Проект «Моя Россия»

(Система организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды деятельности)

 

Краткая аннотация проекта

Русская народная культура является богатейшим материалом для введения ребёнка в мир искусства, формирует умение видеть красоту и гармонию окружающего мира, способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение, способствует нравственно-патриотическому воспитанию. Приобщение детей к истокам русской народной культуры способствует познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, социально-коммуникативному развитию детей. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, рождающим личность. Поэтому я считаю необходимым довести до сознания дошкольников, а также их родителей и педагогов ДОУ, что мы все являемся носителями русской народной культуры, должны как можно больше узнать о ней и рассказать другим.

В результате реализации проекта дети и их родители:

  • Расширят представления о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, игры;
  • Познакомятся с различными жанрами русской народной сказки, былинами, хороводами, пословицами и поговорками, песенками и закличками, т.е. с устным народным творчеством (в форме рассматривания, рассказывания, чтения, заучивания, театрализации);
  • Познакомятся с художественными промыслами (Гжель, Хохлома, Каргополь, Ордынское и т.д.) в виде продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование, раскрашивание)
  • Овладеют навыками ориентирования на карте России, Новосибирской области, города Новосибирска;
  • Расширят свой кругозор с помощью бесед и рассказов из научно-познавательной и методической литературы, рассматривания демонстрационного материала, просмотра различных телепередач, настольно-печатных и дидактических игр, из посещений различных экскурсий, выставок в музеях и по городу и т.д.

Повысится профессиональный уровень педагогов на семинарах – практикумах.

В проект будут включены:

1. Перспективное планирование русских подвижных игр.

2. Тематический годовой план посещений «русской избы».

3. Конспекты интегрированной НОД с детьми среднего возраста.

4. Информационные листы для родителей.

5. Консультации для педагогов.

6. Русские календарные игры, считалки.

7. Детский проект «Путешествие по летним русским народным сказкам» (младший возраст).

Длительность проекта: 3 года.

Постановка проблемы

Ещё несколько лет назад современное общество переживало нравственно-патриотический кризис. Русская народная культура в непосредственно-образовательной деятельности и воспитании подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму. И, сейчас, в наше время, с уверенностью можно сказать, что до сих пор, большинство из нас, молодёжь, к сожалению, очень поверхностно знакомы с русской народной культурой, прошлым своего народа. Как жили русские люди? Как они работали и отдыхали. Что их радовало, а что огорчало и тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем и как украшали свой быт? Какие у них были праздники?.. Поэтому нет другого выхода из сложившейся ситуации, кроме возрождения самобытной Российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно лишь при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала – носителя русской культуры.

Приступая к работе над этой темой, мы с детьми выяснили, что они знают о своей Родине, чтобы им хотелось узнать и откуда они будут это узнавать (модель трёх вопросов), т.е. мы наметили план действий и приступили к его осуществлению. Дети имели низкий уровень сформированности знаний о предметах быта, праздниках, традициях, разных видах народно-прикладного и устного творчества, народных играх, а имеющиеся представления были отрывочны и поверхностны. (Приложение №1)

Исходя из данных анкетирования родителей (Приложение №2), можно отметить крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры семей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненно-важных ценностей. Опрос родителей показал, что 91% считают важным приобщать детей к национальной культуре, но не знают как это сделать.

Поэтому актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей с младшего дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственного развития и воспитания духовно развитой личности, просвещение родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Вся система работы включает в себя поэтапное (3 этапа: 1 этап – младший возраст, 2 этап – средний возраст, 3 этап – старший возраст) постепенное воспитание и развитие ребёнка на традициях русской народной культуры. Степень новизны заключается в осуществлении художественно – эстетического цикла через интеграцию художественно – творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи, взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре.

Цель проекта

Создание системы работы по приобщению детей дошкольного возраста, их родителей, педагогов ДОУ к истокам русской народной культуры.

Задачи проекта

1. Уточнить и расширить представления детей о своей малой и большой Родине.

2. Формировать понимание различий в культуре, традициях, национальных особенностях людей, живущих в России.

3. Раскрыть понятие «русский народ».

4. Познакомить с понятием «русская народная культура».

5. Развивать нравственно-патриотические чувства детей к своей Родине – России.

6. Формировать основу толерантности.

7. Пополнить и активизировать словарь детей за счёт пословиц, поговорок, потешек, песенок, сказок, колыбельных, хороводов, игр русского народа.

8. Стимулировать развитие познавательных, творческих и организаторских способностей, изонавыков.

9. Создать в группе соответствующую развивающую среду.

10. Составить перспективный план русских подвижных и календарных народных игр на все возраста.

11. Составить тематический годовой план посещений «русской избы» на все возраста.

12. Составить и провести цикл НОД с детьми среднего возраста.

13. Подготовить консультационный материал для родителей.

14. Подготовить и провести консультации и семинары для педагогов.

Разработка методов реализации проекта

Реализация проекта, а именно, апробация его, как модели, рассчитана на 3 года (3 возраста детей, каждый год по 9 месяцев и будет проходить в 3 этапа.

Подготовительный этап – создание в группе развивающей среды; написание перспективного годового плана на каждый возраст; проведение диагностических мероприятий; изучение методической литературы и составление интегрированных циклов НОД; оформление методического материала для родителей.

Основной этап – организация НОД для детей; интеграция всех видов детской деятельности с целью приобщения детей к истокам русской народной культуры; консультации для родителей; семинары для педагогов; выполнение детьми и их родителями творческих заданий; оформление выставок детских работ; создание мини-музея предметов народного быта («Русская изба»).

Заключительный этап – проведение диагностических мероприятий; организация выставки по итогам выполнения творческих заданий детьми и взрослыми: игрушки художественных промыслов, изготовленные детьми и родителями (Дымково, Каргополь, Хохлома, Ордынское и т.д.); книжки-малышки «Народная игрушка» и «Моя любимая русская сказка»; стенгазеты (фотоальбомы) «Мой любимый Новосибирск»; энциклопедия «Как жили люди на Руси?»; сборник пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок русского народа; сборник рассказов «Что я видел(а) по дороге в Москву?»; разработки экологического микроландшафта «Русская деревня» на территории участка средней группы; куклы в национальных костюмах; макет русской избы.

Виды деятельности Участники проекта Место проведения Сроки
1.

 

1 –й этап – подготовительный
Создание в группе развивающей среды: пополнить

*«Центр изодеятельности» образцами игрушек народных промыслов, различными материалами (глина, пластилин, гуашь, крупа и т.д.), раскрасками с изображением русских людей в национальных костюмах, предметов утвари и народного быта, трафаретами и переводками;

* «Центр музыки» - народными инструментами (их изображениями);

* «Центр театрализованной деятельности -различными видами театров»;

* Библиотека» - книгами с устным народным творчеством.

Воспитатели

 

Группа

 

1-2-я неделя сентября

 

2.

 

Проведение диагностических мероприятий

 

Воспитатели

Логопед

Инструктор по физическому воспитанию

Руководитель изостудии

Группа

Логопедический кабинет

Спортивный зал

Изостудия

Музыкальный зал

 

2-я неделя сентября

 

3.

 

Написание перспективного тематического годового плана на каждый возраст Музыкальный руководитель Методический кабинет

 

 
4.

 

Изучение методической литературы

 

Воспитатели

Методист

Группа Методический кабинет 3-я неделя сентября
5.

 

Составление конспектов интегрированных циклов непосредственно – образовательной деятельности

 

Воспитатели

Методист

Специалисты ДОУ

Группа

Методический кабинет

 

 
6.

 

Оформление информационных листов для родителей

 

Воспитатели

Методист

Группа

Методический кабинет

 
1.

 

2-й этап – основной
Организация непосредственно – образовательной деятельности для детей

 

Воспитатели

Дети

Специалисты ДОУ

 

Группа

Музыкальный зал

Спортивный зал

Изостудия

Спортивная площадка

С 3-й недели сентября по 4-ю неделю апреля

 

2.

 

Интеграция всех видов детской деятельности; беседы, игры, продуктивная деятельность, экскурсии, театрализация, посещение музеев, просмотр различных познавательных телепередач, чтение и рассматривание художественной литературы и познавательных энциклопедий и т.д. с целью приобщения детей к истокам русской народной культуры.

 

Воспитатели

Дети

Родители

Специалисты ДОУ

Методист

Администрация

 

Группа

Музыкальный зал

Спортивный зал

Изостудия

Спортивная площадка

Музеи

Достопримечательности города

 
3.

 

Проведение педагогических консультаций и вывешивание информационных листов для родителей:

* « Патриотическое воспитание дошкольника»;

* « Из истории российской городской геральдики»;

* «Знакомьтесь – мой Новосибирск родной» (символика города);

* «Район, где я живу»;

* «Народные промыслы России»;

* «Творческие способности ребенка»;

* «Расскажи мне… Устное народное творчество России»;

* «Игра в жизни вашего ребенка»;

* «Давай поиграем…Русские народные игры»;

* «Прочитайте детям» (перечень художественной литературы о Родине);

* «Это надо знать!» (символика России);

* «Единство детского сада и семьи».

     
4.

 

Организация творческих заданий для детей и родителей

 

Воспитатели

Дети

Родители

Группа

Дом ребенка

 

 
5.

 

Проведение консультаций и семинаров для педагогов:

* «Использование проекта как эффективного метода работы с детьми по развитию их познавательных и творческих способностей» на примере детского проекта «Путешествие по летним русским народным сказкам»;

* «Знакомство с методической литературой, используемой в реализации проекта»;

* Привлечение специалистов ДОУ

(музыкального руководителя, руководителя изостудии, учителя – логопеда, педагога- психолога, инструктора по физическому воспитанию) к реализации проекта (игры, беседы, продуктивная деятельность, праздники, досуги, развлечения);

* Презентация детского проекта «Путешествие по летним русским народным сказкам»;

* Примерный конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» на тему: «Знакомим детей с символикой страны – флаг, герб, гимн»;

* Выступление на семинаре на тему «Народная сказка в системе воспитания дошкольников»;

* Выступление на

«круглом столе»

«Формирование умения сочинять сказки со старшими дошкольниками»;

* Выступление на педсовете о реализации запланированных в проекте цели и задач, о том, что получилось, что нет, над чем нужно поработать, планы на будущее.

Воспитатели

Методист

Специалисты

ДОУ

Дети

 

Музыкальный зал

 

 
6.

 

Оформление выставок детских работ «Вот как мы умеем!» Воспитатели

Дети

Родители

Групповая приемная

Музыкальный зал

Фойе ДОУ

 
7.

 

Создание мини – музея предметов народного быта («Русская изба»)

 

Воспитатели

Родители

Методист

Администрация ДОУ

Выделенное помещение ДОУ

 

 
1.

 

3-й этап – заключительный
Проведение диагностических мероприятий;
Воспитатели

Дети

Специалисты

 

Группа

Логопедический кабинет

Музыкальный зал

Спортивный зал

Изостудия

1-2-я неделя мая

 

2.

 

Организация выставки по итогам выполнения детьми и их родителями творческих заданий:

* Изготовленные детьми и родителями игрушки народных промыслов (Дымково, Каргополь, Ордынское, Хохлома и т.д.); книжки-малышки «Народная игрушка», «Моя любимая русская сказка»

* Выставка стенгазет (фотоальбомов) «Мой любимый Новосибирск»;

* Энциклопедия «Как жили люди на Руси?»;

* Сборник пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок русского народа;

* Сборник рассказов на тему «Что я видел(а) по дороге в Москву?»;

* Разработки экологического микроландшафта «Русская деревня» на территории участка детского сада;

* Куклы в национальных костюмах;

* Макет русской избы.

Воспитатели

Дети

Родители

 

Музыкальный зал

 

 
3. Создание мини – музея предметов народного быта («Русская изба»)

 

Воспитатели

Родители

Методист

Администрация ДОУ

Выделенное помещение ДОУ

 

 

Ожидаемые результаты

В ходе реализации проекта дети и их родители познакомятся:

  • с различными жанрами русской народной сказки, былинами, хороводами, поговорками, пословицами, песенками, колыбельными, закличками, т.е. с устным народным творчеством (в форме рассматривания, рассказывания, чтения, заучивания, театрализации);
  • с художественными народными промыслами (Гжель, Хохлома, Каргополь, Ордынское и т.д.) (в виде продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование, раскрашивание);
  • овладеют навыками ориентирования на карте России, Новосибирской области, города Новосибирска;
  • расширят свой кругозор с помощью бесед и рассказов из научно-познавательной и методической литературы, рассматривания демонстрационного материала, просмотра различных телепередач, настольно-печатных, дидактических и народных игр, из посещений различных экскурсий и выставок в музеях и по городу и т.д.

Родители группы будут активно участвовать во всех мероприятиях, проводимых в ходе реализации проекта и покажут свои знания, умения и творчество:

1. в анкетировании;

2. в выставках народно-прикладного искусства;

3. в создании энциклопедии «Как жили люди на Руси?»;

4. в создании сборника пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок русского народа;

5. в придумывании рассказов на тему «Что я видел(а) по дороге в Москву?»;

6. в разработке экологического микроландшафта «Русская деревня» на территории участка средней группы детского сада;

7. в создании книжек-малышек на тему «Народная игрушка» и Моя любимая русская сказка»

8. в создании стенгазеты (фотоальбомов) «Мой любимый Новосибирск»;

9. расширят свой кругозор:

  - из посещения различных выставок в музеях (краеведческий, художественный, исторический и пр.)

  - из экскурсий по городу;

  - из просмотра различных познавательных телепередач, чтения и рассматривания энциклопедий дома и в детском саду;

  - из посещений библиотеки и интернета;

  - из посещений концертов фольклорных ансамблей.

С педагогами ДОУ будут проведены:

* анкетирование;

* консультация «Использование проекта как эффективного метода в работе с детьми по развитию их познавательных и творческих способностей на примере детского проекта «Путешествие по летним русским народным сказкам»;

* выступление на «круглом столе» на тему «Знакомство с методической литературой, используемой в реализации проекта»»;

* привлечение специалистов ДОУ (музыкального руководителя, руководителя изостудии, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию) к реализации проекта (игры, беседы, продуктивная деятельность, праздники, досуги, развлечения);

* презентация детского проекта (театрализованное представление);

* консультация «Примерный конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Знакомим детей с символикой страны – флаг, герб, гимн»;

* выступление на семинаре «Народная сказка в системе воспитания дошкольников»;

* выступление на «круглом столе» на тему «Формирование умения сочинять сказки со старшими дошкольниками»;

* выступление на педсовете о реализации запланированных в проекте цели и задач, о том, что получилось, а что нет, над чем нужно ещё поработать, озвучить планы на будущее.

В результате проведённых консультаций многие педагоги по-другому станут смотреть на использование проектной деятельности в учебно-образовательном процессе, а также уточнят и расширят свои представления о русской культуре.

Оценка результатов проекта

Оценка эффективности проекта будет отслеживаться по детским работам, по результатам диагностических мероприятий, по участию детей в выполнении групповых и домашних заданий, по их заинтересованности и удовлетворённости от приобщения к истокам русской народной культуры через все виды деятельности.

Активность и заинтересованность родителей можно будет проследить в выполнении ими различных творческих заданий, пополняемости экспонатами мини-музея.

Участие и заинтересованность педагогов будут изучены после проведения «Круглого стола» (викторина) и Родительского клуба.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!» Паспорт проекта Тема проекта Хлеб – всему голова! Вид проекта Практико-ориентированный, творческий Участники проекта Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, их...

Сценарий Фестиваля

Сценарий Фестиваля Звучит фонограмма песни «Открытая Россия». Ведущая: (поёт) Гости дорогие, приветствуем мы вас! Ждали с нетерпеньем Всех мы здесь сейчас! В нашей «Василинке» Рады всем гостям! Ведь...

Знакомство дошкольников с русским национальным костюмом

Знакомство дошкольников с русским национальным костюмом Освоение дошкольниками знаний о культурном наследии своего народа занимает важное место в воспитательно-образовательном процессе. В...

Читайте также

Психо-эмоциональный тренинг посвящённый ко Дню «Белой трости» и «Дню слепых…

Психо-эмоциональный тренинг посвящённый ко Дню «Белой трости» и «Дню слепых людей»: «Мир добрыми глазами» Описание: игровой тренинг для педагогов посвящен Международному Дню...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Грибной мир»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Грибной мир» Цель: формировать знания детей о грибах, как удивительных обитателях леса. Задачи: Обучающие: Обобщить, закрепить знания детей...

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций…

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций Серовского городского округа «Поэтическая радуга» Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников...