Проект по ФэМП «Как лягушонок научился считать»
Тема проекта: «Как лягушонок научился считать».
Номинация: Дошкольный возраст.
Длительность: краткосрочный (одна образовательная деятельность).
Тип: практико-ориентированный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.
Актуальность: В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко, поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Развить у ребенка умение мыслить, думать можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация – ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. Не умение детей самостоятельно мыслить натолкнула на мысль по пробовать метод проблемных ситуаций. Начать решила с элементарного: порядковый и количественный счет.
Проблема: Вроде бы дети хорошо считают, но затрудняются ответить на вопрос: который по счету? на каком месте?
Цель: Развивать математические представления детей путем использования проблемных ситуаций.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с методом решения проблемных ситуаций.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- Развивать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, называть числа соседи, совершенствовать знания цифр.
- Упражнять в умении ориентироваться на ограниченной территории (рисунок), отражать в речи пространственное расположение предмета.
Развивающие:
- Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- Развивать у детей познавательные способности.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Предварительная работа: Изучение методической литературы; изготовление дидактического пособия «Как лягушонок научился считать».
Реализация проекта: Проект был начат с моделирования ситуации в игровой форме, которая позволила выявить проблему. В гости к детям приходит лягушонок и просит детей ему помочь.
Проблемная ситуация №1: На озере живут цапля и лягушонок. У каждого из них своя кочка –домик. Цапля живет между четвертой и шестой кочками, считая слева. А лягушонок помнил только, что его домик находится на пятой кочке. Надо помочь лягушонку найти его домик. В ходе решения проблемной ситуации дети должны самостоятельно ответить на вопросы: Как лягушонку найти свой домик? Который по счету домик лягушонка? На каком месте стоит домик лягушонка? Для решения проблемной ситуации дети используют навыки порядкового и количественного счета и приходят к выводу что, место предмета зависит от порядка и направления счета (считать можно слева направо или справа налево).
Проблемная ситуация № 2: Лягушонок живет на шестой кочке, но он не умеет считать, нужно помочь лягушонку найти свой домик. Детям предлагается два рисунка на одном домики цапли и лягушонка расположены в ряд, а на другом кочки-домики расположены хаотично. В ходе решения проблемной ситуации дети приходят к выводу: если предметы расположены в ряд (линейно упорядоченно), то всегда можно определить местонахождения предмета, если ж предметы расположены хаотично местонахождения предмета определить проблематично: каждый раз оно будет другим. Для решения проблемной ситуации дети используют порядковый счети упражняются в умении ориентироваться на ограниченной территории (рисунок).
Проблемная ситуация №3: Лягушонок не умеет считать и не знает цифр, и просит детей научить его считать и познакомить с цифрами. Детям раздаются карточки с пронумерованными кочками-домиками. Стрелками на карточках указывается порядок и направление перемещения лягушонка с кочки на кочку. Во время решения проблемной ситуации дети закрепляют прямой и обратный счет, знание цифр и приходят к выводу: если направление счета не указывается, то считать следует слева на право.
Во время решения проблемных ситуаций лягушонок подбадривает, подводит наводящими вопросами к решению задачи.
Деятельность педагога:
- Создание проблемной ситуации;
- Формулировка проблемы;
- Управление поисковой деятельностью детей;
- Подведение итогов.
Деятельность детей:
- Принятие проблемной ситуации;
- Самостоятельный поиск.
Приемы решения проблемных ситуаций:
- Система вопросов;
- Вопросы подсказки;
- Цепочка наводящих задач-вопросов.
Ожидаемый результат:
Сформировать у детей умение применять метод проблемных ситуаций для пополнения, расширения и обогащение знаний.
Полученные результаты:
В ходе проведенного проекта дети овладели навыками решения проблемных ситуаций, они сравнивали и сопоставляли, открывая мир чисел. Анализируя маленькие математические проблемы, дети учатся ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Развиваются его творческие способности. Результатом внедрений технологии решения проблемных ситуаций стало то, что уровень познавательного интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут образовательной деятельности с жаждой познания. Они активны, жизнедеятельны. И этот позитив несут в самостоятельную деятельность, стремясь и в игре вести поисковую деятельность.
Вывод:
Использованный метод проблемных ситуаций показал заинтересованность детей и совместно было принято решение продолжить узнавать волшебный мир математики по средствам решения проблемных ситуаций, с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.
Литература:
А. А. Смоленцева, О. В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей». Учебно-методическое пособие – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Читайте также |
---|
Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет
Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет Образование, в том числе и дошкольное, должно строиться исходя из того...
Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы. Тема: «Зимние…
Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы Тема «Зимние забавы» Цель: Обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение всего развлечения; предоставит...
ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность»
ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность» Цель: Формирование знаний о правилах безопасности в любых ситуациях. Задачи: 1. Закреплять знания детей...