Проект. Сказки Г.Х. Андерсена как средство формирования социально-нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

 

Актуальность проекта

«Сказка ложь, а в ней намек - добрым молодцам урок».

Проблема

- Низкий уровень социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

- На вопрос, о том: «Какие сказки Г.Х. Андерсена вы знаете?» дети затруднялись ответить.

- У детей понятия, такие как сочувствие, сопереживание, отзывчивость, патриотизм, долг и честь нередко задерживаются на уровне элементарных эмпирических знаний.

- Недостаточное развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми и положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.

- Родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы.

- Дети не достаточно содержательно и выразительно умеют пересказывать прочитанное произведение.

- Необходимость устройства в группе уютного «дома» для книг.

Цель проекта:

Формирование социально-нравственных и духовно - жизненных ценностей у детей в процессе чтения сказок Г.Х.Андерсена.

Задачи проекта:

  • Создавать условия для знакомства детей со сказками Г.Х. Андерсена.
  • Пробуждать интерес к сказкам.
  • Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок как своё собственное.
  • Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.
  • Вовлекать детей и родителей в совместную деятельность, показать ценность и значимость их совместного творчества.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: 2 недели.

Ожидаемый результат:

  • Сформировать представления у детей: о социально- нравственных и духовно -жизненных ценностях.
  • Развитие коммуникативных качеств у детей старшего возраста.
  • Проявление уверенности у детей в своих действиях при взаимоотношениях со сверстниками.
  • Умение детей выражать свои эмоции с помощью жестов, мимики, сопереживать героям.
  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  • Развитие в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Ресурсное обеспечение:

  • мультимедийные презентации,
  • уголок театра,
  • методические и дидактические пособия,
  • теоретическая и методическая литература.

Этапы работы:

1 этап - подготовительный

  • Изучение и анализ литературы.
  • Определение темы.
  • Изучение и обобщение педагогического опыта.
  • Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  • Составление плана-схемы проекта.
  • Обсуждение проекта с воспитателем, родителями.
  • Обновление содержания предметно-развивающей среды.

2 этап - основной

Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.

3 этап - итоговый

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

План мероприятий по реализации проекта

1. Беседы с родителями «Знакомство с проектом».

Проинформировать родителей о том. какие сказки Г.Х.Андерсена рекомендуется для домашнего чтения детям.

2. Беседа с детьми: «Король Сказок».

Познакомить детей с биографией Г.Х.Андерсена.

3. Прочтение сказок: «Дикие лебеди», «Гадкий утенок», «Новый наряд короля», «Снежная королева», «Свинопас» и т д.

4. Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.

5. Просмотр мультфильмов: «Принцесса на горошине», «Огниво», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик» и т д.

Развивать чувство сопереживание, сочувствие, долга и чести.

Способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности как милосердие, благодарность, взаимовыручка.

6. Дидактическая игры: «Узнай сказку», «Собери сказку».

Учить работать в коллективе; способствовать формированию таких качеств: дружба, взаимовыручка, отзывчивость.

7. Конкурс рисунков: «Мой любимый герой».

Учить через рисунок передавать эмоциональное отношение к героям.

8. Совместная работа родителей, детей и педагогов. Изготовление костюмов героев сказок Г.Х. Андерсена.

9. «Уютный дом» для книг.

Пополнить книжный уголок сказками Г.Х. Андерсена.

10. Оформление папки- передвижки: «Роль сказки в нашей жизни».

11. Викторина: « В гостях у сказки» Итоговое мероприятие.

12. Фотоотчет проекта.

Заключение

1. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

2. Проектный метод вызвал познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

3. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

4. Дети научились понимать смысл сказок, а конкретно такие нравственные понятия как сочувствие, сопереживание, долг и честь и т д.

5. Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя.

6. Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль.

7. Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.

8. Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу нравственного развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества. 

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами социального и нравственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка. 

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного нравственного, речевого и эмоционального развития старшего дошкольника. 

 

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»

(По сказкам Г.Х. Андерсена)

Задачи:

  • развивать интерес к творчеству Г Х Андерсена, прививать любовь к чтению;
  • развивать навыки коммуникативного общения;
  • развивать мышление, анализ, умение делать выводы;
  • воспитывать у детей милосердие, сочувствие, доброе отношение к людям;
  • воспитывать у детей чувство коллективизма, сплоченности, умения работать в команде;
  • воспитывать бережное и уважительное отношение к книгам.

Ход викторины:

Звучит песня «Приходите в гости к сказке».

Фея сказок:

Со сказками все дружат,

И сказки дружат с каждым.

Они необходимы,

Как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут

О том, что, может, было,

А может быть, и нет.

Ведущий:

Ребята! Вы любите сказки?

Ведущий: Сказок очень много. А чем отличаются сказки от других произведений? (В сказках могут говорить и звери, и птицы и растения, с ними происходят необыкновенные, волшебные приключения.) Дети, вы, конечно все любите путешествия? А сказочные любите?

Сегодня мы отправимся путешествовать в красивую страну Данию, мы встретимся с героями известного сказочника Ханса Кристиана Андерсена.

Условия игры

В игре 8 конкурсов: «За каждый правильный ответ команда будет

Получать лепесток, из которых нужно составить цветок. Победит та команда, которая составит самый большой цветок».

«Давайте путешествовать по сказкам. А поможет нам путешествовать наш волшебный цветик- семицветик и моя помощница - Фея сказок».

Фея сказок подходит к цветику-семицветику берет в руки лепесток и вместе с детьми произносит:

«Лети, лети, лепесток, 

Через запад на восток, 

Через север, через юг, 

Возвращайся, сделав круг. 

Лишь коснешься ты земли – 

Быть по-нашему вели. 

Вели, чтобы мы отгадали что лежит в волшебном сундучке!

(Перед каждым конкурсом дети произносят эти волшебные слова.)

1. «Волшебный сундучок»

а) горошина («Принцесса на горошине»);

б) санки («Снежная королева»);

в) крапива («Дикие лебеди»);

г) скорлупа грецкого ореха («Стойкий оловянный солдатик);

д) бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик);

е) роза («Снежная королева).

2. «Волшебная книга»

Из каких сказок эти отрывки?

а) «А толстый слепой крот приходил каждый вечер в гости и болтал о том, что скоро лету будет конец, солнце перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой. Вот тогда они сыграют свадьбу…» («Дюймовочка»).

б) «Жил, был тролль, злющий презлющий, попросту дьявол. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя…» («Снежная королева»).

3. «Узнай героя сказки»

а) «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты…» («Снежная королева).

б) «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него корона, за плечами развивались блестящие крылышки» (Эльф из сказки «Дюймовочка»).

в) За дело взялся он смело

И заработал кучу денег

Огниво ведьме не отдал,

Деньги направо, налево швырял,

Потом принцессу в жены взял. /Солдат «Огниво»./

г) В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден. /Гадкий утенок из одноименной сказки./

 Ну, а теперь отгадайте загадки:

Девочка спит и пока не знает,

Что в этой сказке ее ожидает,

Жаба под утро ее украдет, 

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья эта сказка?

(Дюймовочка, Г-Х. Андерсен.) 

Разыгралась непогода,

А на улице темно.

В эту злую непогоду

Девушка стучит в окно.

Не сомневайся, принц, она хорошая,

Она несчастная…. (Принцесса на горошине.) 

Налетела злая вьюга,

Герда потеряла друга.

В царство льда умчался Кай!

Герда! Герда! Выручай!

Вьюга кружит вправо, влево

В сказке… (Снежная королева.) 

Принц влюбился, подарил

Соловья и розу.

Но капризная принцесса

Знать его не хочет.

Чтобы в замок к этой принцессе попасть,

Новым работником стал…. (Свинопас.)

Музыкальная пауза. (Дети танцуют под песню.)

4. «Продолжи сказку»

а) «Утёнок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, увидя его, тоже поплыли к нему.

- Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало воде! » …. («Гадкий утёнок».)

б) «И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, взяла трёх жаб, поцеловала каждую и сказала первой…» («Дикие лебеди)

5. Предложить составить из предложенных картинок последовательность событий в одном из прочитанных произведений. («Дюймовочка».)

6. Отгадай сказку» (По отрывкам из кинофильмов и мультфильмов)

7. Звери и птицы.

Кот и курица («Гадкий утенок».)

Жаба («Дикие лебеди», «Дюймовочка».)

Старая знатная утка испанской породы («Гадкий утенок».)

Индейский петух («Гадкий утенок».)

Большая рыба («Стойкий оловянный солдатик».)

Три собаки с большущими глазами («Огниво».)

Полевая мышь, ласточка, крот («Дюймовочка».)

Лебеди («Гадкий утенок» и «Дикие лебеди».)

Олень («Снежная королева».)

Соловей («Свинопас»).

8. Самая, самый.

  • Самая крошечная девочка. (Дюймовочка.)
  • Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине.)
  • Самая зимняя сказка. (Снежная королева.)
  • Самая смешная сказка. (Новый наряд короля.)
  • Самый богатый жених. (Крот.)
  • Самая злая королева. (В сказке Дикие лебеди.)
  • Самая знатная утка. (В сказке Гадкий утенок.)
  • Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик.)

Подведение итогов. Вручение призов.

Дети под музыку рисуют любимого сказочного героя.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед»

Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 - 7 лет) Паспорт проекта Автор проекта Воспитатель: Полещук О.К МБДОУ «Детский сад «Сказка»...

Использование символического материала при работе детей с конструктором «Знаток»

Использование символического материала при работе детей с конструктором «Знаток» Дети – это юные исследователи. Им интересно из чего состоит техника, откуда...

Игры с мячом в работе педагога-психолога

Игры с мячом в работе педагога-психолога Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с...

Читайте также

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где?…

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где? Когда?» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний. Задачи: 1. Учить использовать...

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов...