая группа). – М.: 2009 г.
3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий. – М.: 2009 г.
4. Атлас Земли – М.: 2003 г.
5. Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: 2002 г.
6. Космос. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. – М.: 2004 г.
7. Николаева С.Н. Юный эколог. – М.:2002 г.
8. Бахтина Е.Н. Книга звезд. – М.: 1997 г.
9. Звезды и планеты. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: 2008 г.
10. Вайнберг А. Детская энциклопедия астрономии. – М.: 2008 г.
Читайте также |
---|
Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку
Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...
Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе…
Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе комбинированной направленности Тип проекта: информационно-творческий, ролевой, игровой.Вид: групповой.Форма проведения: занятия, беседы, дидактические игры...
НОД в младшей группе «Зима в лесу»
НОД в младшей группе «Зима в лесу» Цель: расширение знаний детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой (заяц, лиса, волк...