Исследовательско-творческий проект «Мой город Малоярославец»

 

1. Организация опытно-экспериментального исследования по методу проекта в дошкольном учреждении.

1.1. Пояснительная записка.

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых. Отмечается высокий темп умственного развития. Дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.

С целью развития у ребят нравственно-патриотических чувств педагоги ставят перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, края, города, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае. О воспитании у дошкольников любви к родному краю писали В. С. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.

Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.

Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей дошкольного возраста любви к родному краю.

1.2. Информационная карта

Название проекта «Мой город Малоярославец»
Направление проекта Исследовательско-творческий
Вид проекта Краткосрочный
Исполнители проекта Воспитанники группы «Ягодка» МДОУ ЦРР №6 «Синяя птица», воспитатели, родители
Руководитель проекта Ковальчук Екатерина Витальевна
Сроки реализации проекта октябрь 2015 года – 5 дней

 

1.3. Проект «Мой город Малоярославец»

Проблемный вопрос:

Дети мало знают о родном городе.

Цель проекта: Расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о родном городе.
  2. Закреплять знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.
  3. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.
  4. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.

Методы проекта:

Наглядные:

- Рассматривание иллюстраций (картинок, открыток, фотографий и т.д.).

Практические:

- Продуктивная деятельность, конструктивно-модельная деятельность, игры (самостоятельные и коллективные), разукрашивание, аппликация.

Словесные:

- Чтение произведений, беседы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

1.4. Ожидаемые результаты.

  1. Сформировать у детей начальные представления о родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.
  2. Умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.
1.5. Практическая часть проекта.

Этапы реализации проекта

I. Организационный этап:

1. Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2. Изучение методической литературы.

3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

4. Подбор игр и оборудования, планирование работы с детьми, родителями.

5. Беседа - консультация с родителями на тему: “В каких памятных местах г. Малоярославца я был(а)”.

II. Основной этап

  1. Работа с детьми и родителями по плану – схемы проекта «Мой город Малоярославец».

III. Обобщающий этап

  1. Оформление результатов работы:
  • Создание фотоколлажа: “Мой город Малоярославец”;
  • Альбом «Мой город Малоярославец».

План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Мой город Малоярославец»

№ п/п Мероприятия Цели Ответственные Сроки реализации
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

 

Воспитатели, родители. Октябрь
2. Консультации для родителей по реализации проекта.

 

Просвещать родителей по данной теме. Воспитатели Октябрь
3. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Мой город Малоярославец».

 

Воспитатели, родители. Октябрь
1 день
4. Экскурсия в музей детского сада №6 «Синяя птица» г. Малоярославец на тему: «Мой город»

Приложение 1 стр. 13

Вызвать интерес к городу, желание узнавать новое, углублять и расширять знания. Воспитатели, родители Октябрь
Рассматривание фотографий, картинок, открыток о родном городе, его достопримечательностях.

Приложение 2 стр.14

Работа с родителями: консультация «Улицы родного города». Сбор наглядного материала г. Малоярославца.

 

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

 

2 день
5. Конструирование «Улицы города».

Приложение 3 стр.15-19

Учить детей видеть в геометрических фигурах конкретные объекты действительности или их элементы, конструировать из готовых деталей (кругов, овалов, квадратов, прямоугольников) изображения тематических объектов и объединять их в композицию "Улицы города", используя изобразительные средства выразительности; воспитывать интерес к окружающему, развивать наблюдательность, закреплять умение работать в коллективе. Воспитатели Октябрь
Беседа на тему: «Расскажи о родном городе, где ты был».

 

Вызвать интерес к городу, желание узнавать новое, углублять и расширять знания.
Работа с родителями: предложить найти стихотворения об городе Малоярославце».

 

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

 

Родители
3 день
6. Разучивание песни о родном городе Малоярославце.

Приложение 4 стр.20-21

Вызвать интерес в разучивании песни. Патриотическое воспитание. Воспитатели,

родители

Октябрь
Разукрашивание флага РФ.

Приложение 5 стр.22-23

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.
Работа с родителями: предложить найти информацию о г. Малоярославец. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

 

4 день
7. Аппликация «Герб города Малоярославец»

Приложение 6 стр.24-29

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. Воспитатели,

родители

Октябрь
Разукрашивание вечного огня.

Приложение 7 стр. 30-31

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.
Фото-презентация г. Малоярославец. Вызвать интерес к своему городу.
Работа с родителями: предложить родителям сводить детей к памятным местам нашего города. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

 

5 день
8. Изготовление альбома «Мой город Малоярославец».

(Работа детей совместно с родителями).

Приложение 8 стр. 32-34

Приобщить родителей к созданию патриотического воспитания детей. Любви к родному городу. Воспитатели Октябрь
Чтение стихотворений о родном городе. Познакомить детей с творчеством писателей.
9. Фотоколлаж «Мой город Малоярославец» Вызвать у родителей интерес к совместной деятельности с детьми. Воспитатели, родители Октябрь
10. Презентация проекта   Воспитатель Октябрь

Заключение

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Мой город Малоярославец.

 

Список использованной литературы.

1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004.

3. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.

4. И. Захаров "Дорогие мои земляки".

5. Мой милый, Малоярославец, судьбой счастливого живи! Стихи и песни: - Малоярославецкий край, 2001 г. 80 с.

6. В память славных деяний своих предков. К 200-летию сражения в отечественной войне 1812 года, Калуга. Золотая аллея. 2012 г.

7. «От Тарутино до Малоярославца», Котлякова Н., золотая аллея, 2002 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Непосредственно-образовательная деятельность по сенсорике в первой младшей группе на тему:…

Непосредственно-образовательная деятельность по сенсорике в первой младшей группе на тему: «Большой - маленький» Цели: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать...

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...

Конспект занятия по физическому развитию на улице в старшей группе…

Конспект занятия по физическому развитию на улице в старшей группе детского сада «Путешествие в осенний лес» Цель: сохранение и укрепление физического...

Читайте также

«День защиты детей»

«День защиты детей» Дети выстраиваются по периметру площадки. Вед: Ой, как много нас здесь собралось. А зачем, знаете? Нам сейчас ребята расскажут! Читают...

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в…

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в подготовительной группе с ТНР (Из опыта работы)

Сценарий весеннего праздника в младшей группе «На весенней полянке»

Сценарий весеннего праздника в младшей группе «На весенней полянке» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...