Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник»
I. Пояснительная записка
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.
Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:
- Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
- Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
- Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.
II. Актуальность проекта
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.
Анализ сложившейся ситуации в нашем микрорайоне показывает: наш детский сад «Солнышко», структурное подразделение ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани находится в особых условиях. Во-первых, детский сад размещен в экологически неблагоприятном районе (рядом расположен завод ОАО «Тяжмаш»), во-вторых, дети, посещающие данное учреждение, имеют ограниченные возможности здоровья, в-третьих, источником экологической опасности является автомагистраль с оживленным движением, расположенная вблизи детского сада.
Изучение состояния здоровья детей дошкольного возраста микрорайона ОАО «Тяжмаш» показало, что за последние годы увеличилось количество часто болеющих детей, находящихся на учёте в детской поликлинике.
Процент детей, болеющих простудными заболеваниями, остается в целом достаточно высоким. С каждым годом в дошкольное учреждение поступает все больше детей со второй и третьей группой здоровья.
Мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
III. Аннотация
Данный проект разработан с целью создания системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Цель проекта: организовать физическое воспитание в детском саду таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
Задачи, направленные на педколлектив:
- Овладение здоровьесберегающими технологиями;
- Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с воспитанниками и их родителями;
- Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
Задачи, направленные на воспитанников:
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх;
- Обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни;
- Приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задачи, направленные на родителей (законных представителей) воспитанников:
- Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
- Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
- Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.
V. Принципы реализации проекта
1. Доступность
- учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала к возрасту;
2. Систематичность и последовательность
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм;
3. Дифференциация
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
4.Динамичность
- интеграция образовательных областей (приложение 1).
VI. Гипотеза:
Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
VII. Участники проекта:
Воспитанники детского сада, родители воспитанников, педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-логопеды, педагог-психолог), администрация детского сада, старшая медицинская сестра.
Ожидаемый результат:
- Улучшение соматических показателей здоровья.
- Обеспечение запланированных показателей развития движений и двигательных способностей.
- Сформированность гигиенической культуры.
- Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
- Индивидуализация физического развития.
- Овладение навыками самопомощи в соответствующих ситуациях.
- Осмысленное преобразовательное отношение к собственному физическому и психическому здоровью как единому целому, расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма к современным условиям жизни.
VIII. Модель реализации проекта (приложение 2)
IX. Этапы реализации проекта:
1 этап - Информационно-подготовительный: (2012 – 2013г.)
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Проводимая работа:
1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
- исследование состояния здоровья детей;
- диагностика физической подготовленности дошкольников
2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:
- анкетирование родителей
3.Изучение научно-методической литературы по проблеме:
- новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;
- анализ существующих инновационных форм работы методической службы;
- подбор новых более эффективных форм работы с родителями.
Ожидаемый результат:
Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг).
2 этап - внедренческий: (2013 – 2014 г.)
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс детского сада. Организация здоровьесберегающей среды.
Здоровьесберегающая среда - комплекс социально-гигиенических, психолого- педагогических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и учреждении.
К основным характеристикам этой среды следует отнести:
- морально-психологический климат;
- экологию и гигиену;
- современный дизайн;
- рациональный режим жизни, труда и отдыха;
- современные здоровьесберегающие методики и технологии.
Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:
- динамизм (возможность изменения, преобразования);
- открытость (связь с социумом);
- гибкость (учет возможностей как субъектов образования, так и социально- культурного пространства);
- саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).
Проводимая работа:
- Подбор форм и методов оздоровления детей и применение их на практике. (Приложение 3, 4.)
- Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (методические объединения, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы, круглые столы).
- Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта.
- Внедрение современных форм работы с семьей и социумом по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни: (Приложение 5.)
- Внедрение перспективных планов кружков физкультурно-спортивной направленности «Здравствуй!», «Фит-Денс» для детей старшего дошкольного возраста.
- Введение в систему физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса здоровьесберегающие компоненты (утренняя ритмическая гимнастика по технологии Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной «СА-ФИ-ДАНСЕ (танцевально-игровая гимнастика для детей), дыхательную гимнастику после сна, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, релаксацию, артикуляционную гимнастику, подвижные игры, игры–эстафеты, элементарное оказание первой медицинской помощи, дидактические игры, закаливающие мероприятия.
Ожидаемый результат:
Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.
3 этап- заключительный, оценочный (2014-2015 г.)
Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий. Совершенствование результатов проекта.
Проводимая работа:
Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга:
- исследование состояния здоровья детей за 3 года;
- мониторинг физической подготовленности дошкольников за 4 года;
- мониторинг валеологических знаний и умений детей дошкольного возраста за 2 года;
- проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин и КВН по ЗОЖ, творческих отчетов в конце учебного года и т.д.
4 этап – презентационный:Мультимедийная презентация инновационного опыта педагогическому сообществу «Здоровый дошкольник».
X. Результативность
В ходе наблюдений за деятельностью педагогов, в рамках проекта «Здоровый дошкольник», изучения материалов по формированию здорового образа жизни, мы пришли к выводу, что педагог, который заботится о своем здоровье, может воспитать здорового ребенка.
Итоги реализации задач проекта «Здоровый дошкольник», направленных на педагогов:
Мероприятия | Результаты, проблемы, пути решения |
Методическое объединение:
Тема: «Организация и эффективность здоровьесберегающей деятельности в детском саду» |
Результаты:
Проблемы:
Пути решения:
|
Методическая оперативка по теме «Факторы, влияющие на здоровье дошкольников: гигиенические факторы, организационно-педагогические факторы, психолого-педагогические факторы» | |
Консультация «Учет половых особенностей старших дошкольников в процессе физического воспитания». | |
Консультация: «Воздействие цвета на психическое здоровье детей дошкольного возраста» | |
Семинар-практикум «Здоровьеориентированная деятельность детского сада» (три заседания) | |
Деловая игра для воспитателей разных возрастных групп
«Забота о здоровом образе жизни» |
|
Практическое занятие для воспитателей и специалистов: «Возможности использования фитбола в работе с детьми с нарушениями речи»
(методика Дrums Alive)
|
|
Деловая игра для воспитателей: «Я рисую здоровье…» | |
Открытые просмотры НОД по реализации образовательной области «Физическое развитие» | |
Формирование папки материалов с опытом работы педагогов города по теме «Здоровьесберегающая деятельность детского сада» | |
Рассматривание тематических вопросов на заседаниях методических объединений детского сада | |
Тематический контроль:
По теме «Здоровьесберегающая среда в детском саду как условие сохранения психофизического здоровья детей» |
Реализация двигательной активности, совместная образовательная деятельность педагогов с детьми по проблеме ЗОЖ позволяет сформировать у детей представления о здоровом образе жизни. Особое внимание «Служба здоровья» уделяет снижению заболеваемости детей, разработке профилактических мер, составлению индивидуального образовательного маршрута для часто болеющих детей. Для эффективного осуществления физкультурно-оздоровительной работы с детьми в детском саду созданы необходимые условия. Материально - техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды детского сада соответствуют требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей.
В детском саду есть музыкальный зал, медицинский кабинет, изолятор, спортивные уголки и «Уголки здоровья» в группах (оборудованные физическими пособиями и инвентарем), 2 спортивные площадки и летний плескательный бассейн ( на территории детского сада), - все, что необходимо для проведения работы с детьми по физическому развитию и формированию основ ЗОЖ.
Систематически проводятся: утренняя ритмическая гимнастика, как средство тренировки и закаливания организма, занятия по физическому развитию в зале и воздухе, подвижные игры на прогулке, физкультминутки. Организованы занятия в кружках физкультурно-спортивной направленности: «Здравствуй!» и «Фит-дэнс.», социально-педагогической направленности «Познай себя», работа которых направлена на приобщение детей к здоровому образу жизни, профилактике плоскостопия у детей, укреплению опорно-двигательного аппарата.
Итоги реализации задач проекта «Здоровый дошкольник», направленных на воспитанников:
Мероприятия | Результаты, проблемы, пути решения |
Проведение непосредственно-образовательной деятельности в форме занятий по познавательному развитию дошкольников с тематикой ЗОЖ во всех группах детского сада:
НОД «Здоровье дарит Айболит» (младший возраст). НОД «Путешествие в страну Витиминию» (средний возраст). НОД «Витамины – наши друзья» (средний возраст). НОД «Здоровый образ жизни» (старший возраст). НОД «На зарядку по порядку» (дошкольный возраст). НОД «Я здоровье берегу – сам себе я помогу». НОД «К нам весна пришла» (младший возраст). |
Результаты:
Проблема:
дети ДЧБ (длительно часто болеющие) не получают более полной информации о ЗОЖ и пропускают спортивные мероприятия.
Пути решения:
|
Регулярно проводились оздоровительные е мероприятия:
|
|
Акции здоровья в детском саду:
«Безопасность»;
«Береги свои зубы»; «Встреча с Мойдодыром»; «День подвижных игр»; «Движение – это жизнь»; «Лыжи в детском саду». |
|
Организация в детском саду малых летних олимпийских игр с детьми старшего дошкольного возраста:
«Мы бодры и веселы, мы здоровы и умны…» |
|
Физкультурные мероприятия для всех возрастных групп в соответствии с планированием инструктора по физической культуре и воспитателей. | |
Работа дополнительных образовательных услуг. |
Таблица сравнительных данных общей физической подготовленности детей за период с 2012 по 2015 гг. высокий уровень.
Годы | 2012-2013 уч. г. | 2013-2014 уч. г. | 2014-2015 уч. г. | |||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | |
Средний возраст | 27% | 45% | 29% | 51% | 33% | 58% |
Старший возраст | 36% | 66% | 38% | 70% | 45% | 72% |
Подготовительный возраст | 46% | 71% | 47% | 73% | 49% | 76% |
Общий результат | 36% | 61% | 38% | 65% | 42% | 67% |
Анализ заболеваемости детей на период с 2012-2015 гг.
Уровень заболеваемости | 2012 г. | 2013 г. | 2014г. |
Общая заболеваемость | 926 дней
126 случ |
982 дня
121 случ |
839дней
81 случай |
Простудные заболевания | 106 случаев | 103 случай | 72 случая |
Процент часто болеющих детей | 11,4 | 9,1 | 5,5 |
Включение родителей в реализацию проекта «Здоровый дошкольник». помогает основательно изучить и осмыслить материал. Родители использовали разные источники поиска информации: Интернет, периодичные издания, книги. Творческие способности родители и дети особенное ярко проявляют при оформлении материалов проекта – сочинении сказок, изготовлении, оформлении книг, презентациях. Организация работы семейного клуба «Крепыш»» в СП ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани «Детский сад № 55» способствует повышению педагогической компетентности родителей по формированию ценностей здорового образа жизни, установлению психо - эмоционального контакта между родителями и их детьми. В ходе общения родителей воспитанников происходит обмен положительным опытом семейного воспитания, знакомство с семейными традициями. В программу работы семейного клуба «Крепыш» включены практикумы: «Нетрадиционные методы закаливания», «Дыхательная гимнастика вместе с мамой, вместе с папой»,» «Точечный массаж».
Активное участие родители принимали в фото - выставках «Папа, мама, я - здоровая (спортивная) семья!», выставках детских работ (совместное творчество родителей и детей) «Здоровье, спорт и творчество!».
Родителям, которые по каким-либо причинам избегали активных форм взаимодействия с педагогами, было предложено повысить свою компетентность через дистанционное образование (сайт дошкольного образовательного учреждения).
Итоги реализации задач проекта «Здоровый дошкольник», направленных на родителей воспитанников:
Мероприятия | Результаты, проблемы, пути решения |
Общее родительское собрание
«Растим здоровых детей» |
Результаты:
Проблемы:
Пути решения:
|
Тематические групповые родительские собрания | |
Работа семейного клуба «Крепыш» | |
Оформление информационных стендов
«Малыши-крепыши» |
|
Анкетирование родителей в группах
«Здоровьесберегающее пространство в детском саду и дома» |
|
Смотр-конкурс «Зимние постройки на участке» | |
Участие в спортивных мероприятиях вместе с детьми (««Мама, папа я – спортивная семья!») | |
Семинар-практикум «Нарисованный мир. Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка» | |
Участие в городской акции «Здоровье, спорт и творчество!» |
Перспектива развития проекта.
Проект «Здоровый дошкольник» является результатом творческой деятельности детей, родителей, педагогического коллектива детского сада. Особенностью проекта является создание единого воспитательно-образовательного пространства, основанного на доверительных партнерских отношениях детского сада с родителями. Это залог успешной работы с детьми.
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в детском саду по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.
По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечения в данную деятельность дошкольные учреждения города. Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.
XI. Список использованной литературы:
- Научно методический журнал «Инструктор по физкультуре», 2010 г.
- Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.
- Учебно-методические журналы: «Обруч», «Практика управления ДОУ», 2014 г.
Приложение 1
Интеграция образовательных областей
Образовательная область | Интегрированное содержание |
Физическое развитие
|
Техника безопасности при движении, прогулках, спортивных играх. Назначение специальной спортивной одежды и обуви. Необходимость прививок. Понятие об экологической безопасности. |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитание активной жизненной позиции. Сильный человек – не угроза, а опора для слабого. Управление эмоциями через движение. Самоконтроль и саморегуляция собственных действий. Правила спортивных игр. Забота о себе – обязанность гражданина. Освоение культурно-гигиенических норм.
Развитие умения понимать словесную инструкцию, подчиняться определенным правилам, участвовать в коллективных действиях, общаться.
|
Речевое развитие | Развитие речи как средство общения и культуры. Обогащение активного словаря. Разучивание пословиц, считалок, речевок, девизов. |
Познавательное развитие | Строение человеческого организма. Способы передвижения человека и животных. Развитие сенсорики, мелкой моторики (дорожки здоровья). Пополнение словаря. Математические представления, связанные с движением: бег с ускорением, прыжки в длину и высоту, количество повторений, ориентирование по плану и т.д. Формирование пространственных представлений и ориентации в пространстве. Материаловедение (из чего сделан спортивный инвентарь и одежда). |
Художественно-эстетическое развитие | Чтение произведений по теме («Мойдодыр», «Веселый турист», «Румяные щеки», «Два Мороза» и др.
Продуктивная деятельность – рисование спортсменов, изготовление атрибутов, эмблем для игр и спорта. Музыкальное оформление всех спортивных мероприятий. Ритмические движения и упражнения. Развитие положительных эмоций (коррекция психологических стрессов). Песенное творчество. |
Модель реализации проекта в СП «Детский сад № 55» ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани
№ п/п | Содержание деятельности | Возрастные группы | Периодичность выполнения | Ответственные | Сроки проведения |
1. Оптимизация режима | |||||
1 | Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима
|
Все возрастные группы | Ежедневно | Воспитатели, педагог-психолог, врач-педиатр, старшая медсестра | В течение года |
2 | Определение уровня физической подготовленности.
|
Средняя, старшая, подготовительная группа | 2 раза в год (в сентябре, мае) | Старшая медсестра, педагог-психолог, врач-педиатр. | В течение года |
2. Организация двигательного режима | |||||
1 | Утренняя ритмическая гимнастика | Все возрастные группы | Ежедневно | Инструктор по физической
культуре |
В течение года |
2 | Занятия по физическому развитию ( в зале) | I младшая.-средняя группы
Старшая и подг.гр |
3 раза в неделю
2 раза в неделю |
Инструктор по физической
культуре |
В течение года |
3 | Занятия по физическому развитию на свежем воздухе | старшая, подготовительная группы | 1 раз в неделю | Инструктор по физической
культуре |
В течение года |
4 | Гимнастика после дневного сна | Все возрастные группы | Ежедневно | Воспитатели, контроль
медработника |
В течение года |
5 | Прогулки с включением подвижных игр | Все возрастные группы | Ежедневно | Воспитатели | В течение года |
6 | Музыкальная деятельность | Все возрастные группы | 2 раза в неделю | Музыкальный руководитель | В течение года |
7 | Физкультурный досуг | Средняя, старшая, подготовительная группы | 1 раз в месяц | Инструктор по физической
культуре |
В течение года |
8 | Спортивный праздник | Средняя, старшая, подготовительная группы | 2 раза в год (лето, зима) | Инструктор по физической культуре, воспитатели | В течение года |
9 | Спортивные игры (элементы) | Средняя, старшая, подготовительная группы | Ежедневно
(I половину дня) |
Инструктор по физической
культуре |
В течение года |
10 | Индивидуальные занятия в летнем открытом бассейне | Все возрастные группы | Ежедневно (по
погодным условиям) |
Инструктор по физической культуре, воспитатели | Летний период |
11 | Индивидуальная профилактическая работа по профилактике осанки и плоскостопия | Старшая, подготовительная группы | Ежедневно | Инструктор по физической
культуре |
В течение года |
12 | Кружок физкультурно-спортивной направленности «Фит-денс» | Старшая, подготовительная группы | 1 раз в неделю | Инструктор по физической
культуре |
В течение года |
13 | Кружок физкультурно-спортивной направленности «Здравствуй! » | Подготовительная группа | 1 раз в неделю | Музыкальный руководитель | В течение года |
14 | Физкультминутки | Все возрастные
группы |
Во время НОД | Воспитатели и специалисты | В течение года |
15 | Пальчиковая гимнастика | Все возрастные группы | 3 —4 раза в день | Воспитатель, учитель-логопед | В течение года | |
16 | Оздоровительный бег | Все возрастные группы | Ежедневно во время прогулок | Воспитатели | В течение года | |
17 | Индивидуальная работа по физическому развитию | Все возрастные группы | Ежедневно утром и вечером
|
Воспитатели | В течение года | |
3. Охрана психического здоровья | ||||||
1 | Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы | Все возрастные группы | Ежедневно несколько раз в день | Воспитатели, специалисты | В течение года | |
2 | Психогимнастика | Со средней группы | Ежедневно | Педагог-психолог, специалисты | В течение года | |
4. Профилактика заболеваемости | ||||||
1 | Дыхательная гимнастика в игровой форме | Все возрастные группы | 3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна. | Воспитатели,
контроль медработника |
В течение года | |
5. Коррекционная работа | ||||||
1 | Артикуляционная гимнастика | Со средней группы | В течение дня ежедневно | Воспитатели, специалисты | В течение года | |
2 | Пальчиковая гимнастика | Все возрастные группы | Ежедневно | Воспитатели, специалисты | В течение года | |
3. | Индивидуальная коррекционная работа | Все возрастные группы | Ежедневно | Воспитатели, специалисты | В течение года | |
6. Закаливание, с учётом состояния здоровья ребёнка | ||||||
1 | Воздушные ванны | Все возрастные группы | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | |
2 | Солнечные ванны | Все возрастные группы | Ежедневно | Воспитатели | Июнь-август | |
3 | Прогулки на воздухе | Все возрастные группы | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | |
4 | Босоножье | Все возрастные группы | Ежедневно после дневного сна | Воспитатели | В течение года | |
5 | Обширное умывание /элементы/ | Все возрастные группы | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | |
6 | Игры с водой | Все возрастные группы | Во время прогулки, во время занятий | Воспитатели | Июнь-август | |
7 | Прогулки по экологической тропе | Все возрастные группы | Во время прогулки | Воспитатели | В течение года | |
7. Лечебно - оздоровительная работа | ||||||
Витаминотерапия | ||||||
1 | «Ревит», поливит | Все возрастные группы | В домашних условиях | Родители | Декабрь-февраль | |
2 | Витаминизация блюд | Все возрастные группы | Ежедневно | Старшая медсестра | В течение года |
Приложение 3
Формы и методы оздоровления детей.
№ | Формы работы | Содержание |
1 | Образовательная деятельность по физическому развитию |
|
2 | Образовательная деятельность по физическому развитию на прогулке |
|
3 | Утренняя гимнастика |
|
4 | Образовательная деятельность с музыкальным руководителем |
|
5 | Физкультминутки и динамические паузы |
|
6 | Подвижные игры на прогулке и в помещении |
|
7 | Физические упражнения после сна | профилактическая гимнастика: физические упражнения под музыку. |
8 | Индивидуальная работа по физическому развитию |
|
9 | Спортивные игры | - элементы игр на прогулке. |
10 | Спортивный досуг |
|
№ | Формы и методы | Содержание |
1 | Обеспечение здорового ритма жизни |
|
2 | Физические упражнения |
|
3 | Элементы закаливания в повседневной жизни |
|
4 | Активный отдых |
|
5 | Музыкальная деятельность |
|
6 | Психогимнастика |
|
7 | Пропаганда ЗОЖ |
|
Приложение 5
Формы взаимодействия учреждения с социумом и семьёй
№ п/п | Формы взаимодействия | Содержание |
1 | Работа в социуме |
|
2 | Преемственность с образовательными программами начального общего образования |
|
3 | Совместная работа воспитателей и родителей |
|
4 | Совместная работа с детской поликлиникой |
|
Читайте также |
---|
Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений
Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...
Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе. Тема:…
Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе Тема: Выполнение аппликации из бумаги «Подарок для зайчика» в технике обрывной...
Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»
Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...