Проект: «Преемственная система духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе ценностей русской культуры»

 

Паспорт проекта: 

  • вид проекта: инновационный (модифицированная программа "Социокультурные истоки" (И.А. Кузьмин, А.В.  Камкин);     
  • по доминирующей деятельности: практико-ориентированный;
  • по количеству участников: групповой;
  • по характеру контактов: смешанный (среди детей одной группы);
  • по продолжительности: краткосрочный (месяц);
  • возрастная группа – подготовительная.  

Пояснительная записка к проекту:

Данный проект направлен на реализацию ФГОС дошкольного образования и "Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина РФ" посредством создания преемственной системы духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном учреждении.  

Актуальность разработки и внедрения данного проекта обусловлена рядом педагогических проблем, выявленных в процессе проведенного исследования.

В процессе анкетирования, бесед с родителями выявлено, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными, а семейное воспитание не соотносят с традициями и ценностями православной культуры. Православные вероучительные традиции используют в воспитании детей 8 % семей. Остальные семьи придерживаются светского характера воспитания, и приобщению детей к русской культуре отводят незначительное место. Педагогическая компетентность родителей низкая. Многим родителям неизвестно насколько важен дошкольный возраст для духовно-нравственного развития, формировании идеальных потребностей к саморазвитию, расширению представлений о добре и зле, нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и гуманных взаимоотношений. Именно поэтому необходимо создать условия для взаимодействия с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.

В процессе наблюдений и бесед с детьми выявлено, что у детей не сформированы первичные элементарные представления нравственных ценностях и идеалах русской культуры, о том, что доброта, семья, дом, родная природа, труд, здоровье, Родина являются вечными ценностями, самыми главными на свете словами, наполненными важнейшим смыслом.   

Для решения этих выявленных проблем нужно:

создать психолого-педагогические условия, составить план (программу), подобрать методический материал, подготовить произведения, посетить библиотеку, организовать спектакль.

Цель проекта: разработка и внедрение преемственной системы духовно-нравственного воспитания дошкольников в содержании которой будет использоваться система духовно-нравственных идеалов и ценностей русской культуры во всех модулях.

Задачи проекта: 

  • Создать условия: обновить художественно-образное содержание предметно-развивающей среды и образовательного пространства д/с;
  • Подготовить методические пособия и материалы (картины, слайды, презентации, музыкальный и литературно-поэтический ряд);
  • Продумать тематику и организацию методической работы с педагогами (изучение темы, мастер-классы, обмен опытом); 
  • Качественное проведение занятий и мероприятия с детьми и родителями. Использовать принципы светского характера образования, аксиологического, культурологического подхода, а также принцип интеграции разных видов образовательной деятельности;
  • Проведение мониторинга и выявление эффективности внедрения программы. 

Методологические принципы, используемые при составлении данной программы:

  • Системный подход.
  • Личностный подход.
  • Деятельностный подход.
  • Культурологический и аксиологический подход.

 Методические особенности организации педагогического процесса

  • Обеспечение условий всестороннего развития личности ребенка, удовлетворение его потребностей в познании и интересов через творческую созидательную деятельность.
  • Создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, развитие и стимулирование познавательных интересов, расширение представлений и кругозора.
  • Учет индивидуальности ребенка, разработка и определение его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала.
  • Формирование первоначальных ценностно-смысловых представлений об окружающем мире в его пространственных, временных измерениях.
  • Расширять представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода.
  • Способствовать развитию познавательных способностей ребенка на основе организации детской наблюдательности, развития любознательности, умения сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живших в другом времени. Выделять общее в поведении людей и явлениях культуры.
  • Дать понять ребенку, что образ жизни людей меняется со временем, в разные времена люди жили по-разному, и сейчас люди живут не так, как жили раньше. Познакомить детей с бытом людей раньше и теперь, какую носили они одежду, как трудились и т.д.
  • Учить детей поддерживать традиции народа, обычаи, формировать полезные привычки в бытовой культуре.
  • Развитие координации движений, голоса, речи, как основы продуктивной деятельности, мышления и общения.
  • Психофизиологическое оздоровление и социализация детей на материале и средствами русского народного творчества.
  • Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого труда.
  • Развивать способность детей отличать хорошее от плохого, как в сказке, так и в реальной жизни.

Содержание программы включает следующие темы:

 Кто у нас хороший? (нравственные качества и поступки

самоанализ).

1. "Чему учит сказка?": Нравственные истоки в сказке ознакомление с художественной литературой в ее культурологическом и духовно-нравственном аспекте.

2. "Ничего нет краше природы родной нашей" (экологическая позиция). 

3.  «Азбука нравственности» - игры, психологический тренинг и разбор ситуаций, формирование гуманного отношения к миру, родным, семье, самому себе, сверстникам, другим людям.     

4.  «Я - исследователь» - знакомство с методами исследования, развитие исследовательских навыков, наблюдательности, умения анализировать собранную информацию, делать заключение и выводы. 

5.  «Основы домоведения» - формировании ценностно-смысловых представлений о домашнем труде, воспитание трудолюбия, желание помогать по хозяйству дома в быту.

6.  «Мы - мастера» - развитие творческого воображения конструктивных навыков и умений, достижение оригинальности в выполнении деятельности.  

7. «Театральная сказка» - развитие воображения, формирование ценностно-смысловых представлений о мире в игре-драматизации; релаксация, пластические импровизации, психологический тренинг, актерские способности.  

Этапы проекта

1. Организационный этап: 

Определение темы проекта.

Постановка целей и задач воспитательно-образовательной работы.

Анкетирование родителей.

Сбор информации, материала для реализации идеи.

Изготовление игр; подбор имеющихся игр.

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

2. Основной этап:

Составление плана проекта, определение сроков реализации.

Разработка конспектов образовательной деятельности, презентаций и видеоматериалов по ознакомлению с бытом и культурой наших предков.

Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, «Путешествие в сказку».

Оформление выставки работ детей.

Организация консультации для родителей «Русские народные сказки и сказкотерапия

в духовно-нравственном воспитании   детей».

Проведение досуга «Знакомство с семейными традициями» с активным участием родителей.

Оформление выставки совместных работ родителей и детей «Панорама сказки».

Совместная работа детей, родителей и воспитателя по созданию предметно – развивающей среды группы, изготовление с детьми атрибутов к постановке спектакля.

Подготовка сценария спектакля «Царевна лягушка».

3. Заключительный этап:

Подведение итогов проектной деятельности.

Создание панорамы сказки «Царевна – лягушка».

Обобщение опыта.

План осуществления проекта.

Режимные моменты Совместная работа педагога с детьми Совместная работа родителей с детьми Свободная творческая деятельность детей
I пол. дня Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк». Чтение сказок с детьми. Свободное рисование по сказке.
I пол. дня Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, «Путешествие в сказку». Придумывание сказок с детьми. Раскрась рисунок.
II пол. дня Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. Рисование иллюстраций к сказкам. Изготовление атрибутов к сказке.
II пол. дня Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. Помощь в пополнении книжного уголка сказками. Лепка «Праздничный каравай»

 

I пол. дня Знакомство с семейными традициями. Рассказать о семейных традициях своей семьи. Создавать изображения на формах бумаги в виде рубахи и ковра по мотивам декоративной русской народной вышивки.
II пол. дня Досуг «Семейные традиции»    
II пол. дня Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

 

Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.  
I пол. дня Дидактическая игра: «Что сначала?»

Рассматривание русской рубашки-косоворотки, элементов вышивки на ней.

   
II пол. дня Самостоятельное составление сказок.    
I пол. дня Развитие речи: «Дары батюшке-царю».    
II пол. дня Просмотр мультфильма по сказке.    
II пол. дня Упражнение «Расскажи про Василису - Премудрую» (Подбор синонимов).    
II пол. дня Составление узора вышивки из различных элементов - «моделей» на ковролине, сопровождая пояснениями.    
I пол. дня Рассматривание каравая. Рассказ педагога, как изготовляется каравай.    
II пол. дня

 

Прослушивание русской народной музыки/песни.    
II пол. дня Сюжетно-творческая игра «Сказочная мастерская».    
II пол. дня Драматизация отрывков из сказки и подготовка спектакля.    

Ожидаемый результат:

При условии реализации данного проекта рассчитано получить следующие результаты:

1. Стабилизация эмоционального состояния детей.

2. Возникновение у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств. Проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.

3. В результате совместной деятельности дети будут приобщаться к народному творчеству и театральной деятельности, расширять знания о базовых социокультурных ценностях, о традициях слова, образа, дела, будет сформирован запас литературных впечатлений.

4. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

5. Особую роль нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Оценка результатов:

Для оценки эффективности данного проекта по духовно-нравственному и эмоциональному развитию детей провести диагностику в начале и конце работы, используя соответствующие методики. Оценка качества практической деятельности будет оцениваться при проведении театрализованного спектакля.

Материально-техническое (ПРС, информационный материал для родителей, педагогов)

Спектакль «Царевна лягушка».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема: «Жизнь диких животных зимой». Итоговое мероприятие «Викторина «Дикие животные родного...

Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации

Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации Одним из ведущих направлений работы в системе дошкольного и школьного образования России является знакомство...

Инженерная книга «Детские забавы»

Инженерная книга «Детские забавы»

Читайте также

Методическая разработка «Интерактивная дидактическая игра «Где спрятались игрушки?" для детей…

Методическая разработка «Интерактивная дидактическая игра «Где спрятались игрушки?" для детей младшего дошкольного возраста» Проблема: мою группу посещают дети с ограниченными возможностями...

«Мой край родной, казачий край!» Сценарий досуговой деятельности для воспитанников…

«Мой край родной, казачий край!» Сценарий досуговой деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения родной...

Проект в подготовительной к школе группе «Капелька» «Мы тоже имеем…

Проект в подготовительной к школе группе «Капелька» «Мы тоже имеем права» Актуальность реализации проекта: «Я имею право быть черным и белым. Я имею...