Комплексно-тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста

 

Современное развитие общества диктует новые требования к образовательной системе, и поэтому сегодня государство серьезно занимается модернизацией и стандартизацией как среднего, так и дошкольного образования. Принятый в 2014 году Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования. Согласно ФГОС ДО, современное дошкольное образование должно отличаться менее жесткой регламентацией и ориентироваться на развитие личности ребенка, которая формируется в различных видах деятельности ребенка. Основная образовательная программа дошкольного образования нашего дошкольного учреждения разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (научные редакторы: Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.).

Основная функция основной образовательной программы ДО МБДОУ № 133 - раскрыть содержание, принципы организации, методы, приемы, техники, порядок организации совместной, самостоятельной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени. Назначение ООП образовательной организации во ФГОС ДО определяется следующим образом: «Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)». Реализация Программы осуществляется согласно ФГОС ДО в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

При организации образовательной работы с детьми в МБДОУ № 133 реализуется комплексно-тематический принцип. Он заключается в том, что исследуемый «объект» рассматривается не отдельно, не обособленно, а в комплексе с другими предметами, явлениями, событиями, что способствует установлению причинно-следственных взаимосвязей между ними, выявлению последствий влияния друг на друга, роли человека и так далее. Такой подход позволяет повысить познавательный интерес ребенка, способствует формированию у него целостного восприятия окружающей действительности и стимулирует развитие его интеллектуальных и личностных качеств.

Комплексно-тематическое планирование разработано по лексическим темам. Лексические темы и дополнительные тематические мероприятия, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того учитывали и интересы детей, текущие явления и яркие события (времена года, праздники, традиции). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Описывается примерное развернутое содержание работы по каждой теме, итоговое мероприятие в конце каждой темы и работа с родителями. Планируются различные виды и формы организации совместной деятельности в течение недели: чтение художественной литературы, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты, непосредственно образовательная деятельность (математика, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Комплексно-тематическое планирование позволяет строить образовательный процесс:

– с учётом интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);

– в единстве воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели;

– в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Предлагаемый примерный план дает возможность воспитателю понять принцип построения подобного планирования, разобраться в структуре планирования, поможет составить свои планы для детей своей возрастной группы.

 

Примерный комплексно--тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста на сентябрь

Октябрь

Неделя

Тема недели Формы, методы работы с детьми
1 неделя Осень

«Во саду ли в огороде»

 

Дидактические игры («Узнай на ощупь, по запаху, вкусу, по описанию». «Четвертый лишний», «Подбери признак», «Встреча с коробейником».

Рассматривание репродукция картин: П.Кончаловский «Поднос и овощи», Р. Гуттузо «Корзина с картофелем», А.Лентулов «Овощи», А. Куприн «Натюрморт с кабачком и корзиной», Ю. Васнецов «Корзина с яблоками», «Картофель».

Чтение художественной литературы: Л.Толстой «Косточка», русская народная сказка «Вершки-корешки». Экспериментальная деятельность: определение качеств овощей (цвет, вкус, запах, форма и т.п.), приготовление сока, морса, винегрета, овощного салата.

Составление описательных рассказов об овощах, фруктах, ягодах.

Лепка и рисование фруктов, овощей, ягод с натуры.

Сюжетное рисование «Машины везут урожай», «Что созрело в огороде».

Аппликация «Блюдо с овощами», «Натюрморт из овощей».

Изготовление лото «овощи».

Праздник урожая на участке детского сада.

Ярмарочные игры, забавы.

Сюжетно-ролевая игра «Едет с поля урожай», «Супермаркет».

Оформление выставок урожая в группе.

Музыкальная викторина «Песни и игры об овощах».

Кукольный театр «Во саду ли, в огороде».

Подвижная игра «Найди свою грядку».

Эстафетные игры «Собери урожай», «Сбор картофеля», «Варим суп из овощей».

2 неделя Осень

«Хлеб – всему голова»

Дидактические игры: «Откуда хлеб пришел?», «Подбери родственное слово», «Что сначала, что потом», «От зернышка до булочки».

Чтение художественной литературы: украинская народная сказка «Колосок».

Знакомство с пословицами, поговорками о хлебе, о выращивании хлеба, о приметах хлеборобов.

Беседы о бережном отношении к хлебу, о труде взрослых, о роли животных в сельскохозяйственном труде.

Экспериментальная деятельность – замешивание теста, выпечка булочек, печенья.

Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста.

Чаепитие с приглашением гостей: родителей, детей из соседних групп.

3неделя Осень

«Лес»

 

Дидактические игры: «Подбери признак, действие к предмету» «Придумай слово с заданным звуком», «С какой ветки детка?».

Игра- имитация «Деревья в разную погоду».

Рассматривание репродукций: И.Левитан «Золотая осень», И.Грабарь «Рябинка», П.Кончаловский «Осень», И.Остроухов «Золотая осень», Л.Бродская «Опавшие листья».

Составление рассказа по картине.

Работа в дневнике наблюдений.

Беседы о ядовитых грибах, ягодах, оказании первой помощи (рассказать детям о Международном Дне врача).

Рисование осенних листьев разными техниками: монотипия, граттаж, обводка и штриховка.

Экспериментальная деятельность на прогулке: «Как шуршат листья».

Чтение художественной литературы: В.Бояринов «Почему у дуба листья облетели», А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», И.Бунин «Березовый лист».

Заучивание отрывков стихотворений наизусть.

Рисование «Осеннее дерево», «Осенние листья».

Знакомство с хохломской росписью.

Лепка «Листик» (пластилинография).

Коллективная аппликация- коллаж «Осенний пейзаж», объемная аппликация «Осенние деревья».

Совместные с родителями прогулки в парк, лесопарк, к озеру.

Беседы о правилах дорожного движения.

Бег между деревьями.

Подвижная игра «Найди свое дерево».

Релаксация-медитация «Обними дерево».

Упражнения на равновесие «Мы по бревнышку пойдем», «Через бревно».

Творческое рассказывание «Прогулка в парк в лес». Конструктивная деятельность (макеты леса, различные виды домов).

Выставка гербариев, осенних пейзажей. 

4 неделя Осень

«Перелетные птицы»

 

Рассматривание иллюстраций, презентаций о перелетных птицах.

Рассматривание репродукций картин: А. Саврасов «Перелет птиц».

Дидактические игры: «Улетает – не улетает», «Четвертый-лишний».

Экспериментальная деятельность: опыт «Как с гуся вода», «Почему у водоплавающих такой клюв», «Повадки птиц».

Составление описательных рассказов о перелетных птицах.

Чтение художественной литературы: В.Бианки «Чей клюв лучше?», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», И.Поленов «Синичкины кладовки».

Разучивание стихов: И.Токмакова «Птичка».

Составление творческих рассказов об осени. Дидактические и игры на развитие речи.

Сюжетное рисование «Птицы улетают на юг».

Конструктивная деятельность- оригами «Птицы».

Аппликация «Перелетные птицы», «Снегири на ветке рябины».

Изготовление кормушек для зимующих птиц.

Подвижные игры и упражнения: «Перелет птиц», «Совушка», «Попрыгунчики -воробьишки».

Праздник «Осенний бал».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Исследовательская или проектная деятельность?

Исследовательская или проектная деятельность? Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Коррекционная работа воспитателя на тему «Весна. Приметы весны» по рекомендациям…

Коррекционная работа воспитателя на тему «Весна. Приметы весны» по рекомендациям специалистов логопеда и дефектолога Разделы Содержание Развитие общей и мелкой моторики 1. Динамическая пауза Развитие...

Читайте также

Исследовательская работа «Большое сокровище маленького яйца»

Исследовательская работа «Большое сокровище маленького яйца»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема:…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В гостях у воздушного шарика» Цель: Формирование представлений о воздухе, его...

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «Космические…

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Космические помощники» Цель: дифференциация сонорных звуков Р-РЬ-Л-ЛЬ в речи, развитие связной речи...