Проект «Песочные фантазии»
Пояснительная записка к занятию по познавательно-исследовательской деятельности «Песочные фантазии»
Занятие для детей второй группы раннего возраста составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Е. Вераксы.
Цель занятия: развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с песком.
Задачи:
- формировать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- продолжать формировать знания детей о свойствах песка;
- продолжать развивать речь детей, умение выдвигать предположения и с помощью педагога делать выводы;
- поддерживать у детей самостоятельность, активность;
- способствовать закреплению понятия о безопасности и сохранении здоровья;
- прививать элементарные навыки безопасности работы с песком.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы и приемы:
Методы:
Наглядный: наблюдение, демонстрация опытническо-экспериментальной деятельности, просмотр мультимедийной презентации «Песочные фантазии».
Словесный: проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность, использование художественного слова.
Практический: экспериментирование, показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка.
Приемы:
- внезапное появление объекта,
- создание игровой ситуации,
- смена деятельности.
По содержанию занятие является интегративным, так как в нем переплетаются такие направления как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Занятию предшествовала предварительная работа, которая выполнялась в течение недели перед занятием. Она представленная ниже.
Предварительная работа:
Тема | Содержание | Цель | Форма организации |
Песок и его свойства | Д/И «Чьи следы», «Помоем ручки», «Тайничок», «Волшебное ситечко», «Пересыпание сухого песка из бутылочки», «Весы» «Теплое- холодное» | Показать детям, что на мокром песке можно оставить следы, а на сухом - нет; воспитывать
культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща; учить детей закапывать предметы в песок и откапывать их; дать возможность детям убедиться, что сухой песок сыпется, а мокрый- нет; определить с детьми вес мокрого и сухого песка; дать детям представление, что сухой песок- теплый, а мокрый- холодный. |
Предметно-
манипулятив-ная деятельность, режимные моменты. |
Рисунки на песке «Солнышко- колоколышко» | Выяснить, что на песке можно рисовать.
|
Часть занятия | |
Х/И « День рождение куклы Кати» | Показать детям, что мокрый песок легко принимает нужную форму (изготовление «угощений») | Игра | |
Проблемная ситуация ««Поможем кукле Антошке» | Формировать представления о нежелательном попадании песка в глаза человеку. Учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам. | Часть занятия | |
Наблюдение за песком во время ветра | Посмотреть из чего состоит песок, как выглядят песчинки | Часть занятия | |
Чтение художественной литературы:
М. Ершова «Hа песке рисунок мой», В. Ланцетти «Речка, ты не смой…», И.Финк «Песочница»
Слушание песни «Я на солнышке лежу» муз. Шаинского, сл. М.Пляцковскогою. П/И «Листочки», «Солнышко и дождик» Игры с водой и песком.
Рассматривание иллюстрации «В песочнице» Наблюдение за ветром, дождем. |
На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. поэтапно происходит смена деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов, и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции.
На организационном этапе реализуется мотивационная задача - усилить интерес к занятию через проблемную ситуацию (объяснить зайчику что он принес). В основной части дети знакомят Зайчика Степу и исследуют сами свойства сухого и влажного песка. Итогом занятия является повторение детьми свойств песка.
К конспекту занятия также прилагается два приложения, в которых представлены фотографии познавательно- исследовательской деятельности детей, а также мультимедийная презентация «Песочные фантазии», используемая в ходе занятия.
Оборудование: игрушка зайчик, песок, совочки, формочки, влажные салфетки по количеству детей, лейка с водой, аудиозапись Свиридов «Отзвуки вальса», мультимедийная презентация «Песочные фантазии».
Используемая литература:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др.
- Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск, 2010
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО 2005.
- Павлова Л. Н. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2013.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Интересно, кто к нам пришёл в гости?
Заносит игрушку зайчика.
В лапах зайчика прозрачная баночка с сухим песком.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл зайчик Стёпа. Давайте поздороваемся с ним.
Дети здороваются.
Воспитатель: Стёпа, что ты принёс детям?
Стёпа: Я маленький и не знаю, что это такое. А вы уже за лето выросли и
стали большими, скажите вы, что это такое?
Воспитатель: Ребята, поможем Стёпе?
2. Основная часть.
Воспитатель показывает детям песок.
Воспитатель: Что это такое? (Песок.)
Хоровое и индивидуальное повторение слова «песок»
Воспитатель: У нас тоже песок есть в группе. Дети, покажем Степе, где у
нас находится песок.
Дети показывают.
Воспитатель: Стёпа сейчас мы тебе всё расскажем о песке.
Во время занятия:
- не брать песок в рот;
- не обсыпаться песком;
- не тереть глаза грязными руками.
Воспитатель: Что насыпано в ваших ёмкостях? (Песок.) Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, тёплый, сыпется.)
Вывод. Правильно, песок сухой, тёплый, он сыпучий. Скажем вместе: сухой, тёплый, сыпучий.
Хоровое и индивидуальное повторение слов «сухой», «теплый», «сыпется»
Воспитатель: Стёпа, запомни этот песок - сухой, сыпучий.
Хоровое и индивидуальное повторение слов «сухой», «сыпучий».
Игра с мельницей.
Посмотрите, ребята, как сухой песок сыпется.
- Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют.)
- Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей.)
- Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие.
Хоровое и индивидуальное повторение «песчинки».
- Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой.
Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта.
Воспитатель: У вас лежат формочки, скажите какого они цвета?
Дидактическая игра «Какого цвета формочка и совок».
Воспитатель: Давайте насыплем в формочки песок и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки.
Дети выполняют задание.
- Получились куличики?
Ответы детей.
- Почему не получились? (Песок сухой, рыхлый.)
Хоровое и индивидуальное повторение слов «сухой, рыхлый».
Упражнение «Найди игрушку».
Дети в песке находят мелкие игрушки.
Воспитатель: Стёпа, запомни, из сухого песка куличики нельзя сделать. Дети, протрите руки салфеткой.
Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2-3 раза).
Воспитатель: Давайте поиграем, выходите все на ковер. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны.
Звучит вальсовая мелодия. Дети имитируют полёт песчинок.
Ветер стих и песчинки опустились на землю.
Дети приостанавливают движение, присаживаются на корточки.
Воспитатель: Песок мокрый - он темный, холодный, из него можно лепить куличики.
- Кто знает, что будет, если в песок налить воду?
Ответы детей.
- Давайте проверим.
Дети поливают песок водой из маленьких леечек.
- Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый'? (Мокрый.) Тёплый или холодный? (Холодный.)
Вывод. Стёпа запомни, если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным.
- Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой?
Показать детям.
- Вывод. Мокрый песок не сыпучий, плотный.
Упражнение «Нарисуй палочки, фигурки».
Дети рисуют на песке.
Воспитатель: Из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Давайте
попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый
песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно
переверните формочку с песком. Постучите по донышку еще раз совочком.
Снимите формочку. Что получилось? Куличик.
Хоровое и индивидуальное повторение «куличик»
- Вот какие красивые куличики мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите
руки салфеткой.
- А теперь, ребята, давайте вместе посмотрим и вспомним, что и с помощью чего можно сделать из песка, ведь это действительно удивительный, волшебный материал. Для начала вспомним, что мы используем при работе с песком? Чем мы работали? Лопатки, совочки, грабельки, ведерки, формочки (слайд № 2 приложение 2).
- как можно сделать фигурку с помощью формочки? С помощью лопатки уложить в формочку песок, слегка утрамбовать его лопаткой и перевернуть на ровную поверхность.
Из песка можно построить замок. Только строить можно из мокрого, влажного песка.
Также на песке можно рисовать пальчиками, палочкой, оставлять следы.
3. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте Стёпе напомним всё, что мы узнали о песке.
Стёпа начинает фразу, дети заканчивают.
- Я узнал, что песок сухой… (светлый, сыпучий, из него нельзя делать куличики).
- Песок мокрый... (темный, холодный, из него можно лепить куличики).
Стёпа: Спасибо, дети, что рассказали мне о песке и научили делать куличики. А сейчас мне пора в лес. Меня мама ждёт, до свидания. (Дети прощаются с зайчиком.)
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (присесть).
Читайте также |
---|
Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа»
Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа» (старшая группа) Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: закрепить...
Эмоциональное выгорание педагогов
Эмоциональное выгорание педагогов Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)