Проект на тему:
«Развитие воображения детей дошкольного возраста через использование элементов изобразительного творчества»

 

Продолжительность проекта: с сентября по май (долгосрочный).

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители, педагоги.

Возраст детей: 3-4 года.

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество – одна из главных задач дошкольного воспитания. Это определило тему исследования: «Развитие воображения детей дошкольного возраста через использование элементов изобразительного творчества».

Цель проекта: Развитие изобразительных умений и расширение диапазона творческих проявлений дошкольников.

Гипотеза: Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком, была развита речь.

Длительность работы: Данная работа проводилась в течение года с детьми 3-4 лет. Работу в течение каждого года я разделила на несколько этапов.

Первый этап - организационно-методический. Начальный период предполагает изучение и анализ психолого-педагогических источников. Были определены методологические и теоретические основы опыта, обнаружена проблема, поставлена цель. На данном этапе опыта я ставила перед собой следующие задачи:

1) определить проявления творчества у детей в изобразительной деятельности в условиях дошкольного учреждения;

2) проанализировать данные анкетирования родителей с точки зрения проявления творчества детей дома и мониторинга развития творческих способностей в дошкольном учреждении.

Второй этап - структурно-содержательный. Он заключался в решении задач за счет создания педагогических условий, и предполагал использование нетрадиционных техник рисования, направленных на творческое развитие детей 3-4 лет при организации творческой изобразительной деятельности. На этом этапе проводилось:

I. Создание единого образовательного пространства для работы по изобразительной деятельности, обеспечивающей раскрытие и развитие творческих способностей детей в условиях дошкольного учреждения.

2. Индивидуальное обучение или обучение в малых группах.

3. Организация и проведение обучающих семинаров с педагогами.

Третий этап - контрольно-аналитический. Заключался в проверке успешности выбранных нами методов работы.

Он предусматривает следующую работу:

1. Отслеживание и анализ результатов работы по целенаправленному выявлению проявления творчества у детей 3-4 лет.

2. Подготовка методических материалов по использованию элементов изобразительного творчества в работе с детьми дошкольного возраста, оформление материалов опыта.

Предполагаемые результаты проекта:

- у детей вырастет уровень творческого воображения;

- расширится и обогатится словарный запас;

- увеличится интерес к изо деятельности.

Содержание деятельности:

  1. Изучение программы и методических рекомендаций, парциальной методики.
  2. Анкетирования родителей с точки зрения проявления творчества детей дома.
  3. Мониторинг развития творческих способностей в дошкольном учреждении.
  4. Консультация для педагогов «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе организованной образовательной деятельности», семинар «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста».
  5. Знакомство детей с окружающим миром.
  6. Чтение книг.
  7. Разнообразные методы и приемы, игры, варьирование обстановки, в которой проводится изо деятельность: дети могут рисовать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человека; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, полукругом, сидя и лежа на ковре. Важно, чтобы организация ООД соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать. Это предает ребенку уверенности в действии, и он начинает действовать самостоятельно.
  8. Образец, который выполняется в присутствии детей, правильное выполнение, а также использование для образца мелкие игрушки, картинки, иллюстрации.
  9. Программа и методические рекомендации, парциальные методики.
  10. ООД. Например:

Тема: «Осень, растения, фрукты»

1. «Падают, падают листья»

Учить детей рисовать осенние листочки приёмом ритмичного «примакивания». Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к ярким и красивым явлениям природы.

2. «Дождь, дождь».

Продолжать учить детей рисовать приёмом «примакивания», знакомить с синим цветом. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

3. «Сороконожка в магазине»

Учить рисовать сложные по форме изображения на основе волнистой линии, согласовывать пропорции листа бумаги (фона) и задуманного образа, развивать способности к восприятию цвета и формы как основных средств художественной выразительности.

  1. Уголок продуктивного творчества, где собраны необходимые средства для изобразительной деятельности в удобном и доступном для детей месте. Каждый ребенок имеет возможность здесь для самостоятельного творчества, что помогает развитию интересов и способностей.

Оборудование и материалы продуктивной зоны составляют: различные изо-средства – гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые и цветные мелки, ручки, простые карандаши, пластилин, фломастеры; кисточки, палочки, ватные палочки, трубочки, щетки зубные, расчески, трафареты, бумага различной фактуры (для рисования, писчая, газетная, цветная, картон, обои, салфетки).

Все детские работы просматриваются совместно с детьми и анализируются, даётся положительная оценка детских работ, тем самым, вызывая желание трудиться дальше.

  1. Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребёнка, которая отражает результаты работы по какому-то направлению (например, в рисовании). Родители просматривают их в конце недели, либо в конце месяца.

Это вызывает эмоциональный подъем и хорошее настроение у детей.

Малыши могут порадоваться ярким, красочным рисункам, назвать, что они изобразили.

Так же очень важно время от времени рассматривать детские работы вместе с родителями. Это помогает родителям больше узнавать о жизни детей в детском саду, их интересах и постепенном овладении изобразительной деятельностью. А дети, видя внимание к их творчеству, работают еще старательнее.

  1. Оформление на стенде «Наше творчество», а также использование рисунков в жизни дошкольного учреждения, в оформлении праздников, игр детей, помещений детского сада, эпизодические выставки детского изобразительного творчества.
  2. Сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования. Применение доступных для данного возраста нетрадиционных способов рисования.

1. Рисование пальчиками.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. Рисование ладошкой.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Оттиск пробкой.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

4. Оттиск печатками картофеля (то же поролоном и пенопластом).

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Применение других вариантов нетрадиционного рисования.

  1. Проведение ООД для педагогов на тему «Рисуем без кисти»

 

Проведение ООД для педагогов на тему «Рисуем без кисти»

 

Вывод: Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

 

Литература.

1. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет / Д.Н. Колдина.- М.: Мозаика- Синтез, 2011.

2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. -

3. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: «Литера», 2008.

4. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка. М.: «Издательство Гном и Д», 2008.

5. Педагогический опыт, опубликованный в интернете.

6. Жукова О.Г., Дьяченко И.И. Волшебные ладошки, Волшебные краски. -М: Арукти, 2008.

7. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983.

8. Климова, Е.П. "Художественно эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия" / Е.П. Климова. – Волгоград: "Учитель", 2007.

9. Образовательная система «Школа 2100». «Детский сад 2100». Образовательная программа для детей раннего возраста (2–3 года). Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2012.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку»

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку» Цель: Учить детей применять приобретенные знания в измененных игровых ситуациях, формировать умение...

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной…

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной активности и наблюдения на улице»

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Читайте также

Использование приёмов мнемотехники в работе логопеда для развития связной речи…

Использование приёмов мнемотехники в работе логопеда для развития связной речи дошкольников

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава…

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава Армии родной» Цели и задачи: Формировать представления детей о государственном празднике –...

Влияние фольклора на эмоциональное благополучие детей раннего возраста в период…

Влияние фольклора на эмоциональное благополучие детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ «Фольклор – есть всему начало». М. Горький. Период адаптации детей...