Проект «Песочные фантазии»

 

Пояснительная записка к занятию по познавательно-исследовательской деятельности «Песочные фантазии»

Занятие для детей второй группы раннего возраста составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Е. Вераксы.

Цель занятия: развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с песком.

Задачи:

  • формировать интерес детей к экспериментальной деятельности;
  • продолжать формировать знания детей о свойствах песка;
  • продолжать развивать речь детей, умение выдвигать предположения и с помощью педагога делать выводы;
  • поддерживать у детей самостоятельность, активность;
  • способствовать закреплению понятия о безопасности и сохранении здоровья;
  • прививать элементарные навыки безопасности работы с песком.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы и приемы:

Методы:

Наглядный: наблюдение, демонстрация опытническо-экспериментальной деятельности, просмотр мультимедийной презентации «Песочные фантазии».

Словесный: проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность, использование художественного слова.

Практический: экспериментирование, показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка.

Приемы:

  • внезапное появление объекта,
  • создание игровой ситуации,
  • смена деятельности.

По содержанию занятие является интегративным, так как в нем переплетаются такие направления как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Занятию предшествовала предварительная работа, которая выполнялась в течение недели перед занятием. Она представленная ниже.

Предварительная работа:

Тема Содержание Цель Форма организации
Песок и его свойства Д/И «Чьи следы», «Помоем ручки», «Тайничок», «Волшебное ситечко», «Пересыпание сухого песка из бутылочки», «Весы» «Теплое- холодное» Показать детям, что на мокром песке можно оставить следы, а на сухом - нет; воспитывать

культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща; учить детей закапывать предметы в песок и откапывать их; дать возможность детям убедиться, что сухой песок сыпется, а мокрый- нет; определить с детьми вес мокрого и сухого песка; дать детям представление, что сухой песок- теплый, а мокрый- холодный.

Предметно-

манипулятив-ная

деятельность,

режимные

моменты.

Рисунки на песке «Солнышко- колоколышко» Выяснить, что на песке можно рисовать.

 

Часть занятия
Х/И « День рождение куклы Кати» Показать детям, что мокрый песок легко принимает нужную форму (изготовление «угощений») Игра
Проблемная ситуация ««Поможем кукле Антошке» Формировать представления о нежелательном попадании песка в глаза человеку. Учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам. Часть занятия
Наблюдение за песком во время ветра Посмотреть из чего состоит песок, как выглядят песчинки Часть занятия
Чтение художественной литературы:
М. Ершова «Hа песке рисунок мой», В. Ланцетти «Речка, ты не смой…», И.Финк «Песочница»

Слушание песни «Я на солнышке лежу» муз. Шаинского, сл. М.Пляцковскогою.

П/И «Листочки», «Солнышко и дождик»

Игры с водой и песком.

Рассматривание иллюстрации «В песочнице»

Наблюдение за ветром, дождем.

На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. поэтапно происходит смена деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов, и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции.

На организационном этапе реализуется мотивационная задача - усилить интерес к занятию через проблемную ситуацию (объяснить зайчику что он принес). В основной части дети знакомят Зайчика Степу и исследуют сами свойства сухого и влажного песка. Итогом занятия является повторение детьми свойств песка.

К конспекту занятия также прилагается два приложения, в которых представлены фотографии познавательно- исследовательской деятельности детей, а также мультимедийная презентация «Песочные фантазии», используемая в ходе занятия.

Оборудование: игрушка зайчик, песок, совочки, формочки, влажные салфетки по количеству детей, лейка с водой, аудиозапись Свиридов «Отзвуки вальса», мультимедийная презентация «Песочные фантазии».

Используемая литература:

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др.
  2. Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск, 2010
  3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО 2005.
  4. Павлова Л. Н. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
  5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2013.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Интересно, кто к нам пришёл в гости?

Заносит игрушку зайчика.

В лапах зайчика прозрачная баночка с сухим песком.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл зайчик Стёпа. Давайте поздороваемся с ним.

Дети здороваются.

Воспитатель: Стёпа, что ты принёс детям?

Стёпа: Я маленький и не знаю, что это такое. А вы уже за лето выросли и

стали большими, скажите вы, что это такое?

Воспитатель: Ребята, поможем Стёпе?

2. Основная часть.

Воспитатель показывает детям песок.

Воспитатель: Что это такое? (Песок.)

Хоровое и индивидуальное повторение слова «песок»

Воспитатель: У нас тоже песок есть в группе. Дети, покажем Степе, где у

нас находится песок.

Дети показывают.

Воспитатель: Стёпа сейчас мы тебе всё расскажем о песке.

Во время занятия:

  • не брать песок в рот;
  • не обсыпаться песком;
  • не тереть глаза грязными руками.

Воспитатель: Что насыпано в ваших ёмкостях? (Песок.) Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, тёплый, сыпется.)

Вывод. Правильно, песок сухой, тёплый, он сыпучий. Скажем вместе: сухой, тёплый, сыпучий.

Хоровое и индивидуальное повторение слов «сухой», «теплый», «сыпется»

Воспитатель: Стёпа, запомни этот песок - сухой, сыпучий.

Хоровое и индивидуальное повторение слов «сухой», «сыпучий».

Игра с мельницей.

Посмотрите, ребята, как сухой песок сыпется.

- Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют.)

- Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей.)

- Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие.

Хоровое и индивидуальное повторение «песчинки».

- Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой.

Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта.

Воспитатель: У вас лежат формочки, скажите какого они цвета?

Дидактическая игра «Какого цвета формочка и совок».

Воспитатель: Давайте насыплем в формочки песок и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки.

Дети выполняют задание.

- Получились куличики?

Ответы детей.

- Почему не получились? (Песок сухой, рыхлый.)

Хоровое и индивидуальное повторение слов «сухой, рыхлый».

Упражнение «Найди игрушку».

Дети в песке находят мелкие игрушки.

Воспитатель: Стёпа, запомни, из сухого песка куличики нельзя сделать. Дети, протрите руки салфеткой.

Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: Давайте поиграем, выходите все на ковер. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны.

Звучит вальсовая мелодия. Дети имитируют полёт песчинок.

Ветер стих и песчинки опустились на землю.

Дети приостанавливают движение, присаживаются на корточки.

Воспитатель: Песок мокрый - он темный, холодный, из него можно лепить куличики.

- Кто знает, что будет, если в песок налить воду?

Ответы детей.

- Давайте проверим.

Дети поливают песок водой из маленьких леечек.

- Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый'? (Мокрый.) Тёплый или холодный? (Холодный.)

Вывод. Стёпа запомни, если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным.

- Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой?

Показать детям.

- Вывод. Мокрый песок не сыпучий, плотный.

Упражнение «Нарисуй палочки, фигурки».

Дети рисуют на песке.

Воспитатель: Из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Давайте

попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый

песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно

переверните формочку с песком. Постучите по донышку еще раз совочком.

Снимите формочку. Что получилось? Куличик.

Хоровое и индивидуальное повторение «куличик»

- Вот какие красивые куличики мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите

руки салфеткой.

- А теперь, ребята, давайте вместе посмотрим и вспомним, что и с помощью чего можно сделать из песка, ведь это действительно удивительный, волшебный материал. Для начала вспомним, что мы используем при работе с песком? Чем мы работали? Лопатки, совочки, грабельки, ведерки, формочки (слайд № 2 приложение 2).

- как можно сделать фигурку с помощью формочки? С помощью лопатки уложить в формочку песок, слегка утрамбовать его лопаткой и перевернуть на ровную поверхность.

Из песка можно построить замок. Только строить можно из мокрого, влажного песка.

Также на песке можно рисовать пальчиками, палочкой, оставлять следы.

3. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте Стёпе напомним всё, что мы узнали о песке.

Стёпа начинает фразу, дети заканчивают.

- Я узнал, что песок сухой… (светлый, сыпучий, из него нельзя делать куличики).

- Песок мокрый... (темный, холодный, из него можно лепить куличики).

Стёпа: Спасибо, дети, что рассказали мне о песке и научили делать куличики. А сейчас мне пора в лес. Меня мама ждёт, до свидания. (Дети прощаются с зайчиком.)

Физкультминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели (присесть).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа»

Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа» (старшая группа) Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: закрепить...

Эмоциональное выгорание педагогов

Эмоциональное выгорание педагогов Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Читайте также

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе…

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе Тема: «Угощенье для куклы Кати» Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа). Вид...

Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей…

Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет Целью нашего исследования является изучение...

План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени»

План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени» План воспитательно-образовательной работы в группе №11 (на неделю с 27.09. - 01.10...