Исследовательско-творческий проект «Мой город Малоярославец»
1.1. Пояснительная записка.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых. Отмечается высокий темп умственного развития. Дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
С целью развития у ребят нравственно-патриотических чувств педагоги ставят перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, края, города, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае. О воспитании у дошкольников любви к родному краю писали В. С. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей дошкольного возраста любви к родному краю.
1.2. Информационная карта
Название проекта | «Мой город Малоярославец» |
Направление проекта | Исследовательско-творческий |
Вид проекта | Краткосрочный |
Исполнители проекта | Воспитанники группы «Ягодка» МДОУ ЦРР №6 «Синяя птица», воспитатели, родители |
Руководитель проекта | Ковальчук Екатерина Витальевна |
Сроки реализации проекта | октябрь 2015 года – 5 дней
|
1.3. Проект «Мой город Малоярославец»
Проблемный вопрос:
Дети мало знают о родном городе.
Цель проекта: Расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях.
Задачи:
- Формировать представления детей о родном городе.
- Закреплять знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.
- Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.
- Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.
Методы проекта:
Наглядные:
- Рассматривание иллюстраций (картинок, открыток, фотографий и т.д.).
Практические:
- Продуктивная деятельность, конструктивно-модельная деятельность, игры (самостоятельные и коллективные), разукрашивание, аппликация.
Словесные:
- Чтение произведений, беседы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
1.4. Ожидаемые результаты.
- Сформировать у детей начальные представления о родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.
- Умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.
Этапы реализации проекта
I. Организационный этап:
1. Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Изучение методической литературы.
3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
4. Подбор игр и оборудования, планирование работы с детьми, родителями.
5. Беседа - консультация с родителями на тему: “В каких памятных местах г. Малоярославца я был(а)”.
II. Основной этап
- Работа с детьми и родителями по плану – схемы проекта «Мой город Малоярославец».
III. Обобщающий этап
- Оформление результатов работы:
- Создание фотоколлажа: “Мой город Малоярославец”;
- Альбом «Мой город Малоярославец».
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Мой город Малоярославец»
№ п/п | Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки реализации |
1. | Беседа с родителями «Знакомство с проектом». | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
|
Воспитатели, родители. | Октябрь |
2. | Консультации для родителей по реализации проекта.
|
Просвещать родителей по данной теме. | Воспитатели | Октябрь |
3. | Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Мой город Малоярославец».
|
Воспитатели, родители. | Октябрь |
1 день | ||||
4. | Экскурсия в музей детского сада №6 «Синяя птица» г. Малоярославец на тему: «Мой город»
Приложение 1 стр. 13 |
Вызвать интерес к городу, желание узнавать новое, углублять и расширять знания. | Воспитатели, родители | Октябрь |
Рассматривание фотографий, картинок, открыток о родном городе, его достопримечательностях.
Приложение 2 стр.14 |
||||
Работа с родителями: консультация «Улицы родного города». Сбор наглядного материала г. Малоярославца.
|
Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
|
|||
2 день | ||||
5. | Конструирование «Улицы города».
Приложение 3 стр.15-19 |
Учить детей видеть в геометрических фигурах конкретные объекты действительности или их элементы, конструировать из готовых деталей (кругов, овалов, квадратов, прямоугольников) изображения тематических объектов и объединять их в композицию "Улицы города", используя изобразительные средства выразительности; воспитывать интерес к окружающему, развивать наблюдательность, закреплять умение работать в коллективе. | Воспитатели | Октябрь |
Беседа на тему: «Расскажи о родном городе, где ты был».
|
Вызвать интерес к городу, желание узнавать новое, углублять и расширять знания. | |||
Работа с родителями: предложить найти стихотворения об городе Малоярославце».
|
Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
|
Родители | ||
3 день | ||||
6. | Разучивание песни о родном городе Малоярославце.
Приложение 4 стр.20-21 |
Вызвать интерес в разучивании песни. Патриотическое воспитание. | Воспитатели,
родители |
Октябрь |
Разукрашивание флага РФ.
Приложение 5 стр.22-23 |
Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. | |||
Работа с родителями: предложить найти информацию о г. Малоярославец. | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
|
|||
4 день | ||||
7. | Аппликация «Герб города Малоярославец»
Приложение 6 стр.24-29 |
Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. | Воспитатели,
родители |
Октябрь |
Разукрашивание вечного огня.
Приложение 7 стр. 30-31 |
Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. | |||
Фото-презентация г. Малоярославец. | Вызвать интерес к своему городу. | |||
Работа с родителями: предложить родителям сводить детей к памятным местам нашего города. | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
|
|||
5 день | ||||
8. | Изготовление альбома «Мой город Малоярославец».
(Работа детей совместно с родителями). Приложение 8 стр. 32-34 |
Приобщить родителей к созданию патриотического воспитания детей. Любви к родному городу. | Воспитатели | Октябрь |
Чтение стихотворений о родном городе. | Познакомить детей с творчеством писателей. | |||
9. | Фотоколлаж «Мой город Малоярославец» | Вызвать у родителей интерес к совместной деятельности с детьми. | Воспитатели, родители | Октябрь |
10. | Презентация проекта | Воспитатель | Октябрь |
Заключение
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Мой город Малоярославец.
Список использованной литературы.
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004.
3. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.
4. И. Захаров "Дорогие мои земляки".
5. Мой милый, Малоярославец, судьбой счастливого живи! Стихи и песни: - Малоярославецкий край, 2001 г. 80 с.
6. В память славных деяний своих предков. К 200-летию сражения в отечественной войне 1812 года, Калуга. Золотая аллея. 2012 г.
7. «От Тарутино до Малоярославца», Котлякова Н., золотая аллея, 2002 г.
Читайте также |
---|
Непосредственно-образовательная деятельность по сенсорике в первой младшей группе на тему:…
Непосредственно-образовательная деятельность по сенсорике в первой младшей группе на тему: «Большой - маленький» Цели: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать...
Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы
Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...
Конспект занятия по физическому развитию на улице в старшей группе…
Конспект занятия по физическому развитию на улице в старшей группе детского сада «Путешествие в осенний лес» Цель: сохранение и укрепление физического...