Педагогический проект «Животные северного края»
(Обитатели арктических земель и тундры)
Средняя группа детского сада
Педагогический проект имеет экологическую направленность и решает задачи по реализации национально-регионального компонента.
Участники: воспитатели, воспитанники группы, родители.
Форма проекта: информационно-практический проект.
Вид: фронтальный.
Срок реализации: годовой (в процессе учебного года).
Цель: формирование представлений о животных северного края (обитатели Арктики и тундры).
Задачи:
1. Дать детям первичные знания о животных арктических земель и тундровой зоны Воркуты.
2. Формировать понимание взаимосвязей в природе.
3. Развивать память, мышление, воображение, художественно-творческий потенциал детей.
4. Воспитывать любовь к родному краю.
5. Способствовать установлению новых форм взаимодействия между родителями и детьми.
Проблема: как в суровых условиях Крайнего Севера могут выжить животные?
Гипотеза: животные смогли успешно приспособиться
к суровым условиям северного климата.
Мотивация: медвежонок Умка живёт с мамой на Севере в Арктике. Он любит путешествовать и очень любознательный. Умка хочет узнать кто его соседи, которые живут в тундре. А вы, ребята, знаете, какие животные обитают рядом с вами в тундре? Поможем медвежонку и сами узнаем много интересного о жизни животных Севера.
Продукт совместной деятельности:
1. Создание рукописной книги. «Животные северного края». Задачи: оформить материалы рассказов о северных животных и художественное творчество детей в книжку-раскраску; способствовать развитию творческих навыков, познавательной активности и эмоциональной отзывчивости.
2. Презентация фотоальбома. «Мир животных Севера».
Задачи: способствовать активному включению родителей в проектную деятельность; подбор наглядной и познавательной информации.
3. Выставка художественных работ. «Умка и его новые друзья». Задачи: создать условия для тесного взаимодействия родителей и детей; побуждать к проявлению творчества и инициативности.
4. Спортивное развлечение. «Мы на Севере живём».
Задачи: развитие двигательной активности в процессе совместной игровой деятельности.
1 этап. Подготовительный
Мероприятия | Задачи | Срок |
Включение родителей в проектную деятельность | Приобщение родителей к участию в проекте | В течение учебного года |
Диагностика знаний детей по теме проекта | Выявить знания и представления детей о северных животных | Первые две недели проекта |
Подбор информации | Собрать информацию о северных животных. | В течение первого месяца |
techno-favourit.ru
2 этап. Содержательный
Организованная деятельность в разных видах детской деятельности | Организованная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды | Взаимодействие
с родителями |
||
Октябрь
Коммуникация
Беседа «В гостях у северного ветра».
Цель: продолжать формировать представления о городе, где живут дети, о погодных явлениях Крайнего Севера, используя мнемотаблицы, стихи, игры. Художественное творчество Рассматривание картин с пейзажами Севера.
Цель: развивать чувственный опыт детей, воспитывать интерес к природе родного края.
|
Чтение стихов о северной природе.
Цель: развивать художественное восприятие окружающего мира.
Д/И «Отгадай загадки - Узнай отгадки».
Цель: формировать умение внимательно слушать и угадывать образ природного явления. Игровое упражнение «Дует, дует ветер».
Цель: развитие двигательной активности Настольная игра «Погода бывает разной».
Цель: развитие связной речи, активизация словаря |
«Центр С/Р игр»: игра «Путешествие в тундру» - развитие согласованности действий, активизация воображения.
П/И «Ветер волнуется». Цель: развитие двигательной фантазии. «Центр книги» - рассматривание иллюстраций «Северные пейзажи». «Центр искусств» - использование готовых раскрасок «Растительный и животный мир тундры»
|
Привлечь родителей к изготовлению макета «Тундра осенью» - повысить
творческую активность участия в проекте. Совместная деятельность с родителями по созданию альбома «Северные пейзажи» - активизация интереса в поисковой деятельности.
|
||
Ноябрь
Коммуникация
Познание природы Беседа «Белый медведь».
Цель: формировать представление о белом медведе, как он приспособился к условиям Крайнего Севера, используя иллюстрации, игровые упражнения. Художественное творчество Силуэтное рисование «Белая медведица».
Цель: развивать умение создавать образ, используя технику «тычка».
|
Поисковая ситуация
«Любят ли белые медведи спать зимой?» - развивать познавательный интерес детей, их активность.
Д/И «Отгадай-ка» - учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Разучивание стихотворения
«После купания», используя пальчиковую гимнастику. П/И «Мишкина рыбалка» - эмоционально- двигательное развитие детей. Просмотр мультфильма
«Умка» - вызвать эмоциональный интерес, желание рассказать о своих чувствах. |
«Центр С/Р игры» - создание игровых ситуаций
«Мишки на Севере»: белая ткань -арктическая пустыня, обручи-лунки для рыбалки, игровые маски-шапочки, использование имитационых упражнений. «Центр книги» - рассматривание детской энциклопедии, иллюстраций на тему «Полярные медведи». «Центр искусств» - художественные раскраски, мозаичная аппликация, используя метод обрывания «Медвежонок Умка».
|
Подбор художественного материала по теме «Белые медведи» - создание
тематической книжки-раскладушки. Составление мини-рассказов о жизни медведей на Крайнем Севере, выставка рисунков, как совместное творчество родителей и детей.
|
||
Декабрь
Коммуникация
Познание окружающего Игровая ситуация «Путешествие Умки в тундру» - формировать элементарные представления о зимней природе тундры и её обитателях (мотивация проекта: Умка хочет познакомиться со своими соседями - животными тундры, поможем ему узнать о них много интересного). Художественное творчество Композиция «Тундра зимой» - помочь детям, используя белую гуашь, изобразить бескрайние просторы тундры (кусты, следы, волны снега, круги метели, метод «тычка» - медвежонок). |
Поэтическая страничка.
Цель: развивать художественное восприятие окружающего мира, используя стихи о северном ветре, пурге, морозе, северном сиянии.
Хоровод «Северная колыбельная» - развитие у детей музыкально - двигательной координации Игровое упражнение «Чей ветер сильнее?» - развитие силы дыхания. Д/И «Чем отличаются медвежата?» - развитие зрительного восприятия, мышления.
|
«Центр С/Р игры» -
Создание игрового поля «Белая тундра»: белая ткань – снег, маски «оленята», «медвежата», имитационные игры с использованием обручей и мягких трансформеров.
«Центр книги» - рассматривание иллюстраций на тему «Зимние пейзажи тундры и её обитатели». «Центр искусств» - рисование северного сияния, используя приём «рисуем пальчиком»; лепка «Медвежонок Умка».
|
Подбор художественного материала по теме «Зимняя тундра и её обитатели» - создание тематического альбома.
«Почитаем вместе» - создание книжки - раскладушки со стихами, загадками и рисунками детей
|
||
Январь
Коммуникация
Познание природы Беседа «Северный олень»
Цель: формировать представление о внешнем виде, повадках оленей в тундре, как зимует северный олень, образе жизни оленеводов тундры. Художественное творчество Лепка «Олени в тундре»
(создание макета- сюжетно-скульптурной композиции) – предложить детям стать оленеводами и слепить целое стадо северных оленей, которые кочуют в поисках корма по бескрайним просторам тундры.
|
Игровые задания:
«Назови лишнее слово», «Хлопни в ладоши», «Отгадай загадку» - развивать слуховое внимание, активное мышление при выборе нужного слова, понятия.
Чтение стихотворения «Молодой олень» -
развивать художественное восприятие окружающего мира. Чтение и инсценировка из сказки Г.Х.Андерсена
«Снежная королева» - развивать чувственно-художественный опыт детей. Просмотр мультфильма «Храбрый оленёнок» - вызвать эмоциональный интерес, желание рассказать о своих чувствах. |
«Центр С/Р игры» -
Создание игрового поля «Белая тундра»: белая ткань-снег, детская палатка-чум, маски «оленята», имитационные игры с использованием спортивного оборудования (кегли, скакалки, обруч).
П/И «Весёлые оленята» «Центр книги» - рассматривание иллюстраций на тему «Олени в тундре». «Центр искусств» - рисование северного пейзажа, используя печатки трафареты «Олени».
|
Подборка фотоматериалов для тематического альбома
«Животные Севера». Составление рассказа - презентации «Зимовка оленей в тундре»
|
||
Февраль
Коммуникация
Познание природы Игровая ситуация «Знакомство с полярной совой» - формировать первичные представления о птицах, живущих в тундре, их образе жизни и повадках Художественное творчество Конструирование из природного материала (шишки) «На меня глядит сова» - развитие творческих способностей, интереса к работе с природным материалом.
|
Рассказывание стихотворения «Совушка-дочка» и разучивание, используя пальчиковую игру – развитие памяти, речи и мелкой моторики.
П/И «Совушка-сова» - развитие эмоционально- двигательной активности. Пальчиковая игра «Десять птичек -стайка»
развитие памяти, речи и мелкой моторики. Д/И «Отгадайте загадку»
Развивать у детей умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки. |
«Центр С/Р игры» -
Создание игрового поля «Гнёзда для совушек»: обручи, маски «совята», подвижные, имитационные игры.
«Центр книги» - рассматривание иллюстраций на тему «Птицы в тундре». Фотоматериалы «Полярная сова» «Центр искусств» - картинки - раскраски «Сова – охотница», используя различный художественный материал.
|
Домашнее задание: просмотр с детьми документальных видеоматериалов о полярной сове.
Создание презентации «Из жизни полярных сов в тундре». Размещение фотоматериалов в книжке - раскладушке «Полярная красавица»
|
||
Март
Поисковая ситуация «Кто спрятался в снег?» (Белая куропатка).
Цель: продолжать формировать представление о птицах, живущих в тундре; рассказать о внешнем виде, образе жизни и повадках тундровой куропатки.
Художественное творчество Лепка из теста «Куропатки в зимней тундре» - предложить детям создать целую семейку куропаток и спрятать их в глубокий снег (вата, пенопласт или белая бумага), который согревает и защищает от ветра.
|
Чтение и рассказывание стихотворения по ролям «Кто спрятался в снег?»
развивать художественное восприятие окружающего мира, умение
эмоционально и выразительно рассказывать стихи. Д/И «Отгадай-ка», «Почемучки» - развивать внимание, память, активное мышление при выборе нужного слова, понятия. П/И «Куропатки играют в прятки» - развитие эмоционально- двигательной активности. |
«Центр С/Р игры» -
Создание игрового поля «Домики для птиц»: обручи, маски птиц подвижные, имитационные игры.
«Центр книги» - рассматривание иллюстраций на тему «Птицы в тундре». Фотоматериалы «Тундровая куропатка» «Центр искусств» - создание силуэтных аппликаций и способом обрывания.
|
Совместное оформление фотовыставки и создание тематического альбома «Птицы Севера»
Для книжки - самоделки нарисовать с детьми тундровых птиц в зимнем и летнем оперении.
|
||
Апрель
Поисковая ситуация «Кто под кочками живёт?»
Цель: продолжать формировать первичные представления о животных тундры; вместе с детьми искать ответы на вопросы о внешнем виде, повадках и образе жизни леммингов.
Художественное творчество Аппликация «Преврати кружочки в лемминга» - развивать навыки владения ножницами, умение создавать образ и не большую художественную композицию.
|
Рассказывание стихотворения «Домик лемминга» и демонстрация игровой схемы - модели – развитие образного восприятия и мышления.
Д/И «Назови лишнее слово», «Отгадай-ка» - развивать внимание, память, активное мышление при выборе нужного слова, понятия. Чтение отрывка из сказки «Малютка - лемминг» - развивать Творческое художественное восприятие окружающего мира. П/И «Догони сова лемминга» - развитие эмоционально- двигательной активности. |
«Центр С/Р игры» -
Создание театрального поля «Малютка - лемминг»: маски героев, имитационные игры, инсценировки из сказки.
«Центр книги» - рассматривание иллюстраций в энциклопедии о животных Севера на тему «Лемминги в тундре». «Центр искусств» - развитие мелкой моторики, создание скульптурных композиций «Весёлые лемминги» (пластилин).
|
Подборка
тематических и художественных материалов «Животные тундры». Нарисовать для книжки – самоделки вместе с детьми героев сказки «Малютка - лемминг».
|
||
Май
Коммуникация
Познание мира природы Беседа «Песец – коренной житель тундры»
Цель: продолжать формировать первичные представления о животных тундры, развивать познавательный интерес. Рассказать о внешнем виде, повадках, образе жизни песца. Художественное творчество Рисование «Пушистый зверёк» - предложить детям превратить белоснежную шубку песца в рыжевато - золотистую, используя при раскрашивании метод «тычка» и смешение красок. |
Поэтическая страничка
Выразительное чтение стихов «Пушистый зверёк».
«Охотники – песцы» - разучивание стихотворения и чтение по ролям. Д/И «Назови лишнее слово», «Хлопни в ладоши», «Отгадай-ка» - развивать память, внимание, образное мышление, речевую активность. Чтение сказки «Песец и Олень» - увлечь сюжетом, используя картинки героев;развивать познавательный интерес у детей к природе родного края.
|
«Центр С/Р игры» -
Создание театрального поля для рассказывания сказки «Песец и олень»: маски героев, атрибуты, имитационные игры, инсценировки из сказки.
«Центр книги» - рассматривание иллюстраций в энциклопедии о животных Севера на тему «Песец - коренной житель тундры». «Центр искусств» - печатки - трафареты «Рисуем силуэт»
|
Подборка и презентация в книжке - раскладушке фотоиллюстраций «Из жизни песцов».
Нарисовать для книжки - самоделки героев сказки «Песец и Олень».
|
3 этап. Итоговый.
1. Презентация фотоальбома «Мир животных Севера» (совместная работа родителей, детей и воспитателей).
Задачи: способствовать систематизации знаний детей, развитию познавательной активности, инициативности, эмоциональной отзывчивости в процессе тесного взаимодействия взрослых и детей.
2. Выставка художественных работ «Умка и его новые друзья» (совместная работа родителей и детей).
Задачи: проявление инициативы и потенциала художественных способностей родителей и детей в процессе совместной творческой деятельности.
3. Оформление и презентация рукописной книги «Животные северного края» (творческие работы детей и наглядно-познавательные иллюстрации).
Задачи: упорядочить знания и представления детей о животных тундры и арктических земель; воспитывать любовь и интерес к родному краю, бережное отношение к природе.
4. Организация и проведение спортивного развлечения «Мы на Севере живем».
Задачи: способствовать активизации знаний детей, развитию двигательной активности в процессе совместной игровой деятельности.
Список литературы.
- Акимов Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М., 2007.
- Иванова А.И. Живая экология. М., 2006.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2003.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Я. Мир в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. М., 2006.
- Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. М., 2005.
- Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. М., 2008.
Читайте также |
---|
Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с…
Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с дошкольниками» Современные образовательные инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Цель. Повышение...
Мастер-класс по созданию куклы благополучницы
Мастер-класс по созданию куклы благополучницы
Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица»
Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица» Цель: Формирование познавательной активности. Задачи: Обучающие: • закрепить знания детей о понятии «улица», знание своего...