Проект «Моя семья»
Вторая младшая группа
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность проекта
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Следует отметить, что объём знаний по теме «Моя семья» ограничен. В программном содержание нет материала, касающимся прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
В проекте представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта:
Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Участники: дети 3-4 лет, родители, воспитатели.
Тип проекта: среднесрочный (6 нед.).
Формы организации проекта
1. Опрос детей.
2. НОД.
3. Консультация для родителей «О важности семейного воспитания».
4. Создание альбомов «Моя семья», «На кого же я похож?», «Герб семьи», «Профессии родителей», «Семья в сказках».
5. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская».
6. Театрализованная деятельность. («Репка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Три поросенка», «Красная Шапочка»).
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Опрос детей по проблеме.
- Определение цели и задач.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический)
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
- Разработка консультации «О важности семейного воспитания».
- Создание мини-альбомов «Моя семья», «На кого же я похож?», «Герб семьи», «Профессии родителей»
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница».
- Изготовление альбома «Семья в сказках» (сюжетные картинки), дидактического пособия «Пословицы, поговорки, загадки и стихи о семье»; дидактической игры «Дружная семейка или Что мы делаем?»; карточек «Родственные отношения».
- Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
III этап – заключительный
- Обработка результатов по реализации проекта.
- НОД по теме «Моя семья».
Сроки проведения: С 1 марта по 11 апреля.
Режим работы: во время и вне занятий.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
План-график реализации проекта.
Этапы | Содержание |
1 этап.
Подготови- тельный |
Опрос детей: «Что я знаю о семье?»
|
2 этап.
Основной |
НОД из цикла «Я и моя семья»
Познавательное «Моя семья» (итоговое)
Развитие речи «Литературный калейдоскоп». Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых». Познавательное «Домашний труд» Конструирование «Дом для семьи». |
Чтение художественной литературы:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Гуси-лебеди» «Синяя чашка» М. Матвеева «Теплый хлеб» К. Паустовский «Сказка об умном мышонке» С. Маршак «Цветик-семицветик» В. Катаев «Мамина работа» Е. Пермяк «Чем пахнут ремесла» Д.Родари «Мамина дочка» В.Белов «Старый дед и внучек» Л.Толстой «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто «Похищенное имя» Шорыгина Т.А. |
|
Дидактические игры:
«Определи возраст»
«Дружная семейка или Что мы делаем?» «Как малыши помогают родным?» Словесные игры:
«Закончи предложение» «Кто старше?» «Кто младше?» «Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать». «Назови как тебя дома ласково называют?» «Как зовут вас, родственники?» «Запоминаем имена близких родственников». |
|
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская». |
|
Беседы:
«Выходной день в моей семье»
«Как я помогаю дома» «Кем работают твои родители» (с использованием альбома) «Как мы отдыхаем» «Мои бабушка и дедушка». |
|
Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, загадки. | |
Театрализация по сказкам
«Репка»
«Курочка Ряба» «Волк и семеро козлят» «Три медведя» «Три поросенка» «Красная Шапочка». |
|
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика |
|
Консультация «О важности семейного воспитания». | |
Папка-передвижка «Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка». | |
Оформление альбома «Профессии родителей». | |
3 этап.
Заключи- тельный |
Подведение итогов в реализации проекта
Итоговое занятие «Моя семья» Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ. |
Методический продукт - «Презентация проекта «Моя семья».
Итоговый продукт – НОД «Моя семья».
Используемая литература:
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: - М.: Просвещение, 2001.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 3-4 лет».
6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 3-4 лет».
7. Интернет ресурсы.
Читайте также |
---|
Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр
Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...
Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников
Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны принципы, и одним из принципов...
Рекомендации психолога. Адаптация детей к детскому саду. Как сделать процесс…
Рекомендации психолога. Адаптация детей к детскому саду. Как сделать процесс адаптации к саду наиболее мягким? Как вести себя родителям, что...