Проект-исследование на тему «Влияние изотерапии на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

(Продолжительность 3 месяца)

 

I. Пояснительная записка

Введение

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольной образовательной организации. Изобразительная деятельность имеет большое значение для познавательного развития личности ребёнка. Оно способствует умственному развитию детей благодаря тому, что в основе создаваемого ими изображения лежат впечатления, полученные детьми из окружающей жизни непосредственным путём через восприятие предметов и явлений, выделение их свойств и качеств (формы, величины, строения, цвета, фактуры и др.).

Психолого-педагогические исследования и практика показывают, что в процессе изобразительной деятельности у детей формируются те навыки и качества личности, которые в дальнейшем помогут в учебной деятельности: способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время, умения планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы (Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной).

Коррекционно-развивающие занятия с элементами изобразительной деятельности (изотерапии) способствуют психическому и личностному росту детей, помогают в раскрытии интеллектуального потенциала, творческого, нравственного, развития навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми через создание «зоны ближайшего развития».

Актуальность обосновывается необходимостью развития познавательных процессов детей тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике развитие личности каждого члена общества становится не пожеланием, а объективной потребностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой – потребностью самого человека быть развитым с целью приспособления (выживания) в условиях борьбы за существование в быстро изменяющемся мире техники и общественных отношений.

Цель проекта: Создать благоприятные условия для познавательного развития детей подготовительной к школе группе.

Задачи:

  • Способствовать закреплению у детей полученные знания, умения, навыки. Способствовать получению новых знаний об окружающем мире.
  • Продолжать развивать познавательные процессы (ощущение, память, речь, мышление, воображение, внимание). Эмоциональные – чувства, эмоции.
  • Способствовать формированию у детей интереса к изобразительной деятельности, культуру деятельности, навыки сотрудничества.
  • Сформирована активность при изучении нового материала.

Целевые ориентиры проекта

  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать

свои мысли и желания

  • Развитые познавательные процессы.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется причинно-следственными связями.

  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира.
  • Сформирована правильная осанка.

Проект реализуется согласно расписанию педагога-психолога подготовительной к школе группы.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги ДОО, родители (законные представители).

II. Содержание проекта

1. Подготовительный этап (констатирующий этап)

Цель: выявить уровень развития познавательных процессов у детей подготовительной к школе группы.

2. Основной этап (формирующий этап)

Цель: Создать благоприятные условия для развития познавательных процессов детей подготовительной к школе группе.

3. Контрольный этап

констатирующая диагностика

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап (констатирующий этап)

  • Диагностика уровня познавательного развития ребенка

2. Основной этап (формирующий этап)

  • Пополнение предметно-развивающей среды средствами и материалами изобразительной деятельности (акварельные краски, цветные карандаши, пастель, фломастеры, цветная бумага, картоны и т.д.).
  • Организация непосредственной образовательной деятельности.

Аппликация.

  • «Чашка с блюдцем»,
  • «Изготовление бумажных кукол из картона»,
  • «Вырезание одежды для бумажных кукол»,
  • «Малыш в комбинезоне».

Рисование

  • «Портрет мамы»,
  • «Солнечный весенний день»,
  • «Салют Победы»,
  • «Узор на полосе из бутонов и листьев» (работа в паре).

Лепка

  • «Устроим выставку посуд» (коллективная работа),
  • «Мой любимый герой из мультфильма»,
  • «Стела для ветеранов ВОВ»,
  • «Спортивные развлечения».

Конструирование

  • «Детский сад моей мечты»,
  • «Сказочный бал».

Знакомство с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства: В.Д. Курчевский «Быль-сказка о карандашах и красках», Т. В. Разумовская «Пестрая сказка», «Зимний одуванчик» По мотивам сказки К. Соколовой, Сказка о карандашах, Легенда о «Хохломе», Беседа «Хохломские чудеса», Знакомство «Жестовский орнамент», «Дымковские игрушки»

Контрольный этап

  • Диагностика уровня развития познавательных процессов ребенка.

III. Заключение

Изучив научно-методическую и теоретическую литературу по данной проблеме, мы провели экспериментальную работу по определению влияния изотерапии на познавательное развития детей подготовительной к школе группы.

В экспериментальной работе участвовали дети подготовительной к школе группе в количестве 20 детей.

На констатирующем этапе экспериментального исследования влияния изотерапии на познавательное развитие ребенка подготовительной к школе группе, мы использовали метод диагностики познавательных процессов «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена и метод эмпирических исследований (наблюдение). «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена. Как метод диагностики познавательных процессов предлагает нам ФГОС дошкольного образования по программе «От рождения до школы».

Для начала было проведено наблюдение за изобразительной деятельностью детей в непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста. В ходе, которого отмечалось активность, заинтересованность, эмоциональность, коммуникабельность, умение слушать воспитателя, правильная посадка при работе. При оценке использовалась пятибалльная система.

30 – 22 баллов – высокий уровень

21 – 15 баллов – средний уровень

14 и ниже низкий уровень.

Выяснилось, что 12 (60%) детей находятся на высоком уровне сформированности индивидуальных качеств, 8 (40%) детей на среднем уровне развития сформированности индивидуальных качеств (констатирующий этап).

По результатам теста Дж. Равена можно выделить пять степеней интеллектуального уровня:

1-я степень – более 95% – высокий интеллектуальный уровень,

2-я степень – 75–94% – интеллект выше среднего,

3-я степень – 25–74% – средний уровень интеллекта,

4-я степень – 5–24% – интеллект ниже среднего,

5-я степень – ниже 5% – умственный дефект.

Итак, на констатирующем этапе уровень интеллектуального развития:

На высоком уровне – 3 детей (15%),

На среднем уровне – 16 детей (80%),

На низком уровне – 1 ребенок (5%).

Итак, на констатирующем этапе уровень интеллектуального развития:

На высоком уровне – 3 детей (15%),

На среднем уровне – 16 детей (80%),

На низком уровне – 1 ребенок (5%).

На контрольном этапе:

На высоком уровне – 8 детей (40%),

На среднем уровне – 12 детей (60%),

На низком уровне – 0 детей (0%).

Приложение 1, табл., 2,4.

Показатели высокого уровня сформированности индивидуальных качеств увеличились с 3 детей (15%) до 8 детей (40%). Показатели среднего уровня уменьшились с 16 детей (80%) до 12 детей (60%).

Отсюда следует сделать вывод, что пятеро детей достигли высокого уровня развития сформированности индивидуальных качеств, на среднем уровне уменьшились до 12 детей.

На высокий уровень поднялись пятеро детей, на средний уровень поднялись четверо детей, на низком уровне ни кого не осталось.

По результатам исследования, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность имеет значение для познавательного развития детей дошкольного возраста.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе…

Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе комбинированной направленности Тип проекта: информационно-творческий, ролевой, игровой.Вид: групповой.Форма проведения: занятия, беседы, дидактические игры...

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами…

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами театрализации) «Семья – мой мир» Включается тихая спокойная музыка, на экран...

Конспект ООД «Знакомство с домашними животными»

Конспект ООД «Знакомство с домашними животными» (В средней группе) Цель: Расширять представления о жизни домашних животных. Программные задачи: Развивать диалогическую форму речи, умение слушать и...

Читайте также

Спортивный праздник «Путешествие Буратино»

Спортивный праздник «Путешествие Буратино» (Подготовительная к школе группа) Цель: Создать хорошее настроение, развивать координацию движений.   Ход мероприятия: Здравствуйте, дети. Сегодня мы поговорим о приключениях Буратино...

Театр с посудной полки

Театр с посудной полки Введите в мир театра малыша, и он узнает, как сказка хороша. Проникнется и мудростью и добротой, и...

Конспект НОД в подготовительной группе: Беседа-разъяснение «Познание своего организма»

Конспект НОД в подготовительной группе: Беседа-разъяснение «Познание своего организма» Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», «Развитие...