Познавательно – исследовательский проект

«Весёлый огород»

Актуальность темы проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях Южного Урала, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными программой VII вида.

Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.

Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений Южного Урала.

Задачи:

1. Учить правильно ухаживать за растениями.

2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

3. Развивать познавательные и творческие способности детей.

4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени и огурцов, выращенных самими дошкольниками.

Принципы:

Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Южного Урала.

Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Для реализации проекта был разработан план:

1. Выбор актуальной темы.

2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.

3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта.

4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.

5. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.

6. Разработка домашних заданий.

7. Итог проекта – праздник «Весёлый огород» для детей и взрослых.

Прогнозируемый результат:

Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях Южного Урала, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.

Расширение связей специалистов в ДОУ.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.

Участники проекта: дети старшей/подготовительной коррекционной группы «Полянка» д/с №50, родители и педагогический коллектив учреждения.

Сроки реализации проекта: с марта по ноябрь 2011года.

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • С помощью родителей собрали коллекцию семян.

1

  • Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.

2

  • Изготовили алгоритмы ухода за растениями.

12

  • Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека», «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке» -алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом».

3

11

  • Изготовлены муляжи консервированных и свежих овощей.

5

  • Изготовили героев инсценировки «Морковкины сказки».

6

II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

  • Дети под руководством воспитателей посадили семена салата, кресс салата, лука, огурца, свёклы, редиски, базилика, петрушки.

7

  • Были проведены следующие опыты:

89

- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;

- наблюдение за ростом корневой системы гладиолуса в речном писке;

- проращивание семян кресс салата через ткань «Травянчик»;

- проращивание семян гороха, бобов, кресс салата в вате между призрачными плоскостями.

  • Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки.
  • В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
  • Проводились коррекционно – развивающие занятия, беседы по данной теме.

III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

  • Воспитатели с детьми оформили огород на подоконнике в колорите Южно – Уральской деревни (бревенчатый дом, бревенчатый колодец, пугало, парник, хозяин дед Кузьма и хозяйка бабушка Маруся).
  • Обогатили знания детей о быте в нашем регионе и труде деревенских жителей.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай огурцов, лука, салата, редиски, базилика. Дети с большим удовольствием попробовали овощи и зелень выращенные своими руками.
  • Все этапы проекта фотографировались и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.
  • Была организована выставка детских работ.
  • Создан фильм «Огород на подоконнике».
  • Коллектив группы смастерил украшения и оформил зал для создания праздничной атмосферы.
  • Совместно с музыкальным руководителем подготовили и провели для всех желающих увидеть наш проект праздничное мероприятие «Весёлый огород», где дети пели песни, отгадывали загадки, играли в русско – народные игры посвящённые данной теме. Показали чему они научились за время проекта.
  • Родители поделились летними наблюдениями и показали свои домашние задания.
  • Завершился праздник конкурсом поварят. Дети самостоятельно приготовили салат «Винегрет» из овощей и угостили всех гостей.

10

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Провести родительское собрание.
  • Предложить родителям собрать коллекцию семян огородных растений распространенных в нашем регионе.
  • Задание на лето: сделать «огородный» фоторепортаж о выращенных овощах (прополка, полив, рыхление, консервирование).

ПЛАН ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Земля.

Беседа: «Узнаем какая земля»

Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

Материалы, оборудование: земля в контейнере.

Вода.

Беседа: «Вода и растения»

Цель: Выявить насколько вода необходима для растений.

Материалы, оборудование: 2кантейнера с землей и проростками растений. (один проросток поливают, другой нет).

Солнце.

Беседа: «Солнце и растения»

Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.

Материалы, оборудование: 2кантейнера с землей и проростками растений. (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой).

Человек.

Беседа: «Человек и растение»

Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Материалы, оборудование: 2 кантейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).

СЦЕНАРИЙ ИТОГОВОГО ПРАЗДНИКА «Весёлый огород»

 

К работе прилагаются приложения, которые можно скачать здесь.


Литература:

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу.М. 2006. – 144с.

Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка. – Спб. 2006. – 640с.

Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. – М. 2006. – 128с.

 

Ресурсы интернета:

mdou35.narod.ru›konspekt_druzya_yejika.html

festival.1september.ru

http://playroom.com.ru/zagadki.php#5




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУ Тема…

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУТема «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности» «Музыкальное воспитание −это не...

Лэпбук как средство развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру детей…

Лэпбук как средство развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру детей дошкольного возраста. Лэпбук «Наш веселый дом» Лэпбук, созданный для развития эмоциональной...

Аппликация из пластилина «Ёлочка нарядная!» в старшей группе

Аппликация из пластилина «Ёлочка нарядная!» в старшей группе Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников, развития мелкой моторики. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное...

Читайте также

Проект «Гармоничное развитие личности ребёнка посредством интеграции сказки в образовательном…

Проект «Гармоничное развитие личности ребёнка посредством интеграции сказки в образовательном процессе ДОУ. «Сказка в двери к нам стучится»

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста Одним из направлений нашей педагогической деятельности с детьми раннего возраста является развитие...

Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему:…

Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему: «Я расту здоровым и счастливым!» Тема проекта: «Я расту здоровым и...