Сайт для воспитателей детских садов



Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода»

Номинация «Вода в доме»

Содержание

1. Введение

2. Цели

3. Задачи

4. Актуальность

5. Вывод

6. Приложение

 Введение

Если ты посмотришь на карту, или на глобус, то увидишь: в основном они голубого цвета. Потому, что воды на земном шаре гораздо больше, чем суши. Может, и назвать надо было нашу планету – планета Вода? Откуда же на земле берется вода? Она падает с неба, когда идет дождь или снег. Падает и пополняет родники, ручейки, речки, озера, моря и океаны. Солнце нагревает поверхность воды, и от нее поднимается в небо пар-невидимка. Остывая, он превращается в облако, из облака снова идет дождь или снег… и все начинается сначала. Вода – волшебница: она может обернуться облаком, туманом, снегом, льдом, дождем, градом, инеем, росой! Вот это да! Ай, да вода! А еще вода очень сильная. Говорят, капля камень точит. Это правда. Вода может разрушить самые прочные скалы, каждый день, подтачивая их и превращая в песок. Да-да, песок – это то, что осталось от огромных гор.

Выбирая тему для нашего проекта, я всегда опираюсь на интересы и потребности своего ребёнка, возникающие на данный момент. Одними из первых природных материалов, с которыми ребёнок встречается в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми ребёнка с водой во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, я убедилась в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений ребёнка о свойствах и значении воды в жизни живых существ, о влиянии воды на здоровье людей.Результат проектной деятельности во многом определяется хорошо организованной, разнообразной и содержательной предварительной работой. Ежедневно во время прогулок, вместе с ребёнком наблюдали за природными явлениями (облаками, дождём, снегом, льдом, сосульками, капелью, лужами, ручейками), отмечали изменение состояний воды в зависимости от сезона.

Цель проекта:

  • Ознакомление ребёнка со значением воды.

Задачи проекта:

  • Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;
  • Воспитание бережного отношения к воде;
  • Развитие эстетического восприятия воды в природе (искристый снег, удивительные снежинки, сверкающий лёд и т.д.);
  • Знакомство ребёнка со свойствами воды;
  • Формирование у ребёнка понятия, что воду можно очистить.

Актуальность проекта:

Необходимость расширения знаний и представлений у ребёнка о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей.

ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

1 этап: Постановка познавательной проблемы, создание мной   мотивации, принятие задачи ребёнком.

Содержание: Разработка мной системы познавательных задач, создание проблемных ситуаций   и разнообразной деятельности в природе – уход за растениями, наблюдения, дидактические игры.

Условия: Достаточная сложность поставленной задачи для ребёнка, требующая мыслительной деятельности для сопоставления известных фактов, выдвижения предварительных выводов.

Поисковый характер самостоятельной работы ребёнка.

Жизненная значимость и интерес ребёнка к поставленным задачам.

Последовательное усложнение задач.

2 этап: Первичный анализ задачи, выдвижение предположений о возможном явлении природы, причинах явления. Отбор способов проверки предположений, выдвинутых ребёнком, проверка этих предположений.

Содержание: Анализ познавательной задачи под моим руководством; выявление известного и неизвестного. Выдвижение ребёнком предположений о возможном изучаемом явлении природы, его причинах. Совместный отбор ребёнка и взрослого способов проверки предположений.

Условия: Необходимость совместного рассмотрения каждого из предположений (особое внимание уделялось противоречивым предположениям ребёнка).

При особой сложности поставленной задачи и отсутствие ее решения у ребёнка предположение выдвигаю сама.

Применение различных способов проверки предположений. Способы проверки предположений:

  • Кратковременные наблюдения;
  • Сравнения;
  • Элементарные опыты;                                  
  • Эвристические беседы;

3 этап: Анализ полученных в ходе проверки предположений результатов и формулирование выводов.

Условия: Побуждение ребёнка к самостоятельному формулированию выводов.

При сложности задачи или высказывании неправильных выводов я организую дополнительные опыты, наблюдения.

ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ И ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Наблюдения в природе.

  • Наблюдение за лужами, образованием льда, появлением первого снега.
  • Изготовление с ребёнком корабликов из различных материалов, пускание в воду, наблюдение за плаванием разных материалов, пускание корабликов в воду, наблюдение за плаванием разных материалов.
  • Наблюдение за дождем в разное время года, за состоянием неба во время дождя и выявление причины силы дождя. Наблюдение за испарением воды с поверхности асфальта, испарением росы с растений. Наблюдение за радугой, за туманом.
  • Наблюдение за образованием первого тонкого льда на лужах во время первых осенних заморозков, появлением инея. Выводы о связи с температурой воздуха. Наблюдение за таянием сосулек, изменением сугробов. Зависимость от времени года, изменения температуры.
  • Наблюдение за изменением снежного покрова, его структуры, свойств, цвета при повышении, понижении температуры воздуха.
  • Снегопад при различной температуре воздуха (в морозную погоду, в оттепель). Рассматривание снежинок.

Эвристические беседы.

  • «Вода – великий растворитель».
  • «Сколько весит вода?».
  • «Откуда радуга пришла?».
  • «Кто распыл капельки росы?».
  • «Кто живет подо льдом?».
  • «Зачем деревьям снег? »

Поисковые задачи и их решение.

1. Может ли вода иметь вкус, запах, цвет?

Цель: Ознакомление со свойствами воды. Подвести к пониманию важности бережного отношения к воде как к основе жизни.

Содержание: Растворение в воде гуаши, пищевых, ароматических веществ, опыты с очисткой воды.

2. Почему что-то тонет, а что-то нет?

Цель: Подвести к связи между весом и возможностью держаться на воде.

Содержание: Взвешивание на весах предметов, опускание их в воду.

3. Откуда взялся дождь?

Цель: Понятие о том, что дождь – это испарившаяся влага с поверхности Земли.

Содержание: Нагревание воды и ее конденсация.

4. Почему на лужах лед?

Цель: Установление связи между температурой воздуха и состоянием воды, между разницей температуры и временем замерзания воды.

Содержание: Вынос воды на улицу, поместить воду в холодильник, наблюдать дома. Определить температуру во всех случаях. Выявить причины разного времени замерзания.

Вывод:В результате проделанной нами работы у ребёнка развивается познавательная активность, инициативность. Совершенствуется прогнозирующая функция мышления, умение анализировать факты, аргументировать свои суждения и делать выводы. Ребёнок учится проводить опыты со снегом, льдом, красками, лепить фигуры из снега разной формы. Ребёнок расширяет свои представления о свойствах воды:

- вода может быть жидкой, твёрдой, парообразной;

- вода прозрачная;

- воду можно подкрасить в любой цвет;

- вода имеет разную температуру: холодную, тёплую, горячую;

- из снега образуется вода;

- снег быстрее тает, чем лёд.

Название опыта Постановка цели Создание условий Действия Выводы
Наливаем, выливаем, наблюдаем Узнать, что вода льется Приготовить емкости различной величины и формы Дети переливают воду из одной ёмкости в другую Вода льется и принимает форму ёмкости
Сравнение молока и воды Выяснить, что вода прозрачная Приготовить две прозрачные ёмкости, молоко, воду и две ложечки В одну ёмкость налить молоко, в другую - воду. Дети опускают одну ложечку в молоко, а другую - в воду, затем сравнивают Вода прозрачная (ложечка видна через воду и прозрачную ёмкость)
Эксперименты с подкрашенной водой Убедиться, что воду можно подкрасить в любой цвет Приготовить 4 прозрачных ёмкости, акварельные краски Дети кисточкой подкрашивают воду, называют цвет, рисуют подкрашенной водой на бумаге или поливают лейкой снег Воду можно подкрасить в разные цвета
Эксперименты с очищением воды Убедиться, что воду можно очистить Приготовить 4 прозрачных ёмкости, воронку с ваткой и активированным углём и мутную воду Дети переливают воду из одной ёмкости в другую через воронку с ваткой и углём, каждый раз меняя ватку Вода становится прозрачнее и чище
Определяем температуру воды Выяснить, что вода имеет разную температуру: холодная, теплая, горячая 3 емкости с водой: холодной, горячей, теплой Ребенок опускает ручку в холодную, теплую, горячую воду, определяет и называет Воду можно согреть, остудить
Снег – это тоже вода Узнать, что из снега образуется вода Снег Ребенок берет снег в руку и наблюдает его таяние Снег – это талая вода
Сравнение льда и снега Узнать свойства льда и снега, сравнить Две ёмкости, лед и снег Дети манипулируют со льдом и снегом (разбивают кусок льда, лепят снежок из снега) Лед твердый, хрупкий; снег рыхлый, из снега можно вылепить фигуру
Таяние льда и снега Выяснить, что снег быстрее тает, чем лед Лед, снег и две ёмкости с водой Дети опускают лед и снег в воду Снег тает быстрее, чем лед

Дидактические игры

«Моделирование маленькими человеками»

Цель: расширять представления детей об окружающем мире, дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Ход игры:

Метод моделирования маленькими человечками в том, что нужно представить себе, что все предметы и явления состоят из множества разных маленьких человечков.

Они могут думать, производить какие-либо действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам. Человечки твердого вещества (предмета) крепко держатся за руки, чтобы их разъединить, нужно приложить какое-то усилие.

Человечки жидкого вещества стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь непрочна, этих человечков можно легко отделять друг от друга (отлить воды из стакана).

Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, они много и независимо друг от друга путешествуют. Лишь иногда они сталкиваются или задевают один другого.

Всех этих человечков можно просто (в стилизованном виде) вырезать из картона, изобразить на квадратных пластинках или на гранях куба. Желательно, чтобы человечков каждого вида было не менее 10.

С помощью игры нетрудно ответить на вопрос, почему камень твердый, показать переход из одного агрегатного состояния в другое, например, почему лед зимой не тает. Потому что маленьким человечкам холодно, и они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, человечки согрелись, им стало жарко, и они начали распрямляться, толкаться, перестали крепко держаться за руки, а касались друг друга лишь плечами, пальцами, локтями. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, получилась вода. А солнце греет все сильнее, человечкам становится все жарче в жарче. Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом и совсем разбежались в разных направлениях. Вода исчезла, превратилась в пар.

1

 

2 

«Капля шар»

Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки.

(Пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков)

3

Сравнение молока и воды

7

4 

Лед твердый, хрупкий; снег рыхлый, из снега можно вылепить фигуру

5

Определяем температуру воды.     Выяснить, что вода имеет разную температуру: холодная, теплая, горячая

6

Узнать, что вода льется. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую

9

1 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии

Подписка

Подписаться на получение новостей сайта



Вход на сайт


Комментарии

  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо ! Замечательный сценарий! Поде литесь музыкальным материалом! Спас иьо!

    Подробнее...

     
  • Тамара Николаевна
    Обратите внимание на цели и задачи, которые вами обозначены. По-моему, они не реализованы. Готовые ...

    Подробнее...

     
  • Лариса
    Спасибо!!! Нашла то, что искала. )))

    Подробнее...

Добавить статью на сайт