Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник»

 

I. Пояснительная записка

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.

Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:

  1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
  2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

  • Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.

II. Актуальность проекта

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.

Анализ сложившейся ситуации в нашем микрорайоне показывает: наш детский сад «Солнышко», структурное подразделение ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани находится в особых условиях. Во-первых, детский сад размещен в экологически неблагоприятном районе (рядом расположен завод ОАО «Тяжмаш»), во-вторых, дети, посещающие данное учреждение, имеют ограниченные возможности здоровья, в-третьих, источником экологической опасности является автомагистраль с оживленным движением, расположенная вблизи детского сада.

Изучение состояния здоровья детей дошкольного возраста микрорайона ОАО «Тяжмаш» показало, что за последние годы увеличилось количество часто болеющих детей, находящихся на учёте в детской поликлинике.

Процент детей, болеющих простудными заболеваниями, остается в целом достаточно высоким. С каждым годом в дошкольное учреждение поступает все больше детей со второй и третьей группой здоровья.

Мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

III. Аннотация

Данный проект разработан с целью создания системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

IV. Цель и задачи проекта:

Цель проекта: организовать физическое воспитание в детском саду таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи проекта:

Задачи, направленные на педколлектив:

  • Овладение здоровьесберегающими технологиями;
  • Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с воспитанниками и их родителями;
  • Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

Задачи, направленные на воспитанников:

  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх;
  • Обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни;
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи, направленные на родителей (законных представителей) воспитанников:

  • Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
  • Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
  • Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.

V. Принципы реализации проекта

1. Доступность

  • учет возрастных особенностей детей
  • адаптированность материала к возрасту;

2. Систематичность и последовательность

  • постепенная подача материала от простого к сложному;
  • частое повторение усвоенных правил и норм;

3. Дифференциация

  • создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

4.Динамичность

  • интеграция образовательных областей (приложение 1).

VI. Гипотеза:

Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

VII. Участники проекта:

Воспитанники детского сада, родители воспитанников, педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-логопеды, педагог-психолог), администрация детского сада, старшая медицинская сестра.

Ожидаемый результат:

    1. Улучшение соматических показателей здоровья.
    2. Обеспечение запланированных показателей развития движений и двигательных способностей.
    3. Сформированность гигиенической культуры.
    4. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
    5. Индивидуализация физического развития.
    6. Овладение навыками самопомощи в соответствующих ситуациях.
    7. Осмысленное преобразовательное отношение к собственному физическому и психическому здоровью как единому целому, расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма к современным условиям жизни.

VIII. Модель реализации проекта (приложение 2)

IX. Этапы реализации проекта:

1 этап - Информационно-подготовительный: (2012 – 2013г.)

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Проводимая работа:

1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:

  • исследование состояния здоровья детей;
  • диагностика физической подготовленности дошкольников

2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:

  • анкетирование родителей

3.Изучение научно-методической литературы по проблеме:

  • новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;
  • анализ существующих инновационных форм работы методической службы;
  • подбор новых более эффективных форм работы с родителями.

Ожидаемый результат:

Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг).

2 этап - внедренческий: (2013 – 2014 г.)

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс детского сада. Организация здоровьесберегающей среды.

Здоровьесберегающая среда - комплекс социально-гигиенических, психолого- педагогических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и учреждении.

К основным характеристикам этой среды следует отнести:

  • морально-психологический климат;
  • экологию и гигиену;
  • современный дизайн;
  • рациональный режим жизни, труда и отдыха;
  • современные здоровьесберегающие методики и технологии.

Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:

  • динамизм (возможность изменения, преобразования);
  • открытость (связь с социумом);
  • гибкость (учет возможностей как субъектов образования, так и социально- культурного пространства);
  • саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).

Проводимая работа:

  • Подбор форм и методов оздоровления детей и применение их на практике. (Приложение 3, 4.)
  • Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (методические объединения, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы, круглые столы).
  • Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта.
  • Внедрение современных форм работы с семьей и социумом по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни: (Приложение 5.)
  • Внедрение перспективных планов кружков физкультурно-спортивной направленности «Здравствуй!», «Фит-Денс» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Введение в систему физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса здоровьесберегающие компоненты (утренняя ритмическая гимнастика по технологии Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной «СА-ФИ-ДАНСЕ (танцевально-игровая гимнастика для детей), дыхательную гимнастику после сна, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, релаксацию, артикуляционную гимнастику, подвижные игры, игры–эстафеты, элементарное оказание первой медицинской помощи, дидактические игры, закаливающие мероприятия.

Ожидаемый результат:

Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.

3 этап- заключительный, оценочный (2014-2015 г.)

Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий. Совершенствование результатов проекта.

Проводимая работа:

Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга:

  • исследование состояния здоровья детей за 3 года;
  • мониторинг физической подготовленности дошкольников за 4 года;
  • мониторинг валеологических знаний и умений детей дошкольного возраста за 2 года;
  • проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин и КВН по ЗОЖ, творческих отчетов в конце учебного года и т.д.

4 этап – презентационный:Мультимедийная презентация инновационного опыта педагогическому сообществу «Здоровый дошкольник».

X. Результативность

В ходе наблюдений за деятельностью педагогов, в рамках проекта «Здоровый дошкольник», изучения материалов по формированию здорового образа жизни, мы пришли к выводу, что педагог, который заботится о своем здоровье, может воспитать здорового ребенка.

Итоги реализации задач проекта «Здоровый дошкольник», направленных на педагогов:

Мероприятия Результаты, проблемы, пути решения
Методическое объединение:
Тема: «Организация и эффективность здоровьесберегающей деятельности в детском саду»
Результаты:
  • спланирована система работы по физическому развитию детей;
  • с педагогами проведен анализ основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детского сада: определена система оздоровительных и закаливающих мероприятий;
  • проводился оперативный контроль по соблюдению культурно – гигиенических навыков и двигательного режима в группах;
  • педагогом-психологом детского сада проводилась консультативная работа с педагогами и родителями о сохранении эмоционального благополучия и психологического здоровья детей, развитии и формировании привычки к здоровому образу жизни;
  • педагоги использовали в работе разнообразные формы и методы формирования у детей и родителей привычки к ЗОЖ;
  • повысился уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование по тематике физического развития детей, оздоровительной работы с детьми и родителями.
Проблемы:
  • недостаточное использование новых форм сотрудничества семьи и детского сада в вопросам ЗОЖ.
Пути решения:
  • продолжать знакомить педагогов с новыми формами работы с семьей по формированию единого здоровьесберегающего пространства.
  • провести анализ программы и доп. литературы по проблеме;
  • дооборудовать уголки физкультуры и здоровья в группах д/с нетрадиционным физ. оборудованием с привлечением родителей;
  • продолжить отбор, обновление, систематизацию и оформление в группах картотек подвижных игр, спортивных развлечений, правил и моделей, схем ЗОЖ.
Методическая оперативка по теме «Факторы, влияющие на здоровье дошкольников: гигиенические факторы, организационно-педагогические факторы, психолого-педагогические факторы»
Консультация «Учет половых особенностей старших дошкольников в процессе физического воспитания».
Консультация: «Воздействие цвета на психическое здоровье детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум «Здоровьеориентированная деятельность детского сада» (три заседания)
Деловая игра для воспитателей разных возрастных групп
«Забота о здоровом образе жизни»
Практическое занятие для воспитателей и специалистов: «Возможности использования фитбола в работе с детьми с нарушениями речи»

(методика Дrums Alive)

 

Деловая игра для воспитателей: «Я рисую здоровье…»
Открытые просмотры НОД по реализации образовательной области «Физическое развитие»
Формирование папки материалов с опытом работы педагогов города по теме «Здоровьесберегающая деятельность детского сада»
Рассматривание тематических вопросов на заседаниях методических объединений детского сада
Тематический контроль:
По теме «Здоровьесберегающая среда в детском саду как условие сохранения психофизического здоровья детей»

Реализация двигательной активности, совместная образовательная деятельность педагогов с детьми по проблеме ЗОЖ позволяет сформировать у детей представления о здоровом образе жизни. Особое внимание «Служба здоровья» уделяет снижению заболеваемости детей, разработке профилактических мер, составлению индивидуального образовательного маршрута для часто болеющих детей. Для эффективного осуществления физкультурно-оздоровительной работы с детьми в детском саду созданы необходимые условия. Материально - техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды детского сада соответствуют требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей.

В детском саду есть музыкальный зал, медицинский кабинет, изолятор, спортивные уголки и «Уголки здоровья» в группах (оборудованные физическими пособиями и инвентарем), 2 спортивные площадки и летний плескательный бассейн ( на территории детского сада), - все, что необходимо для проведения работы с детьми по физическому развитию и формированию основ ЗОЖ.

Систематически проводятся: утренняя ритмическая гимнастика, как средство тренировки и закаливания организма, занятия по физическому развитию в зале и воздухе, подвижные игры на прогулке, физкультминутки. Организованы занятия в кружках физкультурно-спортивной направленности: «Здравствуй!» и «Фит-дэнс.», социально-педагогической направленности «Познай себя», работа которых направлена на приобщение детей к здоровому образу жизни, профилактике плоскостопия у детей, укреплению опорно-двигательного аппарата.

Итоги реализации задач проекта «Здоровый дошкольник», направленных на воспитанников:

Мероприятия Результаты, проблемы, пути решения
Проведение непосредственно-образовательной деятельности в форме занятий по познавательному развитию дошкольников с тематикой ЗОЖ во всех группах детского сада:

НОД «Здоровье дарит Айболит» (младший возраст).

НОД «Путешествие в страну Витиминию» (средний возраст).

НОД «Витамины – наши друзья» (средний возраст).

НОД «Здоровый образ жизни» (старший возраст).

НОД «На зарядку по порядку» (дошкольный возраст).

НОД «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

НОД «К нам весна пришла» (младший возраст).

Результаты:
  • повысился уровень знаний детей о ЗОЖ;
  • повысился интерес у детей к участию в спортивных мероприятиях
Проблема:
дети ДЧБ (длительно часто болеющие) не получают более полной информации о ЗОЖ и пропускают спортивные мероприятия.
Пути решения:
  • активизировать аналитическую и организационную работу по выявлению, коррекционной поддержке и психолого-медико-педагогическому сопровождению детей уже начиная с раннего возраста;
  • воспитателям спланировать работу по данному направлению с детьми ДЧБ;
Регулярно проводились оздоровительные е мероприятия:
  • дыхательная гимнастика после сна;
  • оздоровительные пешие прогулки и и оздоровительный бег;
  • закаливающие процедуры;
Акции здоровья в детском саду:
«Безопасность»;

«Береги свои зубы»;

«Встреча с Мойдодыром»;

«День подвижных игр»;

«Движение – это жизнь»;

«Лыжи в детском саду».

Организация в детском саду малых летних олимпийских игр с детьми старшего дошкольного возраста:

«Мы бодры и веселы, мы здоровы и умны…»

Физкультурные мероприятия для всех возрастных групп в соответствии с планированием инструктора по физической культуре и воспитателей.
Работа дополнительных образовательных услуг.

Таблица сравнительных данных общей физической подготовленности детей за период с 2012 по 2015 гг. высокий уровень.

Годы 2012-2013 уч. г. 2013-2014 уч. г. 2014-2015 уч. г.
начало конец начало конец начало конец
Средний возраст 27% 45% 29% 51% 33% 58%
Старший возраст 36% 66% 38% 70% 45% 72%
Подготовительный возраст 46% 71% 47% 73% 49% 76%
Общий результат 36% 61% 38% 65% 42% 67%

Анализ заболеваемости детей на период с 2012-2015 гг.

Уровень заболеваемости 2012 г. 2013 г. 2014г.
Общая заболеваемость 926 дней

126 случ

982 дня

121 случ

839дней

81 случай

Простудные заболевания 106 случаев 103 случай 72 случая
Процент часто болеющих детей 11,4 9,1 5,5

Включение родителей в реализацию проекта «Здоровый дошкольник». помогает основательно изучить и осмыслить материал. Родители использовали разные источники поиска информации: Интернет, периодичные издания, книги. Творческие способности родители и дети особенное ярко проявляют при оформлении материалов проекта – сочинении сказок, изготовлении, оформлении книг, презентациях. Организация работы семейного клуба «Крепыш»» в СП ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани «Детский сад № 55» способствует повышению педагогической компетентности родителей по формированию ценностей здорового образа жизни, установлению психо - эмоционального контакта между родителями и их детьми. В ходе общения родителей воспитанников происходит обмен положительным опытом семейного воспитания, знакомство с семейными традициями. В программу работы семейного клуба «Крепыш» включены практикумы: «Нетрадиционные методы закаливания», «Дыхательная гимнастика вместе с мамой, вместе с папой»,» «Точечный массаж».

Активное участие родители принимали в фото - выставках «Папа, мама, я - здоровая (спортивная) семья!», выставках детских работ (совместное творчество родителей и детей) «Здоровье, спорт и творчество!».

Родителям, которые по каким-либо причинам избегали активных форм взаимодействия с педагогами, было предложено повысить свою компетентность через дистанционное образование (сайт дошкольного образовательного учреждения).

Итоги реализации задач проекта «Здоровый дошкольник», направленных на родителей воспитанников:

Мероприятия Результаты, проблемы, пути решения
Общее родительское собрание
«Растим здоровых детей»
Результаты:
  • повысился интерес родителей к совместному с детьми занятию спортом и отдыху на природе;
  • повышение здоровьесберегающего компетентностного уровня родителей через организацию работы семейного клуба, проведение консультаций, родительских собраний и других форм работы с родителями.
Проблемы:
  • привлечение большего количества родителей к организации и участию в спортивных мероприятиях детского сада;
  • активизация родителей в оснащении здоровьесберегающей среды групп нестандартным спортивным оборудованием.
  •  
Пути решения:
  • продолжать изучать потребности родителей в рассматриваемом вопросе;
  • воспитателям продумать формы работы с родителями по привлечению их к изготовлению нестандартного спорт. оборудования;
  • активизировать работу клуба «Крепыш» через интерактивные формы работы (мастер-классы, игры и развлечения совместно с детьми) и привлечение новых семей к участию;
  • пропагандировать ЗОЖ и информировать родителей о достижениях детей и работе детского сада по физкультурно-оздоровительному направлению через обновление сайта детского сада.
Тематические групповые родительские собрания
Работа семейного клуба «Крепыш»
Оформление информационных стендов
«Малыши-крепыши»
Анкетирование родителей в группах
«Здоровьесберегающее пространство в детском саду и дома»
Смотр-конкурс «Зимние постройки на участке»
Участие в спортивных мероприятиях вместе с детьми (««Мама, папа я – спортивная семья!»)
Семинар-практикум «Нарисованный мир. Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка»
Участие в городской акции «Здоровье, спорт и творчество!»

Перспектива развития проекта.

Проект «Здоровый дошкольник» является результатом творческой деятельности детей, родителей, педагогического коллектива детского сада. Особенностью проекта является создание единого воспитательно-образовательного пространства, основанного на доверительных партнерских отношениях детского сада с родителями. Это залог успешной работы с детьми.

Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.

В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в детском саду по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.

По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечения в данную деятельность дошкольные учреждения города. Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.

XI. Список использованной литературы:

  1. Научно методический журнал «Инструктор по физкультуре», 2010 г.
  2. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.
  3. Учебно-методические журналы: «Обруч», «Практика управления ДОУ», 2014 г.

 

Приложение 1

Интеграция образовательных областей

Образовательная область Интегрированное содержание
Физическое развитие

 

Техника безопасности при движении, прогулках, спортивных играх. Назначение специальной спортивной одежды и обуви. Необходимость прививок. Понятие об экологической безопасности.
Социально-коммуникативное развитие Воспитание активной жизненной позиции. Сильный человек – не угроза, а опора для слабого. Управление эмоциями через движение. Самоконтроль и саморегуляция собственных действий. Правила спортивных игр. Забота о себе – обязанность гражданина. Освоение культурно-гигиенических норм.

Развитие умения понимать словесную инструкцию, подчиняться определенным правилам, участвовать в коллективных действиях, общаться.

 

Речевое развитие Развитие речи как средство общения и культуры. Обогащение активного словаря. Разучивание пословиц, считалок, речевок, девизов.
Познавательное развитие Строение человеческого организма. Способы передвижения человека и животных. Развитие сенсорики, мелкой моторики (дорожки здоровья). Пополнение словаря. Математические представления, связанные с движением: бег с ускорением, прыжки в длину и высоту, количество повторений, ориентирование по плану и т.д. Формирование пространственных представлений и ориентации в пространстве. Материаловедение (из чего сделан спортивный инвентарь и одежда).
Художественно-эстетическое развитие Чтение произведений по теме («Мойдодыр», «Веселый турист», «Румяные щеки», «Два Мороза» и др.

Продуктивная деятельность – рисование спортсменов, изготовление атрибутов, эмблем для игр и спорта.

Музыкальное оформление всех спортивных мероприятий. Ритмические движения и упражнения. Развитие положительных эмоций (коррекция психологических стрессов). Песенное творчество.

Модель реализации проекта в СП «Детский сад № 55» ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани

№ п/п Содержание деятельности Возрастные группы Периодичность выполнения Ответственные Сроки проведения
1. Оптимизация режима
1 Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима

 

Все возрастные группы Ежедневно Воспитатели, педагог-психолог, врач-педиатр, старшая медсестра В течение года
2 Определение уровня физической подготовленности.

 

Средняя, старшая, подготовительная группа 2 раза в год (в сентябре, мае) Старшая медсестра, педагог-психолог, врач-педиатр. В течение года
2. Организация двигательного режима
1 Утренняя ритмическая гимнастика Все возрастные группы Ежедневно Инструктор по физической

культуре

В течение года
2 Занятия по физическому развитию ( в зале) I младшая.-средняя группы

Старшая и подг.гр

3 раза в неделю

2 раза в неделю

Инструктор по физической

культуре

В течение года
3 Занятия по физическому развитию на свежем воздухе старшая, подготовительная группы 1 раз в неделю Инструктор по физической

культуре

В течение года
4 Гимнастика после дневного сна Все возрастные группы Ежедневно Воспитатели, контроль

медработника

В течение года
5 Прогулки с включением подвижных игр Все возрастные группы Ежедневно Воспитатели В течение года
6 Музыкальная деятельность Все возрастные группы 2 раза в неделю Музыкальный руководитель В течение года
7 Физкультурный досуг Средняя, старшая, подготовительная группы 1 раз в месяц Инструктор по физической

культуре

В течение года
8 Спортивный праздник Средняя, старшая, подготовительная группы 2 раза в год (лето, зима) Инструктор по физической культуре, воспитатели В течение года
9 Спортивные игры (элементы) Средняя, старшая, подготовительная группы Ежедневно

(I половину дня)

Инструктор по физической

культуре

В течение года
10 Индивидуальные занятия в летнем открытом бассейне Все возрастные группы Ежедневно (по

погодным

условиям)

Инструктор по физической культуре, воспитатели Летний период
11 Индивидуальная профилактическая работа по профилактике осанки и плоскостопия Старшая, подготовительная группы Ежедневно Инструктор по физической

культуре

В течение года
12 Кружок физкультурно-спортивной направленности «Фит-денс» Старшая, подготовительная группы 1 раз в неделю Инструктор по физической

культуре

В течение года
13 Кружок физкультурно-спортивной направленности «Здравствуй! » Подготовительная группа 1 раз в неделю Музыкальный руководитель В течение года
14 Физкультминутки Все возрастные

группы

Во время НОД Воспитатели и специалисты В течение года
15 Пальчиковая гимнастика Все возрастные группы 3 —4 раза в день Воспитатель, учитель-логопед В течение года
16 Оздоровительный бег Все возрастные группы Ежедневно во время прогулок Воспитатели В течение года
17 Индивидуальная работа по физическому развитию Все возрастные группы Ежедневно утром и вечером

 

Воспитатели В течение года
3. Охрана психического здоровья
1 Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы Все возрастные группы Ежедневно несколько раз в день Воспитатели, специалисты В течение года
2 Психогимнастика Со средней группы Ежедневно Педагог-психолог, специалисты В течение года
4. Профилактика заболеваемости
1 Дыхательная гимнастика в игровой форме Все возрастные группы 3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна. Воспитатели,

контроль

медработника

В течение года
5. Коррекционная работа
1 Артикуляционная гимнастика Со средней группы В течение дня ежедневно Воспитатели, специалисты В течение года
2 Пальчиковая гимнастика Все возрастные группы Ежедневно Воспитатели, специалисты В течение года
3. Индивидуальная коррекционная работа Все возрастные группы Ежедневно Воспитатели, специалисты В течение года
6. Закаливание, с учётом состояния здоровья ребёнка
1 Воздушные ванны Все возрастные группы Ежедневно Воспитатели В течение года
2 Солнечные ванны Все возрастные группы Ежедневно Воспитатели Июнь-август
3 Прогулки на воздухе Все возрастные группы Ежедневно Воспитатели В течение года
4 Босоножье Все возрастные группы Ежедневно после дневного сна Воспитатели В течение года
5 Обширное умывание /элементы/ Все возрастные группы Ежедневно Воспитатели В течение года
6 Игры с водой Все возрастные группы Во время прогулки, во время занятий Воспитатели Июнь-август
7 Прогулки по экологической тропе Все возрастные группы Во время прогулки Воспитатели В течение года
7. Лечебно - оздоровительная работа
Витаминотерапия
1 «Ревит», поливит Все возрастные группы В домашних условиях Родители Декабрь-февраль
2 Витаминизация блюд Все возрастные группы Ежедневно Старшая медсестра В течение года

Приложение 3

Формы и методы оздоровления детей.

Формы работы Содержание
1 Образовательная деятельность по физическому развитию
  • по единому сюжету;
  • тренировочные;
  • построенные на одном движении;
  • круговая тренировка;
  • построенное на подвижных играх;
  • построенные на музыкально-ритмических движениях;
  • походы;
  • с элементами спортивного ориентирования;
  • интегрированные;
  • игровые;
- с нестандартным оборудованием.
2 Образовательная деятельность по физическому развитию на прогулке
  • прогулки по маршруту (простейший туризм);
  • пешеходные прогулки;
  • экскурсии.
3 Утренняя гимнастика
  • ритмическая гимнастика;
  • на воздухе.
4 Образовательная деятельность с музыкальным руководителем
  • ритмопластика;
  • музыкально - ритмические движения;
  • хороводы;
  • музыкальные игры (с движениями).
5 Физкультминутки и динамические паузы
  • пальчиковая гимнастика;
  • профилактическая гимнастика для глаз;
  • динамические упражнения.
6 Подвижные игры на прогулке и в помещении
  • малой, средней, большой подвижности;
  • эстафеты;
  • народные игры;
  • спортивные игры.
7 Физические упражнения после сна профилактическая гимнастика: физические упражнения под музыку.
8 Индивидуальная работа по физическому развитию
  • на воздухе;
  • в дни, неблагоприятные для прогулок.
9 Спортивные игры - элементы игр на прогулке.
10 Спортивный досуг
  • развлечения;
  • праздники;
  • совместные мероприятия с родителями.
Формы и методы Содержание
1 Обеспечение здорового ритма жизни
  • щадящий режим (адаптационный период);
  • гибкий режим;
  • соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха;
  • максимальное пребывание детей на открытом воздухе;
  • организация здорового микроклимата;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.
2 Физические упражнения
  • утренняя гимнастика;
  • физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;
  • подвижные игры;
  • профилактическая гимнастика после сна;
  • физкультурные минутки;
  • спортивные игры;
  • спортивные упражнения с элементами соревнований;
  • прогулки по маршруту (простейший туризм).
3 Элементы закаливания в повседневной жизни
  • умывание;
  • мытье рук;
  • игры с песком и водой в летний период;
  • обеспечение чистоты среды;
  • широкая аэрация помещений;
  • прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»);
  • обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;
  • организация дневного сна при открытых окнах в теплое время года.
4 Активный отдых
  • развлечения, праздники;
  • игры-забавы;
  • экскурсии;
  • пешеходные прогулки
  • досуги.
5 Музыкальная деятельность
  • муз. сопровождение режимных моментов;
  • муз. оформление фона занятий;
  • музыкально-театральная деятельность;
6 Психогимнастика
  • игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;
  • игры и упражнения на развитие выразительных движений и приобретение навыков в саморасслаблении.
7 Пропаганда ЗОЖ
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр познавательных программ и фильмов;
  • наглядная пропаганда;
  • кружковая работа по логоритмике;
  • цикл бесед по ЗОЖ.

Приложение 5

Формы взаимодействия учреждения с социумом и семьёй

№ п/п Формы взаимодействия Содержание
1 Работа в социуме
  • участие в городских и окружных конкурсах;
  • участие в открытых мероприятиях (методические объединения, педагогические совещания);
  • обобщение опыта работы и его презентация;
  • размещение информации в сети интернет.
2 Преемственность с образовательными программами начального общего образования
  • проведение общих мероприятий с воспитанникам;
  • консультации, семинары, круглые столы и др.
  • совместные педагогические советы;
  • совместная работа по оздоровлению детей в летний период.
3 Совместная работа воспитателей и родителей
  • работа актива родителей в творческой группе;
  • родительские собрания;
  • консультации специалистов;
  • открытые просмотры;
  • участие в досугах и праздниках;
  • наглядная пропаганда.
4 Совместная работа с детской поликлиникой
  • проведение профилактических и оздоровительных мероприятий;
  • проведение углубленных профилактических осмотров детей;
  • организация и проведение летней оздоровительной работы;
  • иммунопрофилактика;
  • мероприятия по обеспечению адаптации.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе. Тема:…

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе Тема: Выполнение аппликации из бумаги «Подарок для зайчика» в технике обрывной...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

Конспект ООД по ознакомлению с народно-прикладным искусством на тему: «Дымковские…

Конспект ООД по ознакомлению с народно-прикладным искусством на тему: «Дымковские игрушки» в младшей группе Программные задачи: Образовательная: - познакомить детей с игрушками села...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе…

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе различных видов деятельности Одним из главных направлений педагогической работы с детьми...

«Магазинчик»

«Магазинчик» В нашей группе есть необычный уголок «Магазинчик». В чём же он не обычный, а в том, что всё что в нём...