Краткосрочный детско-родительский проект по ПДД
«В гостях у Светофорика»

 

Обоснование актуальности и ценность проекта

Чтоб аварий избегать.

Надо строго соблюдать

Правила движения

И нормы поведения…

Виктор Верёвка.

 

К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок. Участие в ДТП – всегда большое несчастье для родственников и близких пострадавших, особенно ребенка. Это трагедия и для взрослых. Даже если ребенок просто получил травмы, пусть и легкие, но морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Из общего количества пострадавших детей подавляющее большинство – дети дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояние. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части транспортное средство или перебежит дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят ему здоровье и жизнь.

Таким образом, ценность проекта заключается в том, что  создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия приведут к усвоению и закреплению знаний детей о правилах дорожного движения.

Поэтому, в   МАДОУ «Синеглазка» г. Ноябрьск, ЯНАО был разработан краткосрочный детско-родительский проект «В гостях у Светофорика».

Принципы реализации проекта

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Цель, задачи и гипотеза проекта

Цель проекта:

- повысить педагогические знания родителей о формировании ПДД  у детей  старшего дошкольного возраста, на основе двухстороннего взаимодействия привлечь родителей к совместной деятельности по воспитанию грамотного  пешехода.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности усвоения правил дорожного и пешеходного движения на улице, дороге.

2. Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги.

3. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.

4. Активизировать работу по Пропаганде ПДД и безопасного образа жизни.

Теоретическое обоснование проекта

Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. В обществе, где из года в год с регулярным постоянством увеличивается число транспортных средств.

Ужасает тот факт, что смертность в результате ДТП в России в несколько раз превышает смертность в результате железнодорожных и авиационных катастроф, пожаров, наводнений и других несчастных случаев. Если говорить о детях, то в последние десятилетия от травм и других несчастных случаев их погибает во много раз больше, чем от детских заболеваний.

К сожалению, ПДД написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель, но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах. Проблема безопасности дорожного движения волнует родителей, однако не все родители  служат образцом примерного поведения на дорогах, в силу своей занятости сами частенько нарушают правила дорожного движения. Знания о правилах дорожного движения, дают детям не регулярно от случая к случаю и не в полном объёме.

Следовательно, дна из главных задач по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма - формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Это комплексная работа, которая тесно связана между педагогом и родителем.  Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения.

Создание системы педагогических условий, направленных на достижение цели

Внедрение проекта «В гостях у Светофорика» осуществляется на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Синеглазка» муниципального образования город Ноябрьск.

Целевые группы проекта:

- дети дошкольного возраста 6-7 лет;

- родители воспитанников;

- воспитатели.

Необходимые условия реализации проекта:

  • кадровые: наличие педагогов с высокой профессиональной квалификацией, обладающих профессионально значимыми личностными качествами;
  • информационно-методические: освещение в СМИ и интернет-изданиях основных меропритяий проекта, итогов реализации;
  • материально-технические: источники информации (справочная литература, Интернет - источники, мультимедийные средства обучения).

Степень новизны

В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально- волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.

Положительный эффект при реализации проекта:

  • Работа с дошкольниками способствует у них формированию потребности усвоения ПДД.
  • Появление у педагогов МАДОУ мотивационной и профессиональной готовности к поиску и внедрению новых эффективных методов обновления содержания  воспитания культуры поведения на улице у детей дошкольного возраста
  • Получение родителями педагогических и психологических знаний, а так же создание  мотивации на сотрудничество с педагогами дошкольного образовательного учреждения.
  • В результате реализации проекта будет создано единое образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений родителей, детей и педагогов детского сада.
  • Данный опыт может быть рекомендован к внедрению в других дошкольных учреждениях города.

Разработка критериев оценки ожидаемых результатов

1. Уровень сформированности представлений: о транспортных средствах; об улице (виды перекрестков); о правилах перехода проезжей части.

2. Знание дорожных знаков: предупреждающих; запрещающих; информационно-указательных; знаков сервиса.

3. Уровень культуры поведения детей: на улице; в транспорте.

Заключение

Этапы реализация проекта

Проект  «В гостях у Светофорика» предполагает несколько этапов его реализации.

Наименование этапа Содержание деятельности
1 этап – организационный

 

1. Составление поэтапного плана работы.   

2. Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей.

3. Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта.

II этап - основной 1. Планирование деятельности.

2. Разработка конспектов занятий.

3. Привлечение родителей к сотрудничеству с воспитателем.

III этап – завершающий Викторина «Я-грамотный пешеход».

Ожидаемые результаты

Краткосрочный детско-родительский проект «В гостях у Светофорика» позволит:

- комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей и уровень их психического и физического развития;

- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде детей старшего дошкольного возраста;

- проявление интереса у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте и безопасному поведению на дороге;

- координирование деятельности по обучению ПДД между детьми и родителями;

- формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

 

 

Список используемой литературы:

  1. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
  2. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М.: Детская литература, 2002.
  3. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. - М.: Просвещение, 2007.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для…

Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для детей 4-5 лет Звучит песня «Весна пришла». Дети «цепочкой» входят в зал...

Проект «Наш календарь природы»

Проект «Наш календарь природы» Вид проекта: краткосрочный. Тип проекта: экологический, исследовательский. Участники проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы. Сроки реализации проекта: со 2...

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это...

Читайте также

Сценарий новогоднего праздника для яслей

Сценарий новогоднего праздника для яслей Дети входят в зал их встречает Снегурочка. Снегурочка: Здравствуйте малыши, я – снегурочка, прилетела к вам на...

Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки…

Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки на лугу» Программное содержание: закрепить умение создавать несложную композицию на листе. Активизировать самостоятельность детей...

Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие…

Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в весенний лес» Цель: развивать познавательный интерес детей. Задачи: Обучающие: уточнить знания детей...