Экологический проект
«Забота о зимующих птицах нашего края»

Для второй младшей группы

 

Покормите птиц

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — И не страшна

Будет им зима.

А.Яшин.

Актуальность: В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.

В ходе проекта больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.

Проблемы:

Дети мало знают о зимующих птицах, как правило, почти не обращают на них внимания и отсутствие навыков заботы о них.

Цель проекта:

формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.

Задачи:

  1. Формировать умение различать и называть зимующих птиц.
  2. Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание).
  3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
  4. Привлечь воспитанников и родителей к данной проблеме.

Тип проекта:

1. По доминирующему методу: познавательно - практический.

2. По характеру контактов: внутри детского сада, в контакте с семьей.

3. По кол-ву участников: со всеми воспитанниками второй младшей группы.

4. По продолжительности: 2 месяца.

Участники проекта:

Дети второй младшей группы, сотрудники детского сада, родители.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор дидактического материала, художественной литературы, атрибутики, картинок и иллюстраций.
  1. Исследовательско-практический: наблюдения на прогулке, НОД, игры подвижные и дидактические, творческая деятельность, совместная деятельность, заучивание стихов и потешек, индивидуальная работа, взаимодействие с детьми первой младшей группы.
  1. Обобщающий (заключительный): выставки творческих работ, фотографий, досуг, оформление на участке.

Домашнее задание родителям:

  • Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т.д.).
  • Изготовить совместно с ребенком кормушку.
  • Подобрать корм, развивать словарный запас.
  • Выучить стихотворение о зимующих птицах.
  • Подобрать загадки о зимующих птицах.
  • Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
  • Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.

Работа по проекту: НОД

Познание

- РЭМП «Стайка птиц» (ориентировка в пространстве).

- ФКЦМ Презентации «Забота о зимующим птицам, «Зимующие птицы нашего края», дидактические игры «Польза птиц», «Кто прилетел на кормушку?», «Зимующие птицы», «Птицы нашего края», «Корм для птиц».

Коммуникация

- заучивание стихотворений И. Токмаковой «Сизари», «Чик –Чирик»;

- рассматривание картин «Птичья столовая», «Дети кормят птиц» (рассказы детей по картинам с помощью воспитателя);

- беседа «Как мы заботимся о птицах зимой»;

- слушание записи «Голоса зимующих птиц».

Художественное творчество

- аппликация «Птичка»;

- рисование «Птичка на ветке»;

- лепка «Птицы на кормушке», коллективная работа «Птичий базар».

Чтение художественной литературы

- потешка «Сорока – Сорока»;

- песенка обраб. В. Викторова «Снегири»;

- сказка обраб. В. Даля «Ворона»;

- рассказ Н.Романова «Умная ворона»;

- загадки о зимующих птицах.

Наблюдение

- «Птицы за деревьями»;

- «Птицы на деревьях»;

- «Птицы на кормушках».

Работа с родителями

- изготовление кормушек;

- рисунки «Птицы зимой»;

- памятка (в уголке для родителей) «Накормим птиц зимой», «Основы экологического воспитания», «Народные приметы».

Прогнозируемые результаты:

- Расширение кругозора воспитанников о зимующих птицах.

- Приобщение родителей к жизни группы.

- Развитие навыков лепки из целого куска, рисования птиц, аппликации.

- Создание предметно-развивающей среды в группе.

- Воспитание чувств доброты, заботы, сопереживания.

Описание работы по проекту

Серия экскурсий и целевых прогулок к «птичьим столовым»

Наблюдение за кормушками:

День первый – птиц не было замечено.

День второй – прилетела одна синица.

День третий – птиц на участке появилось гораздо больше, пробовали пищу.

Последующие дни – птиц много (даже корма не оставалось после кормежки).

Результаты проекта:

Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

• Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Приложение

Наблюдения.

Наблюдения кратковременные, но частые. Воспитатель поясняет: «Сейчас насыплю крошки, семечки и отойду, чтобы не пугать птичек».

Голуби.

Воспитатель обращает внимание детей, что у голубей есть глаза – они видят корм, когда им насыпают; есть клюв – они клюют крошки; у них есть ноги – они ходят; есть хвост; у них есть крылья – они летают; голуби бывают разного цвета, разной величины. Воспитатель поясняет, что голубей называют иногда сизарями и читает стихотворение И.Токмаковой «Сизари»:

Голуби, голуби,

Раз, два, три…

Прилетели голуби,

Сизари.

Сели и нахохлились

У дверей.

Кто накормит крошками

Сизарей?

Дети говорят, как бы отвечая: «Мы накормим крошками сизарей».

Наблюдают за повадками голубей:

Они мало летают, больше ходят и при каждом шаге кивают головой; они чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы разговаривают друг с другом.

Вместе с голубями кормятся и другие птицы.

Воробьи.

Рассмотрим внешний вид, затем изучим повадки. После этого сравним птиц. (Тело голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают, но есть у них и различия: голубь больше воробья, голубь воркует – воробей чирикает, голубь ходит – воробей прыгает.)

Во время наблюдения воспитатель читает детям маленькое стихотворение про воробьёв:

Жили – были два воробушка,

Два маленьких, два хорошеньких,

Один Чик, другой Чирик,

Оба вместе Чик – Чирик!

После наблюдений за птицами дети играют в игру «Голуби и воробьи».

Дети делятся на три группы: одна – голуби, другая – воробьи, третья – дети.

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и выполнить то, о чём в нём говорится.

Рассказ: «Настала зима. Было очень холодно, и птицы хотели есть. Пришли дети, принесли зёрен, насыпали и отошли в сторону, чтобы не напугать птиц. Увидели голуби детей и полетели к ним. Голуби летят медленно, широко машут крыльями, а за ними – воробьи. У них крылышки маленькие, они быстро ими машут. Прилетели, поклевали и стали гулять. Голуби ходят и головой кивают, а воробьи рядом скачут. Голуби воркуют: ур – ур – ур, а воробьи чирикают: чик – чирик. И птицы рады, что наелись, и дети рады, что птиц накормили. Всем хорошо».

Для закрепления знаний о зимующих птицах и их повадках проводится игра «Кто прилетел на кормушку?».

Вырезаются из картона несколько знакомых детям птиц.

5-6 детей надевают на голову атрибуты птиц.

Ставится кормушка и по сигналу, дети- «птицы» летят на неё.

Остальные дети говорят, какие птицы прилетели на кормушку.

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Детям раздаются картинки с изображением птиц. Воспитатель зачитывает повадки одной из них. Ребёнок, у которого эта птица на картинке, поднимает её вверх. Дети, все вместе, обсуждают правильность ответов.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

КВН «Родители и дети»

КВН «Родители и дети» Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас необычная встреча. Мы приглашаем Вас посоревноваться со старшими дошкольниками нашего детского сада...

Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички»

Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички» Интеграция областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель: Развитие интереса к...

Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС

Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день особенно актуален. Это связано с...

Читайте также

Лепбук «Пожарная безопасность»

Лепбук «Пожарная безопасность» Уже с младшего дошкольного возраста, воспитатели и другие специалисты рассказывают детям о пожарной безопасности. Как себя вести, куда...

Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения Актуальность и перспективность опыта. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества-социальной...

Способы работы над формированием устной речи

Способы работы над формированием устной речи В основе формирования устной речи в норме лежит слуховое восприятие. При затруднении формирования устной речи...