Проект по ФэМП «Как лягушонок научился считать»

 

Тема проекта: «Как лягушонок научился считать».

Номинация: Дошкольный возраст.

Длительность: краткосрочный (одна образовательная деятельность).

Тип: практико-ориентированный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

 

Актуальность: В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко, поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Развить у ребенка умение мыслить, думать можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация – ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. Не умение детей самостоятельно мыслить натолкнула на мысль по пробовать метод проблемных ситуаций.  Начать решила с элементарного: порядковый и количественный счет.

Проблема: Вроде бы дети хорошо считают, но затрудняются ответить на вопрос: который по счету? на каком месте?

Цель: Развивать математические представления детей путем использования проблемных ситуаций.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с методом решения проблемных ситуаций.
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  • Развивать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, называть числа соседи, совершенствовать знания цифр.
  • Упражнять в умении ориентироваться на ограниченной территории (рисунок), отражать в речи пространственное расположение предмета.

Развивающие:

  • Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Развивать у детей познавательные способности.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Предварительная работа: Изучение методической литературы; изготовление дидактического пособия «Как лягушонок научился считать».

Реализация проекта: Проект был начат с моделирования ситуации в игровой форме, которая позволила выявить проблему. В гости к детям приходит лягушонок и просит детей ему помочь.

Проблемная ситуация №1: На озере живут цапля и лягушонок. У каждого из них своя кочка –домик. Цапля живет между четвертой и шестой кочками, считая слева. А лягушонок помнил только, что его домик находится на пятой кочке. Надо помочь лягушонку найти его домик. В ходе решения проблемной ситуации дети должны самостоятельно ответить на вопросы: Как лягушонку найти свой домик? Который по счету домик лягушонка? На каком месте стоит домик лягушонка? Для решения проблемной ситуации дети используют навыки порядкового и количественного счета и приходят к выводу что, место предмета зависит от порядка и направления счета (считать можно слева направо или справа налево).

Проблемная ситуация № 2: Лягушонок живет на шестой кочке, но он не умеет считать, нужно помочь лягушонку найти свой домик.  Детям предлагается два рисунка на одном домики цапли и лягушонка расположены в ряд, а на другом кочки-домики расположены хаотично. В ходе решения проблемной ситуации дети приходят к выводу: если предметы расположены в ряд (линейно упорядоченно), то всегда можно определить местонахождения предмета, если ж предметы расположены хаотично местонахождения предмета определить проблематично: каждый раз оно будет другим. Для решения проблемной ситуации дети используют порядковый счети упражняются в умении ориентироваться на ограниченной территории (рисунок).

Проблемная ситуация №3: Лягушонок не умеет считать и не знает цифр, и просит детей научить его считать и познакомить с цифрами. Детям раздаются карточки с пронумерованными кочками-домиками. Стрелками на карточках указывается порядок и направление перемещения лягушонка с кочки на кочку.  Во время решения проблемной ситуации дети закрепляют прямой и обратный счет, знание цифр и приходят к выводу: если направление счета не указывается, то считать следует слева на право.

Во время решения проблемных ситуаций лягушонок подбадривает, подводит наводящими вопросами к решению задачи.

Деятельность педагога:

  • Создание проблемной ситуации;
  • Формулировка проблемы;
  • Управление поисковой деятельностью детей;
  • Подведение итогов.

Деятельность детей:

  • Принятие проблемной ситуации;
  • Самостоятельный поиск.

Приемы решения проблемных ситуаций:

  • Система вопросов;
  • Вопросы подсказки;
  • Цепочка наводящих задач-вопросов.

Ожидаемый результат:

Сформировать у детей умение применять метод проблемных ситуаций для пополнения, расширения и обогащение знаний.

Полученные результаты:

В ходе проведенного проекта дети овладели навыками решения проблемных ситуаций, они сравнивали и сопоставляли, открывая мир чисел. Анализируя маленькие математические проблемы, дети учатся ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Развиваются его творческие способности. Результатом внедрений технологии решения проблемных ситуаций стало то, что уровень познавательного интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут образовательной деятельности с жаждой познания. Они активны, жизнедеятельны. И этот позитив несут в самостоятельную деятельность, стремясь и в игре вести поисковую деятельность.

Вывод:

Использованный метод проблемных ситуаций показал заинтересованность детей и совместно было принято решение продолжить узнавать волшебный мир математики по средствам решения проблемных ситуаций, с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.

 

Литература:

А. А. Смоленцева, О. В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей». Учебно-методическое пособие – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет Образование, в том числе и дошкольное, должно строиться исходя из того...

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы. Тема: «Зимние…

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы Тема «Зимние забавы» Цель: Обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение всего развлечения; предоставит...

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность»

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность» Цель: Формирование знаний о правилах безопасности в любых ситуациях. Задачи: 1. Закреплять знания детей...

Читайте также

Сценарий мероприятия 9 мая в подготовительной группе «Вечер памяти»

Сценарий мероприятия 9 мая в подготовительной группе «Вечер памяти» Ведущий. Дорогие ребята, завтра наша страна будет отмечать знаменательный день в нашей жизни...

Сборник экспериментов «Знай-ка»

Сборник экспериментов «Знай-ка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием экологической сказки Тема: «Деревья и кустарники» Цель: закрепить, активизировать представления детей...