Проект: «Преемственная система духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе ценностей русской культуры»
Паспорт проекта:
- вид проекта: инновационный (модифицированная программа "Социокультурные истоки" (И.А. Кузьмин, А.В. Камкин);
- по доминирующей деятельности: практико-ориентированный;
- по количеству участников: групповой;
- по характеру контактов: смешанный (среди детей одной группы);
- по продолжительности: краткосрочный (месяц);
- возрастная группа – подготовительная.
Пояснительная записка к проекту:
Данный проект направлен на реализацию ФГОС дошкольного образования и "Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина РФ" посредством создания преемственной системы духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном учреждении.
Актуальность разработки и внедрения данного проекта обусловлена рядом педагогических проблем, выявленных в процессе проведенного исследования.
В процессе анкетирования, бесед с родителями выявлено, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными, а семейное воспитание не соотносят с традициями и ценностями православной культуры. Православные вероучительные традиции используют в воспитании детей 8 % семей. Остальные семьи придерживаются светского характера воспитания, и приобщению детей к русской культуре отводят незначительное место. Педагогическая компетентность родителей низкая. Многим родителям неизвестно насколько важен дошкольный возраст для духовно-нравственного развития, формировании идеальных потребностей к саморазвитию, расширению представлений о добре и зле, нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и гуманных взаимоотношений. Именно поэтому необходимо создать условия для взаимодействия с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.
В процессе наблюдений и бесед с детьми выявлено, что у детей не сформированы первичные элементарные представления нравственных ценностях и идеалах русской культуры, о том, что доброта, семья, дом, родная природа, труд, здоровье, Родина являются вечными ценностями, самыми главными на свете словами, наполненными важнейшим смыслом.
Для решения этих выявленных проблем нужно:
создать психолого-педагогические условия, составить план (программу), подобрать методический материал, подготовить произведения, посетить библиотеку, организовать спектакль.
Цель проекта: разработка и внедрение преемственной системы духовно-нравственного воспитания дошкольников в содержании которой будет использоваться система духовно-нравственных идеалов и ценностей русской культуры во всех модулях.
Задачи проекта:
- Создать условия: обновить художественно-образное содержание предметно-развивающей среды и образовательного пространства д/с;
- Подготовить методические пособия и материалы (картины, слайды, презентации, музыкальный и литературно-поэтический ряд);
- Продумать тематику и организацию методической работы с педагогами (изучение темы, мастер-классы, обмен опытом);
- Качественное проведение занятий и мероприятия с детьми и родителями. Использовать принципы светского характера образования, аксиологического, культурологического подхода, а также принцип интеграции разных видов образовательной деятельности;
- Проведение мониторинга и выявление эффективности внедрения программы.
Методологические принципы, используемые при составлении данной программы:
- Системный подход.
- Личностный подход.
- Деятельностный подход.
- Культурологический и аксиологический подход.
Методические особенности организации педагогического процесса
- Обеспечение условий всестороннего развития личности ребенка, удовлетворение его потребностей в познании и интересов через творческую созидательную деятельность.
- Создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, развитие и стимулирование познавательных интересов, расширение представлений и кругозора.
- Учет индивидуальности ребенка, разработка и определение его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала.
- Формирование первоначальных ценностно-смысловых представлений об окружающем мире в его пространственных, временных измерениях.
- Расширять представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода.
- Способствовать развитию познавательных способностей ребенка на основе организации детской наблюдательности, развития любознательности, умения сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живших в другом времени. Выделять общее в поведении людей и явлениях культуры.
- Дать понять ребенку, что образ жизни людей меняется со временем, в разные времена люди жили по-разному, и сейчас люди живут не так, как жили раньше. Познакомить детей с бытом людей раньше и теперь, какую носили они одежду, как трудились и т.д.
- Учить детей поддерживать традиции народа, обычаи, формировать полезные привычки в бытовой культуре.
- Развитие координации движений, голоса, речи, как основы продуктивной деятельности, мышления и общения.
- Психофизиологическое оздоровление и социализация детей на материале и средствами русского народного творчества.
- Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого труда.
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого, как в сказке, так и в реальной жизни.
Содержание программы включает следующие темы:
Кто у нас хороший? (нравственные качества и поступки
самоанализ).
1. "Чему учит сказка?": Нравственные истоки в сказке ознакомление с художественной литературой в ее культурологическом и духовно-нравственном аспекте.
2. "Ничего нет краше природы родной нашей" (экологическая позиция).
3. «Азбука нравственности» - игры, психологический тренинг и разбор ситуаций, формирование гуманного отношения к миру, родным, семье, самому себе, сверстникам, другим людям.
4. «Я - исследователь» - знакомство с методами исследования, развитие исследовательских навыков, наблюдательности, умения анализировать собранную информацию, делать заключение и выводы.
5. «Основы домоведения» - формировании ценностно-смысловых представлений о домашнем труде, воспитание трудолюбия, желание помогать по хозяйству дома в быту.
6. «Мы - мастера» - развитие творческого воображения конструктивных навыков и умений, достижение оригинальности в выполнении деятельности.
7. «Театральная сказка» - развитие воображения, формирование ценностно-смысловых представлений о мире в игре-драматизации; релаксация, пластические импровизации, психологический тренинг, актерские способности.
Этапы проекта
1. Организационный этап:
Определение темы проекта.
Постановка целей и задач воспитательно-образовательной работы.
Анкетирование родителей.
Сбор информации, материала для реализации идеи.
Изготовление игр; подбор имеющихся игр.
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
2. Основной этап:
Составление плана проекта, определение сроков реализации.
Разработка конспектов образовательной деятельности, презентаций и видеоматериалов по ознакомлению с бытом и культурой наших предков.
Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, «Путешествие в сказку».
Оформление выставки работ детей.
Организация консультации для родителей «Русские народные сказки и сказкотерапия
в духовно-нравственном воспитании детей».
Проведение досуга «Знакомство с семейными традициями» с активным участием родителей.
Оформление выставки совместных работ родителей и детей «Панорама сказки».
Совместная работа детей, родителей и воспитателя по созданию предметно – развивающей среды группы, изготовление с детьми атрибутов к постановке спектакля.
Подготовка сценария спектакля «Царевна лягушка».
3. Заключительный этап:
Подведение итогов проектной деятельности.
Создание панорамы сказки «Царевна – лягушка».
Обобщение опыта.
План осуществления проекта.
Режимные моменты | Совместная работа педагога с детьми | Совместная работа родителей с детьми | Свободная творческая деятельность детей |
I пол. дня | Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк». | Чтение сказок с детьми. | Свободное рисование по сказке. |
I пол. дня | Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, «Путешествие в сказку». | Придумывание сказок с детьми. | Раскрась рисунок. |
II пол. дня | Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. | Рисование иллюстраций к сказкам. | Изготовление атрибутов к сказке. |
II пол. дня | Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. | Помощь в пополнении книжного уголка сказками. | Лепка «Праздничный каравай»
|
I пол. дня | Знакомство с семейными традициями. | Рассказать о семейных традициях своей семьи. | Создавать изображения на формах бумаги в виде рубахи и ковра по мотивам декоративной русской народной вышивки. |
II пол. дня | Досуг «Семейные традиции» | ||
II пол. дня | Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
|
Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов. | |
I пол. дня | Дидактическая игра: «Что сначала?»
Рассматривание русской рубашки-косоворотки, элементов вышивки на ней. |
||
II пол. дня | Самостоятельное составление сказок. | ||
I пол. дня | Развитие речи: «Дары батюшке-царю». | ||
II пол. дня | Просмотр мультфильма по сказке. | ||
II пол. дня | Упражнение «Расскажи про Василису - Премудрую» (Подбор синонимов). | ||
II пол. дня | Составление узора вышивки из различных элементов - «моделей» на ковролине, сопровождая пояснениями. | ||
I пол. дня | Рассматривание каравая. Рассказ педагога, как изготовляется каравай. | ||
II пол. дня
|
Прослушивание русской народной музыки/песни. | ||
II пол. дня | Сюжетно-творческая игра «Сказочная мастерская». | ||
II пол. дня | Драматизация отрывков из сказки и подготовка спектакля. |
Ожидаемый результат:
При условии реализации данного проекта рассчитано получить следующие результаты:
1. Стабилизация эмоционального состояния детей.
2. Возникновение у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств. Проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.
3. В результате совместной деятельности дети будут приобщаться к народному творчеству и театральной деятельности, расширять знания о базовых социокультурных ценностях, о традициях слова, образа, дела, будет сформирован запас литературных впечатлений.
4. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
5. Особую роль нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Оценка результатов:
Для оценки эффективности данного проекта по духовно-нравственному и эмоциональному развитию детей провести диагностику в начале и конце работы, используя соответствующие методики. Оценка качества практической деятельности будет оцениваться при проведении театрализованного спектакля.
Материально-техническое (ПРС, информационный материал для родителей, педагогов)
Спектакль «Царевна лягушка».
Читайте также |
---|
Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема:…
Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема: «Жизнь диких животных зимой». Итоговое мероприятие «Викторина «Дикие животные родного...
Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации
Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации Одним из ведущих направлений работы в системе дошкольного и школьного образования России является знакомство...
Инженерная книга «Детские забавы»
Инженерная книга «Детские забавы»