Перспективный план коррекционной работы в средней логопедической группе
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Игрушки», «Посуда», «Одежда».
1, 2 недели – логопедическое обследование детей.
Основное содержание обучения:
- развитие у детей внимания к речи взрослых;
- понимание обращенной речи.
Развитие общих речевых навыков
Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков.
Развивать речевое дыхание.
Учить детей моделировать голос: говорить громко, тихо, шепотом.
Работать над интонационной выразительностью речи.
Подготавливать артикуляционный аппарат к постановке звуков.
Формировать умение проговаривать слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка со слоговой структурой типа:
- СГ+СГ (вата, Таня);
- ГСГ (усы, иди);
- СГС (мак, кот).
Формирование лексико-грамматических средств языка
1. Расширять пассивный и активный словарь по всем лексическим темам.
Формировать обобщения: яблоко и лимон – это фрукты, рубашка и платье – это одежда.
Знакомить с прилагательными: цвета, вкуса, формы, величины, состояния погоды, качества.
Знакомить со словарем глаголов, учить образовывать глаголы от звукоподрожаний.
Образование множественного числа существительных.
Знакомить детей с уменьшительно-ласкательной формой слов.
Учить согласовывать прилагательные с существительными женского и мужского рода в именительном падеже единственного числа.
Знакомить с частями предметов.
2. Учить понимать предложные конструкции (на стене, под стулом, около шкафа).
Развитие связной речи
Учить детей отвечать на вопросы по демонстрации действий, по картинкам.
Упражнять в умении заканчивать фразу.
Отрабатывать умения в построении словосочетаний типа: капуста круглая, куртка теплая.
2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
Лексические темы: «Животные», «Домашние птицы», «Зима», «Зимующие птицы», «Транспорт», «Обувь», «День армии».
Основное содержание обучения:
- продолжать работу над развитием у детей внимания к речи взрослых;
- различать и воспроизводить доступные для ребенка грамматические формы;
- уметь слышать ошибки в чужой речи.
Развитие общих речевых навыков
1. Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания. Отрабатывать длительность выдоха.
2. Учить моделировать голос: говорить тише, громче.
Вырабатывать правильный темп речи.
Работать над интонационной выразительностью речи.
Учить детей запоминать и проговаривать 2-4 рифмованные строки.
Учить воспроизводить ударный слог и ритмический рисунок со слоговой структурой типа:
- СГ+СГС (ротик, лимон);
- СГС+СГС (зонтик, зайчик).
Формирование лексико-грамматических средств языка
1. Обогащать, расширять и уточнять словарь детей по лексическим темам.
2. Вводить в словарь существительные названия птиц и их детенышей (птенцов).
3. Помогать детям усваивать окончания глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.
4. Учить употреблять в речи притяжательные местоимения: мой, моя, мои.
5. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов с суффиксами – ик, ок, чик, очк.
6. Упражнять в построении предложений с союзом «А» (У Тани шарик, а у меня мяч).
7. Упражнять в употреблении простых предлогов (в, на, у).
8. Учить образовывать названия детенышей от названий животных.
9. Учить образовывать родительный падеж существительных со значением отсутствия («Чего нет у куклы», «Чего не стало?»).
Развитие связной речи
1. Упражнять детей в построении словосочетаний в разных вариантах.
Учить строить фразу без вопросов, опираясь на конкретную наглядную ситуацию.
Учить отвечать на вопросы полным предложением.
2. Учить пересказывать маленькие тексты с опорой на наглядность (3-4 предложения).
3. Заучивать с детьми небольшие стихотворения (с опорой на картинки).
Развитие звуковой стороны речи
Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата.
Знакомить с понятием «речевой» звук.
Знакомить детей с гласными звуками (А, У, О, И, Ы), их правильной артикуляцией и произношением.
Учить детей выделять первый звук в слове.
Усвоение детьми навыков звукового анализа слогового ряда (УО, ИА, АЫ, УАО, ОИА).
Определение места звука в слове (начало и конец слова)
Знакомство детей со звуковым символом гласных (выкладывание простейших схем).
3 период обучения (март, апрель, май)
Лексические темы: «8 марта», «Мой дом», «Мебель», «Моя улица», «Весна», «Перелетные птицы», «Деревья весной», «Рыбы», «Насекомые».
Основное содержание обучения:
- формирование диалогической речи в ее коммуникативной функции;
- овладение детьми самостоятельной разговорной речью;
- работа над качественной стороной речи;
- увеличение словарного запаса.
Развитие общих речевых навыков
1. Вырабатывать интонационную выразительность речи (потешки, стихотворения, драматизации).
2. Работать по воспитанию правильного темпа и ритма речи.
Продолжать работу по формированию длительного сильного выдоха.
Отрабатывать умение произносить слова типа:
СГ+СГ+СГ (собака, машина);
СГ+СГ+ССГ (саночки, Танечка).
Формирование лексико-грамматических средств языка
1. Развивать понимание наречий (около, близко, далеко, вверху-внизу, впереди-сзади).
2. Образовывать и использовать в речи существительные в форме множественного числа именительного и родительного падежей.
Продолжать работу по расширению активного словаря.
Расширять представления об отдельных частях предмета.
3. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе именительного падежа. (Лиса какая? Медведь какой? Котята какие?)
6. Различать глаголы 3-го лица единственного и множественного числа по картинкам. (Что делает? Что делают?)
4. Усвоение доступных антонимов.
5. Отрабатывать употребление родительного падежа с предлогом У, форму дательного падежа со значением субъекта. (Кому?)
Упражнять в построении фразы с предлогом (у, на, в).
Формирование связной речи
1. Закреплять умение пересказывать сказки, короткие тексты с опорой на наглядность.
Продолжать работу над правильным согласованием слов при построении фразы.
Учить детей поддерживать беседу-диалог.
Развитие звуковой стороны речи
1. Продолжать отрабатывать артикуляционные упражнения.
Знакомство детей со звуками К, М, П, Т, Ф, их правильным произношением.
Усвоение рече-слуховых отличий гласных и согласных звуков.
Узнавание звуков по немой артикуляции.
Обучать повторению слоговых рядов типа: па-ты-ко, ма-фа-ка, то-ту-та.
Звуковой анализ обратных слогов типа: АК, ОТ, УМ.
Знакомство детей со звуковым символом согласных.
Выкладывание простейших звуковых схем (ГГ, ГС).
Формировать умения отбора картинок по месту нахождения согласного звука по образцу (начало и конец слова) с использованием схемы.
Читайте также |
---|
Основывание нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников
Основывание нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача...
Конспект занятия по развитию речи. Тема: Составление описательных рассказов по…
Конспект занятия по развитию речи Тема: Составление описательных рассказов по теме «Дары осени» Цель: закрепить знания детей об осенних явлениях в...
Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста
Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста Аннотация. Данная статья посвящена проблеме изучения взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и...