«Перспективные планы кружка «В мире слов»

(Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами УНТ)

 

Средняя группа

 

Сентябрь

№ п/п

Тема

Программное содержание

Материал

Примерный ход занятия

Сопутствующие формы работы

1.

«Золотая осень»

  • Развивать у детей интерес к поэзии, пейзажной живописи, желание любоваться пейзажем, высказывать мнения и суждения;
  • Соотносить увиденное с собственным настроением и опытом восприятия природы;
  • Вызвать интерес к родному языку, красоте и выразительности поэтического слова.
  • Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении.
  • Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Картины И. Шишкина «Рожь», И. Левитана «Золотая осень», В. Поленова «Золотая осень».

Запись пьесы «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» П. Чайковского.

Осенние листья.

• Загадывание загадки об осени.

• Приглашение детей посетить осеннюю галерею.

• Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Рожь». (Почему рожь золотая? Что это значит?)

• Чтение стихотворения Е. Головина. Осень.

• Рассматривание репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», В. Поленова «Золотая осень».

  • Осень — любимое время года великого русского поэта А. Пушкина. Он написал много замечательных стихов об осени. Чтение стихов.

• Слушание пьесы «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» П. Чайковского. Какая музыка? (Тихая, нежная, плавная, грустная, печальная.) Почему?

• Рассматривание осенних листьев.

• Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

• Игра «Золотая, золотой, золотые». (Золотая... (осень, листва, рожь, пора); золотой... (лист, ковер, день); золотое... (солнце, время, сердце); золотые... (руки, листья)).

• Игра «Солнышко и дождик».

Рисование «Осенний букет»

Рассматривание иллюстраций с изображением осени.

Загадки об осени.

2.

«Осенняя ярмарка (Праздник урожая)

 

 

  • Дать детям представление о традиции проведения осенней ярмарки; труде овощевода, садовода, хлебороба по выращиванию урожая;
  • Учить детей обобщать растения по месту их произрастания (овощи растут в огороде, фрукты в саду, зерновые культуры — в поле);
  • Познакомить с русской народной сказкой «Вершки и корешки»;
  • Учить внимательно слушать, оценивать поведение героев, понимать юмор.
  • Продолжать активизировать в речи детей названия овощей и фруктов, а также учить употреблять существительные с обобщающим значением.

Столы с овощами, фруктами, зерновыми культурами (гербарий), мука, выпечка.

Репродукция картины И, Шишкина «Рожь».

• Организация «ярмарки» — прилавков с овощами, фруктами, зерновыми культурами (рожь, пшеница, греча).

• Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

• Рассказ о традиции проведения осенней ярмарки — праздника урожая, приглашение посетить ярмарку.

• Рассматривание прилавков с овощами, беседа о труде огородника по выращиванию вкусных, сочных, спелых овощей.

• Рассматривание прилавков с фруктами, беседа о труде садовода по выращиванию фруктов.

• Рассматривание прилавков с зерновыми

культурами (зерно, мука, выпечка). Беседа о труде хлебороба по выращиванию хлеба.

Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Рожь».

• Пение русской народной песни «На торгу, торгу кругом».

• Возвращение с ярмарки с покупками (корзины с овощами, фруктами, хлебобулочными изделиями).

• Загадывание загадок.

• Игра «Большой — маленький».

• Игра «Отгадай, что это?».

• Игра «Что где растет?»

• Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки».

• Хоровод «Во саду ли, в огороде».

Д/И «Что в корзину мы берём».

Д/И «Где, что растёт?»

Чтение К, Бальмонта «Осень».

Аппликация на тему: «Во саду ли в огороде».

 

Октябрь

 

№ п/п

Тема

Программное содержание

Материал

Примерный ход занятия

Сопутствующие формы работы

3.

«В гостях у трех медведей»

 

  • Продолжать знакомить детей с УНТ;
  • Вызвать интерес детей к русской народной сказке «Три медведя», желание участвовать в игровой, театрализованной деятельности;
  • Познакомить с предметами домашнего обихода, их внешним видом, назначением, названием.
  • Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Настольный театр к сказке «Три медведя».

Предметы – отгадки.

• Бабушка Рассказушка встречает детей в горнице и рассказывает сказку «Три медведя».

• Беседа по сказке, загадывание загадок, рассматривание предметов-отгадок, определение назначения каждого предмета, обыгрывание.

  • Решение игровых ситуаций: «Медведи задержались в лесу: собирали грибы, ягоды»; Как помочь Маше навести порядок в избушке у медведей?»; «Кто мог жить в избушке вместе с медведями?»; «Какие грибы, ягоды собирает Мишутка?»
  • Чтение и обыгрывание потешки:

«Наша-то хозяюшка сметлива была…»

  • Пение песни «Мела, мела сени»
  • Игра «У медведя во бору».
  • Лепка «Три медведя».
  • Д/И «Из какой сказки герой?»
 

4.

«Уж как я ль свою коровушку люблю»

 

  • Расширять представления детей о многообразии УНТ;
  • Высказывать интерес к русской народной сказке «Хаврошечка», сочувствие к героям сказки, попавшим в беду;
  • Дать понятие о добре, зле: о том, что зло наказывается, за добро добром платят;
  • Воспитывать нравственные чувства: трудолюбие, честность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость.
  • Продолжать совершенствовать диалогическую речь. Помогать детям согласовывать слова в предложении. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Видеоплеер, запись мультфильма по сказке С. Михалкова «Как старик корову продавал»

• Просмотр мультфильма по сказке С. Михалкова «Как старик корову продавал.

Загадывание загадки о молоке.

• Беседа на тему «Любимые молочные продукты».

  • Чтение скороговорки «Дали Клаше Каши…»

• Рассматривание иллюстраций с изображением коровы.

•Чтение русской приговорки «Уж как я ль мою коровушку люблю…»

  • Беседа «За что любит бабушка коровушку».

• Игры.

1. «Кто знает, какие клички дают коровам?» (Предложить к иллюстрациям с изображениями коров подобрать клички).

2. «Корова какая?» (Большая, рогатая, хвостатая, пестрая, бурая...)

З. «Что делает?» (Мычит, ходит, жует, бодается, щиплет, лижет, лежит, бежит...)

4. «Кто где живет?» (с показом картинок). Корова живет в коровнике, лошадь — в конюшне.

5. «Помоги детенышам найти маму».

• Обыгрывание произведения К. Ушинского «На что тебе?».

• Бабушка Рассказушка угощает детей молоком, предлагает послушать сказку «Хаврошечка». Беседа по содержанию, обыгрывание отрывков из сказки.

• Игра «Стадо» (или «Бодливая корова»).

Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных.

Д/И «Кто, где живёт?»

Д/И «Отгадай, чей это голос?»

Чтение русской народной сказки «Смоляной бычок».

5.

«С хлебом-солью всякая шутка хороша»

  • Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью;
  • Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запоминать их, употреблять в собственной речи.;
  • Вызвать эмоциональный отклик на сказку ((Лиса и журавль», желание передавать содержание сказки в процессе игровой театрализованной деятельности.
  • Учить детей рассказывать сказки, используя в своей речи сложные предложения, уметь правильно согласовывать слова в этих предложениях.

Каравай, вышитое полотенце, самовар, чай, конфеты.

• Хозяйка встречает детей в горнице с караваем на вышитом полотенце.

• Беседа о русском обычае встречать хлебом- солью.

• Рассказ о чае, чаепитии. (Чай придает сил, бодрит, согревает, лечит.) Хозяюшка ставит самовар, заваривает чай и предлагает послушать сказку.

• Рассказывание русской народной сказки «Лиса и журавль» с использованием настольного театра. Беседа по содержанию, обыгрывание.

• Объяснение пословицы «С хлебом-солью всякая шутка хороша».

  • Пение «чайных частушек».
  • Игры «Каравай», «Сахаринка».
  • Игра «Молчанка».
  • Чаепитие.

Лепка «Ай, качи-качи-качи, глянь - баранки, калачи» (угощение для лисы и

журавля).

6.

«Печь-матушка»

 

Познакомить с русской печкой, назначением отдельных ее частей (подпечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, приступка, под, печурка, устье);

Воспитывать у детей живой интерес к УНТ.

Продолжать учить детей внимательно слушать текст загадки, обобщать его и уметь выделять главное.

Упражнять детей в умении драматизировать отрывки из сказок.

Иллюстрация с изображением печки, иллюстрации к сказкам, в которых есть печка.

• Хозяйка встречает детей в горнице, загадывает загадки о печи.

• Рассматривание печки. (Из чего сложена, для чего нужна в русской избе.)

• Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых есть печка. («Жихарка», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «По щучьему велению».) Знакомство с названием, назначением отдельных частей печки (с помощью сказочных героев).

• Чтение потешки. Наша барыня-сударыня

Толста и бела,

Щей да каши наварила,

Пирогов нам напекла.

• Беседа. «Как печка помогла героям сказок?»

• Литературная викторина (чтение отрывков сказки, отгадывание ее названия, сюжета). Драматизация отрывков.

  • Игра «Заинька серенький».

• Игра «Бабка Ежка».

• Составление рассказов «Как помочь Бабе Яге стать доброй?»

• Объяснение пословицы «Хочешь есть калачи — не сиди на печи».

Лепка из

соленого теста «Хлебные изделия»

Драматизация сказки «Колобок».   

 

Ноябрь

 

№ п/п

Тема

Программное содержание

Материал

Примерный ход занятия

Сопутствующие формы работы

7

«Глиняные расписные»

  • Познакомить детей с русской народной сказкой «Глиняный парень»;
  • Развивать умение воспринимать художественный образ литературного произведения;
  • Вызвать интерес к дымковским игрушкам;
  • Воспитывать уважительное отношение к народным умельцам, их мастерству;
  • Формировать эстетическое отношение к предметам искусства
  • Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении.
  • Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Выставка глиняных игрушек.

Настольный театр к сказке «Глиняный парень».

• Организация выставки глиняных игрушек (фигурки людей, животных, птиц). Приглашение детей на выставку, рассматривание экспонатов. Чтение потешек.

• Беседа. (Из чего сделаны игрушки? Какие они?).

• Рассказывание сказки «Глиняный парень» с показом настольного театра. Беседа по содержанию.

• Рассказ педагога о дымковских игрушках.

• Обыгрывание потешек

«Кукареку, петушок»,

«Барашеньки, крутороженьки»,

«Как у нашего-то Вани».

• Игры «Курочка-рябушечка»,

«Где был, Иванушка?»

Лепка из глины игрушек (уточки, индюка, петушка) с последующим украшением.

8

«В горнице»

  • Познакомить детей с деревянными изделиями в горнице и их украшением (резьба, роспись);
  • Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;
  • Вызвать интерес к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой», умение слушать, оценивать поведение героев, желание обыгрывать, передавал характер, интонации, действия сказочных персонажей.

Иллюстрации с изображением современного дома и деревянной русской избы.

Изделия из дерева.

Настольный театр к сказке «Лисичка со скалочкой».

• Хозяйка предлагает детям рассмотреть иллюстрации и изображение современного дома и деревянной русской избы. (Чем похожи? Чем отличаются? Что же такое «горница»? (Самая светлая и красивая комната в избе.)).

• Рассматривание деревянных изделий.

• Объяснение пословиц «Умелые руки не знают скуки», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Мастерство везде в почете».

  • Отгадывание загадок о предметах русской избы.
  • Обыгрывание с пением песни «Пошла млада за водой».

• Загадывание загадки про скалку.

  • Чтение потешки «Из-за лесу, из-за гор едет дедушка Егор…»

• Рассказывание русской народной сказки в обработке М. Булатова «Лисичка со скалочкой» с использованием настольного театра. Обыгрывание сказочных эпизодов.

Хозяйка говорит:

«Сказочке конец, а мне березовый ларец,

В ларце плошки да ложки, губные гармошки:

Петь, плясать да поживать,

Нашу сказочку нахваливать!

Рисование «Украшаем деревянные изделия» (Ведра, коромысла, тарелки.)

9.

«Хлеб — всему голова»

 

  • Дать детям понятие о том, что хлеб — всему голова (он нужен каждому человеку каждый день);
  • Уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;
  • Воспитывать уважение к труду хлеборобов;
  • Учить внимательно слушать сказку «Колосок», оценивать поведение героев сказки.
  • Продолжать учить детей выделять из загадки главное.
  • Учить описывать картину.
  • Побуждать драматизировать сказки.

Репродукция картины И. Шишкина «Рожь».

Сито, миска, скалка.

Мука пшеничная и ржаная

Сдоба к чаю.

• Хозяйка встречает детей в горнице, загадывает загадки.

Золотист он и усат,

в ста карманах сто ребят. (Колос.) и др.

  • Рассматривание букета из ржаных и пшеничных колосьев. Их сравнение.
  • Кто такие хлеборобы?

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют. Я. Аким

• Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Рожь».

• Рассказывание украинской народной сказки «Колосок». Беседа по сказке.

  • Драматизация отрывков сказки.

• Рассматривание муки (пшеничной и ржаной). Какая мука? (Нежная, мягкая, пыльная, белая...).

• Приготовление теста.

  • Чаепитие.

Чтение украинской народной сказки «Колосок».

Слушание поговорок и пословиц о хлебе.

10.

«Из-за леса, из-за гор...»

 

  • Развивать эмоционально-эстетические чувства при восприятии иллюстраций художника Ю. Васнецова к русским народным потешкам;
  • Показать особенности иллюстрирования произведений малого устного фольклора: «Из-за леса, из-за гор..», «Потягунюшки-порастунюшки и др.;
  • Учить инсценировать потешки, песенки.
  • Продолжаем совершенствовать диалогическую речь.

Портрет художника Ю. Васнецова.

Иллюстрации к потешкам Ю. Васнецова.

Детей встречает бабушка

Рассказушка:

«Здравствуйте! Спасибо, что пожаловали!». Предлагает послушать о добром да веселом художнике Ю. Васнецове, который рисует разные картинки к детским книгам.

• Рассказ и беседа о творчестве художника.

• Рассматривание иллюстраций.

Чтение потешки «Из-за леса, из-за гор…»

• Обыгрывание потешки

• Пение попевок «Петушок», «Солнышко», «Радуга».

  • В люльке плачет Ванюшка (кукла). Бабушка предлагает показать ему картинки и обыграть потешки «Потягунюшки-порастунюшки», «Водичка, водичка, «Сорока-ворона, «Ладушки».

• Игры «Ваня, Ваня-простота», «Совушка-сова…»

• Укладывание Ванюши спать, пение колыбельных песенок.

Рисование, изготовление книжки-самоделки «Из-за леса, из-за гор...»

 

Декабрь

 

№ п/п

Тема

Программное содержание

Материал

Примерный ход занятия

Сопутствующие формы работы

11.

«Баю-баю-баюшок»

 

 

 

  • Познакомить детей с колыбельными песнями как жанром фольклора;
  • Открыть мир словесного искусства (ритмический склад речи, напевность, выразительность интонации);
  • Вызвать желание слушать сказку «Гуси-лебеди», сопереживать героям;
  • Развивать игровое,

песенное, музыкальное творчество детей.

  • Продолжать учить детей обыгрывать потешки.

Кукла (младенец).

Настольный театр к сказке «Гуси-лебеди».

• В горницу входит Хозяйка, вносит куклу (младенца), которая плачет. Предлагает детям подумать, что делать, чтобы успокоить малышку.

• Укладывание куклы Машеньки в люльку, пение колыбельных песен: «Баю-баю-баюшок , «Баю-баюшки-баю, не ложись на краю». Машенька засыпает.

• Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди» с показом настольного театра (пока Машенька спит).

• Беседа о том, как нужно заботиться о младших и почему.

• Машенька проснулась.

Пестушки: Потягунюшки-порастунюшки…

• Обыгрывание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса».

• Игры с куклой: «Сорока-ворона», «Ладушки, ладушки».

Слушание колыбельных песен в аудиозаписи.

Беседы о том, для чего нужны колыбельные песни.

С. Р. И. «Положим куклу Катю спать».

12.

«Водичка, водичка»

 

 

  • Познакомить с предметами обихода (корыто, стиральная доска, рукомойник);
  • Воспитывать интерес к собственной трудовой деятельности, аккуратность и самостоятельность;
  • Познакомить детей со сказкой «У страха глаза велики»;
  • Вызвать желание слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям.

Загадки о воде.

Пословицы, потешки о воде.

Сказка «У страха глаза велики».

Предметы необходимые для игровой ситуации «Стирка кукольного белья».

• Бабушка Рассказушка предлагает отгадать загадку.

Течет, течет, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Вода.)

(Для чего нужна вода? Кому нужна вода? Можно ли прожить без воды?)

• Чтение пословицы. Чаще мойся, воды не бойся.

• Чтение потешки «Водичка, водичка».

• Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики». Беседа по содержанию сказки.

• Объяснение пословиц и поговорок «Трус и таракана посчитает за великана», «Трус своей тени боится».

• Игра «Найди отгадку в горнице».

• Игровая ситуация «Стирка кукольною белья (с использованием предметов обихода).

Игры с водой.

Беседы о том: для чего нужна вода? Кому нужна вода? Можно ли прожить без воды?

13.

«Хочешь есть калачи — не сиди на печи»

 

  • Развивать устойчивый интерес к УНТ: сказке, пословицам, поговоркам, загадкам;
  • Вызвать желание слушать сказку «Рукодельница и Ленивица»;
  • Привлечь внимание к живому русскому слову, делать открытия с радостью и удовольствием.
  • Продолжать учить детей слушать художественные произведения без наглядного сопровождения.

Сказка «Рукадельница и Ленивица»

Предметы- отгадки.

• Бабушка Рассказушка предлагает детям ответить на вопросы: «Как называют человека, который любит труд?»

• Рассказывание сказки «Рукодельница и Ленивица», беседа по содержанию.

  • Чтение стихотворения Ю. Капотова.

— Вы откуда, калачи?

— Как откуда? Из печи!

— И куда же вы идете?

— К тем, кто в поле на работе.

Пусть-ка вдоволь поедят.

А лентяи поглядят.

  • Загадывание загадок с рассматриванием предметов-отгадок, уточнением названия предметов.
  • Игра «Кому что нужно для работы?»
  • Пение песен «Что ты, Маша, насорила?»
  • Чтение скороговорки

Маленькая болтунья

Молоко болтала, болтала, да не выболтала.

  • Чаепитие.

Лепка из теста и выпечки «С пылу-жару из печи, глянь, баранки, калачи»

14.

«Волшебный сундучок деда Мороза»

  • Развивать сообразительность, смекалку при загадывании загадок;
  • Вызвать интерес к русской народной сказке «Два Мороза», развивать способность испытывать удовольствие от встречи с литературным произведением;
  • Вызвать радостное ожидание Нового года, исполнения добрых желаний.
  • Продолжаем учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

«волшебный сундук», предметы-отгадки.

Сказка «Два Мороза».

Ёлочные новогодние украшения.

  • В горнице дети находят «волшебный сундук», высказывают предположения кто его принес и для кого. Хозяйка предлагает отгадать загадки и достает предметы-отгадки из сундучка.

• Беседа с детьми. (Кто мог прислать нам подарки?)

• Рассказывание русской народной сказки «Два Мороза». Беседа по ее содержанию.

• Объяснение пословиц «Мороз не велик, да стоять не велит»; «Береги нос в большой мороз»; «Зима — не лето, в шубу одета».

• Украшение елочки новогодними игрушками.

• Чтение скороговорки «У елки иголки тонки.»

• Загадывание загадки.

  • Игра «дед Мороз».
  • Игра «Два Мороза».
  • Чтение заклички

Морозушка-мороз,

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

Иди окна разрисуй!

Рисование «Волшебный сундучок Деда Мороза». (Дети рисуют подарки,

которые им хочется получить в Новый год.)

Д/И «Чудесный мешочек» (новогодние игрушки).

 

 

Январь

 

№ п/п

Тема

Программное содержание

Материал

Примерный ход занятия

Сопутствующие формы работы

15.

«Зимние Святки»

 

  • Познакомить детей с русским народным праздником «Зимние Святки»; традициями ряжения, колядования;
  • Вызывать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок - величальных песенок хозяину и всей его семье;
  • Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным.
  • Продолжать совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Загадки о зиме.

Атрибуты праздника (мешок для угощений, костюмы, маски).

Самовар, чай, конфеты.

  • Загадывание загадок о зиме.
  • Рассказ о празднике, традиции ряжения, колядования.
  • Рассматривание атрибутов праздника (мешок для угощений, костюмы, маски).
  • Встреча колядовщиков (детей старшего дошкольною возраста).
  • Рассказ о шуточных угрозах, если хозяин хозяйка были скупыми и не давали угощения.
  • Чаепитие с колядовщиками.

Я иду, иду, иду,

Самовар в руках несу,

Прибауточки пою.

Вот чай, чай, чай.

Гость, хозяюшку встречай,

Прибауткой отвечай!

Слушание новогодних песен.

Рисование «Разукрасим ёлочные игрушки»

Аппликация «Украшаем ёлку».

16.

«В мире много сказок»

 

 

  • Развивать эмоциональное восприятие художественного образа природы средствами изобразительного искусства (по картине Я. Шишкина «Зима);
  • Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» (обработка М. Булатова);
  • Вызвать эмоциональный отклик детей к героям сказки, учить высказывать к ним свое отношение

и передавать их состояние с помощью различных средств выразительности.

  • Продолжать учить детей описывать картину, согласовывая слова в предложении, используя сложные предложения.
  • Упражнять детей в умении драматизировать сказки, потешки.

Репродукция картины И. Шишкина «Зима».

Стихи о зиме.

Загадки о животных.

Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».

• Рассказывание детьми знакомых потешек, пение песенок о зиме.

• Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Зима».

• Чтение стихов о зиме (И. Суриков «Зима» А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...»).

• Беседа на тему «Животные зимой».

• Загадывание загадок о животных.

• Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». Беседа по содержанию

• Объяснение пословицы «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

  • Обыгрывание потешек: «Тень-тень, потетень…», «Похвалялася лиса…»
  • Обыгрывание сказки С. Маршака «Волк и лиса».
  • Пение песни «Зимушка-зима».
  • Народная игра «Морозец и волк».

Рисование на тему: «Зимние узоры».

Лепка по выбору детей-волка или лисички.

 

Февраль

 

№ п/п

Тема

Программное содержание

Материал

Примерный ход занятия

Сопутствующие формы работы

17.

«Здравствуй, зимушка-зима, хорошо, что к нам пришла!»

 

  • Развивать у детей интерес к зимним явлениям в природе, умению любоваться красотой зимнего пейзажа по картинам И. Бродской «Лес зимой в снегу», Я. Грабаря «Зимний пейзаж», А. Саврасова «Зимний пейзаж, В. Токарева «Зимушка-зима»;
  • Познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»;
  • Вызвать сочувствие к герою сказки, желание помогать;
  • Развивать чуткость, отзывчивость, справедливость. Учить проникать в удивительный мир русского слова.
  • Учить детей описывать картину и продолжать упражнять в умении драматизировать сказки.

Загадки о зиме и зимних явлениях.

Репродукция картины А. Саврасов «Зимний пейзаж».

Настольный театр к сказке «Заюшкина избушка».

• Загадывание загадок о зиме и зимних явлениях.

• Рассматривание репродукций картин по выбору. (И. Бродская «Лес зимой в снегу», И. Грабарь «Зимний пейзаж», А. Саврасов «Зимний пейзаж», В. Токарев «Зимушка-зима».)

• Беседа «Здравствуй, зимушка-зима, хорошо, что к нам пришла!» (Чем нам нравится зима? Какие праздники бывают зимой? Какие развлечения зимой у детей? )

• Игра «Мороз».

• Объяснение пословиц «Береги нос в большой мороз»; «Пришел мороз — береги ухо да нос»; «Мороз не велик, да стоять не велит».

• Игра «Скажи, какая (какое, какой)?» (Зима — морозная, суровая, снежная; мороз сильный, трескучий; ветер — сильный, ураганный)

Беседа «Как звери зимуют?»

Игра на координацию речи с движениями «Зайки белые сидят…».

• Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с показом настольного театра. Драматизация сказки (с использованием атрибутов. Знакомство с внешним видом и назначением косы).

• Игра «Зайка-побегайка». (В основе игра А. Антоновой «Зайчики и лисички».)

Изготовление самодельной книги «Заюшкина избушка»

18.

«По щучьему велению»

 

  • Познакомить детей с небылицами как жанром УНТ, русской народной сказкой «По щучьему велению»;
  • Формировать эмоциональное восприятие произведений фольклора, учить понимать выразительность образа, юмора;
  • Вызвать эмоциональный отклик от игр со звуками, рифмами, словами;
  • Воспитывать уважение к народной культуре;
  • Расширять художественно-творческие возможности.

Небылицы.

Загадки о печке, щуке, Емеле.

Сказка «По щучьему велению».

• Хозяйка предлагает послушать небылицы.

  • Беседа о небылицах. (Почему эти веселые стишки называют небылицами?) (Предложить изобразить, как Фома мог ехать на курице, а Тимошка — на кошке.) В каких еще произведениях бывают волшебные превращения, чудеса?
  • Загадывание загадки и беседа.

Наша барыня-сударыня

Толста и бела,

Щей да каши наварила,

Пирогов нам напекла. (Печка.)

  • Хозяйка. В какой сказке печка была волшебной и умела передвигаться? Как она помогла своему сказочному герою, хотите узнать? О ком еще эта сказка, отгадайте:

Хвостом виляет,

Зубаста, а не летает. (Щука.)

Он герой нам всем известный.

И с волшебным словом вместе

Может целую неделю

На печи лежать... (Емеля).

• Рассказывание русской народной сказки «По щучьему велению».

• Беседа по содержанию сказки.

• Игра с Емелей «Хвост и голова».

  • Емеля проводят викторину.
  1. «Добавлялки». (Подобрать нужное слово): ок-ок-ок — стоит в поле... (теремок); ок-ок-ок — покатился... (колобок); са-са-са — зайчишку выгнала... (лиса)….
  2. «Из какой сказки предметы?» Коса -«Заюшкина избушка»; скалка — «Лисичка со скалочкой»...

«Назови трудолюбивых героев сказок» (Хаврошечка, Рукодельница, петушок из сказки «Колосок»...)

Рисование на тему «Волшебная щука» (по сказке «По щучьему велению»).

19.

«Ходит конь по бережку»

 

  • Расширять представления детей о многообразии народного искусства, любви русского народа к образу коня;
  • Показать взаимосвязь изобразительного, музыкального и устного фольклора: народные игры про коня, изображение коня в городецких узорах, конька-оберега на крыше домов, вышивка коня на полотенцах, скатертях;
  • Познакомить детей с иллюстрацией Ю. Васнецова к потешке «Ходит конь по бережку…», репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри».
  • Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Загадки о коне.

Репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», иллюстраций Ю. Васнецова к потешкам.

Подкова.

Загадывание загадок о коне.

• Рассматривание иллюстраций и репродукций картин с изображением коней («Богатыри» В. Васнецова, иллюстрации Ю. Васнецова к потешкам, картинки с изображением лошади с повозкой, сохой, бороной). Беседа о том, какую пользу приносит конь.

Игра «Придумай кличку коню» (с использованием иллюстраций с изображением лошадей разной масти)

• Игра «Какой конь?» (быстроногий, выносливый, сильный, умный, добрый.)

Чтение потешки: «Ермил, Ермил, чем коня кормил?»

Чтение скороговорки: От топота копыт

Пыль по полю летит.

• Игра «Что нужно всаднику?» (Узда, стремена, седло.)

Чтение и обыгрывание потешек: «Ходит конь по бережку…», «Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!...».

Трух-трух-трух! Не споткнись, мой друг!

• Игра «Едет Ваня».

• Игра «Лошадки».

• Рассматривание подковы.

• Игра «Кузнец»

• Рассматривание изображения коня на вышитых полотенцах, изделиях Городца.

• Слушание русской народной песни «Ой, при лужке, при лужке...»

Рисование на тему «Ходит конь по бережку» или изготовление «золотой» подковы.

Просмотр мультфильма «Сивка-Бурка» или мультфильма по сказке П. Ершова «Конек-горбунок

 

Март

 

№ п/п

Тема

Программное содержание

Материал

Примерный ход занятия

Сопутствующие формы работы

20.

«Сердце матери лучше солнца греет»

 

  • Развивать у детей доброту, чуткость, любовь к маме, уважение к ее труду;
  • Вызвать интерес к слушанию словацкой сказки «У солнышка в гостях»;
  • Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора, понимать смысл пословиц и поговорок.
  • Продолжать учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Уметь образовывать уменьшительно-ласкательные слова.

Сказка «У солнышка в гостях».

Стихотворение А. Майкова «Мать и дети».

  • Рассказывание словацкой сказки «У солнышка в гостях» (с использованием картинок с изображением героев сказки), беседа по содержанию.
  • Рассуждение на тему «Когда детям бывает светло, спокойно и тепло?» (Обратить внимание детей на выставку фотографий «Вместе с мамой».)
  • • Объяснение пословицы: «Сердце матери лучше солнца греет».
  • Игра «Назови ласково». (Мама — мамочка, мамуля, матушка, мамуленька, маменька.)
  • Чтение стихотворения А. Майкова «Мать и дети».
  • Игра «Что делает мама? (Как заботится о ребенке)»
  • Игра «Когда мама улыбается? радуется? огорчается? устает? обижается? сердится?» .

Аппликация «Подарок мамочке».

Д/И «Мамины помощники»

21.

Открытое занятие для родителей и педагогов детского сада.

 

«Ох, лапти, да лапти, да лапти мои…»

 

Формировать самостоятельную речевую активность посредством приобщения к традиционной культуре русского народа.

Учить понимать смысл пословиц и поговорок, делать выводы;

Развивать сообразительность, смекалку при отгадывании загадок, умении использовать речь-доказательство;

Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам — лаптям; русскому народному творчеству о них;

Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми и щедрыми;

Обогатить словарный запас словами и словосочетаниями «лапти», «лапоточки», «лапотки», «лаптишки», «липа», «плести лапти», «лыко драть», «лапотница».

Лапти.

Иллюстрации к русским народным сказкам.

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».

Загадки об обуви.

Хозяйка читает детям потешку «Лиса по лесу ходила…»

Рассматривание лаптей. Объяснение, что лапоть — это обувь из лыка. Рассказ о лаптях.

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам с изображением людей и животных в русских костюмах и лаптях.

Рассказывание русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Беседа по содержанию.

Емеля в лаптях приезжает на печке к детям, загадывает загадки об обуви.

Емеля проводит игры.

1. «Скажи наоборот» (про обувь). (Грязная — чистая; старая — новая; ветхая — прочная старинная — современная; жесткая — мягкая; летняя — зимняя; уличная — домашняя.)

2. «Назови ласково>. (Ботинок — ботиночек; сапог — сапожок; валенок — валеночек; туфля — туфелька; лапоть — лапоток, лапоточек.)

3. «Найди пару». (По образцу найти пару или нарисовать.)

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам с изображением людей и животных в русских костюмах и лаптях.

22.

«Едет Масленица дорогая»

 

  • Познакомить детей с русским народным праздником Масленицы; основным героем — чучелом Масленицы, обрядовой едой — блинами; обрядовыми веселыми песнями, играми;
    • Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать настроение пейзажной живописи (по картинам В. Кустодиева «Масленица», Я. Сурикова «Взятие снежного городка).
    • Продолжать пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Чучело.

Репродукция картины И. Сурикова «Взятие снежного городка».

Самовар, чай, конфеты, печенье.

  • В гости к детям приезжает на санках Масленица.
  • Рассматривание чучела. Рассказ педагога о народном празднике.
  • Рассматривание репродукции картины Кустодиева «Масленица» или И. Сурикова «Взятие снежного городка».
  • Народная игра «Арина»
  • Рассказ педагога о том, как детвора угощалась блинами да пирогами, ходила из избы в избу в гости, поздравляла с праздником, пела песенки.
  • Игра «Золотые ворота».
  • Рассказ Хозяйки о традиции жечь масленичные костры в честь светлого весеннего солнца, прогонявшего зимний холод и мрак, в знак будущего урожая; в Прощеное воскресенье просить прощения у родных, близких, друзей.
  • Чаепитие с блинами в горнице. (Звучит песня «Блины».)

Катание с горки на улице. Сжигание чучела.

 

 

Апрель

 

№ п/п

Тема

Программное содержание

Материал

Примерный ход занятия

Сопутствующие формы работы

23.

«Сороки»

 

  • Познакомить детей с праздником прилета птиц, музыкально-поэтическим творчеством, связанным с этим праздником, картиной А. Саврасова «Грачи прилетели»;
  • Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания.
  • Обогащение и активизация в речи детей слов, характеризующих приметы времени года весна.

Загадки о весне.

Репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

• Хозяйка встречает детей в горнице, загадывает загадки о весне.

Черный, проворный,

Кричит: «Крак»,

Червякам враг. (Грач.)

• Рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Беседа по ее содержанию. Слушание аудиозаписи «Март. Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П. Чайковского.

• Пение закличек: «Жаворонки, прилетите…», «Уж ты, ласточка…», «Приди, весна…».

• Рассказ о празднике «Сороки».

• Игра «Птички в гнездышках».

Лепка «жаворонков» из теста, их выпечка.

24

«Идет матушка-весна — отворяй-ка ворота»

 

  • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие пейзажной живописи на примере картины Я. Левитана «Весна. Большая вода», устного народного творчества (потешек, загадок, сказки Снегурочка»);
  • Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.
  • Продолжаем пополнять словарь детей словами, характеризующими приметы весны.

Загадки, потешки о весне.

Репродукция картины И. Левитана «Весна».

Сказка «Снегурочка».

• Бабушка Загадушка загадывает детям загадку о весне. Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей грядки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет. Г. Ладонщиков

  • Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода». Беседа по картине.
  • Чтение потешек о весне и солнце.
  • Беседа о весне, весенних явлениях в природе.
  • Игра «Солнышко»
  • Чтение стихотворения Г. Бойко.

Туча прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес —

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

  • Игра «Скажи, какое?» (Солнышко — яркое, золотое, доброе, лучистое; небо — голубое, светлое.)
  • Чтение сказки «Снегурочка». Беседа по ее содержанию.
  • Хоровод «Трава моя, травушка».

Рисование или аппликация «Снегурочка»

25.

«Козонька рогатая, козонька бодатая»

 

  • Развивать интерес к УНТ, желание слушать небольшие сказки, оценивать поведение героев: «Два козлика», «Две козочки», «Лиса и козел»;
  • Воспитывать положительное отношение к находчивости, сообразительности, смекалке, умению размышлять.
  • Продолжаем учить детей описывать предмет, картину.

Загадки о козе.

Сказки «Два козлика», «Две козочки».

Русская народная сказка «Лиса и козёл».

• Хозяйка встречает детей в горнице. Предлагает подумать, что значит выражение «Жизнь дана на добрые дела».

Загадывание загадки о козе.

• Чтение сказки «Два козлика» с показом настольного театра. Беседа по ее содержанию.

• Обыгрывание стихотворения «Козлик».

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е-е».

• Чтение сказки «Две козочки» с показом настольного театра. Беседа по ее содержанию.

• Обыгрывание потешки «Коза-хлопота…»

Игра «Шла коза по лесу».

• Рассказывание русской народной сказки «Лиса и козел». Беседа по ее содержанию.

• Беседа. (В каких произведениях еще встречается коза? )

• Игра «Чей голосок?»

• Игра «Серенький козлик».

Лепка козоньки рогатой, козонькт бодатой.

25.

Открытое занятие

«Красное Воскресенье или Пасха»

Формировать самостоятельную речевую активность посредством приобщения к традиционной культуре русского народа.

Учить детей различать и называть признаки времени года весна;

Развивать интерес к традициям, обычаям народа, традиционным пасхальным играм;

Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми и щедрыми;

Продолжать учить пользоваться распространёнными предложениями.

Загадки.

Корзина с деревянными крашеными яйцами.

Куличи, сувенирное яйцо с цыплёнком внутри.

• Хозяйка в праздничной одежде встречает детей в горнице. Загадывает загадки.

Нашел я шар, разбил его,

Увидел серебро и золото. (Яйцо.)

• Обращает внимание на корзинку с деревянными крашеными яйцами — писанками и крашенками. Предлагает полюбоваться, выбрать понравившиеся.

• Слушание колокольною звона (аудиозапись).

Игра «Катание яиц».

• Игра «Чье яйцо дольше прокрутится».

• Игра «Стуканье яиц»

• Русская народная игра «Солнышко».

Игра «Карусель.

• Игра «Летал, летал воробей».

• Угощение куличом, яйцами.

Рисование или аппликация трафаретов из разноцветной самоклеящейся пленки «Роспись яиц».

 

 

Май

 

№ п/п

Тема

Программное содержание

Материал

Примерный ход занятия

Сопутствующие формы работы

26.

«Волшебный мир дерева»

  • Расширять представления детей о многообразии изделий декоративно-прикладного искусства;
  • Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов;
  • Развивать эстетическое восприятие детьми произведений искусства, умение любоваться ими;
  • Воспитывать чувство гордости, уважения к русским мастерам за их руки золотые.

Изделия из дерева (русские матрёшки, предметы домашней утвари, посуды, предметы с резьбой по дереву).

Загадки.

Стихотворение М. Пляцковского «Живёт повсюду красота».

Аудиозапись «Во саду ли, в огороде».

• Дети приглашаются на выставку «Волшебный мир дерева» (деревянных изделий Хохломы, Городца, русских матрешек, предметов домашней утвари, посуды, предметов с резьбой по дереву).

• Чтение стихотворения М. Пляцковского «Живет повсюду красота…»

• Беседа на тему «Волшебный мир дерева».

• Игра «Назови деревянную посуду».

Загадывание загадок о балалайке.

• Беседа о народных музыкальных инструментах.

• Слушание мелодии «Во саду ли, в огороде».

• Загадывание загадок о предметах домашней утвари, рассматривание предметов-отгадок, их оригинальной формы и неповторимой росписи.

  • Беседа о деревянных игрушках (матрешке, лошадках, пирамидках).

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет. Я. Кадухина

«Творческая мастерская (украшение трафаретов различных изделий)

27.

«Сказки русского народа»

 

  • Развивать у детей интерес к русским народным сказкам о животных;
  • Вызвать желание слушать сказку Зимовье;
  • Учить передавать свое отношение к содержанию сказок, поступкам сказочных героев;
  • Учить передавать характер героя в речи, движениях, мимике, жестах.
  • Продолжать совершенствовать диалогическую речь: активно участвовать в беседе, задавать вопросы и отвечать на них.

Иллюстрации к русским народным сказкам.

Сказочные герои (лиса, медведь, петух, заяц, волк.)

Сказка «Зимовье»

• Бабушка Рассказушка встречает детей в горнице, предлагает принять участие в мини-викторине «Сказки русского народа».

Отгадывание названия сказки по иллюстрациям, беседа по краткому содержанию («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Заяц-хваста», «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк».)

•Беседа «Мой любимый сказочный герой».

•Игра «Угадай героя сказки». Изобразить героя — походку, мимику, жесты, действия героев.

  • Игра с любимым сказочным героем по выбору. («Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Ходит по двору петух», «Зайцы и волк».)

• Рассказывание сказки «Зимовье», беседа по ее содержанию.

• Игра «Подбери родственное (похожее) слово». Зима — зимняя, зимний, зимнее, зимушка, зимовье, зимовать; снег — снежный, снежная, снеговик, Снегурочка…

Рисование «Мой любимый сказочный

герой»

 

 

В началоНазад12ВперёдВ конец


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые…

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые сказки Корнея Чуковского» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное...

Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к…

Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к ежику» Дети под музыку заходят в зал. Ведущая: Ходит осень по дорожке, Промочила в...

Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста

Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста Вид проекта: Познавательно-игровой. Длительность проекта: Среднесрочный. Участники проекта: Дети 3-4 лет. Воспитатели. Родителиэ Актуальность: Дошкольный возраст является той...

Читайте также

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием…

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием нетрадиционных материалов «Машины» Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из...

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в…

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в коррекционной работе воспитателя Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей...

Перспективный план «Формирование представлений у старших дошкольников о семейных традициях…

Перспективный план «Формирование представлений у старших дошкольников о семейных традициях через проектную деятельность» Месяц Тема Задачи Формы и методы работы с детьми Взаимодействие с родителями Сентябрь-Октябрь Изучение...