Проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса «Здоровым быть здорово!»

 

Пояснительная записка

Физическое образование ребёнка есть база для всего остального.

Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка,

без правильно поставленной физкультуры и спорта

мы никогда не получим здорового поколения.

А. В. Луначарский.

 

Проблемы здоровья сейчас у всех на слуху. В рекламных блоках СМИ предложения оздоравливающих средств, стоят на первом месте. Зайти в аптеку стало так же привычно, как в супермаркет. Недостаток витаминов, неправильный режим дня, недостаточная физическая активность - печальные факты жизни наших детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни.

Наш педагогический коллектив считает, что проблема укрепления здоровья детей не может решиться проведением одного мероприятия, деятельностью одного человека. Это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива в тесной взаимосвязи с родителями, с медицинскими, спортивными и социальными центрами на длительный период.

Инструктором по физической культуре, медицинской сестрой, воспитателями, отмечено: несформированность двигательной деятельности (сферы), общей и мелкой моторики; нарушение физической и эмоциональной активности детей; дефицит таких черт характера как уверенность, целеустремленность, смелость и пр.

Исходя из вышеизложенного, коллектив детского сада ежегодно ставит перед собой задачи, по сохранению здоровья воспитанников. В годовом плане детского сада на первом месте стоит задача: «Укреплять здоровье воспитанников через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и формирование привычки к здоровому образу жизни основе валеолгических знаний» На основании этой задачи детского сада, воспитатели и узкие специалисты, определяют направление своей деятельности и ставят перед собой свои задачи соответствующие годовым. Современные методы здоровьесбережения присутствуют во всех видах педагогической деятельности и в работе с родителями. Педагоги и медицинский работник изучают методическую литературу по проблеме здоровьесбережения, ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей. Создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, а так же на анализе медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

На основании всего вышесказанного, был разработан проект по здоровьесбережению воспитанников «Здоровым быть здорово!».

Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации и потребности к здоровому образу жизни у детей и их родителей.

Объектом проекта является процесс воспитания культуры ЗОЖ у детей и родителей.

Предмет проекта: методы и средства здоровьесбережения в практике работы ДОУ и семейного воспитания

Гипотеза: Если в воспитании детей и родителей использовать методы и средства совершенствования и сохранения здоровья, то уровень семей ведущих здоровый образ жизни повысится.

Сроки и этапы реализации проекта:

Проект рассчитан на 1 год с 2015 по 2016 учебный год. Реализация проекта разделена на три этапа:

Подготовительный этап: Решение организационных задач

- Изучение методического материала и разработка документов для создания

условий реализации проекта

- Анализ медико-социалных условий пребывания воспитанников в ДОУ

Формирующий этап:

- Внедрение в образовательный процесс методических разработок по здоровьесбережению воспитанников

Обобщающий этап:

- Анализ и оформление результатов реализации проекта

- Обобщение опыта работы педагогов и распространение его на мероприятиях

районного и областного уровня

- Разработка программы действий на следующий период с учетом полученных

результатов.

Структура реализации проекта

В детском саду создана модель здоровьесберегающей педагогической работы, состоящая из 5 блоков.

 

1

 

Паспорт проекта

Наименование проекта Проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса «Здоровым быть здорово!»
Основания для разработки проекта Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДОО,

СанПиН 2.4.1.3049-13

Организация МКДОУ детский сад «Умка» п.Товарково
Разработчики проекта Ковальчук О.А. – старший воспитатель
Участники проекта - педагоги,

- воспитанники,

- родители

Проблема Увеличивающийся показатель воспитанников ведущих нездоровый образ жизни в семье (сниженная физическая активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска)
Необходимость разработки проекта Необходимость усиления у детей и родителей мотивации и потребности к здоровому образу жизни.
Цель проекта Приобщение детей и родителей к здоровому образу через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.

Поиск эффективных методов и приемов по повышению активности родителей в вопросах здоровьесбережения у дошкольников

 

Задачи проекта

 

- Формирование у дошкольников через непосредственную образовательную деятельность и дополнительное образование представлений о здоровье человека и здоровом образе жизни; мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;

- Повышение компетентности родителей в использовании здоровьесберегающих возможностей в семье;

- Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий

Вид проекта:

 

По продолжительности: краткосрочный; цикличный

По доминирующей линии в проекте: практико- ориентированный

По содержанию: социально-педагогический

По характеру контактов: в рамках муниципалитета.

По количеству участников: фронтальный.

Этапы реализации проекта 1 этап – организационный,

2 этап – формирующий,

3 этап - обобщающий

Ожидаемые результаты - повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;

- повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;

- повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении;

- создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями

 

План деятельности по реализации проекта

1 этап

Мероприятия Сроки Исполнители
Анализ деятельности МКДОУ детский сад «Умка» за 2014-2015 год. (Раздел 3. Оценка медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ) июль 2015 года старший воспитатель

 

Анализ основной общеобразовательной программы по выделению вопросов сохранения здоровья воспитанников июль 2015 года старший воспитатель

 

Разработка «Программы формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников». июль - август2015 года заведующий

Методический совет

Изучение методической литературы по проблеме здоровьесбережения июль 2015 года старший воспитатель

все педагоги

 

Разработка модели проекта по по сохранению здоровья

участников образовательного процесса
август 2015 года Методический совет

 

Разработка плана медико-педагогического контроля

 

август 2015 года старший воспитатель

 

Разработка плана физкультурно-оздоровительных мероприятий август 2015 года старший воспитатель

инструктор по физической культуре

 

Разработка плана реализации проекта август 2015 года Методический совет

 

 

2 этап

Мероприятия Сроки Исполнители
1 блок. Физическая культура
- Систематическое проведение утренней гимнастики.

- Систематическое проведение организованной образовательной деятельности в спортивном зале и на улице

- Физкультминутки во время образовательной деятельности

- Гимнастика после сна

- Подвижные игры

- Спортивные праздники

- Недели здоровья (физкультурные развлечения и игры-эстафеты, совместные досуги с родителями)

- Физкультурные прогулки

в течение года инструктор по физической культуре

Все педагоги

Внедрение педагогами дополнительных здоровьесберегающих программ (планирование кружковой работы, проведение выставок, отчетов) в течение года старший воспитатель
2 блок. Оздоровительная работа
- Закаливающие мероприятия

(хождение босиком по «дорожкам здоровья», полоскание рта, воздушные ванны).

- Самомассаж «Гимнастика маленьких волшебников», «9 точек».

- Дыхательная гимнастика.

- Гимнастика для глаз.

- Профилактическая гимнастика, предотвращающая нарушения осанки и плоскостопия

 

в течение года Инструктор по физической культуре

Все педагоги

 

3 блок. Гигиенический
- Создание условий обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья детей в течение года Заведующий

 

- Учет санитарно-эпидемиологических

требований к режиму работы в ДОУ

в течение года Медицинская сестра
4 блок. Методическая работа
- Консультации для воспитателей на темы:

- «Игровые упражнения и проблемные ситуации, направленные на формирование здоровья и физической культуры дошкольников», - «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», - «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», - «Как правильно провести гимнастику с дошкольниками»

сентябрь-май 2015 -2016 уч. года

 

старший воспитатель

Воспитатели

 

Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания дошкольников». сентябрь 2015 года старший воспитатель
Семинары-тренинги:

- «Психологическое здоровье педагогов»;

- «Обучаем детей самомассажу»;

- «Дыхательная гимнастика по Стрельникову»

в течение года старший воспитатель

инструктор по физической культуре

медицинская сестра

Реализация различных проектов по здоровьесбережению в работе с детьми в течение года Все педагоги
Преобразование предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе в целях усиления ее здоровьесберегающей направленности сентябрь 2015 год Все педагоги
Оснащение методкабинета научной и методической литературой, вариативными программами, методиками, педагогическими технологиями обучения и воспитания, методическими пособиями в течение года старший воспитатель
Отслеживание промежуточных результатов реализации проекта в течение года старший воспитатель

инструктор по физической культуре

медицинская сестра

5 блок. Работа с родителями
- Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе «Возрастные особенности ребенка»,

«Режим дня»,

«Профилактика гриппа и ОРВИ»

в течение года

 

Все педагоги

 

- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ «Если хочешь быть здоров – прививайся!»,

«Правила закаливания»

в течение года

 

медицинская сестра

 

- Участие родителей в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ

 

в течение года старший воспитатель

инструктор по физической культуре

- Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения. в течение года

 

Все педагоги

 

- Родительские собрания

«Семья здоровый образ жизни»

«Семейные традиции»

  Все педагоги

 

 

3 этап

Мероприятия Сроки Исполнители
Оформление методических разработок о здоровом образе жизни

 

июнь – август 2016 года старший воспитатель

медицинская сестра

Анализ работы за год в разделе «Оценка медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ» июнь 2016 года старший воспитатель

 

Анализ результатов проектной деятельности на итоговом педагогическом совете май 2016 года старший воспитатель

Все педагоги

 

Разработка программы действий на следующий период с учетом полученных результатов. август 2016 года Методический совет

 

 

Список изученной литературы:

1. Лавров Н.Н., Бубличенко М.М. Дыхание по Стрельниковой издательство Феникс 2005

2. Нестерюк Т.В. Психосоматическая гимнастика, Издательство Книголюб 2009

3. Никишина И.В., «Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии.» Москва ООО «Планета» 2011г.

4. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений.Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ, 2014.

5. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. 1-я младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ,2014.

6. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ,2014.

7. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ,2014.

8. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ,2014.

9. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ,2014.

10. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы по ред.: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой». – М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ,2014

11.Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет, Ярославль,2003.

12. Харченко Т.Е. «Физкультурные праздники и развлечения» Детство-Пресс, 2009.

13. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой М.- Метафора 2007

14. Интернет-сайт «Дошколёнок.ру» http://dohcolonoc.ru



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища»

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая…

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая сказка» Цель: учить передавать в рисунках эпизоды из своих любимых сказок. Образовательные задачи: -...

НОД в средней группе на тему: «Сохраним здоровье»

НОД в средней группе на тему: «Сохраним здоровье» Цель: формировать у детей понимание о необходимости соблюдения правил здоровьесбережения. Задачи: Уточнить и расширить представление о...

Читайте также

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах и словах» Образовательная область: «Речевое развитие» с ребенком...

Календарно – тематическое планирование игр по ТРИЗ

Календарно – тематическое планирование игр по ТРИЗ