Экологический проект «Летят перелетные птицы в осенней дали голубой»

 

Вид проекта – семейно-групповой.

Тип проекта – информационно-творческий.

Участники – дети, родители, воспитатели.

Цель проекта – обогащение и расширение знаний и представлений детей о птицах, особенностях, образа их жизни, жизненных проявлениях, повадках, о роли человека в жизни птиц.

Задачи:

  1. Формировать у детей обобщенные представления о перелетных птицах.
  2. Учить находить признаки, отличающие птиц от зверей.
  3. Закреплять умение правильно объяснять причины перелета птиц.
  4. Формировать навыки графического моделирования, использовать модели в качестве вспомогательных средств для активизации познавательной деятельности.
  5. Активизировать мышление в процессе разрешения проблемных ситуаций.
  6. Совершенствовать уровень накопления навыков, углублять знания детей о взаимосвязях, взаимодействии людей и птиц.
  7. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами.
  8. Воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать о них новые факты.
  9. Воспитывать бережное отношение к природе через проявление заботы о птицах, подкармливать поздней осенью, изготавливать совместно с родителями кормушек для птиц, формировать экологическое сознание.
  10. Сформировать заботливое и бережное отношение к птицам, понятие о взаимосвязи живых организмов в природе, представление о народных традициях и народной культуре.
  11. Обогащать и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в жизни птиц, в процессе развивающих и ролевых игр, тренировать пластику и координацию движений, поощрять детей к общению, сформировать навыки сговора на игру.

Содержание проекта.

  1. этап.

Выбор темы. Обсуждение с детьми и родителями.

Подготовка проекта.

Занятия – развитие речи, ИЗО, ознакомление с окружающим, аппликация, ручной труд.

Чтение художественной литературы.

В. Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», О. Воронькова «Птичья кормушка», Л. Толстой «Птичка», В. Бианки «Синичкин календарь», «Чей нос лучше», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».

Иллюстрации птиц из цикла «Живая природа». Наблюдение за птицами на прогулках, экскурсиях.

Схемы, модели птиц, загадки, считалки, потешки, пословицы («Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки»). Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Календарь наблюдений (понимать, как птицы приспосабливаются к сезонным явлениям).

Беседы («Классификации зимующих и перелетных птиц», «Почему одни птицы улетают, а другие остаются», «Общие признаки животных и птиц (белка и сорока), их различие»).

Стихи: Т. А. Шорыгина «Соловей», «Кукушка», «Лебедь», «Журавль», «Осень».

Игры: «Угадай птицу по описанию», «Кто как разговаривает».

Дидактические игры «Сложи картинку», лото «Птицы», «Назови птицу» (по картинке), «Дорисуй» (трафареты, шаблоны).

Подвижные игры: «Перелетные птицы», «Ласточки», «Сорока-белобока», «Птички в гнездышках», «Воробушки и кот», «Найди птичку» (прячут педагоги и говорят «холодно, горячо»), игра с моделями «Кто эта птица или зверь?», «Гуси-гуси», «Совушка-сова», народная русская игра «Дятел».

Рисование «Перелетные птицы», «Ласточка», лепка «Сорока», коллективная аппликация «Перелетные птицы» и оформление выставки.

Изготовление шапочек для детей (дети совместно с родителями), покупка мармеладных червячков, постройка гнезда, изготовление скворечников (дети совместно с родителями).

Оформление впечатлений от общения с птицами (рисунки, поделки из природного материала, устные рассказы).

Выставка книг.

  1. этап.

Сбор корма для птиц.

Выставка «Птицы вокруг нас».

Мастер-класс по аппликации из природного материала «Жар-птица».

«В гостях у птиц» с элементами моделирования.

Развлечение «Счастливого пути, пернатые друзья!».

Актуальность проекта.

В настоящее время вопросы воздействия человека на природу превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относиться к природе, то они погубят нашу планету. А чтобы этого не произошло надо с дошкольного возраста воспитывать экологическую культуру и ответственность детей, так как приобретенные в дошкольном возрасте знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически культурную личность.

Проблема и гипотеза.

В процессе работы был выявлен недостаточный уровень сформированности знаний о перелетных птицах, особенностях их жизни.

Гипотеза: можно предположить, что для повышения уровня знаний и представлений детей о перелетных птицах, особенностях их жизни, нужно использовать не только традиционные формы работы с детьми, но и современные подходы (самостоятельный поиск информации детей совместно с родителями, обмен информацией в группе между детьми).

Развлечение.

Счастливого пути, пернатые друзья!

Дети сидят на стульчиках. Звучат голоса птиц. Заходят две сороки и двое детенышей-птенцов.

Сорока 1:

«Всюду я летаю,

Все на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу.

Новость на хвосте несу,

Может быть меня за это

И зовут лесной газетой.

Кто я? Угадайте. (Сорока.)

Ведущий: «И по какому поводу ты к нам пришла, еще и со своими детками?»

Сорока 1: «Новость принесла. Слышали новость? Птицы на юг в теплые края улетают».

Ведущий: «Дети, вы слышали о том, что птицы улетают? А какие, сорока уже улетели?»

Сорока 1: «Утки, гуси, журавли, соловьи, скворцы. Грачи недавно улетели».

Ведущий: «Да, да, мы видели, как птицы собирались в стаи, их много, много и улетали».

Сорока 1: «А вы не знаете почему они улетели?»

Дети: «Насекомые спать легли, поэтому птицам нет корма. Все кто питается насекомыми улетели».

Сорока 2: «Да, дети, правильно. А путь их нелегкий, далеко и долго лететь. Их много гибнет, кто слабее и меньше. Но лететь надо, иначе с голода погибнут».

Сорока 1: «Есть у нас игра одна,

Вам понравится она,

Птицы все на юг летят,

Зимовать они хотят.

Там где солнышко, тепло,

Зимовать будет легко.

Только ветер им мешает,

И с дороги их сбивает»

Игра «Перелетные птицы» (ветер ловит птиц, которые перелетают с одной стороны на другую).

Считалочкой выбирают ветра.

«Ветер на море летал,

Ветер певчих птиц считал.

Посчитал всех до одной,

А потом взял выходной.

Наша очередь считать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Сорока 2: «А теперь, ребята, отгадайте загадки».

1. Угадайте, что за птичка —

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

2. На шесте - веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер. На крыльце поет отец -

Он и летчик, и певец. (Скворец.)

3. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …(Соловей.)

4. Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли.)

5. В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок. (Жаворонок.)

6. Черный, проворный,

Кричит: «Крак»

Червякам враг. (Грач.)

7. Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет. (Цапля.)

8. Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет,

Я иду, боюсь, Кто же это… (Гусь.)

9. Кто эта птица?

Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка.)

Сорока 1: «А у меня для вас есть стихи про птиц. Вот послушайте, ребята».

1. «Соловей»

В зелени ветвей

Соловушка соловей

Ночи напролет

Песни нам поет.

Льются песни без конца,

Лучше нет в лесу певца.

2. «Кукушка»

На лесной опушке

Слышится ку ку

Кукует кукушка

Где то наверху.

В лес густой зеленый

Нас зовет она

Там березки, клены,

Свежесть, тишина,

Солнечные блики

По траве скользят

Алой земляники

Капельки горят.

Там сплетают ветки

Кружевной навес.

Приходите детки

На прогулку в лес.

3. «Лебедь»

Солнце озарило

Бледный небосвод.

Лебедь белокрылый

Медленно плывет.

Тает отражение в зеркале воды

Дремлют без движения

Светлые пруды.

Капля серебрится в зелени листа

Может быть мне снится эта красота?

4. «Журавли»

Высоко в голубой дали

Над землей летят журавли.

Летят они курлычут,

Как будто говоря,

Летите вместе с нами

За теплыми лесами

За синими морями

Есть теплые края.

Там в зелени долины

Мы скоротаем зиму.

А раннею весной

Вернемся в край родной!

Сорока 2. А теперь поиграем в игру «Птички и кот» (Играет музыка, птички летают. Когда музыка заканчивается, появляется кот. Птички улетают в свои гнездышки (обручи), а кот их ловит).

Сорока 1. «Молодцы ребята! Быстро бегаете. А теперь поиграем мы с вами в игру «Холодно, горячо» (дети ищут фигурку птицы, спрятанную в группе).

Сорока 2. «А сейчас, ребята, мы проверим, как хорошо вы знаете птиц и животных. Я буду показывать вам модель птицы или зверя, а вы угадайте, кто это?»

Сорока 1. «Сорока - белобока,

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Ты в лес не ходил,

Дров не носил,

Печку не топил,

Тебе каши не дам!»

Ведущий: «Сорока, у нас все дети хорошие! Все помогают друг другу! Дружные ребята!»

Сорока 1. «Ой, да я пошутила! Я всем червячков принесла. Угощаю. Ведь птички червяков любят.

Сороки раздают детям мармеладных червячков.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине»

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине» Цель: формировать знания детей о Родине. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о России и малой родине. Развивающие:...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник весеннего равноденствия» Цель: 1. Познакомить детей с основными духовно-нравственными традициями русского народа...

Конспект НОД по экологии на тему: «Обобщающая беседа о посеве…

Конспект НОД по экологии на тему: «Обобщающая беседа о посеве семян и выращивание рассады» в старшей группе Цель: уточнить представление о том...

Читайте также

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы Образовательная область: познавательное развитие ФЭМП. Вид деятельности: познавательно-исследовательская. Форма проведения: игра-путешествие. Цель: закрепить знания, умения и навыки детей...

Самомассаж для дошкольного возраста с использованием природных материалов и сухих…

Самомассаж для дошкольного возраста с использованием природных материалов и сухих бассейнов В настоящее время проблема здоровья детей - одна из самых...

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений…

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Сведения об авторе Иванова Ираида Леонидовна – воспитатель; образование...