Сайт для воспитателей детских садов



Проект: «Преемственная система духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе ценностей русской культуры»

 

Паспорт проекта: 

  • вид проекта: инновационный (модифицированная программа "Социокультурные истоки" (И.А. Кузьмин, А.В.  Камкин);     
  • по доминирующей деятельности: практико-ориентированный;
  • по количеству участников: групповой;
  • по характеру контактов: смешанный (среди детей одной группы);
  • по продолжительности: краткосрочный (месяц);
  • возрастная группа – подготовительная.  

Пояснительная записка к проекту:

Данный проект направлен на реализацию ФГОС дошкольного образования и "Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина РФ" посредством создания преемственной системы духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном учреждении.  

Актуальность разработки и внедрения данного проекта обусловлена рядом педагогических проблем, выявленных в процессе проведенного исследования.

В процессе анкетирования, бесед с родителями выявлено, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными, а семейное воспитание не соотносят с традициями и ценностями православной культуры. Православные вероучительные традиции используют в воспитании детей 8 % семей. Остальные семьи придерживаются светского характера воспитания, и приобщению детей к русской культуре отводят незначительное место. Педагогическая компетентность родителей низкая. Многим родителям неизвестно насколько важен дошкольный возраст для духовно-нравственного развития, формировании идеальных потребностей к саморазвитию, расширению представлений о добре и зле, нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и гуманных взаимоотношений. Именно поэтому необходимо создать условия для взаимодействия с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.

В процессе наблюдений и бесед с детьми выявлено, что у детей не сформированы первичные элементарные представления нравственных ценностях и идеалах русской культуры, о том, что доброта, семья, дом, родная природа, труд, здоровье, Родина являются вечными ценностями, самыми главными на свете словами, наполненными важнейшим смыслом.   

Для решения этих выявленных проблем нужно:

создать психолого-педагогические условия, составить план (программу), подобрать методический материал, подготовить произведения, посетить библиотеку, организовать спектакль.

Цель проекта: разработка и внедрение преемственной системы духовно-нравственного воспитания дошкольников в содержании которой будет использоваться система духовно-нравственных идеалов и ценностей русской культуры во всех модулях.

Задачи проекта: 

  • Создать условия: обновить художественно-образное содержание предметно-развивающей среды и образовательного пространства д/с;
  • Подготовить методические пособия и материалы (картины, слайды, презентации, музыкальный и литературно-поэтический ряд);
  • Продумать тематику и организацию методической работы с педагогами (изучение темы, мастер-классы, обмен опытом); 
  • Качественное проведение занятий и мероприятия с детьми и родителями. Использовать принципы светского характера образования, аксиологического, культурологического подхода, а также принцип интеграции разных видов образовательной деятельности;
  • Проведение мониторинга и выявление эффективности внедрения программы. 

Методологические принципы, используемые при составлении данной программы:

  • Системный подход.
  • Личностный подход.
  • Деятельностный подход.
  • Культурологический и аксиологический подход.

 Методические особенности организации педагогического процесса

  • Обеспечение условий всестороннего развития личности ребенка, удовлетворение его потребностей в познании и интересов через творческую созидательную деятельность.
  • Создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, развитие и стимулирование познавательных интересов, расширение представлений и кругозора.
  • Учет индивидуальности ребенка, разработка и определение его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала.
  • Формирование первоначальных ценностно-смысловых представлений об окружающем мире в его пространственных, временных измерениях.
  • Расширять представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода.
  • Способствовать развитию познавательных способностей ребенка на основе организации детской наблюдательности, развития любознательности, умения сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живших в другом времени. Выделять общее в поведении людей и явлениях культуры.
  • Дать понять ребенку, что образ жизни людей меняется со временем, в разные времена люди жили по-разному, и сейчас люди живут не так, как жили раньше. Познакомить детей с бытом людей раньше и теперь, какую носили они одежду, как трудились и т.д.
  • Учить детей поддерживать традиции народа, обычаи, формировать полезные привычки в бытовой культуре.
  • Развитие координации движений, голоса, речи, как основы продуктивной деятельности, мышления и общения.
  • Психофизиологическое оздоровление и социализация детей на материале и средствами русского народного творчества.
  • Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого труда.
  • Развивать способность детей отличать хорошее от плохого, как в сказке, так и в реальной жизни.

Содержание программы включает следующие темы:

 Кто у нас хороший? (нравственные качества и поступки

самоанализ).

1. "Чему учит сказка?": Нравственные истоки в сказке ознакомление с художественной литературой в ее культурологическом и духовно-нравственном аспекте.

2. "Ничего нет краше природы родной нашей" (экологическая позиция). 

3.  «Азбука нравственности» - игры, психологический тренинг и разбор ситуаций, формирование гуманного отношения к миру, родным, семье, самому себе, сверстникам, другим людям.     

4.  «Я - исследователь» - знакомство с методами исследования, развитие исследовательских навыков, наблюдательности, умения анализировать собранную информацию, делать заключение и выводы. 

5.  «Основы домоведения» - формировании ценностно-смысловых представлений о домашнем труде, воспитание трудолюбия, желание помогать по хозяйству дома в быту.

6.  «Мы - мастера» - развитие творческого воображения конструктивных навыков и умений, достижение оригинальности в выполнении деятельности.  

7. «Театральная сказка» - развитие воображения, формирование ценностно-смысловых представлений о мире в игре-драматизации; релаксация, пластические импровизации, психологический тренинг, актерские способности.  

Этапы проекта

1. Организационный этап: 

Определение темы проекта.

Постановка целей и задач воспитательно-образовательной работы.

Анкетирование родителей.

Сбор информации, материала для реализации идеи.

Изготовление игр; подбор имеющихся игр.

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

2. Основной этап:

Составление плана проекта, определение сроков реализации.

Разработка конспектов образовательной деятельности, презентаций и видеоматериалов по ознакомлению с бытом и культурой наших предков.

Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, «Путешествие в сказку».

Оформление выставки работ детей.

Организация консультации для родителей «Русские народные сказки и сказкотерапия

в духовно-нравственном воспитании   детей».

Проведение досуга «Знакомство с семейными традициями» с активным участием родителей.

Оформление выставки совместных работ родителей и детей «Панорама сказки».

Совместная работа детей, родителей и воспитателя по созданию предметно – развивающей среды группы, изготовление с детьми атрибутов к постановке спектакля.

Подготовка сценария спектакля «Царевна лягушка».

3. Заключительный этап:

Подведение итогов проектной деятельности.

Создание панорамы сказки «Царевна – лягушка».

Обобщение опыта.

План осуществления проекта.

Режимные моменты Совместная работа педагога с детьми Совместная работа родителей с детьми Свободная творческая деятельность детей
I пол. дня Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк». Чтение сказок с детьми. Свободное рисование по сказке.
I пол. дня Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, «Путешествие в сказку». Придумывание сказок с детьми. Раскрась рисунок.
II пол. дня Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. Рисование иллюстраций к сказкам. Изготовление атрибутов к сказке.
II пол. дня Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. Помощь в пополнении книжного уголка сказками. Лепка «Праздничный каравай»

 

I пол. дня Знакомство с семейными традициями. Рассказать о семейных традициях своей семьи. Создавать изображения на формах бумаги в виде рубахи и ковра по мотивам декоративной русской народной вышивки.
II пол. дня Досуг «Семейные традиции»    
II пол. дня Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

 

Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.  
I пол. дня Дидактическая игра: «Что сначала?»

Рассматривание русской рубашки-косоворотки, элементов вышивки на ней.

   
II пол. дня Самостоятельное составление сказок.    
I пол. дня Развитие речи: «Дары батюшке-царю».    
II пол. дня Просмотр мультфильма по сказке.    
II пол. дня Упражнение «Расскажи про Василису - Премудрую» (Подбор синонимов).    
II пол. дня Составление узора вышивки из различных элементов - «моделей» на ковролине, сопровождая пояснениями.    
I пол. дня Рассматривание каравая. Рассказ педагога, как изготовляется каравай.    
II пол. дня

 

Прослушивание русской народной музыки/песни.    
II пол. дня Сюжетно-творческая игра «Сказочная мастерская».    
II пол. дня Драматизация отрывков из сказки и подготовка спектакля.    

Ожидаемый результат:

При условии реализации данного проекта рассчитано получить следующие результаты:

1. Стабилизация эмоционального состояния детей.

2. Возникновение у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств. Проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.

3. В результате совместной деятельности дети будут приобщаться к народному творчеству и театральной деятельности, расширять знания о базовых социокультурных ценностях, о традициях слова, образа, дела, будет сформирован запас литературных впечатлений.

4. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

5. Особую роль нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Оценка результатов:

Для оценки эффективности данного проекта по духовно-нравственному и эмоциональному развитию детей провести диагностику в начале и конце работы, используя соответствующие методики. Оценка качества практической деятельности будет оцениваться при проведении театрализованного спектакля.

Материально-техническое (ПРС, информационный материал для родителей, педагогов)

Спектакль «Царевна лягушка».

1 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии



Вход на сайт


Комментарии

  • Марина
    Предлагаем Ортопедические массажные коврики "Орто Пазл"!!! Поле зная игрушка для вашего ребенка В ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Оставляйте координаты, электронный адрес

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Коллеги! Пишите на tatyta055@mail.ru, все подробности письмом

    Подробнее...

     
  • Эльвира
    [quote name="Татьяна"] Уважаемые коллеги! На данный момент написана методика проведения занятий по ...

    Подробнее...

     
  • ylia
    Очень интересное ,содержательно.

    Подробнее...