Сайт для воспитателей детских садов



Творческий проект по ознакомлению и организации сюжетно-ролевых игр младших дошкольников в условиях ФГОС
Профессии: «Повар, пекарь, кондитер»

 

1. Паспорт проекта:

Вид проекта: групповой, игровой, комплексный.

Тип проекта: информационно-ориентированный.

Сроки проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, педагоги, повар.

2. Актуальность темы проекта:

"Игра не пустая забава.

Она необходима для

счастья детей, для их

правильного развития"

Д. В. Менджерицкая.

Игра – дело серьёзное. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Игра - вечный спутник детства. Игра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, отдаться мечте и радости. Игра –явление сложное, многогранное. Не надо каких – то особенных данных, чтобы играть с ребятами. Надо просто жить с детьми в том мире, который им интересен. Дети любят играть во взрослых, а взрослые должны уметь быть рядом с детьми, уметь с ними играть, если хотят стать их друзьями.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Дети очень любят играть. На площадке, на улице, во дворе всегда можно увидеть ребятишек, которые скачут на конях, сделанных из палок, пускают в ручейках бумажные кораблики, пекут пироги из песка или строят крепости. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей. Штерн сказал: « Игра – жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества». 

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"в пункте 3.1.2. пишется, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса должно обеспечить возможности организации разнообразной игровой деятельности.

Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка в ст.31. «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни». Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержденного МО и Н, вступившего в силу с января 2014г. одним из требований к структуре ООП ДО обеспечение деятельности направленной на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.).

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим.

— Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Духовность и нравственность, широкий кругозор, цивилизованность и образованность, бережное отношение ко всему живому и окружающему, то есть культура и сознание, - прежде всего в этом остро нуждаются современные дети.

Дети дошкольного возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения.

Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Начиная с младшего возраста проводится работа по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Чрезвычайно важно не упустить момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям и формированию положительного отношения к труду, что является главной целью образовательной области труд.

Таким образом, формирование первичных представлений о труде взрослых во 2 младшей группе начинается со знакомства с трудом сотрудников детского сада: трудом помощника воспитателя, медсестры, повара, дворника, шофера, постоянно подчеркивая их заботу о детях.

Главная задача нас, как воспитателей – вызвать у детей чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь, как например: все съедать за обедом, чтобы порадовать повара. В связи с этим у нас возникла потребность в разработке проектной деятельности по ознакомлению детей с профессией повар. В беседе с детьми мы попытались выяснить знают ли дети:

Кто такой повар, пекарь, кондитер?

Что они делают?

Какими предметами помощниками пользуется?

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, свою педагогическую работу мы строили на основе принципа интеграции образовательных областей и направлений развития в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Интеграция в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение – объединение в одно «целое» различных элементов или частей.

Интеграция в экологическом воспитании способствовала решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных.

Интегрированная деятельность сделала наш педагогический процесс более интересным и содержательным.

В ФГОС обозначены десять образовательных направлений:

  • физическая культура,
  • здоровье,
  • безопасность,
  • социализация,
  • труд,
  • познание,
  • коммуникация,
  • чтение художественной литературы,
  • художественное творчество,
  • музыка.

Обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным видам развития:

  • физическому,
  • социально-личностному,
  • познавательному,
  • речевому,
  • художественно-эстетическому.

В связи с положением ФГОС мы разработали возможные способы интеграции в различных образовательных направлениях.

Образовательная деятельность осуществлялась нами в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. При этом каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение задач экологического воспитания наших воспитанников.

После проведенного мониторинга оказалось, что только 32% детей правильно самостоятельно ответили на предложенные вопросы. 48% ответили на вопросы с помощью воспитателя. 20% совсем не ответили на предложенные вопросы.

Кроме того, в работе с родителями, мы выяснили, что дети мало играют дома в сюжетно-ролевые игры, ввиду сильной занятости родителей, чаще смотрят мультфильмы и гуляют на улице, посещают дополнительные кружки. В соответствии с этим нами на 2016 - 2017 учебный год был разработан календарно – тематический план по теме организации сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе воспитанников нашего детского сада. Разработаны конспекты НОД, сценарии, игровые и проблемные ситуации, а также опыты, наблюдения и различные экологические акции. В ходе нашей работы дети постепенно накапливали определенные знания об окружающих вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых. Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, заботы, взаимоотношения. Накопленные знания позволяют разнообразить тематику сюжетно-ролевых игр.

Дети не только осмысливают и уточняют свои знания, но и перенимают манеры вежливого обращения и интонации доброжелательности.

Игры наполнены разнообразным содержанием, обязательно затрагивающим чувства и мысли детей, воспроизводят не только действия людей, но и их доброе заботливое отношение друг другу, товарищескую взаимопомощь.

Чтобы обогатить игры новым интересным содержанием, в своей работе используем различные методические приемы: беседы с детьми, флешмобы, акции, тренинги, подбираем иллюстрации, рассматриваем фотографии, картинки, связанные с данной темой. На каждой площадке можно найти прекрасный материал для детских построек. Интересные постройки делают из песка. Они строят целые города с башнями, мостами и реками. Лепят пирожки, а после стараются всех ими угостить. Они любят играть с водой, налитой в таз или корыто. Палочка – это удочка, листик – рыбка. Тем самым расширяя интерес и пополняя знания.

Постоянно приходится наблюдать за действиями и играми детей, чтобы вовремя заметить момент, когда игра заходит в тупик. В данной ситуации важно оценить состояние данной ситуации и предложить продолжить ее, внеся какие либо изменения и акценты при помощи нового предмета-заместителя; в случае конфликтной ситуации успокоить ребенка и отвлечь его. Помогая детям, не делаем за них то, что они могут сделать сами. Стараемся приучать детей к самостоятельности.

Развитие эмоциональной отзывчивости является объективно необходимым процессом, влияющим на формирование начал общей духовной культуры личности. Часто в утреннее время с небольшой группой детей ведем наблюдения за трудом няни, отмечая, как старательно, ловко она работает, даем детям посильные поручения. Дети с большим желанием выполняют несложные поручения. В игре лучше и глубже, чем в какой- либо другой деятельности, ребёнок проникает сознанием того, что все люди трудятся друг для друга. Характеризуя современную среду жизни ребенка, мы можем констатировать, что она не предоставляет ему необходимых пространственных возможностей для осуществления активности. Масштаб собственного жизненного пространства детей сокращается, происходит их отдаление от природной среды. Анализ типичных учебно - воспитательных учреждений, в которых ребенок воспитывается, показывает, что оборудованы они неполноценно и несут в себе атмосферу, характеризующуюся большой стереотипностью, как в содержании, так и в условиях деятельности. В семье также проблема «детского пространства» далеко не всегда решается в пользу ребенка. Здесь, в основном, доминирует жизненное пространство для взрослых, а не для детей. В этой связи закономерным является поиск путей создания такой среды, которая бы способствовала охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности, стимулировала их разнообразную творческую деятельность. Современные педагоги и психологи обращают особое внимание не только на создание в дошкольных образовательных учреждениях развивающей предметной среды, но и ее мобильность.

Поэтому мы считаем важным научить детей использовать знания, полученные в ходе реализации данного проекта не только в игре, но и в социуме.

2.1. Цель проекта:

Формирование целостного представления дошкольников о профессии повара, кондитера, пекаря. Развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру.

2.2. Задачи проекта:

1. Дать представление о профессии повара, его трудовыми процессами, с предметами - помощниками. необходимыми для работы.

2. Развивать познавательный интерес.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда взрослых.

2.3. Значение сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе.

Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей. В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми в процессе которой формируется новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений. Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в не то, что они знают о жизни: свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, а порой болезненные воспоминания, с которыми они пытаются совладать. Маленькие дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как средство осознания своего мира. Через сюжетно-ролевую игру дети пробуют множество ролей. Они могут переодеться и стать теми, кем хотят, подражая речи и манерам лиц, роли которых играют. Возможность выразить негативные чувства, которые ребенок еще не может воплотить в слово и достаточно ясно осознать, помогает ему в дальнейшем совладать с реальными жизненными проблемами. В игре дети ведут себя творчески, актуализируя свое воображение. Они проигрывают жизненный опыт, отбирая и организуя роли и события в соответствии со стремлением сохранить эмоциональное благополучие. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности лидировать и убеждать или же подчиняться, может быть согласовывать интересы. Все это способствует развитию самосознания.

Сюжетно-ролевая игра — занятие в значительной мере умственное. Дети используют память: они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем.

В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях.

В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие многих математических представлений. В игре ребенок сталкивается с различными

группами и подгруппами материалов и вещей. Дети обучаются классифицировать предметы, используют понятия типа «больше - меньше», «шире - уже», «тяжелее - легче».

Игра способствует также развитию понятий и методов научного характера. Дети наблюдают, пробуют и экспериментируют, проверяют, анализируют, сравнивая вещи в отношении сходства и различия, ставят вопросы и обобщают ситуации. Все эти действия имеют основополагающий характер в работе ученого.

Обогащение словаря и развитие понятий - важная предпосылка успешного чтения и понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия. Приведение в порядок материалов и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность наблюдения. Выявления сходства и различия крайне важно для опознавания букв и слов при чтении. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую последовательность событий.

2.4. Принципы работы:

Можно выделить и специфические принципы организации сюжетно-ролевых игр в ДОУ.

  • ( Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
  • Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
  • Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  • Принцип доступности предусматривает осуществление работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
  • Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  • Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе организации и проведении сюжетно-ролевых игр.
  • Принцип личностной ориентации ориентирует на создание условий индивидуальным особенностям и темпам развития детей. Нацелен на удовлетворение потребностей ребенка (эстетических, познавательных, в самореализации, в общении и др.), создает условия для их развития в направлении общечеловеческого ценностного содержания. Приоритет отдается самосовершенствованию ребенка, развитию уровня «Я-концепции», который является показателем достижений в деятельности. Приобретаемые знания совершенствуют образ «Я», умения подавать и исследовать, стимулируют самостоятельность и самонаправленность личности ребенка.
  • Принцип свободы выбора деятельности обусловлен активностью ребенка, ориентацией на освоении новых знаний и умений и направлен на создание для детей широкого поля деятельности для активного познания, двигательной активности, социальных контактов, творчества. Ребенок дошкольного возраста занимает позицию исследователя ш деятеля, этому способствует его природная любознательность, способность к соучастию, сопереживанию, «оживлению» предметов. Позиция «исследователя» характеризуется освоением качеств, свойств; позиция «деятеля» - приобретением способностей творческого преобразования.
  • Принцип постоянного движения личности ребенка предполагает, что содержание сюжетно-ролевых игр, должно дать детям ощущение роста своих возможностей. Это обеспечивается включением каждого ребенка в технологии успешного решения все более усложняющихся задач. Каждый вид деятельности должен создавать у ребенка чувство уверенности в своих силах, приносить опыт успеха. Это постепенно укрепляет чувство доверия, желание активно включаться в технологии сотрудничества и общения.
  • Принцип обеспечения эмоционально-положительного комфорта направлен на то, чтобы заинтересовать ребёнка. В процессе познания ярко прослеживается игровое начало, допускается условность, фантастичность, ирреальность ситуации. Освоение игровой деятельности разворачивается как процесс, субъективно переживаемый ребенком, как увлекательная, интересная деятельность, в которой находят выход и развитие его задатки и интересы, в которой он получает возможность самоутверждения и признания со стороны окружающих. Педагог поощряет любознательность и фантазии, стимулирует потребность выражать свои чувства и мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживает инициативу, помогает ребенку в его наблюдениях и экспериментах. Отмечаете даже самые маленькие успехи, и не акцентирует внимание на неудачах, чтобы ребенок испытывал только положительные эмоции.

2.5. Этапы работы:

1 этап. Поисковый.

Цель:

 Дать представление детям о профессии повара.

Задачи:

 1. Познакомить с профессией повар, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками.

2. Закрепить знания о столовой посуде.

3.Воспитывать уважение к труду.

2 этап. Аналитический.

Разработка проекта:

1.Создать развивающую среду:

  • пополнить уголок «кухня» - внести атрибуты: фартуки, посуду, овощи, фрукты.
  • внести дидактические и настольные игры: «Профессии»; «Варим компот»; «Кто что делает»; «Чудесный мешочек»; «Что лишнее?»; «Овощи и фрукты», «Пирожки», «Ждём гостей», «Кому что нужно для работы?».
  •  пополнить библиотечку книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе».
  • оформить альбом «Стихи о поваре».
  • 2. Организовать занятия:
  • Социально – личностное развитие - «Знакомство с профессией повар».
  • Речевое развитие – «Рассматривание картины «Кукла Маша кушает».
  • Продуктивная деятельность (аппликация) «Укрась тарелочку».
  • 3. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
  • экскурсия на кухню,
  • беседа о поваре,
  •  рассматривание картин, иллюстраций,
  • чтение художественной литературы,
  • дидактические и настольные игры,
  • пальчиковые игры,
  • разучивание стихотворений о поваре,
  •  беседа о овощах,
  • отгадывание загадок о посуде, овощах и фруктах,
  • рассказы детей «Как готовит моя бабушка».

4. Самостоятельная деятельность детей

  • рассматривание картин, иллюстраций,
  • раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты», «Посуда», «Все работы хороши». 
  • настольные и дидактические игры «Профессии», «Овощи – фрукты», «Варим компот», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Пирожки», «Ждём гостей», «Кому, что нужно для работы?»
  • 5. Взаимодействие с семьёй.
  • совместное изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Повар»;
  •  пополнить уголок «кухня» посудой, овощами, фруктами;
  • подборка стихов о профессии повар.

3 этап. Практический.

Формы работы Содержание
1. Занятия. Приложение №1

1. Социально – личностное развитие. Знакомство с профессией «Повар». Приложение №2

2. Конспект основной образовательной деятельности «Ознакомление с профессией повара – кондитера»

 Приложение №3

3. Социально – личностное развитие. Знакомство с профессией «Пекарь»

Приложение №4

4. Познавательное развитие

Конспект проекта тему: «Кто нас кормит»

Приложение № 5

Ознакомлению с окружающим: Знакомство с профессией «Повар».

Приложение №

3. Продуктивная деятельность (аппликация) «Укрась тарелочку»

2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах. 1. Дидактические и настольные игры «Профессии», «Варим компот», «Кто что делает», «Чудесный мешочек», «Овощи и фрукты», «Что лишнее?»

Приложение № 6

2. Экскурсия на кухню.

Приложение № 7

3.Разучивание стихотворений о поваре.

4. Рассказ детей «Как готовит моя бабушка».

5. Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть?», К. Чуковский «Федорино горе», Б. Заходер «Все работы хороши».

6. Отгадынивае загадок об овощах, фруктов, посуде.

Приложение № 8

Игровая ситуация «Накормим куклу Машу»

Приложение № 9

Сюжетно – ролевая игра «Угощение»

Приложение № 10

Проект организации сюжетно – ролевой игры «Печем пирожки»

7. Пальчиковые игры «Салат», «Компот», «Апельсин» , «Бабушка кисель варила»

3.Самостоятельная деятельность. 1. Раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты», «Посуда», «Все работы хороши».

2. Настольные и дидактические игры «Профессии», «Варим компот», «Кто что делает», «Чудесный мешочек», «Овощи и фрукты», «Что лишнее?», «Ждём гостей», «Кому что нужно для работы?»Приложение№9

 4. Взаимодействие с семьёй. 1.Пополнить уголок «кухня» посудой, овощами, фруктами.

2. Подборка стихов о профессии повар. Приложение № 11

Открытое мероприятие в младшей группе

Знакомство с профессией пекарь. «Хлебозавод»

Приложение № 12

Консультация для родителей «Безопасность в Вашем доме».

 4 этап. Презентация проекта.

1. Выставка «Самая красивая тарелка».

2. Представление альбома «Стихи о поваре».

3 Открытое занятие «Знакомство с профессией «Повар»

5 этап. Контрольный.

  • Беседа с детьми о профессии повар.

3. Предполагаемые перспективы и результаты реализации проекта.

1. Знание детьми информации о профессии повар, кондитер, пекарь.

2. Понимание детьми значимости данной профессии.

3. Умение организовать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний.

4. Проявление признательности и уважения к труду взрослых.

5.  Пополнение, расширение и активизация словарного запаса.

Работая над развитием сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте, мы сделали следующие выводы:

• Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность.

• Формирует деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, а также ролевые способы отображения окружающего.

• Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развитию речи, памяти, мышления, воображения. Развитие умения своих собственных действий.

• Игра выступает, как средство удовлетворения разнообразить потребности ребенка и развития его мотивационной сферы.

• Ролевая игра выступает также как образная и понятийная репрезентация мира, замена предметов, используемых в игре.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями,  сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

4. Работа с родителями и законными представителями.

Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка - игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период - через игру. Этим ребенок и занимается практически все время свободное от сна.

Период важный и очень продуктивный, это возможность развиваться, знакомиться с взрослым миром на детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию и взаимопомощи.

Как легче объяснить ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо»? Как помочь ему находить общий язык с другими людьми? Конечно, в игре.

Большинство родителей относят игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребёнка времяпрепровождению. Поэтому, если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребёнком, то он, скорее всего, предпочтет последнее.

Но и для взрослых игра имеет важное значение. Проводя время вместе с ребёнком, играя с ним, взрослый тем самым находится на территории его интересов, проблем, лучше понимает собственного ребенка, замечает отличительные стороны своего малыша, как положительные, так и отрицательные, поэтому мы приобщаем родителей и детей как можно больше посвящать время совместным играм! Таким как: «поиграем в доктора», строителя, продавец и покупатель……

Задачи:

  • Познакомить родителей с особенностями игры детей дошкольного возраста;
  • Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка;
  • Дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком;
  • Вовлечь родителей в игровую деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • Родители ознакомлены с особенностями игры детей дошкольного возраста;
  • Дана возможность родителям прикоснуться к самобытному миру их ребёнка;
  • Показано родителям несколько образцов семейных игр;
  • Родители вовлечены в игровую деятельность.

Анкета для родителей

«Особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста».

Анкета

1. Детская игра- какое место она занимает в жизни вашей семьи?

а) ведущее место,

б) второстепенное,

в) отсутствует.

2. Чем занимается Ваш ребенок в свободное время?

а) играет,

б) смотрит телевизор,

в) ходит за вами следом.

3. Может ли Ваш ребенок играть самостоятельно?

а) может,

б) не может.

4. Какие игры предпочитает Ваш ребенок?

а) тихие и спокойные,

б) шумные и подвижные.

5. Как часто Вы выделяете время для игры со своим ребенком?

а) по первому требованию,

б) иногда,

в) мне всегда некогда.

6. В самостоятельной игре Вашего ребенка всегда присутствуют элементы фантазии?

а) да,

б) иногда,

в) нет.

7. Любимая игра моего ребенка, это…

а) рисование,

б) прятки.

8. Любимая игрушка, это…

а) сюжетная игрушка,

б) сюжетно-ролевая игра.

Анализ и результаты анкетирования родителей в начале года.

В проведенном анкетном опросе принимало участие 24 родителей данной группы. Результаты анкетирования показали, что в раннем возрасте:

- 60 % детей игре отдают ведущее место, с 40 % - второстепенное;

- в свободное время 65 % детей играют, 15 % - смотрят телевизор, 20 % просто ходят за родителями;

- 100 % детей могут играть самостоятельно, об этом утверждают все родители;

- 45 % детей предпочитают тихие и спокойные игры, а 55 % - шумные и подвижные;

- 55 % родителей играют с детьми по первому требованию, 45 % - только иногда;

- 70 % детей любят фантазировать, у 20 % детей элементы фантазии присутствуют иногда, а 10 % детей вообще не используют элементы фантазии в своих играх (по мнению родителей);

- к любимым играм и занятиям можно отнести: рисование – 15 % детей, прятки – 30 % детей,

игры с сюжетными игрушками (машины, куклы, конструкторы) -45 %, сюжетно-ролевые игры – 10 % детей.

Анализ анкетирования родителей показал, что - не все дети раннего возраста могут использовать игру как ведущий и самостоятельный вид деятельности;

- дети примерно в равной степени выбирают спокойные и подвижные игры;

- родители принимают детские игры, в большей степени играют с детьми (55%), но, однако 45 % не достаточно уделяют внимание играм своих детей, возможно не имея достаточных навыков или не придают должного внимания развитию детей в игре.

По мнению родителей, дети раннего возраста уже достаточно могут использовать элементы фантазии в игре (70%), но 30 % детей еще не умеют фантазировать. Рисование, прятки и игры с сюжетными игрушками (90 %) являются любимыми занятиями детей, но играть в сюжетно-ролевые игры (10 %) дети раннего возраста не умеют. Поэтому работа проводилась не только с детьми, но и с родителями.

Вопрос Ответы родителей, %
а б в
  1. Детская игра- какое место она занимает в жизни вашей семьи?
60 40 -
  1. Чем занимается Ваш ребенок в свободное время?
65 15 20
  1. Может ли Ваш ребенок играть самостоятельно?
100 - -
  1. Какие игры предпочитает Ваш ребенок?
45 55 -
  1. Как часто Вы выделяете время для игры со своим ребенком?
55 45 -
  1. В самостоятельной игре Вашего ребенка всегда присутствуют элементы фантазии?
70 20 10
  1. Любимая игра моего ребенка, это…
70 30  
  1. Любимая игрушка, это …
90 10  

Из проведенного анкетирования, мы выяснили, что у многих родителей нет времени на игры с детьми, что они уже самостоятельно могут поиграть, или попросту не знают, как можно поиграть и во что, и для чего это нужно. Так же многие родители заваливают своих детей игрушками не потому, что те в них нуждаются, а потому что им самим интересно в них поиграть. В этом нет ничего страшного — играя с ребенком, мы не только помогаем ему познавать мир, но и сближаемся с ним, создаем более близкие и доверительные отношения.

Несколько советов для родителей как играть со своим ребенком:

Совет первый:

Ежедневно выделять время для игр с ребёнком. Иногда достаточно 15-20 минут, иногда следует поиграть подольше. Место для игр значения не имеет. Главное, чтобы вы играли!

Совет второй:

Игры должны быть повторяющимися. Ребёнок должен видеть, чему он научился, и понимать, чему он ещё только научится.

Совет третий:

В игре обязательно должен быть элемент соперничества. Ребёнок должен бороться. Дети, которые соревновались между собой, как отмечают исследователи, гораздо дружелюбнее. Дело в том, что у ребёнка каждый день накапливается определённый уровень агрессии, а это мощный тормоз в развитии. В игре-соревновании происходит её сброс. Позиция «Слабо!» - как вызов стимулирует деятельность малыша. Важно только соотносить вызов и возможности ребёнка. И ещё нужно помнить о том, что в игре с родителями малыш не должен всё время выигрывать. Ребёнку нужно и проигрывать, но, учитывая специфику детского возраста не часто. Важно научить его правильно относиться к проигрышу, понимать, почему он проиграл.

Совет четвертый:

Не играйте, во что попало, лишь бы поиграть. Пусть ваши игры постепенно усложняются. Например, сначала научите ребёнка играть в детское лото, затем в домино, шашки и т. д.

Совет пятый:

Создайте свою домашнюю систему игр с ребёнком. Распределите игры между домочадцами. В одни пусть играет папа, в другие - мама, бабушка, дедушка. В некоторые игры полезно играть всей семьёй.

Анализ и результаты анкетирования родителей в конце года.

В проведенном анкетном опросе принимало участие те же 24 родителя, что и в начале года данной группы. Результаты анкетирования показали, что в раннем возрасте:

- 85 % детей игре отдают ведущее место, с 15 % - второстепенное;

- в свободное время 90 % детей играют, 5% - смотрят телевизор, 5 % просто ходят за родителями;

- 100 % детей могут играть самостоятельно, об этом утверждают все родители;

- 30 % детей предпочитают тихие и спокойные игры, а 70 % - шумные и подвижные;

- 90 % родителей играют с детьми по первому требованию, 10 % - только иногда;

- 90 % детей любят фантазировать, у 5 % детей элементы фантазии присутствуют иногда, а 5 % детей вообще не используют элементы фантазии в своих играх (по мнению родителей);

- к любимым играм и занятиям можно отнести: рисование – 30 % детей, прятки – 10 % детей,

игры с сюжетными игрушками (машины, куклы, конструкторы) -30 %, сюжетно-ролевые игры – 30 % детей.

Анализ анкетирования родителей показал, что - дети раннего возраста могут использовать игру как ведущий и самостоятельный вид деятельности;

- дети больше предпочитают примерно подвижные игры;

- родители принимают детские игры, в большей степени играют с детьми (80%), но, однако 20 % не достаточно уделяют внимание играм своих детей, возможно не имея достаточных навыков или не придают должного внимания развитию детей в игре.

По мнению родителей, дети раннего возраста уже достаточно могут использовать элементы фантазии в игре (95%), но 5 % детей еще не умеют фантазировать. Рисование, прятки и игры с сюжетными игрушками (95 %) являются любимыми занятиями детей, но играть в сюжетно-ролевые игры (5 %) дети раннего возраста не умеют. Поэтому работа проводилась не только с детьми, но и с родителями.

Вопрос Ответы родителей, %
а б в
  1. Детская игра- какое место она занимает в жизни вашей семьи?
90 10 -
  1. Чем занимается Ваш ребенок в свободное время?
90 5 5
  1. Может ли Ваш ребенок играть самостоятельно?
100 - -
  1. Какие игры предпочитает Ваш ребенок?
30 70 -
  1. Как часто Вы выделяете время для игры со своим ребенком?
90 10 -
  1. В самостоятельной игре Вашего ребенка всегда присутствуют элементы фантазии?
90 5 5
  1. Любимая игра моего ребенка, это…
85 15  
  1. Любимая игрушка, это …
50 50  

В конце года мы можем увидеть положительную динамику, родители стали проявлять интерес к игре со своими детьми, активно в ней участвовать, помогать детям, направлять их. Активно привлекают детей к совместному труду, обращая это в весёлую, полезную забаву. Погружаются в «детский мир» с головой, что положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми и родителями, дети стали активно участвовать в коллективных играх и проявляют инициативу.

Поэтому всегда находите время на игры со своими детьми и старайтесь играть честно. То есть ваша задача также искренне погрузиться в игру, как это делают дети, а не пытаться изображать интерес или специально чему-то учить. Именно поэтому не стоит использовать только развивающие игры. Ребенок учится везде и всегда, даже в самых простых, глупых и примитивных играх, главное чтобы мы в любой ситуации оставались честными и искренними.

5. Заключение.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию. Сюжетно – ролевая игра позволяет посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы.

Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него, смысл существования в обществе смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте, невозможно заменить какой – либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируется социальные позиции. А это, в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и в общении (В.А. Недоспасова).

Дети раннего возраста сначала действуют с предметом, а потом осознают назначение предмета в игре. Одновременно с появлением в играх предметов-заменителей дети начинают изображать действа конкретных взрослых (мамы, воспитателя, няни, врача, парикмахера).

Предпосылки к ролевой игре – переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека, формирование действий, воспроизводящих действие других людей усваиваются ребенком под руководством старших.

6. Список использованных источников.

Концепция государственной политики в области образования // Учитель Казахстана. - 1995.- 35 с.

Конституция Республики Казахстан. - Алматы: Казахстан, 1995.-48с.

Закон Республики Казахстан "Об образовании" - Алматы.:ТОО Баспа, 1999. - 48 с.

Конвенция о правах ребёнка //Учитель Казахстана. - 2004. - 35 с.

Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: Просвещение, 1982. - 210 с.

Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1978. - 321 с.

Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.

Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. - М.:Просвещение, 1989. 284 с.

Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. 109 с.

Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984. - 78 с.

Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.В Русскова. - М.: Просвещение 1986. - 280 с.

Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 – 87

Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. - С. 81 – 85

Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 79 – 87

Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 90 – 95

Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74

Козырская И. Н. Румянцева Л.Е. Методика организации и проведения научных исследований по психолого-педагогическим дисциплинам. - Караганда, 2006. - 122 с.

 

Полную версию работы с приложениями, можно скачать здесь.

0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии




Вход на сайт


Комментарии

  • Фатима
    Спасибо уважаемые коллеги, доступно и интересно, молодцы.

    Подробнее...

     
  • Анна
    Очень интересный конспект, неординарный подход, возьму на заметку

    Подробнее...

     
  • Надежда Кудряшова
    Читала с интересом, но, к сожалению, есть неточность в приведённой автором фразе: "Добравшуюся до ...

    Подробнее...

     
  • Алена
    Спасибо мне понравилось!!!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательный конспект. Детям,думаю, очень интересно. Спасибо за прекрасный материал!

    Подробнее...

Добавить статью на сайт