Опыт проведения познавательно-творческого проекта в подготовительной группе «История одного окна»

 

Доклад на городском семинаре
«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Руководители: Манух О. В., Прохорова Е.Н.

 

В рамках проведения тематической недели: «В гости к новогодней елке» все группы начали готовиться к новогоднему празднику. И мы с детьми тоже решили необычно украсить группу, используя в качестве украшения мотивы морозных узоров.

Планируя проект, мы предполагали, что итоговыми его продуктами станут:

- декоративное панно для зимних театральных постановок, украшенное мотивами морозных узоров;

- и постановка зимней сказки «История одного окна».

Проект планировался по срокам – краткосрочный.

По содержанию - познавательно-творческий.

Его участниками стали: дети, родители и воспитатели подготовительной группы «Солнышко».

Входе нашего проекта мы должны были проверить следующие предположения:

- автором узоров на окне является зимний мороз;

- узоры – это элемент декоративного украшения;

- узоры на окне всегда белого цвета;

- узоры из белой бумаги хорошо подойдут для украшения группы.

Запланированная работа над проектом прошла в три этапа.

Для достижения цели и проверки гипотезнам необходимо было решить следующие задачи:

1. Актуализировать опыт подготовки и празднования Нового года в семьях воспитанников.

2. Включить детей в познавательную, исследовательскую, творческуюдеятельность.

3. Организовать серию опытов с морозными узорами.

4. Привлечь родителей к проведению мастер-класса по изготовлению морозных узоров.

5. Оформить декоративное панно на ткани в игровой уголок, используя в качестве декора бумажные узоры, созданные детьми.

6. Презентация декоративного панно и новогодней сказки в группе.

При работе над проектом мы использовалиследующие методы:

- опрашивали детей, дети беседовали с родителями и воспитателями по теме проекта, детирассказывали о праздновании Нового года дома;

- дети и воспитателиискали информацию в интернете, в книгах, наблюдали и рассматривали морозные узоры на окне и на предметах быта, проводили опыты, была проведена продуктивная творческая деятельность, обыграли сказку «История одного окна». 

Наблюдая за узорами на окне, мы с детьми выяснили, что узоры бывают только зимой и могут быть самыми разными, похожими на реальных и фантастических животных и растения, неодушевленные предметы (замки, фейерверки и многое другое). И всем захотелось узнать, откуда и как появляются эти морозные узоры.

Итак, кто же рисует морозные узоры: Дед Мороз или кто-то другой?

Из рассказов взрослых дети узнали:

Если в помещении влажный воздух, а на улице мороз, то лишняя влага оседает на холодной поверхности оконного стекла. Здесь она охлаждается и образует тонкие кристаллы (морозные узоры). 

Мы также узнали, что морозные рисунки, которые образовались на окне, очень приглянулись людям, и они стали украшать белыми узорами предметы быта: одежду, посуду, украшения.

В группе дети рассматривали иллюстрации, фотографии предметов, украшенных разными узорами. И сделали вывод:

Новогодние ёлочные игрушки, костюмы Деда Мороза и Снегурочки, вазы для цветов, серёжки, различные упаковки украшены узорами, которые напоминают морозные узоры на окне. Значит, морозные узоры – это элемент декоративного украшения.

В ходе реализации проекта было проведено тематическое занятие о праздновании Нового года в разных странах. Дети узнали, чтов разных странах мира существуют свои обычаи встречи Нового года.

Российский Дед Мороз

ездит на тройке лошадей и

неразлучен со своей внучкой, Снегурочкой.

Шведский Дед Мороз похож на гнома. Он приносит новогоднюю ёлку и подарки, творит добрые дела, разговаривает с животными и людьми. 

Во Франции два Деда Мороза: одного зовут "Дед Январь" – Пер –Ноэль. Он ходит с посохом и носит широкополую шляпу, приносит детям в корзине подарки. Второго зовут – Шаланд. Этот бородатый старик носит меховую шапку и тёплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых.

Дома дети с родителями составляли рассказы о том, как они готовятся и празднуют Новый год. А затем в группе представляли свои рассказы и показывали фотографии.

(Вставка видео.)

Мы вместе с дедом готовились к Новому году, украсили ёлку и даже пальму. А вечером вместе с мамой украсили ещё одну ёлку. К Новому году мы готовы и будем ждать Деда Мороза с подарками. Новый год самый лучший праздник.

Затем мы усомнились в том, что морозные узоры могут быть только белого цвета и провели опыт.

Опыт №1. Взяли стекло и покрыли его водой, закрашенной розовой гуашевой краской. Оставили его на улице н ночь. Утром увидели, что узор получился розового цвета. В сравнении с белым он нам больше понравился.

Но даже белые узоры на стекле только на первый взгляд кажутся белыми. Если присмотреться, то они переливаются всеми цветами радуги. Но всё же преобладает холодная палитра (голубой, сиреневый, синий, фиолетовый).

Значит, морозные узоры могут быть не только белыми, но и цветными.

Мы решили проверить, на каком стекле узор получается красивее, на чистом или грязном?

Провели опыт №2. Взяли два стекла, чистое и грязное, покрыли оба водой и вынесли на улицу.

Вывод: Оказывается, что на грязных стёклах узоры получаются красивее, чем на чистых стёклах, т. к. там больше пылинок, за которые цепляются кристаллы льда. А значит, и узоры получаются причудливее.

Мы предложили детям создать свой рисунок морозного узора. И провели опыт №3. Выйдя на улицу,взяли с собой два стекла, кисточки, горячую и холодную воду. Кисточками нанесли водный узор на стекло.Получились красивые морозные узоры. Там где дети рисовали узор холодной водой, рисунок узора получился красивее, чем узор от горячей воды. Значит, от холодной воды рисунок морозного узора будет интереснее и причудливее.

В нашей группе есть творческие родители. Одна мама с удовольствием согласилась провести для детей мастер – класс по изготовлению снежинок из белой бумаги.

Наталья Александровна показала небольшую презентациюо красоте и разнообразии снежинок. Поговорила о том, где дети могли увидеть морозные узоры, кроме оконного стекла. Затем дети рассмотрели панно, на котором Дед Мороз на тройке лошадей едет по зимнему сказочному лесу, но на нем не хватает снежных резных сугробов. И мама предложила сделать снежинки, из которых дети сделают белые сугробы. После показа взрослого каждый ребёнок сделал свою снежинку.

А в конце мастер-класса дети приняли участие в украшении зимнего панно, которое мы теперь используем в театральной и игровой деятельности. Белые снежинки украсили всю нашу группу.

Так мы подтвердили последнюю гипотезу - узоры из белой бумаги хорошо подойдут для украшения группы.

После вместе с небольшой группой детей мы подготовили небольшую театральную постановку - зимнюю сказку «История одного окна». Но итоговая презентация ее в группе пока не состоялась. Ее показ ждет нас впереди….



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе. Тема:…

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе Тема: Выполнение аппликации из бумаги «Подарок для зайчика» в технике обрывной...

Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием…

Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием технологии «Обучение в движении» «Играю, двигаюсь, учусь». М. Вайнапель. Дети с ограниченными возможностями здоровья -...

Конспект по физическому развитию «Петушок»

Конспект по физическому развитию «Петушок» Вторая младшая группа Задачи: Образовательные: упражнять детей в ходьбе и беге всей группой за воспитателем; упражнять в ходьбе и беге...

Читайте также

Прoeкт «Нeдeля дeтcких изoбрeтeний»

Прoeкт «Нeдeля дeтcких изoбрeтeний» Вид прoeктa: пoзнaвaтeльнo-твoрчecкий. Учacтники прoeктa: дeти 3-4 гoдa, воспитатели, родители. Прoдoлжитeльнocть прoeктa: крaткocрoчный 2 нeдeли (16.01.2023-30.01.2023 гг.) Aктуaльнocть: Кaждый рeбeнoк...

Конспект досуга по ознакомлению с окружающим в подготовительной логопедической группе…

Конспект досуга по ознакомлению с окружающим в подготовительной логопедической группе Тема: «Мое родное Подмосковье» Цель: Формировать у детей чувства любви и гордости...

Нумикон как эффективный метод обучения детей с ТМНР

Нумикон как эффективный метод обучения детей с ТМНР Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода. В силу особенностей своего...