Проект создания этнокультурного мини-музея в ДОО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Северяночка»
Введение
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях дошкольных образовательных организаций. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. Музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную сферы.
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.
Музейная педагогика дает возможности:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;
- попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- организовать интересные нетрадиционные формы воспитательно-образовательного процесса дошкольников.
Проведя опрос родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ «ДСОВ «Северяночка» (далее - ДОО), мы выяснили, что не все дети были в музее, многие дети не знают, что это такое музей.
Поэтому, проблему может решить создание мини-музея, так как музей в целом является наиболее оптимальным средством передачи информации для личности ребенка. Происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создание в детском саду музейно-образовательного пространства. Но, в условиях детского сада созданий экспозиций, которые соответствовали бы всем требованиям музейного дела, практически невозможно. Поэтому музей в детском саду назвали «мини-музей»
В реализации проекта в создании этнокультурного музея могут принимать участие все желающие: дети, родители (законные представители), сотрудники ДОО, а так же любые члены общества, которые готовы поделиться с экспонатами быта, культуры коренных малочисленных народов Севера.
Проект не имеет временных границ, так как экспонаты могут дополняться.
Цель и задачи организации этнокультурного мини-музея
Цель организации этнокультурного мини-музея – создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с культурой и историей родного края, его коренными малочисленными народами Севера ханты и манси.
Задачи:
- Изучить литературу о жизни и культуре коренных малочисленных народов Севера.
- Разработать план организации этнокультурного мини-музея.
- Презентация этнокультурного мини-музея широкой общественности.
Педагогические функции мини-музея
- Апробация инновационных форм и методов работы с дошкольниками и их семьями.
- Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста взаимопонимания между культурами, конфессиями страны.
- Формирование исторического самосознания.
- Обеспечение культурного досуга детей, их семей.
- Развитие познавательных способностей детей.
- Помощь в овладении навыками поисково-исследовательской деятельности.
- Создание условий для формирования культуры поведения в культурно-досуговых местах.
Этапы реализации проекта
Организационный этап
Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- изучение материала по теме проекта;
- разработка эскиза мини-музея;
- родительские собрания;
- индивидуальная работа с семьей воспитанников;
- консультации для родителей воспитанников (законных представителей), педагогов МБДОУ.
Основной этап
- Сбор материала для выставки мини-музея.
- Оформление экспонатов мини-музея.
Заключительный этап
- Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.
- Презентация на районном методическом объединении.
- Размещение информации и методических материалов на сайте МБДОУ.
- Оформление фотоколлажа, презентаций, буклетов по результатам реализации проекта.
Библиографический список.
- Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
- Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. творческой лаборатории. Музейная педагогика. Кафедра музейного дела. М. 1997.
- Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. Морозовой А.Н., Мельниковой О.В. — М.: 2006.
- Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие / Б.А. Столяров — М.: Высш. шк., 2004. — 216 с.
- «Мини – музей в детском саду», Рыжова Н., Логинова Л., Данимок А., «Линка – пресс», М.,- 2008г
- «Музей и дети», Пантелеева Л.В., Изд.Дом «Карапуз», М., 2000.
Экспонаты этнокультурного мини-музея
Хозяйка чума
Узоры Северного народа
«Хозяин тайги»
Уголок рыбака
Читайте также |
---|
НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища»
НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая…
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая сказка» Цель: учить передавать в рисунках эпизоды из своих любимых сказок. Образовательные задачи: -...
НОД в средней группе на тему: «Сохраним здоровье»
НОД в средней группе на тему: «Сохраним здоровье» Цель: формировать у детей понимание о необходимости соблюдения правил здоровьесбережения. Задачи: Уточнить и расширить представление о...