Перспективное планирование профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Направление | Задачи | |
1 | Социально-коммуникативное | 1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности посредством приобщения к ознакомлению с профессиями, преемственности по профориентации.
2. Развитие коммуникативных умений и навыков общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности. 3. Становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий в сюжетно-ролевых играх. 4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества. 5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками. |
2 | Познавательное | 1. Знакомство с понятием «профессия», «деятельность человека», дать разнообразные представления о мире профессий.
2. Формирование представлений о профессиональной деятельности на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. 3. Способствовать осознанию и принятию социокультурных ценностей нашего народа, обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности. 4. Развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых, любознательности и познавательной мотивации; к изучению деятельности человека. 5. Формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий. |
3 | Речевое | 1. Обогащение словаря детей профессиональной терминологией («профессия», «деятельность человека», названия орудий труда, название профессий т. п.), активизация речи.
2. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи при беседах и составлении рассказов на тематику профессий. 3. Проявление речевого творчества при составлении загадок, рассказов на тематику профессий, деятельности человека. 4. Знакомство с книжной культурой («Профессии»), учить понимать на слух тексты различных жанров детской литературы на тему профессий (стихи, загадки, пословицы и поговорки о профессиях). |
4 | Художественно-эстетическое | 1. Приобщение детей к мировой и национальной культуре через знакомство с произведениями искусства: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
2. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы через знакомство с профессиями родного города. 3. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.): закрепление умения отражать свои впечатления в продуктах детской деятельности. |
5 | Физическое развитие | 1. Приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
2. Совершенствовать умение выполнять общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения и упражнения точечного массажа 3. Овладение подвижными играми с правилами разных народов мира. 4. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 5. Создание мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом. 6. Увеличение двигательной активности детей. 7. Воспитывать: выдержку, решительность, смелость, организованность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. |
Месяц, тема | Мероприятие | Задачи |
Сентябрь
В рамках темы: «Обеспечение информационными технологиями». Подтема: «Радио Трансмит. Телеканал Провинция» . |
Непосредственно образовательная деятельность
по формированию целостной картины мира на тему: «История развития телеканала Провинция и радио Трансмит» Экскурсия на радио «Трансмит и телеканал Провинция». |
- Познакомить детей с зарождением телеканала, историей возникновения, радио.
- Уточнить и расширить представление о разнообразных профессиональных навыках. - Воспитывать уважительное отношение к людям данной профессии. - Приобщать детей к посещению интересных мест с целью ознакомления профессий нашего города. |
Поисково - исследовательская деятельность: «Телевидение и радио вчера и сегодня»;
Дидактическая игра «Что нужно для работы радио-ди-джею и диктору». |
- Продолжать ознакомление с историей возникновения телевидения и радио.
- Формировать у детей представления о труде взрослых - Развивать логическое мышление, память, воображение. |
|
Свободное общение на тему профессий: сочинение стихов, загадок, пословиц, чтение энциклопедий;
Дидактическая игра «Какую профессию изобразил художник?» |
- Расширять представления детей о профессиональной деятельности взрослых.
- Упражнять в отгадывании по силуэтным изображениям названий профессий (продавец, радиодиджей, актёр, повар, художник и т. д.). - Развивать зрительное восприятие, мышление, память, воображение. - Развивать трудовые навыки детей в ходе игровой деятельности. |
|
Театрализованное представление
«Мы - юные ди-джеи»
|
- Формировать у детей элементарные представления об особенностях работы.
- Воспитывать желание быть дикторами и ди-джеями. - Обогащать и расширять представления об окружающем мире. - Развивать сплочённость группы. |
|
Сотворчество:
«Радиоди-джей» |
- Расширять кругозор детей, знаниями о профессиях
работников радио и телевидения. - Закреплять умение изображать фигуру человека, передавать атмосферу работы на радио и телевидении. |
|
Октябрь
В рамках темы: «Обеспечение безопасности». Подтема: «Аэропорт».
|
Непосредственно образовательная деятельность
по формированию целостной картины мира на тему: «Профессии аэропорта» (с использованием мнемотаблиц). |
- Закреплять представления о профессиональной деятельности лётчиков.
- Воспитывать стремление самостоятельно классифицировать, сравнивать, анализировать. |
Интегрированная деятельность по теме: «Аэропорт-Череповец»
Экскурсия в аэропорт города Череповец.
|
- Познакомить детей с историей основания аэропорта.
- Познакомить детей с некоторыми профессиями аэропорта, с профессиональными. действиями, с инструментами – помощниками лётчика, стюардессы, штурмана; - Воспитывать любовь к родному краю. |
|
Познавательное чтение энциклопедий и развивающей литературы «Самолёты», «Какие бывают самолёты»,
«Самолёты разных стран», «Самолёты-победители». Подбор стихов о самолётах, лётчиках. пилотах.
|
- Пропагандировать любознательность детей через ознакомление с художественной литературой.
- Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух. |
|
Интеллектуально – развивающие игры: головоломки, кроссворды, ребусы по теме: «Самолёты и пилоты». | - Уточнить представление о пользе самолётов.
- Закрепить понятие «аэропорт». - Развивать творческие способности. |
|
Театральная игра «Необычное путешествие». | - Продолжать знакомить с профессиями смелых людей.
- Помочь понять, что безопасность зависит от многих факторов. - Воспитывать интерес к истории самолётов, авиации и аэропортов. |
|
Рисование
«Самолёты и лётные атрибуты» (с использованием трафаретов). |
- Закрепить и активизировать в речи названия лётных атрибутов, их принадлежности к тем или иным видам профессий.
- Воспитывать интерес к авиации. |
|
Ноябрь.
В рамках темы: «Обеспечение безопасности». Подтема: «Ипподром».
|
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность
по формированию целостной картины мира на тему: «Путешествие на ипподром Череповца». |
- Познакомить детей с ипподромом;
- Пробудить интерес и вызвать желание заниматься конным спортом. - Формировать познавательный интерес к родному городу. - Формировать у детей элементарные представления об особенностях работы ипподрома. |
Экскурсия на ипподром города. | - Расширять общую осведомленность об окружающем мире, кругозор детей;
-Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий. - Развивать сплочённость группы. |
|
Вечер любимых подвижных игр «Собирайся, детвора, начинается игра».
|
- Познакомить детей с вологодскими народными играми.
- Пробудить интерес к народным играм. - Воспитывать патриотические чувства к родному краю. - Двигательное и эмоциональное раскрепощение детей. |
|
Сюжетно – ролевая игра «Мы на ипподроме». | - Развивать у детей устойчивый интерес к конному спорту, воспитывать желание помогать взрослым.
- Активизировать в речи названия атрибутов конного спорта. - Развивать трудовые навыки детей в ходе игровой деятельности. |
|
Выставка детско – родительских творческих работ
«Ипподром Череповца».
|
- Расширять представление детей о профессиях ипподрома.
- Воспитывать интерес и внимание детей к важному событию в жизни нашего города, положительных эмоций. - Продолжать реализацию творческих способностей, детей и родителей. |
|
Конструктивная деятельность
«Ипподром».
|
- Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
- Развивать умение творчески решать конструктивные задачи, самостоятельно выбирать оригинальные решения в оформлении ипподрома. |
|
Создание тематического альбома
«Всё об ипподроме» (загадки, пословицы, стихи, рисунки об ипподроме, лошадях, конном спорте). |
- Воспитывать интерес к ипподрому.
- Побуждать к созданию оригинальных листов, к выражению своих чувств. - Расширить представления об ипподромах других городов и стран. |
|
Викторина
«Мы это знаем». |
- Формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах.
- Развивать внимание, память, любознательность. Расширять кругозор. Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда. |
|
Декабрь
В рамках темы: «Обеспечение безопасности». Подтема: «Локомотивное депо». |
Непосредственно образовательная деятельность
по формированию целостной картины мира с использованием фотоколлекции на тему: «Локомотивное депо». Экскурсия в локомотивное депо. |
- Уточнить представления детей о том, где работают люди локомотивного депо , как называется их рабочее место.
- Расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди данной профессии. - Расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии. |
Беседы с детьми: «Представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «Инструменты труда» (чем работает человек?), «Трудовые действия» (что делает человек?), «Результат труда» (что получилось?), «Общественная польза труда» (кому это нужно?).
|
- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти;
- Развитие коммуникативной функции речи; - Упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека. - Упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека. |
|
Просмотр познавательных видеофильмов о тепловозах с последующим обсуждением
«Поезда и люди». |
- Упражнять детей в назывании слов относящихся к данной профессии.
- Упражнять детей в употреблении дательного падежа существительных. - Развивать внимание, память, логическое мышление. - Развивать коммуникативные способности. |
|
Работа с картой Вологодской области «Путешествие на тепловозе». | - Формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии;
- Расширение представлений о мире профессий и их особенностях; - Выявление профессиональных интересов и склонностей воспитанников; - Уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям; - развитие групповой сплочённости. |
|
Дидактические игры:
«Как работает депо», «Что перепутал художник» |
- Уточнить знания детей о работниках депо и инвентаре для различного вида работ.
- Развивать логическое мышление, зрительное внимание, память. |
|
Конструктивная деятельность «Локомотивное депо» | - Развивать творческие способности детей при конструировании локомотивного депо.
- Закрепить умения творчески отражать свои впечатления в продуктах детской деятельности. - Воспитывать устойчивый интерес к работе в локомотивном депо. |
|
Выставка детского творчества
«Какие разные вагоны». |
- Воспитывать устойчивый интерес к работе в локомотивном депо.
- Вызвать интерес к творчеству других ребят. |
|
Январь
В рамках темы: «Обеспечение товарами первой необходимости». Подтема: «Ферма- Большой двор». |
Непосредственно образовательная деятельность
в виде игры - путешествия по формированию целостной картины мира на тему: «Путешествие на ферму». |
- Формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии;
- Расширение представлений о мире профессий и их особенностях; - Выявление профессиональных интересов и склонностей воспитанников; - уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям; - Развитие групповой сплочённости. |
Беседа: «Знакомство с профессией фермера».
|
- Формировать представления о сельскохозяйственных профессиях.
- Познакомить с профессией фермера; - Систематизировать представления детей о домашних животных; - Расширять словарный запас детей, познакомить с отраслями животноводства. |
|
Познавательная семейная викторина
«Знатоки профессий». |
- Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда.
- Закрепить представления о труде людей на ферме и значимости их труда. - Активно использовать словарь по теме. - Формировать коммуникативные навыки. |
|
Экскурсия на ферму. | - Приобщать детей к экскурсиям; продолжать пропагандировать идеи посещения интересных мест в городе Череповец.
- Знакомить с интересными объектами города, показать разнообразие профессий нашего города и села; - Познакомить с оборудованием для фермы, его назначением; - Вызвать желание посещать экскурсии всей семьёй. |
|
Устный журнал
«В мире сельских профессий». |
- Дать представление о профессиях села и деревни, познакомить с понятиями «фермер, доярка, ветврач».
- Формировать уважительное отношение к людям сельских профессий. |
|
Сюжетно - ролевые игры: «На молочной ферме»,
«Птицеферма».
|
- Уточнить и закрепить представления детей о домашних животных.
- Активизировать словарь детей по теме. - Воспитывать дружеские чувства и чувство сопричастности группе в совместной игровой деятельности. - Развивать воображение в ролевых играх. |
|
Февраль
В рамках темы: «Обеспечение безопасности». Подтема: «ЧВВИРЭ».
|
Непосредственно образовательная деятельность
по формированию целостной картины мира «Военные профессии». |
- Закрепить представления детей о разнообразии профессий военного.
- Воспитывать любовь к Родине, уважение к людям военных специальностей. - Сформировать понимание того, что работа на военного нужна и ответственна. - Активизировать словарь по теме «Военные профессии». |
Спортивный праздник
«Мы - смелые. Мы -сильные». |
- Воспитание у детей чувства сопричастности к большому спорту, уважения и гордости за российских военных.
- Пропагандировать здоровый образ жизни. - Воспитывать чувство сопричастности группе в совместной двигательной деятельности. - Вызвать желание заниматься физическими упражнениями и спортом для того чтобы быть не только сильными, но и смелыми. |
|
Экскурсия в ЧВВИРЭ.
|
- Приобщать детей к экскурсиям; продолжать пропагандировать идеи посещения интересных мест в городе Череповец.
- Знакомить с интересными ВУЗАМИ города, показать разнообразие военных профессий; - Познакомить с военным ВУЗОМ; - Вызвать желание посещать экскурсии всей семьёй. |
|
Мультимедийная презентация
«Курсант – это звучит гордо». |
- Уточнить представления о военном ВУЗЕ, где проходит подготовка военных.
- Познакомить с новыми военными профессиями, на которые учат в нашем военном институте. |
|
Сюжетно-ролевые игры:
«Мы юные пограничники», «Танкисты», «Моряки- защитники». |
- Уточнить и закрепить представления детей о военных профессиях.
- Активизировать словарь детей по теме. - Воспитывать дружеские чувства и чувство сопричастности группе в совместной игровой деятельности. - Развивать воображение в ролевых играх. |
|
Совместный просмотр военных парадов по телевидению. | - Активизировать внимание к важному событию в жизни нашей страны.
- Воспитывать у детей интерес и уважение к людям военных профессий. - Развивать познавательные процессы. |
|
Выставки – конкурсы: плакатов социальной рекламы
«Наши будущие защитники», конкурса кроссвордов «Профессии смелых» и лабиринтов «Кто есть кто». |
-Формировать активную жизненную позицию.
- Пропаганда военных профессий, престиж человека смелого и сильного телом и духом. - Развитие творческого потенциала детей. |
|
Музыкально - дидактическая игра «Угадай мелодию»
(гимн России, военные песни, военные марши). |
- Познакомить с музыкальными произведениями на военную тематику.
- Расширить представления детей о значении военных и смелых людей в жизни. - Развивать музыкальный слух и память. |
|
Март
В рамках темы: «Обеспечение физического и психоэмоционального здоровья населения». Подтема: «Фитнес-центр «Жемчужина» Красота и здоровье». |
Непосредственно образовательная деятельность
по физической культуре с элементами лечебной физкультуры на тему: «Будем красивыми» Экскурсия в фитнес-центр. |
- Закрепить представление о значении правильной осанки для здоровья.
- Продолжать обучение детей упражнениям на формирование правильной осанки. - Воспитывать желание быть здоровыми и красивыми, следить за своей осанкой. |
Беседа на тему: «Что такое фитнес-центр»
(с использованием мультимедиа). |
- Конкретизировать знания детей по профессиям инструктора по фитнесу и аэробики.
- Воспитание у детей целостного отношения к здоровью. - Популяризация видов аэробики и фитнеса. |
|
Спортивный досуг «Детский фитнес»
|
- Развивать физические качестве (быстрота, ловкость, сила).
- Воспитывать морально - нравственные качества (честность, справедливость, чувство товарищества, смелость, решительность, организованность). - Развивать умение преодолевать отрицательные эмоции, поддерживать бодрое, жизнерадостное настроение. |
|
Творческая игра «Мы-инструкторы по фитнесу».
|
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Развитие творческих способностей детей. - Создать специальные условия для овладения двигательными умениями и навыками, развития двигательных способностей детей. |
|
Решение проблемных ситуаций: «Что было бы если….»
«А если случится….»
|
- Развивать воображение, логическое мышление.
- Воспитывать у детей морально - волевые качества: честность, справедливость, смелость, решительность, организованность. |
|
Апрель
В рамках темы: «Обеспечение безопасности». Подтема: «Пожарная часть № 12». |
Непосредственно образовательная деятельность
по формированию целостной картины мира на тему: «Знакомство с профессией пожарного и необходимых ему предметов». |
- Сформировать представление о том, что необходимо крепкое здоровье, наличие определённых физических качеств и умений для того, чтобы стать пожарным.
- Воспитывать нравственные и морально - волевые качества, умение преодолевать отрицательные эмоции, трудности. |
Фотовыставки на группах
«Профессии смелых» Экскурсия в пожарную часть. |
- Формировать положительный настрой к профессии пожарного.
- Распространить семейный опыт по профессии пожарного в детском саду. - Приобщать детей к экскурсиям интересных мест с целью ознакомления профессий нашего города. |
|
Выставка
детских рисунков «Пожарники тушат пожар». |
- Развивать творческие способности детей, умение выразить свои мысли в рисунках.
- Расширить и закрепить знания о работе пожарного. |
|
Развлечение в тренажёрном зале
«Мы -пожарники».
|
- Развивать и укреплять здоровье детей, используя разнообразные методы и приемы.
- Развивать коммуникативные умения. - Формировать устойчивый интерес к занятиям спортом. |
|
Конкурс чтецов
(стихи на тематику профессий смелых). |
- Привлечь детей к проявлению инициативы, интереса к художественному слову. | |
Вечер интеллектуально – развивающих игр: головоломки, лабиринты, ребусы на тему смелых профессий с взаимопосещением групп. | - Расширять кругозор детей.
- Активизировать психические процессы: память, внимание, мышление. - Приучать выполнять роль ведущего. - Вызвать интерес к детям других групп. |
|
Май
В рамках темы: «Обеспечение безопасности». Подтема: «Спасательная станция - Череповец». |
Беседа
«Кто такие спасатели».
|
- Формировать интерес к профессии спасатель.
- Развивать познавательные способности, умение анализировать ситуации, предполагать действия, аргументировать свой выбор. - Воспитывать чувства сострадания, взаимопомощи. |
Рисование на асфальте
«Спасатели идут на помощь».
|
- Развивать умение рисовать фигуру человека в движении.
- Формировать представления о предметах, которыми пользоваться категорически запрещено: спички, газовые плиты, печи, электроприборы. |
|
Сюжетно-ролевая игра «МЧС»
|
- Познакомить с профессией спасателей, трудностями их работы. Учить видеть в профессии спасателей мужество и героические поступки.
- Развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. - Продолжать учить правильному поведению детей в экстремальных ситуациях; уметь пользоваться телефоном; привлечь внимание взрослых. |
|
Экскурсия
на спасательную станцию
|
- Воспитывать уважение и гордость за профессию спасателей.
- Приобщать детей к экскурсиям интересных мест с целью ознакомления профессий нашего города. |
|
Итоговое мероприятие:
музыкально – спортивный праздник «Все профессии нам по плечу».
|
- Расширять социальные контакты детей и родителей.
- Формировать положительный настрой на занятия физкультурой и спортом, развитием мелкой моторики, занятиями математикой и развитием речи для выбора будущей профессии. - Развивать физические и умственные качества. - Воспитывать потребности в двигательной и музыкальной деятельности для всестороннего развития. |
Читайте также |
---|
Обучение детей дошкольного возраста преобразованию квадрата в треугольник
Обучение детей дошкольного возраста преобразованию квадрата в треугольник Дополнительное образование технической направленности предоставляет широкие возможности для знакомства детей дошкольного возраста с...
Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»
Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по…
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе«Путешествие по планетам» Ход занятия: Ребята, у нас сегодня с вами необычное утро, к нам...