Проект «Развиваемся играя»

 

Паспорт проекта

Направление Социально-коммуникативное развитие детей  младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Учреждение – заявитель МБДОУ «Искитимский детский сад «Аистенок»

Заведующая: Алимова Т.И.

Авторы- составители проекта Чупина Светлана Леонидовна, воспитатель, высшая квалификационная категория;

 

Участники проекта Дети младшей группы « Домовёнок» в возрасте 3-4  лет, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель ДОУ.
Вид проекта Игровой
Сроки реализации 01.06.2013г. – 30.08.2014г.

Долгосрочный

Цели и задачи проекта Цель проекта:

Создание условий для социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста средствами  театрализованной игры в условиях ДОУ.

Задачи проекта:
  • Подобрать методики и с их помощью определить  уровень   социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста;
  • Создать предметно-развивающую среду в группе  по направлению  деятельности;
  • Обеспечить взаимосвязь театрализованной игры с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе;
  • Развивать у детей интерес к театрализованной игре; потребность заниматься ею в самостоятельной деятельности;
  • С помощью театрализованных игр обогащать опыт социальных и коммуникативных навыков в соответствии возраста детей
  • Организовать творческое взаимодействие в совместной театрализованной деятельности детей и взрослых
Основные принципы
  • систематичной последовательности и постепенности;
  • наглядность и доступность учебного материала;
  • учет ведущей игровой деятельности;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • практическое действие каждого ребенка (детская активность).
Этапы

реализации проекта

I этап - подготовительный (Июнь-август 2013 г) 1. Подбор, анализ литературы по проблеме; 2. Разработка пакета методических материалов по театрализованной деятельности в ДОУ (составление перспективного плана работы, диагностический материал, анкеты для родителей, картотеки игр на развитие интонации, мимики, жестов, монологической, диалогической речи); 3. Проектирование предметно-развивающей среды для детских занятий театрализованной деятельностью.

II этап – Практический (сентябрь 2013 г. – май 2014 г.). Подбор и изготовление элементов декораций, костюмов; различных видов театров. Реализация проектных мероприятий.

III этап – Итоговый (май – август 2014г.) Проведение итоговой диагностики, анкетирование родителей, анализ, подведение итогов, презентация проекта в виде театрализованного представления, обобщение опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

Применяемые технологии Технология проектной деятельности, идеи системно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев), личностно-ориентированного взаимодействия (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов), технология развития театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста (М.Д. Маханева), игровые технологии.
Ожидаемые результаты
  • создание в группе пространственно-предметной среды, способствующей развитию театрально-творческих способностей детей;
  • положительная динамика в развитии познавательной и эмоциональной сферы детей;
  • приобретение детьми опыта социальных и коммуникативных навыков поведения;
партнерские взаимоотношения с семьями в рамках совместной работы над проектом.
Ресурсы Обеспечение ДОУ позволяет организовать проект без дополнительного бюджетного финансирования.

 

Актуальность проекта

«Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав,

и требование его биологически законно.

Он хочет играть, он играет всем

и познаёт окружающий его мир,

прежде всего, в игре»

А.М. Горький.

 

Актуальность проекта обусловлена тем, что сложный период преобразований в нашей стране, происходящее переосмысление ценностей и формирование  новых, выдвигает на первый план ценность личности. Не случайно, одним из приоритетных направлений развития дошкольника разработчики ФГОС ДО  признают социально - коммуникативное. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка в детском саду осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. ФГОС делает акцент на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей при реализации образовательной программы в дошкольных организация.

В контексте новой образовательной политики задачи психолого-педагогической работы по формированию личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и входе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Все это необычайно актуализирует поиск реальных источников формирования социально-личностных компетенций дошкольников

Постановка проблемы

Однако в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление родителей дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, они стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками и взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним,  слушать партнера. Вместе с тем способность к взаимодействию, основная составляющая социально- коммуникативной компетентности - необходимый компонент самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психического развития ребенка.

Сейчас время стрессов. Пресса, телевидение, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями, прогрессирует дисфункция семьи. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. Следствие этого - равнодушие и черствость, детский эгоизм, манипулирование родителями.

Как уберечь ребенка от такой страшной разрушительной силы?

Идея

Мы знаем, что детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

У нас возникла идея, что усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие социального  и эмоционального интеллекта, отзывчивости, сопереживания; развитие речи - легче всего происходит через театрализованные игры. А формирование потребности заниматься театрализацией в самостоятельной деятельности будет способствовать социально-коммуникативному развитию.

Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной этой теме, показал, что значение театрализованной деятельности в развитии дошкольника велико, поскольку именно в ней у ребёнка развивается мышление, образное восприятие, воображение, фантазия, тренируется память и совершенствуется речь. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что позволяет воспитаннику преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованная игра является универсальным средством воспитания и эффективным инструментом развития и  обучения детей.

Театрализованные упражнения и игры помогут нам в работе  по развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, становления самостоятельности, чувства принадлежности к своей семье.

Известный композитор Д.Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей».

Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от   воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес. Поэтому и решение этой проблемы, а именно – социально-коммуникативного развития детей, на наш взгляд может быть связано с использованием театрализованной игры, как одного из вида творческой деятельности и особого рода взаимоотношений.

Противоречия

Однако воспитание детей средствами театрализованной деятельности медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Это можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Согласно первой тенденции театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированных представлений. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. На практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев. Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Необходимость решения этих проблем привела нас к разработке проекта «Развиваемся играя».

Цель и задачи педагогического проекта

Исходя из выше изложенного, целью педагогического проекта является: создание условий для развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста средствами  театрализованной игры в условиях ДОУ.

Задачи проекта:

  • Подобрать методики и с их помощью определить  уровень социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста;
  • Создать предметно-развивающую среду в группе  по направлению деятельности;
  • Обеспечить взаимосвязь театрализованной игры с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе;
  • Развивать у детей интерес к театрализованной игре; потребность заниматься ею в самостоятельной деятельности;
  • С помощью театрализованных игр обогащать опыт социальных и коммуникативных навыков в соответствии возраста детей
  • Организовать творческое взаимодействие в совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Новизна

  Новизна проекта прослеживается на уровне целеполагания – социально- коммуникативное развитие младших дошкольников средствами театрализованной деятельности предполагает, прежде всего, развитие их личности, формирование потребности самостоятельно играть в театрализованные игры. Технология  реализации проекта предполагает разнообразные направления деятельности всех его участников.

  В связи с тем, что театральная деятельность является вариативной частью нашей ООП, мы разработали рабочую программу кружка «Театральные ступеньки» и возникла необходимость скоординировать планирование нескольких видов деятельности: кружковая работа, совместная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность, работа с родителями.

  Такое планирование обеспечивает системность работы в данном направлении. Все мероприятия проводятся через игру и связаны с интересами детей и их родителей.

Практическая значимость

Практической значимостью проекта можно считать разработанное планирование по театрализованной деятельности с детьми 3-4 лет в кружковой работе, в режимных моментах, в самостоятельной детской деятельности, в работе с родителями. Разработанный диагностический материал, анкета для родителей представляют интерес для воспитателей ДОУ.

Целевые группы и их интересы в проекте:

Воспитатель

  • Накопление опыта работы по формированию социально- коммуникативных  навыков средствами театральной деятельности;
  • Использование инструментария мониторинга уровня социально-коммуникативного развития дошкольников в целях планирования разнообразных видов и форм  работы с ними;
  • Творческое самовыражение.

Дети

  • Приобретение  возможности для самореализации.
  • Развитие уровня социальной и коммуникативной компетенции.
  • Развитие личностных качеств.

Родители

  • Приобретение дополнительной возможности развития личности своих детей.
  • Развитие и укрепление контактов с детским садом.
  • Обогащение внутрисемейных отношений.

Теоретико-методологическая основа проекта

Теоретико-методологической основой проекта являются:

  • положения и ведущие идеи концепции социально-личностного развития, выдвинутые в трудах ученых Н.Ф. Головановой, М.А. Галагузовой, И.С. Кона, А.В. Мудрика, И.А. Зимней, Д.И. Фельдштейна и др.
  • системный подход (А.Н. Аверьянов, Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, СВ. Ильин, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин и др.);
  • деятельностный подход  (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)
  • теории социокультурной деятельности (В.Л. Бенин, Н.М. Борытко, О.С. Газман, Т.Г. Киселева, А.Д. Красильников, Н.Б. Крылова, И.А. Липский, И.Г. Цукерман и др.)
  • культурологический подход (ММ. Бахтин,В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, М.Я. Виленский, Ю.В. Сенько и др.);
  • нормативно важными для нашего проекта являются положения Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), Федерального государственного стандарта дошкольного образования (2013 г.), Концепции дошкольного воспитания (2014 г.).

Реализация цели проекта предполагает выбор эффективной технологии. На наш взгляд таковой является технология развития театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста М.Д. Маханевой.

Ожидаемые результаты

  1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театрализованной деятельности;
  2. Приобретение детьми опыта социальных и коммуникативных навыков поведения в соответствии возраста детей:
    • посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками, объединяться со сверстниками для игры в группы из 2-3 человек;
    • иметь положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения;
    • проявлять доброжелательность, откликаться на эмоции близких людей и друзей, делать попытки пожалеть сверстника;
    • эмоционально заинтересованно следить за развитием действия в играх-драматизациях, кукольных спектаклях;
    • самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности;
    • использовать полученный в процессе игры социальный опыт применительно к повседневной жизни.
  3. Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности;
  4. Партнерские взаимоотношения с семьями в рамках совместной работы над проектом (изготовление костюмов, атрибутов для игр, совместное проведение праздников, выпуск газеты);
  5. Личностный профессиональный рост педагога.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника На сегодняшний день, ведущим параметром развития личности ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности...

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме…

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме «Удивительный мир Хохломы» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному...

Конспект занятия-развлечения «Профессия продавец»

Конспект занятия-развлечения «Профессия продавец» Цель: Познакомить детей с профессией продавца. Основная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие; - речевое развитие - физическое...

Балансировочные доски в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Балансировочные доски в логопедической работе с детьми дошкольного возраста Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном...