Перспективное планирование по духовно-нравственному развитию детей среднего и подготовительного возраста
Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы
Занятия. | Совместная деятельность. | Самостоятельная деятельность. |
Сентябрь. | ||
«Стоит в поле теремок»
Цель: дать элементарные знания об архитектуре избы, материале, который пользовался для строительства. |
- чтение сказки «Теремок»
- хоровод Т.Шутенко «Строим дом» - рассматривание инструментов: молоток, топор, пила. |
- конструирование «Теремок» |
«Ладушки, ладушки»
Цель: продолжать знакомить детей с потешками. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Вызвать желание слушать фольклорные произведения, самостоятельно их использовать. |
- разучивание потешки «Кисонька-ласонька»
- чтение потешек, рассматривание иллюстраций - лепка любимых героев потешек. |
- внести в книжный уголок иллюстрации к потешкам
- предложить атрибуты для обыгрывания потешек |
Октябрь. | ||
«Без печи изба – не изба»
Цель: обогатить знания о жилище русского человека. Дать представление о предметах быта: печь, лавка, колыбель, ухват, чугунок, коромысло. Воспитывать интерес к истории своего народа. |
- чтение сказки «Маша и медведь»
- д/и «Украсим избушку» - разучивание загадок о предметах быта. |
- д/и «Наведём в доме порядок».
|
Ноябрь | ||
«Дрёма - дрёмушка»
Цель: познакомить детей с колыбельной песней. Объяснить её назначение, вызвать эмоциональный отклик, желание слушать, исполнять. |
- рассматривание постельных принадлежностей
- разучивание колыбельной пени «Дрёма» - обыгрывание убаюкивания куклы с пением колыбельной |
- внести в музыкальный уголок;
записи колыбельных песен |
Декабрь
«Наша Маша маленька, на ней сарафан аленький»
Цель: дать знание о русском национальном костюме, объяснить его назначение, показать отличие от современной одежды. Воспитывать уважение к труду русских мастериц. |
- д/и «Оденем Алёнку»
- рисование «Укрась рубашку для Василька» - опыт с тканью и бумагой |
- с/р игра «Магазин одежды»
|
Январь | ||
«В лесу родилась ёлочка»
Цель: дать представление о праздновании Нового года на Руси, расширить знания о народных приметах, традициях. Продолжать приобщать к народной культуре. |
- рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний
- аппликация «Ёлочка красавица» - разучивание заклички «Ты Мороз» |
- Внести атрибуты ряженья для использования в с/р играх
|
«Алёнушкины сказки»
Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать желание слушать, знать и самостоятельно рассказывать короткие знакомые произведения. |
- чтение р. н. сказок
- лепка по сказке «Колобок» - театрализованные игры на развитие пластики.
|
- внести в книжный уголок
иллюстрации к сказкам для рассматривания
|
Февраль | ||
«Как у наших у ворот!»
Цель: обогатить знание детей о народных инструментах: ложки, колокольчик. Познакомить с материалом необходимым для их изготовления. Пробуждать интерес к народной музыке, желание её слушать, исполнять. |
- д/и «На чём я играю»
- слушание записей русских народных мелодий - х/ игра «Жмурки с колокольчиком» |
- внести в музыкальный уголок
ложки, колокольчик |
«Здравствуй, Масленица!»
Цель: дать детям знания о традициях празднования Масленицы на Руси. Познакомить с произведениями русского фольклора, используемыми на масленичной неделе. |
- экскурсия на кухню: наблюдение за приготовлением блинов
-пальчиковая игра «На блины» - разучивание заклички «Жаворонушки» - разучивание п/и «Летят-не летят» - праздник Масленица |
- внести в книжный уголок иллюстрации по теме «Масленица» |
Март | ||
«Дымковская ярмарка»
Цель: познакомить с народным промыслом, выделить особенности росписи: элементы, цветосочетание. |
- рассматривание дымковских изделий
- роспись силуэтов дымковской игрушки - чтение потешек |
- внести в изо уголок для свободного рассматривания изделий дымковских мастеров |
«Ладушки – ладушки, мы в гостях у Бабушки - Загадушки »
Цель: поддерживать интерес к устному народному творчеству. Продолжать знакомить с загадкой. Показать её отличие от потешки, сказки. Побуждать к практическому применению загадок детьми. |
- д/и «Волшебный сундучок»
-и/у «Доскажи загадку» - разучивание загадок |
- внести в книжный уголок
иллюстрации к загадкам |
Апрель. | ||
«Ау, ау, аукаем, Весну приаукиваем!»
Цель: дать знание о праздновании Пасхи на Руси. Обратить внимание на отличительные особенности этого праздника. Познакомить с характерными обрядами, приобщать к духовному наследию наших предков. |
- роспись пасхального яйца
- игры с яйцами - слушание колокольного звона |
- внести в музыкальный уголок
колокольчики
|
Май | ||
«Чудеса из сундучка»
Цель: формировать интерес к русскому народному искусству глиняной и деревянной игрушке. Воспитывать бережное отношение к игрушке, желание её самостоятельно создавать. |
- рисование «Весёлые матрёшки»
- обыгрывание потешки «Наш Козёл»
|
- внести глину в изо уголок
для самостоятельной деятельности |
Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми подготовительной группы
Занятия
|
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Сентябрь | ||
« Люди славы – славяне »
Цель: познакомить детей с первыми историческими фактами зарождения Руси. Раскрыть в доступной форме Значение слов «славяне», «предки». Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости за русский народ. |
- рассматривание карты, глобуса.
- чтения ст. « Поезжай за моря, океаны» М.Исаковского. - рассматривание иллюстрации с изображением природы, городов и деревень.
|
- д /и « Моё Отечество ».
- рассматривание семейных фотоальбомов. |
«Русь деревянная»
Цель: обогатить знания детей о жилище русского человека (изба, терем), дать представление об устройстве русской избы (сени, горница, красный угол, бабий кут ), дать представление о надворных постройках. |
- слушание песни «Ах вы сени!»
- экспериментирование с деревом - коллективное конструирование «Крестьянский двор». - д/и «Построй избушку» - д/у «Зачем и почему» |
- рассматривание иллюстрации с изображением горницы, терема, сравнение с современными постройками.
- внести игрушечные инструменты и предметы заместителя для с/р игры. |
«В русской горнице»
Цель: продолжать знакомить детей с укладом жизни славян. Расширить представление о предметах быта русского человека, орудиях труда, их назначении. |
- слушание песни «Прялица».
- разучивание загадок о предметах быта. - разучивание колыбельной песни «Я качаю день и ночь» - плетение «Половик для горницы» - д/у «Сравни мебель» |
-д/и «Украсим горницу»
-д/и «Что было раньше». - просмотр журналов с интерьерами домов.
|
«Городецкие узоры».
Цель: на примере изделий декоративно-прикладного творчества воспитывать интерес к творчеству русского народа, продолжать знакомить с предметами городецкой росписи, дать представление об элементах: розан и купавка; дополнительной цветовой гаммой: белые «оживки». |
- знакомство с изделиями городских мастеров.
- роспись силуэтов по мотивам городской росписи. - д/и «Каждый предмет на своё место». |
- внести в изоуголок изделия городских мастеров |
Октябрь | ||
«Секреты русской кухни».
Цель: познакомить детей с русскими традициями гостеприимства. Дать представление о традиционной русской кухне, подвести к пониманию того, что еда- результат нелегкого труда многих людей. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам. |
- экскурсия на кухню.
- игра-конкурс «Кто больше знает о правилах поведения за столом». - разучивание пословиц о хлебе. - чтение рассказа «Пир горой» А. Толстой - загадывание загадок о посуде, продуктах. - д/и «Узнай на вкус». - аппликация «Праздничная скатерть». |
- с/р игра «У нас гости».
- д/и «Посуда». - тестопластика «Каравай».
|
«Волшебный завиток».
Цель: продолжать знакомить детей с предметами хохломской росписи. Дать знания об элементах: «осочка», «капельки», «усики»; дополнительной цветовой гамме: зелёный, жёлтый. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества. |
- рассматривание хохломских изделий (посуды).
- рисование «Рябина». - д/и «Волшебные узоры». - чтение стихотворения «О хохломе». - рисование элементов узора. |
- внести в изоуголок хохломских изделий |
«Загадки»
Цель: продолжать знакомить детей с загадками как одним из жанров устного народного творчества. Упражнять в умении самостоятельно составлять. Расширять словарный запас; привлечь интерес к фольклору. |
- разучивание загадок
- игр/упр «Придумай загадку» - д/и «Рисунок-загадка».
|
- рисование иллюстраций к загадкам
-д/и «Умные загадки» |
Ноябрь | ||
«Какова пряха, такова и рубаха».
Цель: Расширять представления детей о русском народном костюме. Обогатить знания о роли орнамента в декоре одежды. Дать сведения о праздничной одежде русского народа, её назначении и отличии от повседневной. Воспитывать интерес к труду русских мастериц. |
- экспериментирование с тканью и природными красителями.
- д/у «Из чего изготовлены ткани» - и/у «Придумай одежду похожую на старинную». - беседа по ОБЖ о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами. - пришивание пуговицы. - слушание песни «Красный сарафан». |
- х/б труд- стирка кукольной одежды.
- д/и «Выложи узор». -показ мод нарядной одежды. |
«Разноцветные стежки».
Цель: познакомить детей с вышивкой, как видом декоративно- прикладного творчества. Обратить внимание детей на то, что вышивка это творчество русских мастериц. Воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству, развивать творческие способности. |
- слушание произведений «Прялица», «Крутись веретёнце».
- аппликация «Украсим сарафан» - рисование « Нарядная рубашка». - разучивание потешки «Иголка - иголочка». |
д/и «Выложи узор».
Внести в изоуголок экспонаты с элементами вышивки. |
«Не по Сеньке шапка».
Цель: Обогатить знания детей о разнообразии головных уборов славянских женщин (кокошник, кичка, платок, колпак), материалах для их изготовления. Дать представление о национальных традициях, их использовании. Воспитывать эстетический вкус. |
- рассматривание иллюстраций с изображением головных уборов.
- аппликация «Кокошник» - д/и «Укрась головной убор» - конкурс головных убор. |
- внести лоскутки ткани, тесьму, бусы для самостоятельного составления узоров |
«Эх, лапти, да лапти».
Цель: продолжить знакомство с русским национальным костюмом. Расширить знания о том, какой была обувь, из какого материала она изготавливалась. Поддерживать интерес к жизни наших предков. |
- слушание песен «Эх, лапти»
- чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». - д/и «Обувь». - рисование «Красивый сапожок».
|
- внести для рассматривания лапти.
- предложить материал для плетения. |
Декабрь | ||
«Русский сувенир»
Цель: уточнять знания детей о русской народной игрушке; познакомить с соломенной и тряпичной куклами; сформировать представление об их характерных особенностях, различиях. Воспитывать интерес к произведениям декоративно – прикладного творчества, желание самим создавать поделки. Развивать навыки изготовления тряпичной куклы. |
- изготовление кукол-самоделок.
- рисование «Моя любимая игрушка» - д/и «Узнай по описанию» |
- внести в изоуголок для рассматривания обереги
- предложить новые игрушки для самостоятельной игровой деятельности . |
«В гостях у сказки».
Цель: приобщать детей к богатству устного народного творчества, продолжать знакомство со сказками. Воспитывать умение слушать художественные произведения, запоминать его, желание самим придумывать сказки. |
- чтение русских народных сказок.
- театрализованные этюды. - коллаж сказок.
|
- предложить атрибуты к театрализованной деятельности.
- рисование по сказке. |
«Новый год встречай, веселье начинай!»
Цель: познакомить детей с новогодними обычаями и традициями русского народа. Развивать кругозор, воспитывать интерес к народной культуре. Расширять словарный запас. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. |
- выставка поделок «Зимняя сказка»
- разучивание колядок. - рассматривание иллюстраций с изображений Деда Мороза и Снегурочки. - п/и «Два Мороза» |
- внести атрибуты для ряжения.
- д/и «Укрась рукавицу Дедушке Морозу». |
Январь | ||
«Коляда пришла, Рождество принесла!».
Цель: Расширять представление детей о народных обрядах и обычаях празднования Рождества. Объяснить значение народных примет, воспитывать уважение к традициям народных праздников. |
- рассматривание иллюстраций из «Библии».
- разучивание колядок. - изготовление масок для колядования - оригами «Рождественская открытка». - чтение сказки «Морозко». - п/и «Жмурки», «Скакалка». |
- внести атрибуты ряжения для использования в сюжетных играх. |
«Песня русская родная».
Цель: Накапливать опыт восприятия колыбельных, хороводных, частушечных песен. Побуждать к высказыванию об эмоционально – образном содержании песен. Совершенствовать умение детей передавать характер русских песен. |
- слушание рус. нар. песен
- разучивание частушек. - д/и «Какая песенка звучит».
|
-внести в музыкальный уголок записи русских народных песен.
- рассматривание иллюстраций к песням
|
«Голубые узоры».
Цель: продолжать знакомство с гжельской росписью, учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях. Воспитывать уважение к творчеству русского народа. |
- рассматривание гжельских изделий.
- роспись силуэтов по мотивам гжельской росписи. - д./у «Дорисуй узоры». |
- внести в изоуголок изделия гжельских мастеров. |
Февраль | ||
«Сказ о русских богатырях».
Цель: познакомить детей с былиной, показать сложность языка. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
- чтение отрывков из былин «Садко», «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
- слушание музыкальных произведений из опер: «Сказка о Царе Салтане», «Садко». |
- внести в книжный уголок иллюстрации к былинам. |
«Защитники Отечества»
Цель: Поддерживать интерес детей к истории отечества. Закрепить знания о богатырях как о защитниках Родины, уточнить представление о воинском снаряжении. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма. |
- рассматривание картины «Богатыри» М. Аргунова
- экскурсия в военно – исторический музей. - чтение отрывков из былин «Илья Муромец» |
- рассматривание иллюстраций с изображением старинного и современного военного снаряжения.
- просмотр видео. .
|
«Ах вы гусли, мои гусли!»
Цель: познакомить детей с древним русским народным инструментом гусли. Рассказать детям об их истории; обогащать музыкально – слуховой опыт детей в процессе игры на народных инструментах, воспитывать интерес к ним. |
- рассматривание гуслей
- слушание песни «Царевна - Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» - чтение былины «Садко», сказки «Лиса и гусли». |
- внести в музыкальный уголок гусли |
«Государыня Масленница!».
Цель: продолжать развивать интерес детей к обычаям и обрядам русского народа. Расширить знания о народном празднике Масленница. Воспитывать уважение к русской национальной культуре, самобытности её традиций. |
- изготовление масок.
- разучивание песни «Наша Масленица годовая» - п/и «Чехарда». - хоровод «Золотые ворота». - изготовление чучела Масленницы. - праздник «Масленница». |
- внести иллюстрации для рассматривания по теме «Масленница».
- внести атрибуты для самостоятельной театрализованной деятельности. - слушание записей русских народных песен, плясовых, музыкальных инструментов. |
Март | ||
«Широка страна моя родная».
Цель: вызвать интерес к истории и культуре России. Дать представления о размерах родины, природных богатствах русской земли. Расширять кругозор, воспитывать любовь к родной земле. |
- рассматривание глобуса, карты.
- слушание песни «Родина» А.Прокофьева. - экскурсия в музей: знакомство с экспозицией- «Растительный и животный мир». - рисование «Люблю берёзу русскую». |
- д/и «Моё отечество».
- внести в книжный уголок иллюстрации с изображением природы России. - с/р.игра «Путешествие». |
«Москва златоглавая».
Цель: дать детям понятие- столица. Вызвать интерес к Москве, желание узнать историю города, познакомить с достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за страну, уважение к труду архитекторов. |
- рассматривание иллюстраций с изображением старинной и современной Москвы.
- рассматривание герба, флага. - слушание песни «Гимн Москве». О. Газманова. - чтение рассказа С. Баруздина «Главный город». - чтение А. С. Пушкин «Москва». - лепка «Царь-колокол». |
- конструирование «Кремль».
- рассматривание альбома «Москва». - с/р игра «Строители». |
«Санкт-Петербург».
Цель: вызвать интерес к истории создания города, познакомить с жизнью и деятельностью Петра 1. Пополнить знания дошкольников об отдельных страницах истории и людях оставивших след в истории и культуре. Воспитывать чувство патриотизма. |
- рассматривание иллюстраций с изображением Санкт-Петербурга.
- рисование «Старинный город».
|
- конструирование «Мост через Неву».
- внести для рассматривания альбом с архитектурой и фотографиями Петербурга |
«Русская тройка».
Цель: продолжать знакомство с историей жизни наших предков. Дать элементарные знания о развитии транспорта в старину. Расширять кругозор.
|
- рассматривание иллюстраций с изображением русской тройки.
- конструирование «Тележка». - слушание песни «Вот мчится тройка…». - чтение сказки «По щучьему велению». |
- с/р игра «Путешествие».
- д/и «Транспорт». - предложить для игровой деятельности санки, тележку. |
Апрель | ||
«Ехала деревня».
Цель: закрепить знания детей о потешках, сказках, загадках. Продолжить знакомство с небылицами, обратить внимание на их отличительную особенность. Доставить детям веселье и радость от слушания небылиц. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
- чтение небылиц.
- д/у «Нелепицы». - придумывание небылиц. - разучивание небылицы «На горе стоит телега» - рисуем и придумываем шутки. |
- внести в книжный уголок произведения с небылицами.
- иллюстрирование к небылице.
|
«Вербочка кудрявая»
Цель: обогатить знания о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Продолжать знакомить детей с приметами, обрядами и обычаями, связанными с этим праздником. Поддерживать интерес к народной культуре |
- рассматривание вербы.
- рисование ветки вербы. - разучивание хоровода «Заря-заряница». - разучивание заклички «Жаворонушки» - лепка из теста «Жаворонки» |
-внести ветки вербы в уголок природы.
-д/и «Времена года». |
«Пасха».
Цель: приобщать детей к обычаям и традициям своего народа. Пополнить сведения о праздновании Пасхи, народных приметах, обрядах этого праздника. Расширять кругозор. |
- экскурсия к собору
- роспись пасхального яйца. - игры с яйцами. - хоровод «Веснянка». - разучивание заклички «Синички - сестрички». |
- рассматривание иллюстрации по теме: «Пасха».
|
«Дар Валдая».
Цель: познакомить детей с русским колокольчиком. Сформировать представление об истории создания, материале. Дать сведения о применении русских колокольчиков. Воспитывать интерес к жизни наших предков.
|
- слушание песни «Дар Валдая».
- слушание звона колоколов. - рассматривание иллюстраций с изображением колоколов. - разучивание стихотворения «Колокольчик». - музыкальная игра «Тихий и громкий». |
- использование колокольчиков для музыкальных импровизаций.
|
Май. | ||
«Слава и гордость русской земли».
Цель: познакомить с великими русскими полководцами: А. С. Суворовым, М. И. Кутузовым, Г. К. Жуковым. Воспитывать уважение к защитникам русской земли; смелость и храбрость. |
- рассматривание портретов с изображением полководцев.
- рассматривание иллюстраций с изображением битв и сражений. - экскурсия в военно-исторический музей. - лепка «Воин». - просмотр видеофильмов. - разучивание пословицы «Тяжело в учении, легко в бою». |
- рассматривание иллюстраций с изображением военного снаряжения.
- предложить фигурки солдатиков для обыгрывания построек. - с/р игра «Воины». |
«Без дела жить – только небо коптить».
Цель: дать сведения о трудовом воспитании детей на Руси. Вызвать интерес к русской традиции: уважать труд других людей, оказывать помощь взрослым; воспитывать желание трудиться. |
- чт. ск. «Хаврошечка».
- разучивание пословиц о труде. - наблюдение за трудом сотрудников д/с. - д/и «Профессии». - рассматривание иллюстраций, репродукций картин. |
- хозяйственно-бытовой труд.
- с/р игра «Семья».
|
«От аз до буки».
Цель: познакомить детей с историей создания славянской письменности. Сформировать представление о сходстве и различиях современной азбуки и кирилицы. Воспитывать любовь к русскому языку, формировать интерес к книгам, чтению. |
-рассматривание изображения святых Кирилла и Мефодия.
- разучивание стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать!» - чтение рассказа Л. Толстого «Филипок». - слушание песен о школе. |
- рассматривание «Букваря».
- с/р игра «Школа». - внести в книжный уголок новые книги. |
«Пословицы и поговорки».
Цель: продолжать знакомить с пословицами и поговорками. Обратить внимание на способность русского народа коротко и точно выражать мысль. Продолжать расширять словарный запас. |
- д/и «Теремок».
- игровое упражнение «Подбери пословицу к сказке». - придумывание рассказа по пословицам. - разучивание пословиц. - и/у «Собери пословицу из слогов». |
- д/и «Умные пословицы».
|
Литература:
- Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. М., 1990.
- Бахтин В. От былины до считалки. Л., 1998.
- Брудная Л.И. Энциклопедия обычаев и обрядов. СПб., 1996.
- Виниченко В. Ребёнок в пространстве музея. Дошкольное воспитание. – 2003 - №5.
- Гербова В.В., Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Педагогическое общество России, 2005.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 1998.
- Куприна Л.С., Т. А. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Спб: «Детство-Пресс», 2001.
- Картушина М.Ю. Русские православные праздники. М., 2006.
- Миронов В.А. Месяцелов: Народный календарь. М., 1998.
- Морозов И.А. Забавы вокруг печки. М., 1994.
- Науменко Г.М. Этнография детства. М., 1998.
- Пармон Ф.М. Русский народный костюм.М., 1994.
- Смоляницкий В.Г. Русь избяная. М., 1993.
- Соловьёва Л.Н. Русский сувенир М., 1997.
- Чередникова Н.П. Голос детства из дальней дали. М., 2002.г.
Читайте также |
---|
Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…
Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Весёлый клоун» Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников, развития...
Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности
Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н. А. Островский. Потребность обучения и ознакомления детей правилами...
Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе на…
Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе на тему «Листочки для ежика» Цель: раскрыть понятие «листопад», познакомить с новым видом рисования. Задачи: Образовательные: 1...