Экологический проект «Хвойные деревья Красноярского края»

 

1. Актуальность.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Даже на участке детского сада можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. На основе приобретенных знаний у ребенка формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

2. Тип проекта.

Познавательно-исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный.

3. Цель проекта: формирование у детей представления о хвойных деревьях родного края

Задачи проекта.

1. Расширить знания о хвойных деревьях родного края: отличительные особенности строения деревьев, места произрастания и разнообразные способы использования человеком.

 2.Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.

3. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.

4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.

5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.

4. Основные направления реализации проекта:

  • социально-нравственное развитие;
  • развитие продуктивной деятельности;
  • познавательно-исследовательское развитие;
  • приобщение к художественной литературе.

5. Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

6. Формы и методы:

  • наблюдения;
  • целевые прогулки;
  • рассматривание картин;
  • прослушивание песен и музыкальных произведений;
  • беседы;
  • совместная деятельность воспитателя и детей;
  • чтение художественной литературы;
  • заучивание стихов, пословиц;
  • игры;
  • экскурсии;
  • опытно - экспериментальная деятельность;
  • ознакомление с художественной и научно – познавательной литературой.

Формы работы с родителями

  • совместная деятельность воспитателя и родителей;
  • совместная деятельность родителей и детей (изготовление совместно с детьми книг – самоделок, выставка книг, поиск информации на заданную тему, экологический десант, участие в акции, участие в оформлении выставки);
  • вовлечение в образовательный процесс дошкольного учреждения;
  • популяризация семейного опыта по развитию кругозора у дошкольников;
  • консультации «Ребенок и природа», «Кедровые орешки польза или вред»;
  • пополнение центра экспериментирования экспонатами (спилы деревьев, кора деревьев, древесная стружка, опилки от разных деревьев).

7. Ожидаемые результаты

Дети: расширение кругозора детей о хвойных деревьях Красноярского края;

формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях родного края, их значении в природе и для человека в частности, о взаимосвязи всего живого на земле;

повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.

Изготовление дидактических и наглядных пособий для обогащения представлений детей о природе Краснодарского края.

Родители: совершенствование уровня экологических знаний, экологической компетентности родителей о хвойных деревьях Красноярского края, повышение уровня экологического сознания, интереса к данному вопросу.

8. Продукты проекта: разработанные рекомендации и консультации для родителей; выставка творческих работ детей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», викторина «Знатоки природы».

9. Сроки реализации: 20.12.16 г. – 30.03.17 г.

План реализации проекта:

1. Подготовительный этап (декабрь)

Содержание работы:

  • Изучение и анализ детской и педагогической литературы, составление конспектов непосредственно образовательной деятельности, подбор тематики бесед, экскурсий наблюдений, наглядного материала, составление картотеки игр, подбор музыкальных произведений.
  • Знакомство родителей с содержанием проекта – папка-раскладушка «Знакомьтесь, наш новый проект!»
  • Привлечение родителей к пополнению экспонатами центра экспериментирования.
  • Проведение беседы с детьми по выявлению экологической культуры.

2. Основной этап (декабрь – март)

Сроки проведения мероприятий Формы работы с детьми Цели и задачи Формы работы с родителями
Декабрь -

январь

Гипотеза: хвойных деревьев много, но их нужно беречь. Подвести детей к пониманию того, что нужно бережно и разумно относиться к природным ресурсам. Опрос: «Какая елка будет стоять в вашем доме на Новый год?»

Побуждать родителей приобретать искусственные елки для празднования Нового года.

НОД:

- Беседа: «Знакомство с елью»

 

 

 

- Беседа: «Какие бывают сосновые шишки?»

 

Уточнять и расширять представления детей о ели. Познакомить детей с пользой, которую ель и ее хвоя приносят человеку. Воспитание гуманного отношения к деревьям.

Познакомить детей с сосной, еще одним представителем хвойной породы деревьев. Учить детей сравнивать сосну и ель, как по внешним признакам, так и по пользе для людей. Воспитание бережного отношения к хвойным деревьям.

 
- Рисование «Елочки» Цель: продолжать знакомить детей нетрадиционным способами рисования ели. 

Задачи: развитие композиционных навыков, фантазии и воображения,

освоение техники работы с клеем и акварелью, воспитание любви к родной природе.

 
- Аппликация

«Елочка»

 

Учить создавать елочку из заготовок квадратной формы разного размера способом оригами. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к деревьям.  
- Лепка «В лесу родилась елочка»

 

Учить детей при помощи пластилина передавать образ ели (из отдельных частей, конусообразной формы, сочетать пластилин разных оттенков).

Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами.

 

Физкультурные минутки: «Деревцо», «Мы к лесной лужайке вышли», «Вот под елочкой зеленой», «Есть в лесу…», «Во дворе стоит сосна»

Пальчиковые игры:

«Елочка», «Мы на елке веселились».

Эвристическая беседа:

«Можно ли узнать возраст ели, не спилив ее?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Углублять знания детей о ели, способах определения возраста дерева, развивать доказательную речь.

 
Беседа: «Вечнозеленое дерево»

 

Уточнять и систематизировать представления детей о ели, уточнить ее характерные особенности, найти сходства и различия с деревьями ближайшего окружений. Воспитание бережного отношения к молодым деревцам. Привлечь родителей пополнить центр экспериментирования экспонатами (спил ели, веточка ели, еловые шишки).
Беседа: «Какие деревья мы наблюдали с родителями» Побуждать детей делиться собственными наблюдениями и впечатлениями с товарищами. Расширять кругозор и связную речь детей.  
Наблюдения за елью:
- Чем ель не похожа на другие деревья?
Учить детей находить и называть отличительные особенности ели от других деревьев на участке. Закрепить в речи выражение «хвойное дерево».  
- Как различить ель и сосну?

 

Развивать у детей внимание и наблюдательность. Упражнять в умении составлять короткое описание характерных особенностей деревьев.  
- Как различить ель и лиственницу Закреплять в речи понятие «хвойные деревья», обогащать представления детей о лиственнице, как представителе хвойных деревьев. Воспитание интереса к объектам наблюдения.  
- Чем ель на участке отличается от игрушечной елки? Учить детей находить сходство и различия между живой и искусственной елью, высказывать аргументированные ответы. Активизировать речь, развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к молодым деревцам.  
Народные приметы:

- Если зимой деревья шумят – жди оттепели;

- Иней на деревьях – к морозу.

Развивать наблюдательность, интерес к наблюдениям людей в старину, умение анализировать, делать выводы.  
Целевая экскурсия по поселку «Где в поселке растут ели?»

 

Продолжать формировать у детей устойчивый интерес и бережное отношение к деревьям, растущим на территории поселка. Развивать ориентировку в пространстве. Поручить родителям, прогуляться с детьми в окрестностях поселка, обратить внимание на деревья, растущие на территории поселка и близ него.

 

Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима»,

А.Васнецова «Зимний сон» и наглядно- дидактических пособий «Хвойные деревья»

 

Знакомить детей с изобразительным искусством, развивать художественное восприятие, учить эмоционально откликаться на действие произведения. Учить детей понимать содержание картин, воспитывать чуткое отношение к природе. Формировать умение выражать свои мысли ясно для окружающих, уметь вести беседу непринужденно.

Обогащать представления детей о хвойных деревьях. Расширять кругозор, развивать любознательность.

Папка – передвижка «Елочка зеленая целительница»

 

Ознакомление с художественной и познавательной литературой:

О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», «Елочка»

А. Прокофьев «Наш лесок»

И. Токмакова «Тихо ель качается»

М. Ивенсен «Ёлочка», К. Ушинский «Спор деревьев»

М.Пришвин «Деревья в лесу»

Н Сладков «Еловая каша»

В. Зотов книга «Лесная мозаика»

(главы: «Ель», «Сосна»)

А. Гайдар «Елка в тайге»

Л. Воронкова «Таня выбирает елку».

Г. Скребицкий "Маленький лесовод»

Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Прививать бережное и заботливое отношение к деревьям посредством художественного слова.

 
Дидактические игры:

«Ботаническое лото»,

«С какого дерева листок»,

«Я знаю…»,

«Бусы для елочки»,

«Сколько лет елочке».

«Сравни деревья по коре и стволу».

Опыты и эксперименты:

- Опыт «Зачем деревьям корни»

 

Развивать коммуникативные способности у детей, закреплять полученные знания в игровой деятельности.

Подвести детей к пониманию того, что деревьям корни нужны для того, чтобы они не падали, держали дерево в земле.

 
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:

- Изготовление плаката «Сохраним лесную красавицу»

(для размещения в холле детского сада)

- Изготовление дидактического пособия «Сезонное дерево» (совместная работа)

- Раскрашивание раскрасок, рисование с помощью трафаретов, и с использованием разных материалов (гуашь, акварель, восковые мелки), рисование пальцем, палочкой на крупе, песке.

Итоговое мероприятие:

- изготовление снежной елочки на участке. Украшение снежной елочки и живой елочки на территории участка.

- опрос родителей: «Какую елку наряжали на Новый год»

Познакомить детей с плакатом, как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам.

 

Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу, доводить дело до конца.

Вызвать у детей интерес к выполнению совместно с воспитателем дидактического пособия, для дальнейшего использования в экологическом центре.

Развивать интерес к изобразительной деятельности, воспитывать у детей интерес, желание изображать деревья различными способами и разным материалом.

 

 

 

Воспитание экологически осознанного отношения к деревьям ближайшего окружения.

 

Февраль

Гипотеза: Хвойные деревья приносят пользу человеку. Подвести детей к пониманию того, какую пользу для человека приносят хвойные леса. О необходимости рачительно использовать природные богатства, восполнять потери. Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования шишками хвойных деревьев.

НОД:

- Беседа: «Знакомство с кедром»

 

 

 

- Беседа: «Знакомство с лиственницей»

 

 

 

 

 

Беседа «Деревянная нить»

 

 

 

 

Беседа «Лесная зона»

Просмотр видеоролика

 

 

 

 

 

 

Рисование «Деревья в лесу»

 

 

 

 

 

Изготовление книги «Кому в лесу нужны деревья?»

Познакомить детей с кедром. Отметить его отличительные особенности, уточнить, какие места благоприятны для роста кедра. Рассмотреть кедровую шишку, уточнить какую пользу приносит дерево для человека и обитателей тайги.

Продолжать знакомить детей с хвойными деревьями. Учить детей находить и называть сходства и отличия. Уточнить какими полезными для человека свойствами обладает лиственница. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Побуждать детей к поиску информации о превращении дерева в целлюлозу и изготовлении из нее полезных для человека вещей. Расширение представлений о деревообработке. Воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Уточнять и расширять представления детей о зоне лесов (тайга и лиственный лес, о климатических и природных особенностях), назвать растений и животных, определить их особенности приспособления к жизни в лесу. Активизировать и обогащать словарь. Способствовать воспитанию интереса к родной природе.

Цель: развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования.

Задачи:

продолжать знакомить детей с новыми видами рисования

развить интерес к творческой деятельности

воспитывать аккуратность в работе.

Формировать обобщающее понятие «лес», уточнить, какую пользу приносят деревья в лесу. Развивать творческие способности, умение работать в коллективе. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

Информационный стенд «Кедровые орешки – польза и вред»

Предложить родителям совместно с детьми оформить страничку книги «Кому в лесу нужны деревья?»

 

Наблюдение

Опыты и эксперименты:

«Свойства дерева»

Расширять представления о дереве, его качествах и свойствах; учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способом использования.

 

 
Ознакомление с художественной и познавательной литературой о хвойных деревьях:

В. Зотов книга «Лесная мозаика», глава «Лиственница»

Е. Мар книга «Что из чего» глава «Чудеса из дерева».

В. Бианки «Теремок»

Развивать у детей интерес к произведениям русских поэтов и писателей природоведческого характера.

Обогащать реалистические представления детей о природе и ее обитателях. Воспитание гуманного отношения к объектам природы.

 
Дидактические игры:

«С какого дерева листок?»

«Узнай по описанию»,

«Четвертый лишний».

"Кто, где живет?", "Собери картинку", "Лото", "Кубики

Закреплять полученные знания, развивать внимание, память, активизировать словарь детей.

 

 
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:

Изготовление поделок из семян и шишек.

 

Итоговое мероприятие:

Изготовление «Круга полезности деревьев»

Побуждать детей к созданию плаката совместно с взрослым, расширять кругозор детей, воспитывать.

 

Закрепить название деревьев и их плоды и семена. Развивать творчество.

Систематизировать знания, полученные в ходе познавательно - исследовательской деятельности, развивать творчество, воображение, умение перенести на бумагу свои знания, воспитание осознанно- правильного отношения к природе.

 

Март

Гипотеза: Книги изготавливают из дерева.

 

 

 

 

Акция «Чтобы книжки дольше жили»

Подвести детей к пониманию того, что

необходимо бережно относиться к книгам, изделиям из бумаги, потому, что для их производства используется большое количество деревьев.

Побуждать детей провести ремонт книг в ясельной группе, воспитывать желание помочь малышам, бережное отношение к книгам

Акция «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев ко Дню Земли – 30 марта).
НОД
- Беседа «Чудесный листок»

- Презентация «Из чего делали бумагу в древности»

- Презентация «Как изготавливают книги»

 

 

 

 

Итоговое мероприятие:

НОД «Книжки – малышки в подарок для малышей» (загадки из леса)

 

Познакомить детей с историей появления бумаги. Развивать познавательный интерес у детей, расширять кругозор детей.

Познакомить детей с этапами изготовления книги. Систематизировать представления детей о труде людей разных профессий. Воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к книгам.

Цель: Развивать у воспитанников устойчивый интерес к книге, желание мастерить книгу самостоятельно в подарок младшим детям.

Задачи:

Формировать умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков через продуктивную деятельность (рисование, аппликация, работа с клеем и ножницами).

Развивать связную речь, умение обговорить содержание будущей книги.

Развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в группе, эстетический вкус.

Выставка «Моя любимая книга»

Привлечь родителей к организации выставки в группе.

Оформление выставки книг писателей натуралистов:
В. Бианки, Н. Сладков, М. Пришвин, И. Соколов- Микитов, Д. Мамин – Сибиряк.
Расширять знания детей о писателях – натуралистах. Привлечь родителей пополнить библиотеку группы журналами «Юный натуралист.
Мастерская «Книжкина больница» (ремонт книг в группе)

 

Побуждать детей оказывать помощь в заклеивании старых книг, воспитание заботливого отношения к книгам группы.  
Опыты и эксперименты:
- Изготовление бумаги из салфеток

- «Вторая жизнь книги»

- «Чудесные спички» (капиллярность дерева)

 

Показать детям, как из старой бумаги можно изготовить – новую бумагу. Найти для нее дальнейшее применение.  
- Наблюдение за деревьями весной

 

 

- Наблюдение за лиственницей.

Учить устанавливать связь между состоянием растений и условиями погоды; выявить причины происходящих изменений.

Отметить изменения, произошедшие с деревом с наступлением теплой погоды. Умение устанавливать причинно- следственные связи.

 
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность Раскрашивание раскрасок, рисование разными материалами (акварель, гуашь, восковые мелки), рисование на песке.  
Ознакомление с художественной и познавательной литературой о хвойных деревьях:

С. Маршак «Как печатали книгу?»

И. Соколов-Микитов «У старой сосны»

Пословицы и поговорки:

- Всякая сосна лишь своему дереву шумит.

- Нам что ни дуб, то тулуп, что ни сосенка, то избенка.

- От яблони – яблочки, а от сосны – шишки.

Формировать устойчивый, познавательный интерес к природе и ее объектам посредством художественной литературы. Совершенствовать связную диалогическую речь, 

Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

Обогащать словарный запас детей (хвоя, хвойные деревья)

Развивать умение высказывать свое мнение;

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

 

Акция «Подари книгу саду».
Пословицы про книгу:
- Книга твой друг, без нее как без рук.

- Кто много читает, тот много знает.

- Что написано пером, не вырубишь топором.

- С книгой поведешься, ума наберешься

- Книга поможет в труде, выручит в беде.

Расширять активный словарь детей, умение использовать пословицы, поговорки, речевые обороты в быту.  
Дидактические игры:
«От какого дерева ветка»

«Природное лото»

«С чьей ветки детки?»

«Покажи и назови бумагу»

«Чудесный мешочек»

«Ласковые лапки»

«Собери дерево»

«Что такое хорошо, и что такое плохо».

Сюжетно-ролевые игры:

«Поход в лес»,

«По грибы мы в лес пойдём» 

Подвижные игры:

«Елочки»

«К дереву, беги!»

Закреплять в игре полученные ранее знания и умения, развивать связную речь, память, восприятие, логическое мышление, двигательную активность, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, умение действовать сообща.  

3. Заключительный этап (март)

Оформление информационных стендов «Природа и дети», «Кедровые орешки польза и вред».

Папка – передвижка «Елочка зеленая целительница»

Презентация книжки для малышей «Загадки из леса»

Изготовление плаката «Сохраним лесную красавицу»

Составление книги «Кому в лесу нужны деревья»

Изготовление «Круга полезности деревьев»

Изготовление дидактического пособия «Сезонное дерево»

Презентация «Из чего делали бумагу в древности»

Презентация «Как изготавливают книги»

Проведение беседы по формированию экологической культуры у дошкольников.

Викторина «Знатоки природы»

 

Список литературы:

Методические пособия:

С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М.: Просвещение, 2002.

В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.

Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова «Организация деятельности детей на прогулке» Издательство Учитель, 2015.

И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа» ТЦ Сфера, 2008.

Л. А. Владимирская «От осени до лета» Издательство Учитель, 2013.

А.И. Иванова «Мир растений» ТЦ Сфера, 2010.

Н.В Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду Сценарии занятий» ТЦ Сфера, 2004.

Ресурсы Интернета, журналы, газеты.

Детская литература

В.Зотов «Лесная мозаика» М.: Просвещение, 1993.

А. А. Плешаков «Зеленые страницы» М.: Просвещение, 1996.

Е. Мар «Что из чего» Издательство «Детская литература» 1968.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов»

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов» Тихо-тихо рядом сядем Входит лирика в наш дом, В удивительном наряде Разноцветном, расписном, И раздвинутся вдруг стены Вся земля видна вокруг, Плещут волны речкой...

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7…

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7 лет

Вечер развлечений «Дорожные приключения»

Вечер развлечений «Дорожные приключения» (Подготовительная группа) Ведущий: Ребята, мы живем в красивом городе с широкими улицами и проспектами. По этим улицам каждый...

Читайте также

Развлечение по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Приключения…

Развлечение по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Приключения Фунтика» «Тяжело деньги нажить, легко прожить» (народная мудрость) Цель: создание необходимой мотивации для повышения...

Конспект открытого итогового интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей…

Конспект открытого итогового интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Путешествие на паровозике из Ромашково» Цель: Расширить и закрепить...

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как...