Экологический проект
«Забота о зимующих птицах нашего края»
Для второй младшей группы
Покормите птиц
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — И не страшна
Будет им зима.
А.Яшин.
Актуальность: В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.
В ходе проекта больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.
Проблемы:
Дети мало знают о зимующих птицах, как правило, почти не обращают на них внимания и отсутствие навыков заботы о них.
Цель проекта:
формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.
Задачи:
- Формировать умение различать и называть зимующих птиц.
- Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание).
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
- Привлечь воспитанников и родителей к данной проблеме.
Тип проекта:
1. По доминирующему методу: познавательно - практический.
2. По характеру контактов: внутри детского сада, в контакте с семьей.
3. По кол-ву участников: со всеми воспитанниками второй младшей группы.
4. По продолжительности: 2 месяца.
Участники проекта:
Дети второй младшей группы, сотрудники детского сада, родители.
Этапы проекта:
- Подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор дидактического материала, художественной литературы, атрибутики, картинок и иллюстраций.
- Исследовательско-практический: наблюдения на прогулке, НОД, игры подвижные и дидактические, творческая деятельность, совместная деятельность, заучивание стихов и потешек, индивидуальная работа, взаимодействие с детьми первой младшей группы.
- Обобщающий (заключительный): выставки творческих работ, фотографий, досуг, оформление на участке.
Домашнее задание родителям:
- Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т.д.).
- Изготовить совместно с ребенком кормушку.
- Подобрать корм, развивать словарный запас.
- Выучить стихотворение о зимующих птицах.
- Подобрать загадки о зимующих птицах.
- Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
- Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.
Работа по проекту: НОД
Познание
- РЭМП «Стайка птиц» (ориентировка в пространстве).
- ФКЦМ Презентации «Забота о зимующим птицам, «Зимующие птицы нашего края», дидактические игры «Польза птиц», «Кто прилетел на кормушку?», «Зимующие птицы», «Птицы нашего края», «Корм для птиц».
Коммуникация
- заучивание стихотворений И. Токмаковой «Сизари», «Чик –Чирик»;
- рассматривание картин «Птичья столовая», «Дети кормят птиц» (рассказы детей по картинам с помощью воспитателя);
- беседа «Как мы заботимся о птицах зимой»;
- слушание записи «Голоса зимующих птиц».
Художественное творчество
- аппликация «Птичка»;
- рисование «Птичка на ветке»;
- лепка «Птицы на кормушке», коллективная работа «Птичий базар».
Чтение художественной литературы
- потешка «Сорока – Сорока»;
- песенка обраб. В. Викторова «Снегири»;
- сказка обраб. В. Даля «Ворона»;
- рассказ Н.Романова «Умная ворона»;
- загадки о зимующих птицах.
Наблюдение
- «Птицы за деревьями»;
- «Птицы на деревьях»;
- «Птицы на кормушках».
Работа с родителями
- изготовление кормушек;
- рисунки «Птицы зимой»;
- памятка (в уголке для родителей) «Накормим птиц зимой», «Основы экологического воспитания», «Народные приметы».
Прогнозируемые результаты:
- Расширение кругозора воспитанников о зимующих птицах.
- Приобщение родителей к жизни группы.
- Развитие навыков лепки из целого куска, рисования птиц, аппликации.
- Создание предметно-развивающей среды в группе.
- Воспитание чувств доброты, заботы, сопереживания.
Описание работы по проекту
Серия экскурсий и целевых прогулок к «птичьим столовым»
Наблюдение за кормушками:
День первый – птиц не было замечено.
День второй – прилетела одна синица.
День третий – птиц на участке появилось гораздо больше, пробовали пищу.
Последующие дни – птиц много (даже корма не оставалось после кормежки).
Результаты проекта:
• Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
• Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
• У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
• Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Приложение
Наблюдения.
Наблюдения кратковременные, но частые. Воспитатель поясняет: «Сейчас насыплю крошки, семечки и отойду, чтобы не пугать птичек».
Голуби.
Воспитатель обращает внимание детей, что у голубей есть глаза – они видят корм, когда им насыпают; есть клюв – они клюют крошки; у них есть ноги – они ходят; есть хвост; у них есть крылья – они летают; голуби бывают разного цвета, разной величины. Воспитатель поясняет, что голубей называют иногда сизарями и читает стихотворение И.Токмаковой «Сизари»:
Голуби, голуби,
Раз, два, три…
Прилетели голуби,
Сизари.
Сели и нахохлились
У дверей.
Кто накормит крошками
Сизарей?
Дети говорят, как бы отвечая: «Мы накормим крошками сизарей».
Наблюдают за повадками голубей:
Они мало летают, больше ходят и при каждом шаге кивают головой; они чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы разговаривают друг с другом.
Вместе с голубями кормятся и другие птицы.
Воробьи.
Рассмотрим внешний вид, затем изучим повадки. После этого сравним птиц. (Тело голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают, но есть у них и различия: голубь больше воробья, голубь воркует – воробей чирикает, голубь ходит – воробей прыгает.)
Во время наблюдения воспитатель читает детям маленькое стихотворение про воробьёв:
Жили – были два воробушка,
Два маленьких, два хорошеньких,
Один Чик, другой Чирик,
Оба вместе Чик – Чирик!
После наблюдений за птицами дети играют в игру «Голуби и воробьи».
Дети делятся на три группы: одна – голуби, другая – воробьи, третья – дети.
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и выполнить то, о чём в нём говорится.
Рассказ: «Настала зима. Было очень холодно, и птицы хотели есть. Пришли дети, принесли зёрен, насыпали и отошли в сторону, чтобы не напугать птиц. Увидели голуби детей и полетели к ним. Голуби летят медленно, широко машут крыльями, а за ними – воробьи. У них крылышки маленькие, они быстро ими машут. Прилетели, поклевали и стали гулять. Голуби ходят и головой кивают, а воробьи рядом скачут. Голуби воркуют: ур – ур – ур, а воробьи чирикают: чик – чирик. И птицы рады, что наелись, и дети рады, что птиц накормили. Всем хорошо».
Для закрепления знаний о зимующих птицах и их повадках проводится игра «Кто прилетел на кормушку?».
Вырезаются из картона несколько знакомых детям птиц.
5-6 детей надевают на голову атрибуты птиц.
Ставится кормушка и по сигналу, дети- «птицы» летят на неё.
Остальные дети говорят, какие птицы прилетели на кормушку.
Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Детям раздаются картинки с изображением птиц. Воспитатель зачитывает повадки одной из них. Ребёнок, у которого эта птица на картинке, поднимает её вверх. Дети, все вместе, обсуждают правильность ответов.
Читайте также |
---|
КВН «Родители и дети»
КВН «Родители и дети» Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас необычная встреча. Мы приглашаем Вас посоревноваться со старшими дошкольниками нашего детского сада...
Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички»
Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички» Интеграция областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель: Развитие интереса к...
Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС
Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день особенно актуален. Это связано с...