Проект «Частички мудрости народной»

(Разработан для детей специализированной подготовительной группы с нарушениями речи)

 

Актуальность проекта

 

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, загадками, сказками, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В то же время, в русском фольклоре каким – то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность, что способствует развитие таких компонентов речи как слоговая структура, фонематический анализ и синтез. Помимо этого расширяется и обогащается словарь детей.

В используемой нами коррекционной программе уделяется недостаточно внимания работе с малыми фольклорными формами, нет системности в этой работе.

Исходя из всего вышеизложенного, и вытекает актуальность этого проекта.

Цель проекта Приобщение дошкольников к народной культуре. Изучение малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки и т.д.). Совершенствование произносительной стороны речи на материале малых фольклорных форм.
Предполагаемый результат
  • Формирование у детей интереса к народной культуре.
  • Правильное и осознанное употребление детьми малых фольклорных форм в речи.
  • Формирование фонематического анализа и синтеза на материале пословиц, поговорок, загадок.
  • Вовлечение родителей в продуктивную деятельность детей.
Сроки реализации проекта Проект среднесрочный. Продолжительность проекта с октября по декабрь (включительно).
Тема «Частички мудрости народной».
Задачи
  • Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
  • Проводить коррекцию недостатков речевого развития дошкольников в ходе работы с малыми фольклорными формами (поговорки, скороговорки, пословицы, и т.д.).
  • Познакомить детей и родителей с произведениями устного народного творчества, используемыми в рамках проекта.
  • Формировать правильное понимание и употребление в собственной речи пройденных пословиц и поговорок.
  • Расширять читательский кругозор дошкольников
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Совершенствовать систему взаимодействия между участниками проекта.
Участники проекта
  • Заказчики: Министерство образования, управление образованием, учителя начальных классов, родители.
  • Исполнители: учитель-логопед, воспитатель логопедической группы, родители, дети.
  • Руководители: заведующая детским садом.
Продукт
  • Презентация детско-родительских творческих работ на тему: «Частички мудрости народной».
  • Информационная папка с материалами проекта по работе с малыми фольклорными формами, содержащая:
  • Тексты используемых пословиц, поговорок, скороговорок.
  • Подборки подвижных и пальчиковых игр на материале малых фольклорных форм.
  • Конспект интеллектуальной викторины для детей.
  • Конспект итогового образовательного мероприятия.
Возможные риски
  • Отсутствие заинтересованности родителей и несерьезное отношение их к выполнению предложенных заданий.
Пути преодоления: Личные беседы с родителями, наглядная информация в родительских уголках о необходимости данной работы.
  • Неспособность отдельных детей к усвоению предложенного материала.

Пути преодоления: Составление упрощенных вариантов заданий с учетом индивидуальных особенностей детей.

Ресурсы
  • Материальные ресурсы: приобретение бумаги, файлов, папок-скоросшивателей.
  • Информационные ресурсы: Интернет, литература по теме.
  • Кадровые ресурсы: учитель-логопед, воспитатель логопедической группы, заинтересованные специалисты ДОУ.
Управление проектом
  • Подготовка и проведение образовательных мероприятий, ответственный учитель – логопед.
  • Закрепление изученного детьми материала по малым фольклорным формам, изготовление творческих работ, ответственные – родители.
  • Передача индивидуальных заданий родителям, ответственный – воспитатель логопедической группы.
  • Подготовка электронной презентации, ответственный - учитель-логопед.
План реализации проекта
1 этап. Организационный (октябрь).
  • Сбор информации по использованию малых фольклорных форм в работе с детьми с нарушениями речи: Интернет, литературные источники.
  • Подбор речевого материала из малых фольклорных форм с изучаемыми звуками.
  • Подбор иллюстративного и демонстрационного материала по малым фольклорным формам.
  • Написание фрагментов конспектов образовательных мероприятий по работе с пословицами, поговорками на период с ноября по декабрь.
  • Беседа с родителями: «Знакомство с проектом. Зачем нужны пословицы и поговорки».
  • Оформление е родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
2 этап. Реализация проекта (ноябрь).
  • Разучивание присказок, поговорок, пословиц, скороговорок с изучаемыми звуками в ходе образовательной подгрупповой и индивидуальной деятельности.
  • Закрепление изученного речевого материала совместно с родителями, еженедельно (по тетрадям для индивидуальной логопедической работы).
  • Изготовление подборки подвижных и пальчиковых игр на материале малых фольклорных форм, презентация ее в родительском уголке.
  • Интеллектуальная викторина для детей: «Кто знаньям горазд, тому не пропасть».
  • Выполнение совместно с родителями творческих работ по любой пословице, поговорке, скороговорке.
  • Посиделки у самовара совместно с родителями: «Сядем рядком, поговорим ладком».
3 этап. Итоговый (декабрь).
  • Итоговое образовательное мероприятие: «Друг за дружку держаться – ничего не бояться».
  • Приготовление электронной презентации
детско-родительских творческих работ.
  • Обобщение опыта работы по реализации проекта.
Перспективы распространения результатов
  • Создание информационной папки с материалами проекта для последующего использования другими участниками образовательного процесса.
  • Размещение материалов проекта в сети Интернет.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование). …

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование). «Великолепная Дымка» Цель: Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для...

Критерии оценки деятельности воспитателя комбинированных и компенсирующих групп дошкольной образовательной…

Критерии оценки деятельности воспитателя комбинированных и компенсирующих групп дошкольной образовательной организации (ДОО) На современном этапе развития системы образования особое внимание уделяется...

Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР)…

Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР) старшей группы по теме «Дружные зайчата» (лепка из пластилина) Цель: создать...

Читайте также

Проект «Животные Национального парка Лосиный остров»

Проект «Животные Национального парка Лосиный остров»

Дидактическая игра «Выбери профессию»

Дидактическая игра «Выбери профессию» Для детей 4-5 лет Аннотация: Дидактическая игра «Выбери профессию» предназначена для детей 4-5 лет. Игра направлена на развитие памяти...

Физкультурное занятие с элементами хат-ха йоги «В здоровом теле –…

Физкультурное занятие с элементами хат-ха йоги «В здоровом теле – здоровый дух» Цели. 1. Укрепление физического и психического здоровья детей, а именно...