Проект: «У природы есть друзья: это мы – и ты, и я»
Паспорт проекта
Наименование проекта | «У природы есть друзья: это мы – и ты, и я». |
Основные разработчики проекта | Педагоги. |
Цель и задачи проекта | Цель: Содействовать созданию условий для формирования у дошкольников устойчивых знаний экологического содержания.
Задачи: 1. Определить сформированность у детей основ экологического мировоззрения и культуры. 2. Углубить понимание современных форм и методов воспитания, направленных на формирование у детей осознанного отношения к природе. 3. Сформировать потребность и умение наблюдать, бережно относится к природе. |
Сроки и этапы реализации проекта
2014-2015 учебный год |
Проведение занятий, игр и игровых упражнений. 3. Этап заключительный Подведение результатов проекта, мониторинг, праздник «Посвящение детей в юные экологи». |
Перечень основных мероприятий | - разработка системы организационных занятий;
- разработка плана игр и игровых упражнений; - создание мини-лаборатории; - праздник. |
Исполнители проекта и основных мероприятий | Педагоги, дети, родители. |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | В результате выполнения проекта будет достигнут:
высокий уровень познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней. |
Целевая группа проекта | Дети старшего дошкольного возраста. |
1. Актуальность проекта
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе, её вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.
Чтобы не погубить себя люди просто обязаны научиться бережно, относиться к природе, а для этого надо воспитывать в себе ответственность и экологическую культуру.
В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников, так как проблема ухудшения экологического состояния нашего региона актуальна.
Формирование ответственного отношения к природе – это сложный длительный процесс.
Проект посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме ухудшения экологического состояния нашего региона. Эта малоизученная проблема стала особенно острой в свете финансового кризиса отдельных отраслей отвечающих за проблемы экологии, недостаточно образовательного уровня экологического воспитания населения.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее.
Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.
В процессе опытно - экспериментальной и обучающе - познавательной деятельности дети овладели умением рассуждать, мыслить, делать выводы, самостоятельно изучать особенности явлений природы, но пришли к выводу, что ещё недостаточно сформировано, осознано правильное отношение к окружающему миру, недостаточен опыт взаимодействия детей с природой. Вследствие чего дети затрудняются обобщать знания о мире природы
Метод педагогического проектирования «У природы есть друзья: это мы – и ты, и я» направлен на эту проблему.
«С чего начать?» - первый вопрос в любом начинании. Главным решением этого вопроса - создание в учреждении экологической тропы, которая несёт большую часть доступного информационного материала, необходимого детям, для расширения их кругозора в плане познания мира природы.
Следующим решением было – разработать алгоритм действий педагогов, детей, родителей на 3 этапа проекта; тематический план учебно-игровой деятельности.
2. Новизна материала
Технология педагогической работы с детьми на современном этапе имеет кардинальное отличие от системы преподнесения детям знаний экологической направленности в предыдущем учебном году.
Новыми формами работы с детьми в проекте являются природоохранные акции: «Зелёная ёлочка – живая иголочка», «Покормите птиц зимой…», «Огород на окне».
В декабре берёт старт «Панорама добрых дел» - информационный стенд, в котором индивидуально представлены все хорошие поступки каждого ребёнка (на основе фотографии). Дети видят на стенде себя и других, начинают осознавать значение хорошего поступка, им становится небезразличным оценка их поведения взрослыми и детьми – это начало становления тех качеств, которые стимулируют нравственное развитие личности. «Панораму» мы вели до конца учебного года, поэтому у детей было время понять, осмыслить, сознательно менять своё поведение.
Особое место в проекте занимают занятия. За предыдущий период дети накопили много конкретных знаний о сезонных изменениях в природе, об овощах и фруктах, о домашних животных, зимующих птицах; в проекте формировались обобщённые представления, проводились занятия углубленно-познавательного типа, с помощью моделей и других форм
наглядности были показаны экологические зависимости природы.
На этих занятиях дети впервые учились «прочитывать схемы, значки, запрещающие знаки.
Важную роль в проекте играют комплексные занятия, которые имеют всесторонне развивающее значение и построены на смене видов деятельности. Экскурсия «Как растения готовятся к зиме» дети весь сентябрь наблюдали за погодой, живой природой, вели календарь наблюдений.
Затем в парке им легко было выделить существенные признаки природы и назвать, что такое время года осень, как сезон.
Следующий вид деятельности в комплексном занятии: показ осени с эстетической стороны, демонстрация репродукций знаменитых художников, то есть показ красоты природы, отраженной в искусстве.
Затем дети сами становятся «художниками», создают творческие работы на тему осени.
Создание детьми самодельных книг «Экология в картинках» - это новая форма работы с детьми – участниками проекта. После прочтения рассказа, мы ксерокопировали отрывок из него, а дети рисовали иллюстрации к его содержанию.
В конце учебного года на празднике посвящения детей в юные экологи дети демонстрировали эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы.
Не уменьшилось в проекте значение экологических игр. Игры-занятия проводились в форме путешествий, где присутствовали игровые персонажи: Флорик, Умная сова, Доктор Айболит, которые оценивали заботу детей об обитателях уголка природы, экологической тропы, огорода, цветника.
Таким образом, технология эколого-педагогической работы в проекте, базировалась на материале предыдущего возраста, а это явилось новым витком в общей системе экологического воспитания детей – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с природой.
3. Цели и задачи проекта
Цель проекта: Содействовать созданию условий для формирования у дошкольников устойчивых знаний экологического содержания.
Задачи:
1. Определить сформированность у детей основ экологического мировоззрения и культуры.
2. Углубить понимание современных форм и методов воспитания направленных на формирование у детей осознанного отношения к природе.
3. Сформировать потребность и умение наблюдать, бережно относится к природе.
4. Описание проекта по этапам
Этапы
|
Мероприятия | ||
Для педагогов | Для детей | Для родителей | |
Подготовительный | Составление тематического плана.
Оборудование в группе уголка природы. Изготовление и приобретение пособий для проведения занятий, игр. |
Диагностика.
Чтение произведений о природе. Организация игровых занятий. Акция «Ёлочка – живая иголочка».
|
Анкетирование.
Выпуск газеты «Разговор с родителем». Консультации. Участие в изготовлении пособий для мини-лаборатории. Участие в выставке поделок из природного материала. |
Основной
|
Проведение занятий, познавательно -игровых мероприятий.
Выпуск газеты «Разговор с родителем». |
Участие в мероприятиях, проводимых педагогами.
«Панорама добрых дел» Кружок «Юный эколог». |
Оказание помощи в организации и проведении мероприятий. |
Заключительный
|
Презентация проекта.
Подведение итогов работы проекта. |
Выставка рисунков.
Праздник. «Посвящение в юные экологи». |
Участие в презентации проекта.
Выставка детских рисунков. Выпуск газеты. |
5. Ожидаемые результаты
- в результате выполнения проекта будет достигнут высокий уровень познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
- сформированность у детей устойчивых навыков поведения в природном окружении.
6. Целевая группа проекта
Проект адресован детям старшего дошкольного возраста.
7. Объем и содержание работ
«Как растения готовятся к зиме»
Представления о растениях осенью. Плоды и семена деревьев, кустарников, способы распространения семян (ветер, птицы, звери, человек). Связи между растениями и условиями среды.
«Клуб знатоков леса»
Существенные признаки птиц, зверей, насекомых. Приспособленность животных, растений к условиям жизни. Сравнение, выделение существенных признаков.
«Как живут наши пернатые друзья зимой»
Существенные признаки птиц, их питание: связь между формой клюва и питанием. Правила охраны птиц зимой. Взаимоотношения птиц во время зимовки.
«Пищевые цепочки в лесу»
Взаимодействия в экосистеме, факторы неживой природы.
Пищевая зависимость обитателей леса.
Экологически целесообразное отношение детей к природе.
«Как животные приготовились к зиме»
Приспособление зверей к зиме: линька, изменение окраски шерсти, приготовление запасов, подготовка жилища; приспособление к тяжелым зимним условиям.
«Если хочешь быть здоров»
Причины возникновения простудных заболеваний; приспособляемость человека к зимним условиям жизни. Использование средств народной медицины при простудных заболеваниях.
«Комнатные растения - спутники нашей жизни»
Строение растений, уход за ними, вредители комнатных растений, размножение.
«Почему земля кормит»
Исследовательская деятельность, опыты. Компоненты, входящие в состав почвы: соли, песок, глина, воздух, вода, перегной.
Праздник «Посвящение детей в юные экологи»
Обобщение знаний детей экологического содержания по проекту «Экология в занятиях».
8. Ресурсы
- Российская Федерация Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» (в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 №118-ФЗ).
- «Программа воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста в детском саду» «РАДУГА» / Под редакцией Т.Н. Дороновой.
- Периодические издания.
- Подборка методической и художественной литературы
- Уголок мини-лаборатории.
- Уголок природы.
- Огород на окне.
- Наглядно-методические пособия.
Список литературы.
- В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 - 72 с
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. — 496 с, ил. — Прил.: 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): зв.; 12 см. - С.317, 329, 337, 350, 354, 370, 395, 400, 424.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. лед. учеб, заведений. — 3-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 224 с.
- Рыжова Н.А, ПРОГРАММА «НАШ ДОМ — ПРИРОДА»: Блок занятий «Л и Природа»/Текст публикуется в авторской редакции. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.— 192 с: ил.
- Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). — М.: Мозаика-Синтез, 2006.— 160с.
- Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 286 с.
- Рыжова Н.А. Почва — живая земля; Блок занятий «Почва»/ Научи, консультант канд. геол.-минерал, наук И.Н. Рыжов; Текст публикуется в авторской редакции. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. - 128 с: ил.
- Рыжова Н.А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни» / Научн. консультант канд. геол.-минерал, наук И.Н. Рыжов; Текст публикуется в авторской редакции. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК А», 2005. — 224 с: ил.
- Тугушева Г. П., Чистякова А Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 128 с, ил. - С.46, 47, 48, 53, 55, 56, 59, 64,116.
Читайте также |
---|
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР). Тематическая…
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР) Тематическая неделя: «Домашние животные и птицы» Словарь. Существительные: животные, кот, котенок, собака, щенок, корова...
Развлечение в младшей разновозрастной группе «Осень в гости к нам…
Развлечение в младшей разновозрастной группе «Осень в гости к нам пришла» Цель: закрепить и уточнить знания детей о природе. Задачи: - закрепление знания...
Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с…
Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с детьми младшей группы» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей...