План по самообразованию воспитателя старшей группы
Тема: «Развитие элементарных математических представлений. Ориентировка в пространстве и времени»
Месяц | Источники | Цель | Результат | Формы работы | ||
Сентябрь | «Педагогическая диагностика» Е.Г.Юдина.
«Работа с родителями в ДОУ» О.И.Давыдова. |
Выявление уровня знаний детей по данной теме.
Грамотное проведение социального опроса родителей. |
Диагностика детей, составление списка.
Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности детей 5-6 лет.
|
Организационно-диагностический
1. Исследования количественных представлений. – «Зажги звёзды». – «Сосчитай сколько раз хлопну». 2. Исследование знаний о геометрических фигурах. – «Геометрическая мозаика». – «Почини коврик». 3. Исследование умения ориентироваться в пространстве. – «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за». – «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке). 4. Исследование ориентировки во времени. – «Обозначений части суток». – «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра». |
||
Октябрь
|
«Ориентировка в пространстве» Т.Мусейнова – кандидат пед. наук.
«Развиваем восприятие и воображение» А.Левина. |
Формирование представлений о собственном теле, отдельных частях тела, о парных органах. Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве с помощью слуха.
Развитие умения понимать смысл пространственных отношений. Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками.
|
Конкурс рисунков на тему «Это я».
Создание фотоальбома «Мы растём». Создание картотек: «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковые игры», «Дыхательные упражнения». Консультация для родителей «Береги себя». |
Основная часть.
Ориентировка в пространстве.
1.Ориентировка на себе.
Изучение строения тела человека (плакат). Практические упражнения (показать назначение каждого сустава, органа). Дидактические игры: «Кто это?», «Узнай по голосу», «Угадай по запаху», «Найди на ощупь», «Определи на вкус». Подвижная игра «Замри» 2. Ориентировка с помощью слуха. Передвижение в названном направлении. Игры: - «Иди в ту сторону, откуда позвали»; - «Угадай, кто позвал»; - «Иди на звук колокольчика»; - «Быстро движется или медленно?». Дидактические игры: «Дударь», «Лабиринт дорожек».
|
||
Ноябрь | «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А.А. Смоленцева
«Развиваем восприятие и воображение» А. Левина. «Здравствуй мир» А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова. |
Активизация в речи пространственных терминов: выше, ниже, спереди, сзади, между, выше, чем, над, под и т.п.
Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве относительно предмета. Продолжение совершенствования умения ориентироваться относительно себя. Развитие умения понимать смысл пространственных отношений относительно себя. |
Создание картотеки с дидактическими играми на пространственные представления.
Практические задания на ориентировку вправо, влево. Консультация для родителей «Ориентировка детей в окружающем мире».
|
Ориентировка в пространстве относительно предмета –впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета.
Игры: - «Поставь чайник справа от чашки, за чашкой, перед чашкой….»; - «Что находится слева от …?»; - «Расскажи, где находится шкаф, стул…». Ориентировка относительно себя - назад, вверх, вниз, направо, налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева. Игры: - «Найди игрушки»; - «Куда пойдёшь, что найдёшь»; - «Покажи флажком вперёд, направо…»; - - «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя» |
||
Декабрь | «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
«Математика в старшей группе» В.П. Новикова.
|
Совершенствование умения ориентироваться в здании детского сада. Развитие зрительно – двигательной ориентировки, понимание словесных инструкций и соотношение их с практическими действиями, использование пространственных терминов: ближе чем, дальше чем, справа от, слева от. | Экскурсия по детскому саду с Незнайкой. Изготовление плана – здания.
Домашнее задание: составление рассказа «Моя комната». Конкурс рисунков «Наша группа». Изготовление карт – схем для поиска сокровищ. Создание фотоальбома «Путешествуем по родному посёлку». Конкурс рисунков «Мой детский сад». Консультация для родителей «Есть ли правила на улице». |
Ориентировка в помещении детского сада.
Знакомство с планом детского сада.
Дидактические игры: «Где чей дом?» Подвижные игры: «Угадай, где я?», «Спрятанные предметы», «Где старшая группа?». Ориентировка на участке. Подвижные игры: «Наш участок», «Охотники за кладом», «Изучаем схемы». Ориентировка на улице. Беседы по ПДД. Беседа «Мой дом, моя крепость». Практическое занятие «Улица полна неожиданностей».
|
||
Январь | «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» А. М. Леушина.
«Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста» Т.Д. Рихтерман. «Математика в детском саду» Л.С.Метлина. |
Формирование знаний детей о временных рамках при использовании различных моделей часов
Развитие исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения детей. Активизация деятельности родителей в творческой, познавательной, практической областях жизни ДОУ. |
Подбор иллюстраций о часах.
Обновление и дополнение экспонатов в мини-музее «Тик-так». Картотека стихотворений о времени, о часах Просмотр слайд – шоу «Как возникли часы?», «Время и часы». Просмотр: «Сказка о потерянном времени». Эксперименты: «Солнечные часы», «Песочные часы». Конкурс рисунков «Часы – мечты». Выставка поделок «Мои наручные часы». Создание и оформление папки – энциклопедии «Часы». Консультация для родителей «Как научить ребёнка разбираться с часами и временем». |
Ориентировка во времени 1.Время, часы.
Беседа: «Для чего нужны часы?» Стихи о времени, о часах («Минута», «Часы», «Королевство минуток», «Там на мамином комоде», «Время времечко бежит»). Пословицы (про минуту, про час, про время). Загадки. Составление сказки «В стране часов». Дидактические игры: «Поставь стрелку на часах», «Точное время», «Определи который час», «Правильное время». Игра – пазл «Время». Игра – лото «Детям о времени». Сложи картинку «Часы». Сюжетно – ролевые игры: «В магазине часов», «Часовая мастерская», «Часовщик». Подвижные игры: «Часы пробили ровно час», «Стрелки», «Бой курантов». Физкультминутки: «Часы», «А часы идут – идут», «Часики», «Утро – день – вечер – ночь». Зарядка «Часы» Пальчиковая гимнастика «Часы». |
||
Февраль | «Беседы о пространстве и времени» Т.А.Шорыгина.
«Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи» А.В.Каменченко.
|
Совершенствование умения ориентироваться во времени (части суток, вчера, сегодня, завтра)
Развитие активного словаря по теме. |
Изготовление модели «машины времени».
Калейдоскоп математических игр «Ориентировка во времени». Брейн–ринг. Практикум «Делу время, потехе – час». Выставка рисунков «День и ночь». Консультация для родителей «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста». |
2. Части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели.
Беседа «Наша неделя», «Каков Емеля, такова и неделя». Составление рассказа по картине «Режим дня». Беседа «Что мы делали вчера, будем делать сегодня и завтра». Чтение Г.Остер «38 попугаев. Завтра будет завтра». Заучивание стихотворения Е. Стеквашова «Неделя». Словесная дидактические игры: «Дни недели», «Назови скорее», «Продолжай», «Распорядок дня», «Когда это бывает» (части суток). Подвижные игры: «Неделька стройся», «Живая неделя», «День – ночь». |
||
Март | «Пословицы и поговорки детям дошкольного возраста (о годе, временах года, месяцах).И.Л.Гейченко, О.Г.Шавина.
«Путешествие во времени» Т.В.Владимирова, Л.А.Халидулина. |
Совершенствование представлений о временных изменениях, взаимосвязи между временем и природными явлениями.
Закрепление представления о временах года. |
Коллективная аппликация «Модель года».
Создание картотеки с загадками, пословицами, поговорками, стихами по данной теме. Выставки детских работ по месяцам: «Портрет Марта» и т.д. |
3. Времена года. Месяцы.
Составление рассказов о годе, опираясь на коллаж «Времена года». Чтение Т.Бобкова «Круглый год». Беседа «Времена года и одежда человека». Дидактические игры: «Времена года», «Как мы меняемся», «Так бывает или нет?», «Четвёртый лишний», «Времена года, месяцы по порядку становись». Подвижные игры: «Лови – бросай месяцы называй», «Лови – бросай времена года называй».
|
||
Апрель | «Детям о времени.
Популярное пособие для родителей и педагогов» Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. «Учим играя» Э.Л.Сухарева. |
Развитие познавательно – исследовательской деятельности.
Обогащение познания о календарях. Формирование интереса к разным видам конструирования календарей. |
«Изготовление календаря» (практическое пособие).
Создание коллекции «Календари» (привлечение родителей). Викторина «Наш весёлый календарь». Коллективные работы: «Календарь дней рождений детей группы», «Календарь праздников в детском саду».
|
4. Календарь.
Беседы: «Как появился календарь?», «Древние календари», «Календари разных народов». «Знакомство с календарём» (практические задания). Чтение Е.Шварца «Народный календарь – месяцеслов». Дидактические игры: «Восточный календарь» Игры с отрывным календарём «Разложи по порядку». Прослушивание песни «Звёздный календарь» муз. А. Ермолова, сл. А.Морозова. Лепка (пластилинография) «Восточный календарь». |
||
Май | Педагогическая диагностика» Е.Г.Юдина.
«Работа с родителями в ДОУ» О.И.Давыдова. |
Проверка уровня сформированности знаний детей по данной теме самообразования. | Итоговая диагностика детей за год.
Итоговое родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее». |
Заключительная часть.
1. Исследования количественных представлений. – «Зажги звёзды». – «Сосчитай сколько раз хлопну». 2. Исследование знаний о геометрических фигурах. – «Геометрическая мозаика». – «Почини коврик». 3. Исследование умения ориентироваться в пространстве. – «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за». – «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке). 4. Исследование ориентировки во времени. – «Обозначений части суток». – «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра». |
Читайте также |
---|
Рабочая программа воспитателя средней группы (4-5 года)
Рабочая программа воспитателя средней группы (4-5 года)
Обучение спортивным играм в детском саду
Обучение спортивным играм в детском саду Цель работы: рассмотреть спортивные игры и упражнения, как элемент помогающий решить основные задачи физического воспитания...
Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с…
Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ДО Современное общество и ФГОС ДО требует, чтоб педагог владел...