Инновационный проект
Модель здоровьесберегающей, предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

 

Содержание:

1. Аналитическая справка о создание проекта.

2. Сведения об инновационном проекте дошкольной образовательной организации.

3. Содержание работы.

3.1. Педагогические условия.

3.2. Педагогическая диагностика.

3.3. Развитие движений.

3.4. Закаливание.

3.5. Здоровый образ жизни.

3.6. Информационно – коммуникативные технологии в ДОУ.

3.7. Работа с родителями.

Заключение.

Литература.

Приложение №1

Мероприятия физкультурно – оздоровительной работы

во 2мл. группе детского сада.

Приложение №2

Мероприятия физкультурно – оздоровительной работы

в средней группе детского сада.

Приложение №3

Мероприятия физкультурно – оздоровительной работы

в старшей группе детского сада.

Приложение №4

Мероприятия с педагогическим коллективом.

Приложение №5 Контроль физкультурно – оздоровительной работы.

 

1. Аналитическая справка о создание проекта по теме:

«Модернизация физкультуно – оздоровительной работы в ДОУ»

Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны.

Оснований для модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Но главными считаются следующие, необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих, необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье и свои физические возможности.

Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для дошкольного возраста предусматривает:

- знание правил гигиены и ухода за своим телом;

- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

- знание о своём физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.

Инновационной деятельностью в содержании, формах, методах и средствах в работе педагогического коллектива является сочетание воспитательно - образовательного процесса и совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с применением ИКТ, взаимодействие специалистов и воспитателей.

Всё содержание работы в МДОУ строится по определенной системе, которая сложилась в работе коллектива на протяжении нескольких лет, постоянно совершенствуется, изучаются и апробируются последние достижения педагогической и медицинской науки. Система позволяет научно организовать работу коллектива с учетом всех линий развития ребенка: физическое развитие и здоровье, познавательное, социально-нравственное, художественно-эстетическое.

В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность педагогов, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья).

Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей является одной из важнейших задач на современном этапе модернизации дошкольного образования. В дошкольном учреждении должен осуществляться комплексный подход в оздоровлении детей.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребёнка к здоровью, которое в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

2. Сведения об инновационном проекте дошкольной образовательной организации

Тема проекта:

«Модернизация физкультуно – оздоровительной работы в ДОУ»

Автор проекта:

- заведующий МДОУ д/с №26 комбинированного вида Букина Т.Н.;

- старший воспитатель МДОУ д/с №26 комбинированного вида Фролова Н.В.;

- воспитатели и специалисты МДОУ д/с №26 комбинированного вида.

Тип проекта: оздоровительный, воспитательно - познавательный; групповой.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (2013-2015 г.), на базе МДОУ с детьми старшего дошкольного возраста.

Апробирование проекта проводилось на базе МДОУ №26 г.о. Орехово – Зуево.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, педагоги, законные представители детей (родители).

Объект исследования: система оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: модель оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ.

Цель:

Разработать и внедрить модель оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ, подготовить научно-методические рекомендации, применение которых позволит повысить эффективность работы по физическому воспитанию старших дошкольников.

Ключевые задачи:

  1. Разработать вариативные формы работы с применением информационных и коммуникационных технологий для оздоровления детей дошкольного возраста
  2. Разработать и внедрить модель оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ.
  3. Разработать методические рекомендации по оздоровительному воздействию физических упражнений на организм детей дошкольного возраста в разнообразных формах физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях с использованием ИКТ.

Основная идея инновационного проекта:

  • Применение вариативных форм работы с применением ИКТ будет способствовать оздоровлению детей дошкольного возраста, при этом учитывая закономерности формирования двигательных умений и навыков у дошкольников.
  • Подбор физических упражнений, оказывают оздоравливающее воздействие на организм дошкольников.
  • Вариативность форм работы, позволяет учитывать интересы детей.
  • Данные упражнения делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным.
  • Упражнения оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти.
  • Используются в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
  • Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга физкультурно-оздоровительной работы.

Актуальность и новизна проблемы:

Здоровье является фундаментом личности, оно способствует формированию у человека чувства уверенности в себе, самоуважения и достоинства. Дошкольное детство является важнейшим этапом укрепления организма и формирования здоровья человека. Новизна проблемы заключается в изучении возможностей оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является ухудшение здоровья детей, особенно в области физического развития и физической подготовленности дошкольника. Одним из путей решения данной проблемы является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации оздоровительной деятельности современного детского сада.

Научная основа:

В результате реализации эксперимента будет разработана и апробирована модель оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ. В проекте использовались разработки Алямовской Н.Н., Казаковцевой Т., Кудрявцева В.Т. В основе построения физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный Общеобразовательной программой МДОУ д/с №26 комбинированного вида, с учетом Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р).

Ожидаемые результаты:

- утверждение программы по оздоровлению детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ;

- издание статей педагогических инноваций организации здоровьесбережения в ДОУ на основе использования исследования модели оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ;

- по результатам сравнительного анализа полученных данных, систематизации и обобщении результатов разработана модель оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ.

- снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста;

- повышение уровня физической подготовленности детей, снижение утомляемости детей.

Дети:

– развиты физические качества (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);

– накапливается и обогащается двигательный опыт;

– выработана потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;

– воспитаны культурно-гигиенические навыки;

– сформированы представления о здоровом образе жизни.

Родители:

- проявляют интерес к новшествам в системе образования;

- расширяют возможности детей для занятий спортом;

- действуют взаимосвязи с педагогами в целях повышения качества физического воспитания детей.

Практическая значимость предлагаемого проекта.

Результаты исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений, а также при подготовке специалистов по физической культуре в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе повышения квалификации работников дошкольного образования

Критерии и показатели оценки результативности.

За проведением занятий по физической культуре постоянно осуществлялся медико-педагогический контроль, в ходе которого фиксировалась успеваемость детей. Критериями показателями результативности являются: развитые силовые, скоростные физические качества, а также гибкость, выносливость, координация движений детей, что проявляется на занятиях. Также показателем будет являться сформированность у детей представлений о здоровом образе жизни, развитые культурно-гигиенические навыки, что проявляется в повседневной жизни детей.

– накапливается и обогащается двигательный опыт;

– выработана потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;

– воспитаны культурно-гигиенические навыки;

– сформированы представления о здоровом образе жизни.

Данное направление имеет несколько аспектов:

Информационно – просветительский: предполагает взаимное ознакомление педагогов и родителей с задачами физкультурно - оздоровительной работы с применением ИКТ. Изучение программ, документов, проектов по данной проблеме. Участвуют в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению модернизацию образовательного процесса.

Методический: предполагает взаимное ознакомление с методами и формами осуществления физкультурно – оздоровительной работы (посещение родителями непосредственной образовательной деятельности детей с последующем обсуждением).

Практический: выражается в использование современных физкультурно – оздоровительных методов в работе.

Содержательные компоненты проекта:

Эмоциональный:

- учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста,

- обеспечение эмоциональной комфортности дошкольника в процессе обучения.

Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.

Деятельный:

- обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Содержательный:

- правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Коммуникативный:

- учет особенностей общения детей дошкольного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения между собой и с взрослыми, с целью создания условий для социализации.

Педагогический:

- постановка в центр физкультурно - оздоровительного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект развлечения с детьми и родителями на тему «В гостях…

Конспект развлечения с детьми и родителями на тему «В гостях у царицы Свёклы»  

Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес»

Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес» Игра. Задачи: 1. Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная соль» Цель: изучить соль, ее особенности, качества, свойства и применение. Задачи: - Воспитывать...

Читайте также

Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (конспект занятия…

Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (Конспект занятия по развитию речи в старшей группе) Цель: Формирование правильной грамматической структуры...

Конспект занятия: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ»

Конспект занятия: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ» Цель: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, а также основные признаки...

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности Ранний возраст – один из важнейших этапов развития познавательной активности детей...