Проект «Волшебные блоки и палочки»
(Знакомство с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша)
О проекте
Тип проекта: игровой.
Вид проекта: среднесрочный.
Сроки осуществления проекта: с 03.04.2017 г. по 28.04.2017 г.
Участники проекта: воспитанники 1 младшей группы, воспитатель, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Конфуций.
1.1. Проблема проекта
Дети не проявляют познавательный интерес и плохо справляются с простейшими логическими задачами при проведении НОД по формированию элементарных математических представлений.
1.2. Актуальность проекта
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.
Решению этой задачи помогают развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.
Единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют раскрыть перед детьми смысл математических заданий, заинтересовать их. Кроме того, игра позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает математические знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в моей деятельности являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера:
- Блоки и палочки - один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
- Многие математические представления ребёнок получает играя.
- Блоки и палочки учат ребёнка ориентироваться как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.
- Благодаря блокам и палочкам развивается логическое мышление.
- Блоки и палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.
- Ставя задачи разной сложности, блоки и палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.
- Игры с блоками и палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.
- Блоки и палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
- Блоки и палочки могут быть использованы в диагностических целях.
- Этот материал может быть использован во всех образовательных областях.
2.1. Цель проекта
Развитие у детей познавательной активности и интеллектуально- творческих способностей через совместную познавательно- исследовательскую, игровую деятельность.
2.2. Задачи проекта
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативность посредством решения интеллектуальных задач,
- воспитывать уверенность в себе посредством создания ситуации успеха в игровой, познавательно- исследовательской деятельности,
- воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими детьми посредством организации парной формы организации деятельности,
- воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослым и сверстниками,
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности посредством стимулирования занимательным содержанием.
Развивающие:
- развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий,
- развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления,
радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр.),
- развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию в процессе выполнения игровых заданий с дидактическим материалом,
- развивать связную, грамматически правильную диалогическую (монологическую) речь в процессе драматизации сказки, участия в беседе, составлении рассказа.
Обучающие:
- учить детей ориентироваться в сенсорных эталонах (узнавать и называть цвет, форму, размер, количество предметов),
- формировать умение ориентироваться в пространстве (группы, листа бумаги и т. д.),
- научить детей обследовать предметы, побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т.д.).
2.3. Методы и формы реализации проекта
Словесные методы: беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
Наглядные методы: прямые - воспитатель показывает способы действия и косвенные- воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию.
Практические методы: работа с альбомами, участие в драматизации сказок.
Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, пальчиковые, сюжетно- ролевые, театральные).
Формы реализации проекта:
- Непосредственно-образовательная деятельность: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
- Образовательная область в режимных моментах: наблюдения, игра, игровые упражнения, обсуждения.
- Образовательная деятельность в разных видах детской деятельности: игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные), тематические досуги, проектная деятельность.
- Самостоятельная деятельность: игры (дидактические, сюжетно-ролевые), работа с альбомами.
- Совместная деятельность с семьей: проектная деятельность, участие в практикуме, оформление фотоальбома « Играем и развиваемся», оформление альбома «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках».
2.4. Планируемый результат
- дети проявляют самостоятельность, инициативность, уверенность в себе при решении интеллектуальных задач,
- дети демонстрируют доброжелательность и готовность к взаимопомощи по отношению к другим детям и взрослому,
- дети проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности,
- дети проявляют свои эмоции в процессе реализации проекта,
- дети демонстрируют умение грамотно высказываться,
- дети демонстрируют умение ориентироваться в пространстве,
- дети демонстрируют умение узнавать и называть сенсорные эталоны,
- дети демонстрируют умение обследовать предметы, включая при этом движения рук по предмету в процесс знакомства с ним.
2.5. Ресурсное обеспечение проекта
Информационно-методическое (методическая литература, интернет- сайты):
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерство образования науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013).
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: мозаика-синтез, 2012.
- Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса « Проектная деятельность дошкольников» - М.: мозаика-синтез, 2010.
- В. П. Новикова, Л. И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. М.:«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2008.
- Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша. (под ред. Б. Б. Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО Корвет. 2001 г.)
- Л. Д. Комарова, Как работать с палочками Кюизенера.- М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
- З. А. Михайлова, Е. А. Носова Логико- математическое развитие дошкольников.- Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2015.
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников.- Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2008.
- http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=59
- http://doshkolnik.ru/pedagogika/4205-razvitie-doshkolnika.html
- http://www.maam.ru/
- http://nsportal.ru/
Материально- техническое
- Игровые альбомы: «Волшебные дорожки (палочки Кюизенера) 2-3 года», « Блоки Дьенеша для самых маленьких 2-3 года», « Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 2-4 года», Блоки Дьнеша для малышей « Маленькие логики», « Вместе весело играть ( палочки Кюизенера + блоки Дьенеша)».
- Палочки Кюизенера- 2 коробки.
- Блоки Дьенеша- 2 коробки.
2.6. Предварительная работа
- чтение художественной литературы: « Волк и семеро козлят», « Колобок», А. Барто « Кто как кричит», « Грузовик».
- рассматривание иллюстраций по теме « Транспорт».
2.7. План реализации проекта
Этапы проекта | Задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Ценностно-
ориентированный |
-смотивировать детей и родителей
к проектной деятельности, раскрыть значимость и актуальность проекта, ввести детей в проблемную ситуацию; -провести входную диагностику. |
с 03.04. по 06.04. -мотивирует детей к проектной деятельности (знакомит детей с дидактическим материалом, побуждает рассматривать и ощупывать);-мотивирует родителей к проектной деятельности: практикум «Стимулирование познавательных интересов детей посредством игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша»; -проводит входную диагностику. |
-дети рассматривают, обследуют новый дидактический материал;
-дети принимают участие во входной диагностике. |
-дети заинтересованы, эмоционально откликнулись на предстоящую проектную деятельность;
-родители заинтересованы в приобретении для своих детей палочек Кюизенера и блоков Дьенеша. |
Конструктивный | - провести планирование этапов практической деятельности;
- подобрать литературу, иллюстрации, дидактические игры, музыкальные произведения по теме; - привлечь родителей к оформлению альбома «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша в русских народных сказках». |
07.04.,10.04.
-подбирает дидактические игры, малоподвижные игры, подвижные игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша;
-подбирает иллюстрации по теме: Транспорт; -музыкальный руководитель подбирает произведения по теме: Игрушки. |
-дети включаются в проектную деятельность;
-принимают участие в пополнении альбома « Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках» совместно с родителями. |
-дети заинтересованы в проектной деятельности;
-дети принимают участие в совместной деятельности с родителями; -родители пополняют альбом «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша в русских народных сказках». |
Практический | -осуществить координацию деятельности детей;
-проконсультировать родителей по возникающим вопросам; -воспитывать интерес к продуктивной деятельности; -развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности; -пополнить содержимое развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с современными требованиями; -пополнить методическое, дидактическое обеспечение. |
С 10.04 по 21.04. 10.04. проводит д/и «Выложи дорожку», п/и «Мышки -норушки» -блоки.11.04. проводит НОД «Коза с козлятами», организует работу в альбомах по мотивам сказки «Волк и 7 козлят», проводит д/и «Сделай как я» - палочки. 12.04. проводит д/и «Что изменилось?», совместно с детьми рассматривают иллюстрации и беседуют по теме: транспорт, проводит НОД «Грузовик» -блоки, организует работу в альбомах- блоки. 13.04. проводит д/и «Дорожки для матрёшки», организует работу в альбомах-палочки. 14.04. проводит сюжетно-ролевую игру «Путешествие в автобусе», п/и «Три обруча» - блоки. 17.04. совместно с детьми драматизирует сказку «Колобок», организует работу в альбомах по мотивам сказки; проводит д/и «Змейка» -палочки. 18.04. читает детям стих А. Барто «Кто как кричит», организует работу в альбомах по мотивам стихотворения; проводит д/и «Волшебный мешочек» -блоки. 19.04. совместно с детьми составляет рассказ «История об одном автобусе» и организует работу в альбоме «Вместе весело играть» -палочки и блоки; проводит п/и «Раз, два, три розовая палочка беги!». 20.04. проводит НОД «Что делает шофёр?», д/и «Перевези груз» - блоки. 21.04. совместно с музыкальным руководителем проводит развлечение «Игрушки» -блоки. |
-дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы: активно принимают участие в различных видах игр, включаются в образовательную деятельность, участвуют в драматизации сказки, прослушивании музыкальных произведений, просмотре иллюстраций. | -дети проявляют самостоятельность, инициативность, уверенность в себе при решении интеллектуальных задач,
- дети демонстрируют доброжелательность и готовность к взаимопомощи по отношению к другим детям и взрослому, - дети проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности, -дети проявляют свои эмоции в процессе реализации проекта, -дети демонстрируют умение грамотно высказываться, -дети демонстрируют умение ориентироваться в пространстве, - дети демонстрируют умение узнавать и называть сенсорные эталоны, - дети демонстрируют умение обследовать предметы, включая при этом движения рук по предмету в процесс знакомства с ним.
|
Заключительный | - провести контрольную диагностику,
- оформить результаты деятельности. |
с 24.04. по 26.04.
- проводит контрольную диагностику,
- оформляет фотоальбом «Играем и развиваемся», - создаёт презентацию «Волшебные блоки и палочки», - оформляет картотеку игровых альбомов «Маленькие логики», - совместно с родителями оформляет альбом «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках». |
-дети принимают участие в контрольной диагностике,
-дети принимают активное участие в оформлении результатов проектной деятельности. |
-дети с интересом участвуют в оформлении результатов проекта. |
Презентационный | - провести презентацию проекта, защиту его основных позиций. |
27.04.
-проводит презентацию проекта. |
-презентация проходит успешно! | |
Оценочно-
рефлексивный |
- оценить деятельность по педагогической эффективности проекта,
- прививать детям первичное умение самооценки, - стимулировать детей на перенос полученных знаний в режимные моменты и в семью. |
28.04.
- оценивает эффективность проекта,
- проводит беседу о результатах проектной деятельности, - стимулирует детей на самостоятельную работу в альбоме «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках». |
-дети проявляют первичное умение самоанализа. | - оценка деятельности по педагогической эффективности проекта проведена успешна,
- дети смотивированы на перенос полученных знаний в режимные моменты и в семью, -дети проявляют живой интерес к самостоятельной работе в альбоме «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках». |
2.8. Результат проекта
- презентация для родителей «Играем и развиваемся»,
- презентация «Волшебные блоки и палочки»,
- фотоальбом «Играем и развиваемся»,
- картотека игровых альбомов «Маленькие логики»,
- альбом «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках».
2.9. Заключение
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения. Поэтому в своей педагогической деятельности палочки Кюизенера и блоки Дьнеша с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма являются, по моему мнению, уникальным дидактическим материалом.
Реализованный в моей группе проект, прямое тому доказательство. Результатом игр детей с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша стали такие заявления детей, как … «Хочу ещё играть!», «Хочу новую игру!», «Давайте ещё поиграем!». Значит у детей формируется интерес к познанию, развивается умение думать. Дети стали более настойчивыми, сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы.
В своей работе и в дальнейшем планирую использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, учитывая основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокую эффективность.
Читайте также |
---|
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у…
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе «Ромашка» «Приключения в компьютерном классе» ...
Сценарий выпускного утренника
Сценарий выпускного утренника 1 вед: Добрый день, дорогие наши родители и гости! Мы с нетерпением ждали этой встречи! Сегодня вас ждет...
Опыт по патриотическому воспитанию «Развитие у старших дошкольников представлений о…
Опыт по патриотическому воспитанию «Развитие у старших дошкольников представлений о Родине посредством ознакомления с государственной символикой и неофициальными символами России» ...