План по самообразованию воспитателя старшей группы
Тема: «Развитие элементарных математических представлений. Ориентировка в пространстве и времени»

 

Месяц Источники Цель Результат Формы работы
Сентябрь «Педагогическая диагностика» Е.Г.Юдина.

«Работа с родителями в ДОУ» О.И.Давыдова.

Выявление уровня знаний детей по данной теме.

Грамотное проведение социального опроса родителей.

Диагностика детей, составление списка.

Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности детей 5-6 лет.

 

Организационно-диагностический

1. Исследования количественных представлений. – «Зажги звёзды». – «Сосчитай сколько раз хлопну».

2. Исследование знаний о геометрических фигурах. – «Геометрическая мозаика». – «Почини коврик».

3. Исследование умения ориентироваться в пространстве. – «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за». – «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).

4. Исследование ориентировки во времени. – «Обозначений части суток». – «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра».

Октябрь

 

«Ориентировка в пространстве» Т.Мусейнова – кандидат пед. наук.

«Развиваем восприятие и воображение» А.Левина.

Формирование представлений о собственном теле, отдельных частях тела, о парных органах. Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве с помощью слуха.

Развитие умения понимать смысл пространственных отношений.

Формирование дружеских взаимоотношений

со сверстниками.

 

Конкурс рисунков на тему «Это я».

Создание фотоальбома «Мы растём».

Создание картотек: «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковые игры», «Дыхательные упражнения».

Консультация для родителей «Береги себя».

Основная часть.
Ориентировка в пространстве.
1.Ориентировка на себе.

Изучение строения тела человека (плакат).

Практические упражнения (показать назначение каждого сустава, органа).

Дидактические игры: «Кто это?», «Узнай по голосу», «Угадай по запаху», «Найди на ощупь», «Определи на вкус».

Подвижная игра «Замри»

2. Ориентировка с помощью слуха. Передвижение в названном направлении.

Игры:

- «Иди в ту сторону, откуда позвали»;

- «Угадай, кто позвал»;

- «Иди на звук колокольчика»;

- «Быстро движется или медленно?».

Дидактические игры: «Дударь», «Лабиринт дорожек».

 

Ноябрь «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А.А. Смоленцева

«Развиваем восприятие и воображение» А. Левина.

«Здравствуй мир» А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова.

Активизация в речи пространственных терминов: выше, ниже, спереди, сзади, между, выше, чем, над, под и т.п.

Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве относительно предмета.

Продолжение совершенствования умения ориентироваться относительно себя.

Развитие умения понимать смысл пространственных отношений относительно себя.

Создание картотеки с дидактическими играми на пространственные представления.

Практические задания на ориентировку вправо, влево.

Консультация для родителей «Ориентировка детей в окружающем мире».

 

Ориентировка в пространстве относительно предмета –впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета.

Игры:

- «Поставь чайник справа от чашки, за чашкой, перед чашкой….»;

- «Что находится слева от …?»;

- «Расскажи, где находится шкаф, стул…».

Ориентировка относительно себя - назад, вверх, вниз, направо, налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева.

Игры:

- «Найди игрушки»;

- «Куда пойдёшь, что найдёшь»;

- «Покажи флажком вперёд, направо…»; -

- «Назови все игрушки, которые стоят

впереди, справа от тебя»

Декабрь «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

«Математика в старшей группе» В.П. Новикова.

 

Совершенствование умения ориентироваться в здании детского сада. Развитие зрительно – двигательной ориентировки, понимание словесных инструкций и соотношение их с практическими действиями, использование пространственных терминов: ближе чем, дальше чем, справа от, слева от. Экскурсия по детскому саду с Незнайкой. Изготовление плана – здания.

Домашнее задание: составление рассказа «Моя комната».

Конкурс рисунков «Наша группа».

Изготовление карт – схем для поиска сокровищ.

Создание фотоальбома «Путешествуем по родному посёлку».

Конкурс рисунков «Мой детский сад». Консультация для родителей «Есть ли правила на улице».

Ориентировка в помещении детского сада.
Знакомство с планом детского сада.

Дидактические игры: «Где чей дом?»

Подвижные игры: «Угадай, где я?», «Спрятанные предметы», «Где старшая группа?».

Ориентировка на участке. Подвижные игры: «Наш участок», «Охотники за кладом», «Изучаем схемы».

Ориентировка на улице.

Беседы по ПДД. Беседа «Мой дом, моя крепость».

Практическое занятие «Улица полна неожиданностей».

 

Январь «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» А. М. Леушина.

«Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста» Т.Д. Рихтерман.

«Математика в детском саду» Л.С.Метлина.

Формирование знаний детей о временных рамках при использовании различных моделей часов

Развитие исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения детей.

Активизация деятельности родителей в творческой, познавательной, практической областях жизни ДОУ.

Подбор иллюстраций о часах.

Обновление и дополнение экспонатов в мини-музее «Тик-так».

Картотека стихотворений о времени, о часах

Просмотр слайд – шоу «Как возникли часы?», «Время и часы».

Просмотр: «Сказка о потерянном времени».

Эксперименты: «Солнечные часы», «Песочные часы».

Конкурс рисунков «Часы – мечты».

Выставка поделок «Мои наручные часы».

Создание и оформление папки – энциклопедии «Часы».

Консультация для родителей «Как научить ребёнка разбираться с часами и временем».

Ориентировка во времени 1.Время, часы.

Беседа: «Для чего нужны часы?» Стихи о времени, о часах («Минута», «Часы», «Королевство минуток», «Там на мамином комоде», «Время времечко бежит»). Пословицы (про минуту, про час, про время). Загадки.

Составление сказки «В стране часов».

Дидактические игры: «Поставь стрелку на часах», «Точное время», «Определи который час», «Правильное время». Игра – пазл «Время». Игра – лото «Детям о времени». Сложи картинку «Часы». Сюжетно – ролевые игры: «В магазине часов», «Часовая мастерская», «Часовщик».

Подвижные игры: «Часы пробили ровно час», «Стрелки», «Бой курантов».

Физкультминутки: «Часы», «А часы идут – идут», «Часики», «Утро – день – вечер – ночь».

Зарядка «Часы»

Пальчиковая гимнастика «Часы».

Февраль «Беседы о пространстве и времени» Т.А.Шорыгина.

«Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи» А.В.Каменченко.

 

Совершенствование умения ориентироваться во времени (части суток, вчера, сегодня, завтра)

Развитие активного словаря по теме.

Изготовление модели «машины времени».

Калейдоскоп математических игр «Ориентировка во времени».

Брейн–ринг.

Практикум «Делу время, потехе – час».

Выставка рисунков «День и ночь».

Консультация для родителей

«Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста».

2. Части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели.

Беседа «Наша неделя», «Каков Емеля, такова и неделя».

Составление рассказа по картине «Режим дня».

Беседа «Что мы делали вчера, будем делать сегодня и завтра».

Чтение Г.Остер «38 попугаев. Завтра будет завтра».

Заучивание стихотворения Е. Стеквашова «Неделя».

Словесная дидактические игры: «Дни недели», «Назови скорее», «Продолжай», «Распорядок дня», «Когда это бывает» (части суток).

Подвижные игры: «Неделька стройся», «Живая неделя», «День – ночь».

Март «Пословицы и поговорки детям дошкольного возраста (о годе, временах года, месяцах).И.Л.Гейченко, О.Г.Шавина.

«Путешествие во времени» Т.В.Владимирова, Л.А.Халидулина.

Совершенствование представлений о временных изменениях, взаимосвязи между временем и природными явлениями.

Закрепление представления о временах года.

Коллективная аппликация «Модель года».

Создание картотеки с загадками, пословицами, поговорками, стихами по данной теме.

Выставки детских работ по месяцам: «Портрет Марта» и т.д.

3. Времена года. Месяцы.

Составление рассказов о годе, опираясь на коллаж «Времена года».

Чтение Т.Бобкова «Круглый год».

Беседа «Времена года и одежда человека».

Дидактические игры: «Времена года», «Как мы меняемся», «Так бывает или нет?», «Четвёртый лишний», «Времена года, месяцы по порядку становись».

Подвижные игры: «Лови – бросай месяцы называй», «Лови – бросай времена года называй».

 

Апрель «Детям о времени.

Популярное пособие для родителей и педагогов» Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова.

«Учим играя»

Э.Л.Сухарева.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

Обогащение познания о календарях.

Формирование интереса к разным видам конструирования календарей.

«Изготовление календаря» (практическое пособие).

Создание коллекции «Календари» (привлечение родителей).

Викторина «Наш весёлый календарь».

Коллективные работы:

«Календарь дней рождений детей группы», «Календарь праздников в детском саду».

 

4. Календарь.

Беседы: «Как появился календарь?», «Древние календари», «Календари разных народов».

«Знакомство с календарём» (практические задания).

Чтение Е.Шварца «Народный календарь – месяцеслов».

Дидактические игры: «Восточный календарь»

Игры с отрывным календарём «Разложи по порядку».

Прослушивание песни «Звёздный календарь» муз. А. Ермолова, сл. А.Морозова.

Лепка (пластилинография) «Восточный календарь».

Май Педагогическая диагностика» Е.Г.Юдина.

«Работа с родителями в ДОУ»

О.И.Давыдова.

Проверка уровня сформированности знаний детей по данной теме самообразования. Итоговая диагностика детей за год.

Итоговое родительское собрание

«Вот и стали мы на год взрослее».

Заключительная часть.

1. Исследования количественных представлений. – «Зажги звёзды». – «Сосчитай сколько раз хлопну».

2. Исследование знаний о геометрических фигурах. – «Геометрическая мозаика». – «Почини коврик».

3. Исследование умения ориентироваться в пространстве. – «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за». – «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке). 4. Исследование ориентировки во времени. – «Обозначений части суток». – «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа воспитателя средней группы (4-5 года)

Рабочая программа воспитателя средней группы (4-5 года)

Обучение спортивным играм в детском саду

Обучение спортивным играм в детском саду Цель работы: рассмотреть спортивные игры и упражнения, как элемент помогающий решить основные задачи физического воспитания...

Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с…

Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ДО Современное общество и ФГОС ДО требует, чтоб педагог владел...

Читайте также

Лепбук «Зима»

Лепбук «Зима» Лепбук «Зима» поможет детям уже с младшего возраста лучше понять, что такое зима. Лепбук состоит из следующих отделов: 1. Найди отличие...

Дидактическая игра – пособие «Печка - матушка»

Дидактическая игра – пособие «Печка - матушка» Цель: Приобщение детей к истокам русских традиций, знакомство с бытом русского народа, а именно...

Для чего нужны банки?

Для чего нужны банки? Не каждый родитель сможет объяснить своему ребенку, что такое финансы и как ими управлять. Взрослые знают, что...