Педагогический проект «Животные северного края»

(Обитатели арктических земель и тундры)

Средняя группа детского сада

 

Педагогический проект имеет экологическую направленность и решает задачи по реализации национально-регионального компонента.

Участники: воспитатели, воспитанники группы, родители.

Форма проекта: информационно-практический проект.

Вид: фронтальный.

Срок реализации: годовой (в процессе учебного года).

Цель: формирование представлений о животных северного края (обитатели Арктики и тундры).

Задачи:

1. Дать детям первичные знания о животных арктических земель и тундровой зоны Воркуты.

2. Формировать понимание взаимосвязей в природе.

3. Развивать память, мышление, воображение, художественно-творческий потенциал детей.

4. Воспитывать любовь к родному краю.

5. Способствовать установлению новых форм взаимодействия между родителями и детьми.

Проблема: как в суровых условиях Крайнего Севера могут выжить животные?

Гипотеза: животные смогли успешно приспособиться

к суровым условиям северного климата.

Мотивация: медвежонок Умка живёт с мамой на Севере в Арктике. Он любит путешествовать и очень любознательный. Умка хочет узнать кто его соседи, которые живут в тундре. А вы, ребята, знаете, какие животные обитают рядом с вами в тундре? Поможем медвежонку и сами узнаем много интересного о жизни животных Севера.

Продукт совместной деятельности:

1. Создание рукописной книги. «Животные северного края». Задачи: оформить материалы рассказов о северных животных и художественное творчество детей в книжку-раскраску; способствовать развитию творческих навыков, познавательной активности и эмоциональной отзывчивости.

2. Презентация фотоальбома. «Мир животных Севера».

Задачи: способствовать активному включению родителей в проектную деятельность; подбор наглядной и познавательной информации.

3. Выставка художественных работ. «Умка и его новые друзья». Задачи: создать условия для тесного взаимодействия родителей и детей; побуждать к проявлению творчества и инициативности.

4. Спортивное развлечение. «Мы на Севере живём».

Задачи: развитие двигательной активности в процессе совместной игровой деятельности.

1 этап. Подготовительный

Мероприятия Задачи Срок
Включение родителей в проектную деятельность Приобщение родителей к участию в проекте В течение учебного года
Диагностика знаний детей по теме проекта Выявить знания и представления детей о северных животных Первые две недели проекта
Подбор информации Собрать информацию о северных животных. В течение первого месяца

 

Животные севера

techno-favourit.ru

 

2 этап. Содержательный

Организованная деятельность в разных видах детской деятельности Организованная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды Взаимодействие

с родителями

Октябрь
Коммуникация
Беседа «В гостях у северного ветра».

Цель: продолжать формировать представления о городе, где живут дети, о погодных явлениях Крайнего Севера, используя мнемотаблицы, стихи, игры.

Художественное творчество

Рассматривание картин с пейзажами Севера.

Цель: развивать чувственный опыт детей, воспитывать интерес к природе родного края.

 

Чтение стихов о северной природе.
Цель: развивать художественное восприятие окружающего мира.
Д/И «Отгадай загадки - Узнай отгадки».

Цель: формировать умение внимательно слушать и угадывать образ природного явления.

Игровое упражнение «Дует, дует ветер».

Цель: развитие двигательной активности

Настольная игра «Погода бывает разной».

Цель: развитие связной речи, активизация словаря

«Центр С/Р игр»: игра «Путешествие в тундру» - развитие согласованности действий, активизация воображения.

П/И «Ветер волнуется». Цель: развитие двигательной фантазии.

«Центр книги» - рассматривание иллюстраций «Северные пейзажи».

«Центр искусств» - использование готовых раскрасок «Растительный и животный мир тундры»

 

Привлечь родителей к изготовлению макета «Тундра осенью» - повысить

творческую активность участия в проекте.

Совместная деятельность с родителями по созданию альбома «Северные пейзажи» - активизация интереса в поисковой деятельности.

 

Ноябрь
Коммуникация

Познание природы

Беседа «Белый медведь».

Цель: формировать представление о белом медведе, как он приспособился к условиям Крайнего Севера, используя иллюстрации, игровые упражнения.

Художественное творчество

Силуэтное рисование «Белая медведица».

Цель: развивать умение создавать образ, используя технику «тычка».

 

Поисковая ситуация
«Любят ли белые медведи спать зимой?» - развивать познавательный интерес детей, их активность.

Д/И «Отгадай-ка» - учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

Разучивание стихотворения

«После купания», используя пальчиковую гимнастику.

П/И «Мишкина рыбалка» - эмоционально- двигательное развитие детей.

Просмотр мультфильма

«Умка» - вызвать эмоциональный интерес, желание рассказать о своих чувствах.

«Центр С/Р игры» - создание игровых ситуаций

«Мишки на Севере»: белая ткань -арктическая пустыня,

обручи-лунки для рыбалки, игровые маски-шапочки, использование имитационых упражнений.

«Центр книги» - рассматривание детской энциклопедии, иллюстраций на тему «Полярные медведи».

«Центр искусств» - художественные раскраски, мозаичная аппликация, используя метод обрывания

«Медвежонок Умка».

 

Подбор художественного материала по теме «Белые медведи» - создание

тематической книжки-раскладушки.

Составление мини-рассказов о жизни медведей на Крайнем Севере, выставка рисунков, как совместное творчество родителей и детей.

 

Декабрь
Коммуникация

Познание окружающего

Игровая ситуация «Путешествие Умки в тундру» - формировать элементарные представления о зимней природе тундры и её обитателях (мотивация проекта: Умка хочет познакомиться со своими соседями - животными тундры, поможем ему узнать о них много интересного).

Художественное творчество

Композиция «Тундра зимой» - помочь детям, используя белую гуашь, изобразить бескрайние просторы тундры (кусты, следы, волны снега, круги метели, метод «тычка» - медвежонок).

Поэтическая страничка.
Цель: развивать художественное восприятие окружающего мира, используя стихи о северном ветре, пурге, морозе, северном сиянии.

Хоровод «Северная колыбельная» - развитие у детей музыкально - двигательной координации

Игровое упражнение «Чей ветер сильнее?» - развитие силы дыхания.

Д/И «Чем отличаются медвежата?» - развитие зрительного восприятия, мышления.

 

«Центр С/Р игры» -
Создание игрового поля «Белая тундра»: белая ткань – снег, маски «оленята», «медвежата», имитационные игры с использованием обручей и мягких трансформеров.

«Центр книги» - рассматривание иллюстраций на тему «Зимние пейзажи тундры и её обитатели».

«Центр искусств» - рисование северного сияния, используя приём «рисуем пальчиком»; лепка «Медвежонок Умка».

 

Подбор художественного материала по теме «Зимняя тундра и её обитатели» - создание тематического альбома.

«Почитаем вместе» - создание книжки - раскладушки со стихами, загадками и рисунками детей

 

Январь
Коммуникация

Познание природы

Беседа «Северный олень»

Цель: формировать представление о внешнем виде, повадках оленей в тундре, как зимует северный олень, образе жизни оленеводов тундры.

Художественное творчество

Лепка «Олени в тундре»

(создание макета- сюжетно-скульптурной композиции) – предложить детям стать оленеводами и слепить целое стадо северных оленей, которые кочуют в поисках корма по бескрайним просторам тундры.

 

Игровые задания:
«Назови лишнее слово», «Хлопни в ладоши», «Отгадай загадку» - развивать слуховое внимание, активное мышление при выборе нужного слова, понятия.
Чтение стихотворения «Молодой олень» -

развивать художественное восприятие окружающего мира.

Чтение и инсценировка из сказки Г.Х.Андерсена

«Снежная королева» - развивать чувственно-художественный опыт детей.

Просмотр мультфильма «Храбрый оленёнок» - вызвать эмоциональный интерес, желание рассказать о своих чувствах.

«Центр С/Р игры» -
Создание игрового поля «Белая тундра»: белая ткань-снег, детская палатка-чум, маски «оленята», имитационные игры с использованием спортивного оборудования (кегли, скакалки, обруч).

П/И «Весёлые оленята»

«Центр книги» - рассматривание иллюстраций на тему «Олени в тундре».

«Центр искусств» - рисование северного пейзажа, используя печатки

трафареты «Олени».

 

Подборка фотоматериалов для тематического альбома

«Животные Севера».

Составление рассказа - презентации «Зимовка оленей в тундре»

 

Февраль
Коммуникация

Познание природы

Игровая ситуация «Знакомство с полярной совой» - формировать первичные представления о птицах, живущих в тундре, их образе жизни и повадках

Художественное творчество

Конструирование из природного материала (шишки) «На меня глядит сова» - развитие творческих способностей, интереса к работе с природным материалом.

 

Рассказывание стихотворения «Совушка-дочка» и разучивание, используя пальчиковую игру – развитие памяти, речи и мелкой моторики.

П/И «Совушка-сова» - развитие эмоционально- двигательной активности.

Пальчиковая игра «Десять птичек -стайка»

развитие памяти, речи и мелкой моторики.

Д/И «Отгадайте загадку»

Развивать у детей умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

«Центр С/Р игры» -
Создание игрового поля «Гнёзда для совушек»: обручи, маски «совята», подвижные, имитационные игры.

«Центр книги» - рассматривание иллюстраций на тему «Птицы в тундре». Фотоматериалы «Полярная сова»

«Центр искусств» - картинки - раскраски

«Сова – охотница», используя различный художественный материал.

 

Домашнее задание: просмотр с детьми документальных видеоматериалов о полярной сове.

Создание презентации «Из жизни полярных сов в тундре».

Размещение фотоматериалов в книжке - раскладушке «Полярная красавица»

 

Март
Поисковая ситуация «Кто спрятался в снег?» (Белая куропатка).
Цель: продолжать формировать представление о птицах, живущих в тундре; рассказать о внешнем виде, образе жизни и повадках тундровой куропатки.

Художественное творчество

Лепка из теста «Куропатки в зимней тундре» - предложить детям создать целую семейку куропаток и спрятать их в глубокий снег (вата, пенопласт или белая бумага), который согревает и защищает от ветра.

 

Чтение и рассказывание стихотворения по ролям «Кто спрятался в снег?»
развивать художественное восприятие окружающего мира, умение

эмоционально и выразительно рассказывать стихи.

Д/И «Отгадай-ка», «Почемучки» - развивать внимание, память, активное мышление при выборе нужного слова, понятия.

П/И «Куропатки играют в прятки» - развитие эмоционально- двигательной активности.

«Центр С/Р игры» -
Создание игрового поля «Домики для птиц»: обручи, маски птиц подвижные, имитационные игры.

«Центр книги» - рассматривание иллюстраций на тему «Птицы в тундре». Фотоматериалы «Тундровая куропатка»

«Центр искусств» - создание силуэтных аппликаций и способом обрывания.

 

Совместное оформление фотовыставки и создание тематического альбома «Птицы Севера»

Для книжки - самоделки нарисовать с детьми тундровых птиц в зимнем и летнем оперении.

 

Апрель
Поисковая ситуация «Кто под кочками живёт?»
Цель: продолжать формировать первичные представления о животных тундры; вместе с детьми искать ответы на вопросы о внешнем виде, повадках и образе жизни леммингов.

Художественное творчество

Аппликация «Преврати кружочки в лемминга» - развивать навыки владения ножницами, умение создавать образ и не

большую художественную композицию.

 

Рассказывание стихотворения «Домик лемминга» и демонстрация игровой схемы - модели – развитие образного восприятия и мышления.

Д/И «Назови лишнее слово», «Отгадай-ка» - развивать внимание, память, активное мышление при выборе нужного слова, понятия.

Чтение отрывка из сказки «Малютка - лемминг» - развивать

Творческое художественное восприятие окружающего мира.

П/И «Догони сова лемминга» - развитие эмоционально- двигательной активности.

«Центр С/Р игры» -
Создание театрального поля «Малютка - лемминг»: маски героев, имитационные игры, инсценировки из сказки.

«Центр книги» - рассматривание иллюстраций в энциклопедии о животных Севера на тему «Лемминги в тундре».

«Центр искусств» - развитие мелкой моторики, создание скульптурных композиций «Весёлые лемминги» (пластилин).

 

Подборка

тематических и художественных материалов «Животные тундры».

Нарисовать для книжки – самоделки вместе с детьми героев сказки «Малютка - лемминг».

 

Май
Коммуникация

Познание мира природы

Беседа «Песец – коренной житель тундры»

Цель: продолжать формировать первичные представления о животных тундры, развивать познавательный интерес. Рассказать о внешнем виде, повадках, образе жизни песца.

Художественное творчество

Рисование «Пушистый зверёк» - предложить детям превратить белоснежную шубку песца в рыжевато - золотистую, используя при раскрашивании метод «тычка» и смешение красок.

Поэтическая страничка
Выразительное чтение стихов «Пушистый зверёк».

«Охотники – песцы» - разучивание стихотворения и чтение по ролям.

Д/И «Назови лишнее слово», «Хлопни в ладоши», «Отгадай-ка» - развивать память, внимание, образное мышление, речевую активность.

Чтение сказки «Песец и Олень» - увлечь сюжетом, используя картинки героев;развивать познавательный интерес у детей к природе родного края.

 

«Центр С/Р игры» -
Создание театрального поля для рассказывания сказки «Песец и олень»: маски героев, атрибуты, имитационные игры, инсценировки из сказки.

«Центр книги» - рассматривание иллюстраций в энциклопедии о животных Севера на тему «Песец - коренной житель тундры».

«Центр искусств» - печатки - трафареты «Рисуем силуэт»

 

Подборка и презентация в книжке - раскладушке фотоиллюстраций «Из жизни песцов».

Нарисовать для книжки - самоделки героев сказки «Песец и Олень».

 

3 этап. Итоговый.

1. Презентация фотоальбома «Мир животных Севера» (совместная работа родителей, детей и воспитателей).

Задачи: способствовать систематизации знаний детей, развитию познавательной активности, инициативности, эмоциональной отзывчивости в процессе тесного взаимодействия взрослых и детей.

2. Выставка художественных работ «Умка и его новые друзья» (совместная работа родителей и детей).

Задачи: проявление инициативы и потенциала художественных способностей родителей и детей в процессе совместной творческой деятельности.

3. Оформление и презентация рукописной книги «Животные северного края» (творческие работы детей и наглядно-познавательные иллюстрации).

Задачи: упорядочить знания и представления детей о животных тундры и арктических земель; воспитывать любовь и интерес к родному краю, бережное отношение к природе.

4. Организация и проведение спортивного развлечения «Мы на Севере живем».

Задачи: способствовать активизации знаний детей, развитию двигательной активности в процессе совместной игровой деятельности.

 

Список литературы.

  1. Акимов Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М., 2007.
  2. Иванова А.И. Живая экология. М., 2006.
  3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2003.
  4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Я. Мир в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. М., 2006.
  5. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. М., 2005.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. М., 2008.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с…

Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с дошкольниками» Современные образовательные инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Цель. Повышение...

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы

Мастер-класс по созданию куклы благополучницы

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица»

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица» Цель: Формирование познавательной активности. Задачи: Обучающие: • закрепить знания детей о понятии «улица», знание своего...

Читайте также

Конспект занятия по развитии речи в средней группе «Капризная девочка…

Конспект занятия по развитии речи в средней группе «Капризная девочка Лиза» Цель: дать детям представление о времени: утро-вечер, вчера-сегодня. Роли: две девочки...

Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях Постановка проблемы. Проблема нравственного воспитания детей является одной из наиболее значимых...

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку»

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку» Дидактическая игра “Расставь буквы по порядку” предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этой игре...