Перспективный план работы на формирование элементарных математических представлений для младшего дошкольного возраста
(Интеграция математического и природоведческого материала
с детьми младшего дошкольного возраста
в образовательном процессе ДОУ)
Месяц |
1 занятие |
2 занятие |
3 занятие |
4 занятие |
Сентябрь |
Тема. Адаптационный период Цель: Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному математическому развитию: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Помочь каждому ребенку почувствовать удовлетворенность процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий, не дать ему поддаться унынию, а вселить уверенность в успехе. |
«Не хочу один клевать я!» Цель. - Учить сравнивать совокупности предметов, различать где «один» предмет, а где «много». - Учить выделять отдельные предметы из групп и составлять группу из отдельных предметов. - Формировать представление о домашних животных и их детёнышей (курица, цыплёнок), воспитание интереса к ним и доброго отношения с объяснением, что люди заботятся о домашних животных - Учить устанавливать отношения между понятиями «один» и «много», согласовывать числительное один с существительными в роде и числе. - Развивать воображение. |
«Сколько нас?» Цель: - продолжать формировать понятия «много», «один», «ни одного». - Развивать умение сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать. - Развивать мелкую моторику. - Дать представление о понятии – лес. - Дать представление о дереве и кусте, о строение дерева (корень, ствол, ветки, листья) - Воспитывать уважение к сверстникам. |
|
Октябрь |
«Сказочное путешествие» Цель: - закрепление у детей умения выделять предметы из группы и объединять их в группы, активизировать в речи слова много, один, по одному, ни одного. - Продолжать упражнять детей в раскладывании указанного количества предметов (один и много) на двух полосках (положение) разного цвета, расположенных слева и справа одна от другой. - дать представления об овощах и фрукта. - Учить пользоваться распространенными сложными предложениями с союзами «и» и «а». |
Один и много Цель: - продолжать упражнять детей в раскладывании указанного количества предметов (один, много) на двух полосках разного цвета, расположенных вверху и внизу, одна под другой. - Закреплять знание детей называть цвет полосок, количество игрушек и место их расположения (вверху или внизу). - Учить пользоваться предложениями с союзами «и» или «а». - Учить детей брать предметы правой рукой и расставлять в направлении слева направо. - Продолжать учить детей умению группировать предметы по заданному признаку. - Развивать познавательные процессы и мелкую моторику. |
Встреча с Незнайкой Цель: - продолжать учить детей находить много предметов и один предмет. - Учить называть количества этих предметов. - Согласовывать числительное один с существительными. - Учить упражнять в выделении отдельных предметов из групп и в объединениях предметов в группы, развивать умение видеть признаки, общие для всех предметов группы, и признаки, общие лишь для части ее. - Выделять и сознавать значимость характеристики цвета как основания для классификации. - Учить складывать картинку из частей. |
Что у ежика в мешочке? Цель: - закрепить знания детей сравнивать совокупности предметов, различать на ощупь, где один предмет, а где много. - Продолжать группировать предметы и определять их количество: один, много, по одному. - Закрепить внимание на цвете предметов и подбирать одинаковые цвета. - Продолжать освоение умения различать правую и левую руку, определять направление: вверх-вниз. - Развивать умение сравнивать и обобщать. Составлять силуэт ежика из частей (4 части). - Расширить представление детей о диких животных (ёжик), об его внешнем виде, повадках, месте жизни. - формировать у детей интерес к животным и эмоционального положительного отношения к ним. |
Ноябрь |
Чудесный мешочек Цель: - знакомство с кругом и его свойствами. - Дать представление о разных размерах круга. - Учить обследовать фигуры приемом обведения их контуров пальцем. - Учить находить много предметов и один предмет. - Учить отгадывать загадку, понимать, что круги могут быть разного размера. - Развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину; находить предметы с заданными свойствами и группировать их по двум признакам. - Учить находить на ощупь и определять круг, называть его. |
Составь квадрат Цель: - знакомство с квадратиком и его свойствами. - Учить различать и правильно называть круги квадрат. - Учить детей находить много предметов и один предмет. - Учить умению группировать геометрические фигуры по форме. - Развивать воображение, память. |
Поезд Цель: - учить детей соотносить план комнаты с реальной комнатой. - Формировать умение двигаться, в направлении, указанном стрелкой. - Учить анализировать элементарную контурную схему. - Учить детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана. > - Учить угадывать цвет и соотносить со своим набором. - Составлять круг из четырех частей. |
Проведи дорожки Цель: - учить детей различать и называть квадрат, круг. - Познакомить с геометрической фигурой -треугольником. - Учить обследовать форму осязательно - двигательным путем. - Упражнять в раскладывании указанного количества предметов (много, один) на моделях фигур, расположенных слева или справа одна от другой. - Учить называть фигуры (треугольник, квадрат), их части (3 стороны, 3 угла). - Продолжить упражнять в различии правой и левой руки. - Учить находить группы предметов (много) и единичные предметы (один), расположенные в определенных участках комнаты. - Учить детей умению группировать геометрические фигуры, включая треугольник, по форме. - Развивать воображение, память. - Учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе стихотворения-загадки. |
Декабрь |
Нарисуй картину палочками - Учить сравнивать два предмета по длине путем приложения. - Продолжать закреплять представление детей о пространственном положении предметов: вверху, внизу. - Упражнять в различии правой и левой руки. - Учить детей схематически изображать различные предметы или свойства с помощью палочек разной длины. - Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму предмета. - Учить сравнивать предметы по длине. |
Чем похожи, чем отличаются? Цель: - продолжать учить детей называть, узнавать и различать геометрические фигуры, сравнивать, находить сходство и различие. - Развивать память, пространственное воображение, сообразительность, логическое мышление. - Учить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений. |
Геометрическая мозаика Цель: - продолжать учить детей сравнивать предметы по длине. - Учить находить предметы, одинаковые по длине. - Упражнять детей в различии круга, квадрата и треугольника. - Находить модели этих фигур, несмотря на различие в их цвете и размере. - Активизировать в речи детей слова: длиннее, короче, одинаковые по длине. - Учить умению классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма). - Развивать мелкую моторику. - Учить составлять из разноцветных кубиков картинку по образцу. |
Путешествие в сказку - Ориентировка в пространстве. - Закреплять понятие «поровну», различать и называть пространственные направления: от себя, слева, справа, над, под. - Развивать смекалку, сообразительность, умение видеть характерные признаки предметов, выделять, обследовать и называть круг, квадрат и треугольник по двум признакам. |
Январь |
Через ручеек Цель: - продолжать упражнять детей в сравнении предметов по ширине. Учить использовать в речи детей слова: шире, уже, широкий, узкий. - Закреплять умение определять местоположение предметов: вверху, внизу, слева, справа. - Учить детей по-разному обозначать предметы в игровой ситуации. - Формировать умение изображать определенные действия. - Развивать познавательные процессы, пространственные представления и мелкую историку. |
Мы - исследователи Цель: - учить детей сравнивать предметы, контрастные по высоте, пользуясь приемом приложения. - Учить обозначать результаты сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий. - Продолжать закреплять умение различать левую и правую руку, ориентироваться в левом и правом на самом себе. - Продолжать учить детей сравнивать размеры и подбирать предметы по размеру, независимо от их цвета и формы. - Формировать умение сотрудничать со сверстниками. - Развивать познавательные процессы, мелкую моторику. - Ориентировка в пространстве. |
Сравни предметы Цель: - продолжать учить различать шар и кубик. - Развивать умение анализировать предметы по признакам: цвет, форма, величина. - Упражнять детей в сравнении предметов контрастных и одинаковых по ширине, высоте и толщине. |
Утро, день, вечер, ночь Цель: - продолжать закреплять умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте, пользуясь приемом приложения. - Активизировать в речи детей слова: длиннее, уже, шире, выше, ниже. - Учить находить много предметов и один в окружающей обстановке. - Учить различать геометрические фигуры, определять их цвет и расположение. - Дать детям понятие о частях суток. - Развивать внимание. |
Февраль |
Столько - сколько Цель: - учить детей приему наложения предметов -на картинки карточки-образца. - Познакомить детей с понятием «столько-сколько». - Закрепить умение детей раскладывать предметы правой рукой в направлении слева направо. - Продолжать закреплять умение различать и называть части суток. - Закрепить умение детей группировать предметы по заданному признаку. |
Найди столько же Цель: - продолжать учить детей накладывать на карточку столько картинок, сколько их нарисовано. - Учить помещать предметы правой рукой слева направо точно на картинке. - Развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину, находить предметы с заданными свойствами и группировать их по двум признакам. - Закреплять умение называть геометрические фигуры. - Формировать умение правильно организовывать предметы в пространстве на основе умения отождествлять себя с центральным предметом. - Учить использовать собственное тело в качестве эталона, обладающего необходимыми пространственными и временными характеристиками. |
Цель: - Закрепить представление об основных свойствах овощей (вкус, форма, цвет, величина); обогатить речь детей новыми словами (бордовый, оранжевый, хрустит); формировать умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник); закреплять понятия «больше», «меньше», «столько же, сколько»; продолжать учить соблюдать этикет. |
Сосчитай! Цель: - учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под. - Продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: толстый - тонкий. - Учить правильно употреблять в речи термин «ночь». - Продолжать знакомить детей с цифрами 1 и 2. - Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. |
Март |
Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет Цель: - продолжать упражнять детей в приложении предметов к рисункам картинки-образца. . - Учить понимать смысл выражений «столько, сколько». - Закреплять умение сравнивать два предмета, контрастных и одинаковых по ширине. - Учить различать шар и куб. - Развивать умение анализировать предметы по признакам: цвет, форма, величина. - Учить называть числительные, указывая на предмет, и относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе. - Развивать память, сообразительность. |
Найди такой же Цель: - познакомить детей с числом 3. - Продолжать различать и называть геометрические фигуры. - Упражнять в прикладывании моделей геометрических фигур к их изображениям на карточке. - Развивать умение прикладывать предметы точно один к другому, строго учитывая интервал между ними. - Пользоваться выражениями «столько-сколько», «поровну». - Сравнивать два предмета, контрастных и Одинаковых по толщине, пользуясь словами: толще, тоньше, одинаковые по толщине. - Развивать мелкую моторику рук. |
Желтые и белые утята Цель: продолжать закреплять счет до 3. - Дать понятие о прямоугольнике. - Учить обследовать форму осязательно-двигательным и зрительным путем. - Освоение умения выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину. - Нахождение предметов с заданными свойствами. - Учить детей выяснять, в какой из групп больше (меньше)" предметов или поровну, пользуясь приемом приложения. - Учить детей пользоваться словами и выражениями: «столько», «сколько», «поровну», «больше», «меньше» (по количеству). |
Построим башню Цель: - продолжать учить детей сравнивать предметы по величине. - Учить сравнивать совокупность предметов методом приложения. - Закреплять умение практически выяснять, в какой группе больше (меньше) предметов или в них предметов поровну, пользуясь приемами приложения и наложения. - Применять в речи слова: «большой», «маленький». - Закрепление знаний о геометрических фигурах и месте расположения их на квадратном листе, добиваясь - Последовательного описания и правильного употребления слов. |
Апрель |
Сколько Цель: - закрепление навыков счета до трех. - Знакомство с различными вариантами образования числа «4». - Учить детей выполнять столько движении, сколько игрушек (в пределах 1-3). - Учить определять, в какой группе больше (меньше) предметов или в них поровну предметов, пользуясь приемами наложения и приложения. - Учить детей видеть равное количество предметов разных размеров. - Освоение умений ориентироваться на листе бумаги («вверх», «вниз», «направо», «налево»). -Развивать внимание. |
Раньше, позже, сначала, потом. - Учить различать и называть последовательно времена года. - Учить устанавливать причины и следствия. - Закреплять умение различать и называть последовательность времен года. - Познакомить детей с геометрической фигурой -овалом. - Учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур: овал, круг. - Закреплять умение различать и называть пространственное направления от себя («влево», «вправо»). - Развивать логику мышления, память. |
Слушай, смотри, считай Цель: - учить называть числительные по порядку. -Учить ориентироваться в пространстве на предметы, выражать результаты счета в речи. - Закрепить знание детей в сравнении предметов по величине («высокий», «низкий», «широкий», «узкий»). - Закреплять цифровой ряд от одного до четырех. - Учить детей воспроизводить количество звуков в пределах 1 - 4 без счета и направления числа, находить карточку, на которой столько же кружков, сколько раз ударил молоточек. - Упражнять детей в сравнении групп предметов, пользуясь приемом приложения. - Устанавливать равенство и неравенство групп. |
Цели. • Формирование представлений о домашних животных (корове, овце), <об их детенышах; расширение представления детей о домашних животных, воспитание интереса к ним и доброго отношения с объяснением, что люди заботятся о домашних животных (кормят, убирают, строят для них дворы). • Введение в речь детей слов «ягненок», «теленок», «ягнята», «телята» <• Закрепление представления о временах года, понятия «сутки», «части суток». • Закрепление ориентировки в пространстве, понятия «влево», «вправо»; размеров (большой, маленький, средний). • Обучение вести счет в пределах четырех. • Развитие речи, мышления, памяти, коммуникативных способностей. |
Май |
Пушистые котята Цель: - познакомить детей с числом «5». - Учить детей называть числительные по порядку, указывая на предметы. - Развитие общей и мелкой моторики. - Продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров. Учить различать и называть время года - весну. |
В лесу Цель: - закрепить понятие «столько же», «поровну» - Познакомить детей с образованием числа «5» из двух меньших чисел. - Закрепить навыки замещения реальных предметов символами. - Развивать общую и мелкую моторику. - Учить детей обыгрывать загадки-шутки. |
- Раз, два, три, четыре, пять - вышел зайка погулять Цель: - закрепить навыки ориентировки в пространстве и на плоскости. - Закрепить слова-антонимы: «высокий», «низкий», «тяжелый», «легкий», «высокий», «низкий». - Продолжать освоение детьми умения сравнивать предметы по ширине, определяя, что шире, что уже. - Устанавливать соответствие между множествами, образец для выполнения задания (впереди, сзади, между). |
Вечер развлечений Цель: - поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием. - Учить детей проявлять настойчивость. - Развивать воображение, память, сообразительность, умение быстро ориентироваться на плоскости. - Доставить детям радость от игр развивающей направленности. |
Читайте также |
---|
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по «Художественно-эстетическому развитию»…
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по «Художественно-эстетическому развитию» с использованием ИКТ Тема: «Пробуждение весны» Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная...
Реализация музыкального развития детей дошкольного возраста в условиях карантинных ограничений
Реализация музыкального развития детей дошкольного возраста в условиях карантинных ограничений В связи со сложившейся в 2020 году эпидемиологической ситуацией, дети долгое...
Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению
Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению Процесс обучения чтению детей дошкольного возраста, является достаточно монотонным и однообразным занятием. Используя...