Проект: «У природы есть друзья: это мы – и ты, и я»

 

Паспорт проекта

Наименование проекта «У природы есть друзья: это мы – и ты, и я».
Основные разработчики проекта Педагоги.
Цель и задачи проекта Цель: Содействовать созданию условий для формирования у дошкольников устойчивых знаний экологического содержания.

Задачи:

1. Определить сформированность у детей основ экологического мировоззрения и культуры.

2. Углубить понимание современных форм и методов воспитания, направленных на формирование у детей осознанного отношения к природе.

3. Сформировать потребность и умение наблюдать, бережно относится к природе.

Сроки и этапы реализации проекта

2014-2015 учебный год

  1. Этап подготовительный
Составление тематического плана, изготовление оборудования в группе уголка природы.
  1. Этап основной

Проведение занятий, игр и игровых упражнений.

3. Этап заключительный

Подведение результатов проекта, мониторинг, праздник «Посвящение детей в юные экологи».

Перечень основных мероприятий - разработка системы организационных занятий;

- разработка плана игр и игровых упражнений;

- создание мини-лаборатории;

- праздник.

Исполнители проекта и основных мероприятий Педагоги, дети, родители.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта В результате выполнения проекта будет достигнут:

высокий уровень познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.

Целевая группа проекта Дети старшего дошкольного возраста.

 

1. Актуальность проекта

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе, её вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.

Чтобы не погубить себя люди просто обязаны научиться бережно, относиться к природе, а для этого надо воспитывать в себе ответственность и экологическую культуру.

В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников, так как проблема ухудшения экологического состояния нашего региона актуальна.

Формирование ответственного отношения к природе – это сложный длительный процесс.

Проект посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме ухудшения экологического состояния нашего региона. Эта малоизученная проблема стала особенно острой в свете финансового кризиса отдельных отраслей отвечающих за проблемы экологии, недостаточно образовательного уровня экологического воспитания населения.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее.

Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

В процессе опытно - экспериментальной и обучающе - познавательной деятельности дети овладели умением рассуждать, мыслить, делать выводы, самостоятельно изучать особенности явлений природы, но пришли к выводу, что ещё недостаточно сформировано, осознано правильное отношение к окружающему миру, недостаточен опыт взаимодействия детей с природой. Вследствие чего дети затрудняются обобщать знания о мире природы

Метод педагогического проектирования «У природы есть друзья: это мы – и ты, и я» направлен на эту проблему.

«С чего начать?» - первый вопрос в любом начинании. Главным решением этого вопроса - создание в учреждении экологической тропы, которая несёт большую часть доступного информационного материала, необходимого детям, для расширения их кругозора в плане познания мира природы.

Следующим решением было – разработать алгоритм действий педагогов, детей, родителей на 3 этапа проекта; тематический план учебно-игровой деятельности.

 

2. Новизна материала

Технология педагогической работы с детьми на современном этапе имеет кардинальное отличие от системы преподнесения детям знаний экологической направленности в предыдущем учебном году.

Новыми формами работы с детьми в проекте являются природоохранные акции: «Зелёная ёлочка – живая иголочка», «Покормите птиц зимой…», «Огород на окне».

В декабре берёт старт «Панорама добрых дел» - информационный стенд, в котором индивидуально представлены все хорошие поступки каждого ребёнка (на основе фотографии). Дети видят на стенде себя и других, начинают осознавать значение хорошего поступка, им становится небезразличным оценка их поведения взрослыми и детьми – это начало становления тех качеств, которые стимулируют нравственное развитие личности. «Панораму» мы вели до конца учебного года, поэтому у детей было время понять, осмыслить, сознательно менять своё поведение.

Особое место в проекте занимают занятия. За предыдущий период дети накопили много конкретных знаний о сезонных изменениях в природе, об овощах и фруктах, о домашних животных, зимующих птицах; в проекте формировались обобщённые представления, проводились занятия углубленно-познавательного типа, с помощью моделей и других форм

наглядности были показаны экологические зависимости природы.

На этих занятиях дети впервые учились «прочитывать схемы, значки, запрещающие знаки.

Важную роль в проекте играют комплексные занятия, которые имеют всесторонне развивающее значение и построены на смене видов деятельности. Экскурсия «Как растения готовятся к зиме» дети весь сентябрь наблюдали за погодой, живой природой, вели календарь наблюдений.

Затем в парке им легко было выделить существенные признаки природы и назвать, что такое время года осень, как сезон.

Следующий вид деятельности в комплексном занятии: показ осени с эстетической стороны, демонстрация репродукций знаменитых художников, то есть показ красоты природы, отраженной в искусстве.

Затем дети сами становятся «художниками», создают творческие работы на тему осени.

Создание детьми самодельных книг «Экология в картинках» - это новая форма работы с детьми – участниками проекта. После прочтения рассказа, мы ксерокопировали отрывок из него, а дети рисовали иллюстрации к его содержанию.

В конце учебного года на празднике посвящения детей в юные экологи дети демонстрировали эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы.

Не уменьшилось в проекте значение экологических игр. Игры-занятия проводились в форме путешествий, где присутствовали игровые персонажи: Флорик, Умная сова, Доктор Айболит, которые оценивали заботу детей об обитателях уголка природы, экологической тропы, огорода, цветника.

Таким образом, технология эколого-педагогической работы в проекте, базировалась на материале предыдущего возраста, а это явилось новым витком в общей системе экологического воспитания детей – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с природой.

 

3. Цели и задачи проекта

Цель проекта: Содействовать созданию условий для формирования у дошкольников устойчивых знаний экологического содержания.

Задачи:

1. Определить сформированность у детей основ экологического мировоззрения и культуры.

2. Углубить понимание современных форм и методов воспитания направленных на формирование у детей осознанного отношения к природе.

3. Сформировать потребность и умение наблюдать, бережно относится к природе.

 

4. Описание проекта по этапам

Этапы

 

Мероприятия
Для педагогов Для детей Для родителей
Подготовительный Составление тематического плана.

Оборудование в группе уголка природы.

Изготовление и приобретение пособий для проведения занятий, игр.

Диагностика.

Чтение произведений о природе.

Организация игровых занятий.

Акция «Ёлочка – живая иголочка».

 

Анкетирование.

Выпуск газеты «Разговор с родителем». Консультации.

Участие в изготовлении пособий для мини-лаборатории.

Участие в выставке поделок из природного материала.

Основной

 

Проведение занятий, познавательно -игровых мероприятий.

Выпуск газеты «Разговор с родителем».

Участие в мероприятиях, проводимых педагогами.

«Панорама добрых дел»

Кружок «Юный эколог».

Оказание помощи в организации и проведении мероприятий.
Заключительный

 

Презентация проекта.

Подведение итогов работы проекта.

Выставка рисунков.

Праздник.

«Посвящение в юные экологи».

Участие в презентации проекта.

Выставка детских рисунков.

Выпуск газеты.

 

5. Ожидаемые результаты

  • в результате выполнения проекта будет достигнут высокий уровень познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
  • сформированность у детей устойчивых навыков поведения в природном окружении.

 

6. Целевая группа проекта

  Проект адресован детям старшего дошкольного возраста.

 

7. Объем и содержание работ

«Как растения готовятся к зиме»

Представления о растениях осенью. Плоды и семена деревьев, кустарников, способы распространения семян (ветер, птицы, звери, человек). Связи между растениями и условиями среды.

«Клуб знатоков леса»

Существенные признаки птиц, зверей, насекомых. Приспособленность животных, растений к условиям жизни. Сравнение, выделение существенных признаков.

«Как живут наши пернатые друзья зимой»

Существенные признаки птиц, их питание: связь между формой клюва и питанием. Правила охраны птиц зимой. Взаимоотношения птиц во время зимовки.

«Пищевые цепочки в лесу»

Взаимодействия в экосистеме, факторы неживой природы.

Пищевая зависимость обитателей леса.

Экологически целесообразное отношение детей к природе.

«Как животные приготовились к зиме»

Приспособление зверей к зиме: линька, изменение окраски шерсти, приготовление запасов, подготовка жилища; приспособление к тяжелым зимним условиям.

«Если хочешь быть здоров»

Причины возникновения простудных заболеваний; приспособляемость человека к зимним условиям жизни. Использование средств народной медицины при простудных заболеваниях.

«Комнатные растения - спутники нашей жизни»

Строение растений, уход за ними, вредители комнатных растений, размножение.

«Почему земля кормит»

Исследовательская деятельность, опыты. Компоненты, входящие в состав почвы: соли, песок, глина, воздух, вода, перегной.

Праздник «Посвящение детей в юные экологи»

Обобщение знаний детей экологического содержания по проекту «Экология в занятиях».

 

8. Ресурсы

  • Российская Федерация Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» (в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 №118-ФЗ).
  • «Программа воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста в детском саду» «РАДУГА» / Под редакцией Т.Н. Дороновой.
  • Периодические издания.
  • Подборка методической и художественной литературы
  • Уголок мини-лаборатории.
  • Уголок природы.
  • Огород на окне.
  • Наглядно-методические пособия.

 

Список литературы.

  1. В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 - 72 с
  2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. — 496 с, ил. — Прил.: 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): зв.; 12 см. - С.317, 329, 337, 350, 354, 370, 395, 400, 424.
  3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. лед. учеб, заведений. — 3-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 224 с.
  4. Рыжова Н.А, ПРОГРАММА «НАШ ДОМ — ПРИРОДА»: Блок занятий «Л и Природа»/Текст публикуется в авторской редакции. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.— 192 с: ил.
  5. Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). — М.: Мозаика-Синтез, 2006.— 160с.
  6. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных  учреждениях:  информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 286 с.
  7. Рыжова Н.А. Почва — живая земля; Блок занятий «Почва»/ Научи, консультант канд. геол.-минерал, наук И.Н. Рыжов; Текст публикуется в авторской редакции. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. - 128 с: ил.
  8. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни» / Научн. консультант канд. геол.-минерал, наук И.Н. Рыжов; Текст публикуется в авторской редакции. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК А», 2005. — 224 с: ил.
  9. Тугушева Г. П., Чистякова А Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 128 с, ил. - С.46, 47, 48, 53, 55, 56, 59, 64,116.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР). Тематическая…

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР) Тематическая неделя: «Домашние животные и птицы» Словарь. Существительные: животные, кот, котенок, собака, щенок, корова...

Развлечение в младшей разновозрастной группе «Осень в гости к нам…

Развлечение в младшей разновозрастной группе «Осень в гости к нам пришла» Цель: закрепить и уточнить знания детей о природе. Задачи: - закрепление знания...

Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с…

Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с детьми младшей группы» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей...

Читайте также

Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник…

Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник воздушных шаров» Цель: вызвать у детей хорошее настроение и чувство сплоченности в коллективе. Задачи: Закрепить...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшей группы с элементами квеста…

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшей группы с элементами квеста «Знакомство с творчеством А. Барто. Заучивание стихотворения «Зайка» Цель: Познакомить ребят...

Использование ИКТ в развитии ребенка младшего дошкольного возраста

Использование ИКТ в развитии ребенка младшего дошкольного возраста (Опыт работы) ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело...