Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо эти перья?»

(Старший дошкольный возраст)

 

Продолжительность проекта: 3 дня.

Тип проекта: фронтальный, познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети, педагог, родители.

Возраст детей: старший.

Проблема: как крылья и перья помогают птицам?

Цель проекта: изучение детьми назначения перьев (маховых, пуховых) и наличие жировой железы у водоплавающих птиц.

Задачи проекта:

  • образовательные: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме; выявить в процессе экспериментирования особенности строения крыла птиц, помогающие им держаться в воздухе (на воде);
  • развивающие: обогатить словарь детей путем введения новых слов: перья пуховые и маховые, полый стержень, опахало; терминов: клин, косяк, стая, орнитолог; выявить отличие нелетающих птиц от летающих на основе особенностей строения их тела (пингвины, страусы); развивать исследовательский интерес, любознательность;
  • воспитательные: воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности; воспитывать бережное отношение к природе.

Краткое содержание проекта: рассматривание иллюстраций, фотографий, буклетов, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, игровая деятельность, художественное творчество, викторина, экспериментирование.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Весенняя сказка» (по произведению В.Берестова), чтение художественной литературы: И.Токмакова «Осень», С.Маршак «Весенняя песенка», П.Воронько «Лучше нет родного края», В.Звягина «Воробышки», Т.Шорыгина «Синичка», А.Толстой «Хотела галка пить», украинская народная сказка «Хроменькая уточка».

Перспектива: «Какие полезные приспособления еще есть у птиц?»

Выход проекта: изготовление игрушек – вертушек из перьев птиц различного вида.

ОО «Познавательное развитие»

- Дидактические игры: «Чье перо?», «Назови птицу», «Собери целое»;

- Рассматривание иллюстраций, буклетов, фотографий;

- Изучение «Детской энциклопедии»;

- Наблюдение за птицами на прогулке;

- Экспериментальная деятельность: «Как устроены перья птиц?», «Почему говорят «Как с гуся вода?», «Какое перо дольше летит?»

ОО «Художественно- эстетическое развитие»

- Чтение художественной литературы: Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

- Рисование на тему «Сорока».

- Лепка «Птицы на кормушке» (с прорисовыванием перьев), «Пингвины».

- Конструирование из бумаги (оригами) «Птичка».

ОО «Речевое развитие»

- Дидактические игры: «Подбери признаки», «Подбери действия».

- Лексико-грамматические упражнения: «Назови ласково», «Кто кем был?», «Чей? Чья? Чье? Чьи?».

- Сочинение описательных загадок о птицах.

ОО «Социально –коммуникативное развитие»

- Ситуации общения: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».

- Беседа- фантазия «Что было бы, если бы у птиц не было крыльев?».

- Беседы: «Соблюдение правил безопасности при проведении опытов», «Осторожно «Птичий грипп!».

- Сюжетно- ролевые игры: «Птичья столовая», «Юные орнитологи», «На приеме у ветеринара».

- Режиссерская игра «На птичьем дворе».

- Викторина «Что мы знаем о птицах и крыльях?».

- Подкормка птиц на прогулке.

ОО «Физическое развитие»

- Подвижные игры: «Перелет птиц», «Совушка», «Гуси-лебеди».

- Пальчиковые игры: «Птички», «Птичек стайка», «Дятел».

- Физкультминутка «Птички».

- Дыхательная гимнастика «Легкое перышко».

Взаимодействие с родителями:

- Выставка совместных работ родителей и детей «Птицы – наши друзья» (рисунки и поделки).

- Пополнение «Центра науки и природы» (уголка экспериментирования) атрибутами (перья птиц).

Приложение:

Дидактические игры:

  1. «Чье пероЦель: учить детей сравнивать перья птиц, находить сходство, отличия, развивать умение подбирать перья соответствующей птице, различать маховые и пуховые перья.
  2. «Назови птицу» Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
  3. «Собери целое» Цель: учить детей собирать целое из частей, развивать зрительное восприятие, ассоциативное и логическое мышление, способность концентрировать внимание, закрепить представление о характерных особенностях птиц.

Экспериментальная деятельность:

1. Опыт «Почему говорят «Как с гуся вода?»

Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Ход эксперимента: Дети рассматривают перья гусиные и пуховые куриные, смачивают водой, выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой). Выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья.

2. Опыт «Как устроены перья у птиц?»

Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Ход эксперимента: Дети рассматривают маховое перо птиц, обращая внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня – пустота). Предложить детям помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу или микроскоп (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривают пуховое перо птицы, выясняют, что оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру). Дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла тела).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по ОБЖ для старшей группы. Тема: «Путешествие в…

Конспект НОД по ОБЖ для старшей группы Тема: «Путешествие в страну безопасности» Цель: Формировать навыки безопасного поведения. Задачи: Закрепить представления детей о...

«В гости к Весне»

«В гости к Весне» Очень долго ждали мы в этом году наступление весны. Но она к нам не спешила, и тогда...

Досуг для младшей разновозрастной группы посвященный 23 февраля и 8…

Досуг для младшей разновозрастной группы посвященный 23 февраля и 8 Марта «Февромарт» (Звучит веселая музыка, дети заходят в зал.) Ведущая: Всем добрый...

Читайте также

Значение игры в нравственном воспитании дошкольников

Значение игры в нравственном воспитании дошкольников Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов...

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного…

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти...

Сценарий «Проводы зимы»

Сценарий «Проводы зимы» (На улице) Все дети детского сада встречаются на улице. Ведущий: Что за праздник? Что за праздник? Будет праздник здесь большой...