Проект «Что где растёт»
Визитная карточка: место проведения ГБДОУ детский сад № 55 компенсирующего вида Кировского района города Санкт-Петербурга.
Вид проекта: познавательный, коллективный.
Участники проекта: воспитанники средней группы № 4, педагоги и родители.
Срок реализации: краткосрочный.
Продукт проекта: расширенные представления детей о том, что и где растёт в знакомой местности; «книга», составленная детьми.
Проблема: какие растения растут в знакомой местности (обобщённые понятия).
Актуальность: Дети зачастую не знают обобщённых слов таких как «фрукты», «овощи», «ягоды», не знают, где они растут; не знают названий грибов, ягод, деревьев, не знают понятий «съедобный - несъедобный», «ядовитый не ядовитый». Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи, которым трудно общаться из-за речевых нарушений. Этот проект подготовлен специально, чтобы детям с речевыми дефектами помочь усвоить понятия, чтобы ребёнок активно стал употреблять в свободном речевом общении – во время игр, походов в магазин, на экскурсиях, т.е. в повседневной жизни, - названия растений и обобщённых слов.
Цель: Обогащение, уточнение и активация словаря детей.
Задачи:
- Создать условия для уточнения представления детей о растениях и их плодах, для расширения словарного запаса.
- Побуждать детей отвечать распространёнными предложениями.
- Побуждать передавать словами нужную информацию, развивать связную речь.
- Формировать умения распознать предмет по словесному описанию.
- Формировать умение обобщать знания, выделять сходства и различия.
- Формировать элементарные экологические представления.
- Развивать творческое воображение, произвольность внимания, зрительную память, логическое мышление.
- Развивать познавательную сферу детей, упражнять в исследовательских действиях.
- Развитие самостоятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
- Поощрять детей за инициативность.
Активная деятельность участников образовательного процесса:
Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы с детьми по темам: «Осень, признаки осени», «Что такое лес», «Как надо вести себя в лесу».
Дидактические игры «Что где растёт», «Садовод», «Времена года», «Определи на ощупь», «Определи по запаху», «Определи на вкус» и т.п. Посадка семян весной. |
Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «На огороде», «В саду», «Семья идёт в лес». | Вовлечение родителей в данный проект. |
Познавательное развитие | Составление из разных страничек книжки-самоделки «Что где растёт», просмотр презентаций.
Ведение календаря наблюдений. |
Рассматривание сюжетных, предметных картин и иллюстраций. | Экскурсии (родители с детьми) в лес, в парк. |
Речевое развитие
|
Разучивание стихов.
НОД по темам «Осень. Признаки осени», по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Грибы и ягоды», «Деревья». |
Использование в повседневной жизни слов – обобщений, названий плодов, настольно-печатные игры «Садовод», «Лото», «Что где растёт». | Повторение изученного материала в домашних условиях, отгадывание загадок про растения. Повторение названий овощей, фруктов, ягод, грибов, деревьев. |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование, аппликация, лепка овощей, грибов, фруктов, ягод, деревьев. | ИЗО деятельность по пройденным материалам. | Раскрашивание, штриховка нарисованных овощей, фруктов, ягод, грибов, деревьев. |
Физическое развитие | Физминутки, пальчиковая гимнастика. | Подвижные игры (например: «У медведя во бору»). |
Непосредственная работа, использование технологий:
- Специально организованная деятельность:
- беседа, диалог, обсуждение;
- использование пиктограмм;
- использование ИКТ;
- игры (сюжетные, дидактические, лото, подвижные);
- оформление выставок детского творчества;
- личностно-ориентированная технология;
- здоровьесберегающая технология.
- Самостоятельная деятельность детей в центрах развития.
- Интеграция с образовательными областями (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие).
- Взаимодействие с семьёй: вовлечение родителей в данный проект, совместная деятельность родителей, детей и воспитателя.
Обобщающий этап
Предполагаемые результаты:
- Дети используют в повседневной жизни полученные знания. Обогатился словарный запас.
- Дети активно используют полученные знания в своей деятельности: отвечают на поставленные взрослым вопросы; составляют описательные загадки; отражают полученные знания в рисунке, сюжетно-ролевой игре.
Планируется:
Работа по обогащению словарного запаса детей, по развитию связной речи.
Продолжить развивать память, внимание, логическое мышление.
Продолжать работу по формированию элементарного экологического воспитания.
Литература:
- Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн.1. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
- Баряева Л.Б., Лопатина Е.Т., Лопатина Л.В. Я-говорю! Ребёнок и мир растений. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008.
- Колдина Д.Н. Рисование. Аппликация. Лепка с детьми 4-5 лет, 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта для детей 5 лет. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. – (Серия «Ступеньки знаний»).
Читайте также |
---|
Наше царство - государство
Наше царство - государство Когда я начала работу по знакомству детей с городом Санкт-Петербург, то столкнулась с большим интересом у детей...
Опыт работы по экологическому воспитанию «Эколята – дошколята»
Опыт работы по экологическому воспитанию «Эколята – дошколята» Родная природа – могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием музейной педагогики Тема: В гостях у самовара Образовательная...