Перспективное планирование
Образовательная область: «Коммуникация»
средняя группа
Сентябрь
№ п/п |
Тема |
Программное содержание |
Материалы |
Дидактические игры и упражнения |
Физкуль- тминутки |
Художествен- ное слово |
Интеграция |
1. |
Описание игрушек – кошки и собаки |
Учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида. Активизи- ровать слова, обозначаю- щие действия и состояние (глаголы); учить согласовывать прилагатель- ные с существитель- ными в роде и числе. Закреплять произношение звуков «у, а, г, к, в», учить правильно произносить в словах звуки «с» - «сь», выделять в речи слова с этими звуками; закреплять представле- ния о значении терминов «слово», «звук»; учить вслушиваться в звучание слов. Развивать интерес к животным. Воспитывать усидчивость. |
Игрушки – кошка, собака, машина, слон, лиса, гусь, лягушка. |
д/и «Угадай по голосу» Цель: закрепить звукопроизноше- ние. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.107)
д/и «Кто поедет на машине?» Цель: учить выделять слова со звуком «с». Предложить детям покатать в машине зверей, в названии которых есть звук «с» (собака, слон, лиса)
|
«А щенята как проснуться, Очень любят потянуться, Обязательно зевнут, Ловко хвостиком махнут! А котята спинку выгнут И неслышно с места прыгнут. Перед тем, как прогуляться, Начинают умываться» |
Загадки: «У порога плачет, Коготки прячет, Тихо в комнату войдет, Замурлычет, запоет»,
«Во дворе поставлен дом, На цепи хозяин в нем»
Стихотворе- ния: «Сторожит собака дом, «Без кота нельзя никак: |
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
2. |
Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» |
Учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятель- но; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Учить соотносить слова, обозначаю- щие названия животных, с названиями их детенышей; активизи- ровать в речи слова, обозначаю- щие действия (глаголы). Развивать интерес к составлению рассказов по картине. Воспитывать умение внимательно слушать рассказы других детей. |
Картина «Кошка с котятами», игрушки (кошка и котята, собака и щенята, курица и цыплята, утка и утята), сорока (картинка). |
д/и «Кто как кричит?» Цель: закрепить звукопроизноше- ние. Как говорит кошка? Как говорит собака? Как говорит курица? Как говорит утка?
д/и «Кто с кем?» Цель: учить называть животных и их детенышей во множественном числе Собака с…щенятами, Кошка с…котятами, Курица с…цыплятами, Утка с…утятами.
|
«Пушистые комочки Умыли лапкой щечки, Умыли лапкой носик, Умыли лапкой глазик – Правый глазик, Левый глазик. Умыли лапкой ушки – Правое ушко, Левое ушко. А ушки у котят, как домики стоят» |
Стихотворе- ние: «Котёнок возится с клубком: (А. Барто)
|
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
3. |
Описание игрушек – собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек |
Учить при описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложения. Закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детенышей, упражнять в использова- нии форм ед. и мн. числа существитель- ных, обозначаю- щих детенышей животных; формировать представле- ния о предлогах «за, под, на, в», навыки их применения в речи. Отрабатывать навыки правильного произношения звуков «с» - «сь» изолирован- ных, в словах и фразах; учить произносить звук «с» длительно, на одном выдохе, отчетливо и внятно прогова- ривать слова. Развивать слуховое внимание. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. |
Картинки с изображе- ниями предметов и животных, в названиях которых есть звук «с» (8шт.) и нет этого звука (8шт.); игрушки (собака, лиса, белка и бельчата, слон и слонята, крольчиха и крольчата, свинья и поросята); ширма; большой кубик. |
д/и «Сравни собаку и лису» Цель: учить сравнивать животных. Сравним собаку и лису (по внешнему виду, где живут, чем питаются).
д/и «Услышь звук» Цель: учить называть предметы и животных, в названии которых есть звуки «с» - «сь». Предложить показать картинки, в названии которых есть звук «с» или «сь».
д/и «Прятки» Цель: учить употреблять предлоги в, на, за, под. Воспитатель прячет животных, дети ищут и называют место, где их нашли (бельчата прятались за кубиком, поросята спрятались под столом, слонята спрятались в шкафу, крольчата спрятались на полке). |
«А теперь насос включаем, Воду из реки качаем. Влево – раз, вправо – два. Потекла ручьем вода. С – с – с – с - с! Раз – два – три -четыре – Хорошо мы потрудились»
|
Загадки: «С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост колечком»,
«Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет».
Чистоговорка: «Са-са-са – у Кати лиса. Су-су-су – даю Саше лису. Са-са-са – у меня лиса».
Скороговорка: «У Сони и Сани быстро едут сани». |
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
4. |
Составление описательного рассказа о питомцах |
Учить составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта. Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек), их свойств, действий, которые с ними можно совершать; учить согласовывать прилагатель- ные с существитель- ными в роде и числе. Продолжать знакомить с термином «слово», закрепить произноше- ние звука «с» в словах и фразах, учить подбирать слова со звуком «с» и вслушивать- ся в их звучание. Развивать внимание, память. Воспитывать любовь к животным. |
Игрушки – кошка, собака. |
д/и «Какая? Какой» Цель: учить согласовывать прилагатель- ные с существитель- ными в роде и числе. О ком можно сказать большой…, маленький…, большая…, маленькая…
д/и «Кто что умеет делать?» Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Что умеет делать кошка? (мяукать, лакать молоко, ловить мышей, играть с клубком и т.д.) Что умеет делать собака? (лаять, грызть косточки, рычать, вилять хвостом, сторожить дом и т.д.) |
Пальчиковая игра: «У собачки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик. А у кошки ушки на макушке, Чтобы лучше слышать Мышь в ее норушке» |
Загадки: «Мягонькие лапки, А в лапках цап-царапки»,
«Проживает во дворе, В своем доме – конуре, На всех, кого не знает, Она рычит и лает»
Чистоговорки: «Са-са-са, са-са-са, Укусила в нос оса. Со-со-со, со-со-со, Стал мой нос, как колесо! Сы-сы-сы, сы-сы-сы, Не боюсь я злой осы! Су-су-су, су-су-су, Я осу в руке несу!
Скороговорка: «У осы не усы, не усищи, а усики»
|
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
Октябрь
№ п/п |
Тема |
Программное содержание |
Материалы |
Дидактические игры и упражнения |
Физкульт- минутки |
Художествен- ное слово |
Интеграция |
1. |
Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» |
Учить составлять рассказ исходя из набора игрушек. Активизи- ровать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов; учить согласовывать прилагательные с существитель- ными в форме множественного числа. Закрепить правильное произношение изолированного звука «з», учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания. Развивать желание рассказывать об игрушках. Воспитывать интерес к занятию.
|
Игрушки – кукла, котенок, собака, блюдце. |
д/и «Кто как говорит?» Цель: учить различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания. Как жалобно мяукает котенок? Как радостно мяукает котенок? Как сердито мяукает котенок? Как весело гавкает собака?
д/и «Услышь звук» Цель: учить выделять звук «з» в словах. Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши, услышав звук «з»: зайка, мишка, зонт, ваза, кошка, замок, звонок, танк, коза, карандаш, машина. |
«А щенята как проснутся, Очень любят потянуться, Обязательно зевнут, Ловко хвостиком махнут! А котята спинку выгнут И неслышно с места прыгнут, Перед тем, как прогуляться, Начинают умываться» |
Стихотворе- ние: «Если кто-то с места сдвинется, На него котенок кинется. Если что-нибудь покатится, За него котенок схватится. Прыг-скок! Цап-царап! Не уйдешь от наших лап!»
Считалка: «1-2-3-4-5! Будем мы слова считать. Зайка, зонтик, змей, корзина, Ваза, воздух и резина, Зубы, козлик и тазы, Зоопарк, завод, вазы. Посчитай-ка, не ленись, Да смотри, не ошибись»
|
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье |
2. |
Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
|
Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей. Учить правильно называть детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов. Развивать умение понимать и оценивать поступки и характеры героев, образное содержание и идею произведения. Воспитывать интерес к художественной литературе.
|
игрушки – собака, зайчиха, крокодил, щенки, зайчата, крокодильчики, бегемотики (по 2 шт.); игрушечная лесенка с тремя ступеньками. |
д/и «Поручения» Цель: учить употреблять форму повелительного наклонения глаголов. Дети просят животных: - Зайчик, поскачи, пожалуйста. - Щенок, спой, пожалуйста. - Бегемотик, ляг, пожалуйста. -Собачка, попрыгай, пожалуйста. Затем дети просят игрушки друг у друга: - Оля, дай, пожалуйста, крокодила. - Спасибо. - Женя, дай, пожалуйста, щенка. - Спасибо.
д/и «Кто заблудился?» Цель: учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, составлять ложные предложения. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.119)
|
п/и «Пузырь» «Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой И не лопайся. Лопнул пузырь! Ш-ш-ш!» |
Стихотворение: «Зайка, заинька, зайчишка - Храбрый зверь и даже слишком. Самый смелый зверь в лесу. Не боится он лису, Не боится он и волка. Он запутает у ёлки След своих надёжных ног И ускачет по сугробам - Скок да скок»
|
Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Безопасность Здоровье
|
3 |
Диагностическая неделя
|
||||||
4. |
Диагностическая неделя
|
Ноябрь
№ п/п |
Тема |
Программное содержание |
Материалы |
Дидакти- ческие игры и упражнения |
Физкульт- минутки |
Художествен- ное слово |
Интеграция |
1. |
Составление сюжетного рассказа по ролям |
Учить самостоятель- но задавать вопросы и отвечать на них. Активизи- ровать в речи слова, обознача- ющие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения. Учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук. Развивать диалогическую речь. Воспитывать доброжелатель- ное отношение друг к другу.
|
Игрушки – коза, козленок, корова, зайчонок.
|
д/и «Назови ласково» Цель:учить образовывать существитель- ные с уменьши- тельно- ласкательными суффиксами. Назовите ласково зайца, козлика, корову, козу.
д/и «Кто что умеет делать?» Цель:учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Что умеет делать зайчик? (прыгать, бегать, грызть морковку, шевелить ушами и т.д.) Что умеет делать козлик? ( бодаться, скакать, ходить, жевать траву и т.д.) Что умеет делать корова? Что умеет делать коза? |
«Зайка наш идет к друзьям- Мышкам, белкам, воробьям… Вымыл шейку он и ушки, Причесал свою макушку, Вымыл лапки тщательно, Вытер их старательно. Приоделся – и скок – скок, Прыг скорее за порог» |
Стихотворение: «Тихо, тихо, Зоя спит, А вот злой комар летит. Зою будет он кусать И не даст он Зое спать. Мы прогоним комара: «Улетай ты со двора». Злой комар от нас летит, Улетает и гудит. З-з-з! З-з-з!»
Чистоговорки: «За-за-за – серая коза. Зы-зы-зы - рожки у козы. Зе-зе-зе – травку дам козе. Зу-зу-зу – я пасу козу»
Скороговорка: «Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка»
|
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
2. |
Придумывание загадок-описаний об игрушках |
Учить описывать предмет, не называя его; учить задавать вопросы и отвечать на них. Активизи- ровать в речи глаголы, прилагатель- ные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах. Продолжать знакомить с термином «слово», учить вслушиваться в звучание слов. Развивать диалоги- ческую речь. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. |
Ширма, Петрушка; игрушки – мяч, матрешка, барабан, машина, кукла, корова, утенок. |
д/и «Петрушка, угадай мою игрушку» Цель:учить давать описание игрушке. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.123)
д/и «Угадай, кого не стало?» Цель:учить образовывать существитель- ные в родительном падеже во множествен- ном числе. Котята – котят, Коровы – коров, Утята – утят, Козлята – козлят.
|
«Буратино потянулся, Раз, нагнулся, Два, нагнулся, Три, нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать»
|
Загадка: «Он с бубенчиком в руках, В сине-красных штанах. Он веселая игрушка, И зовут его… (Петрушка)
Стихотворе- ние: «Посмотрите, в магазине Все игрушки на витрине: Заводные зайчики, Куколки и мячики, Пушистые котята, Матрешки, медвежата – Все на полочках сидят, С нами поиграть хотят» (Н. Воронина) |
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопас- ность Музыка Здоровье |
3. |
Составле- ние рассказа-описания по лекси- ческой теме «Мебель» |
Учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем. Учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением; уточнить понятие «мебель»; учить правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространствен- ным значением: посередине, около, у, сбоку, перед; активизи- ровать в речи сложно- подчиненные предложения. Развивать представле- ние о ближайшем окружении. Воспитывать познаватель- ный интерес. |
Фланелеграф; плоскостные геометрические формы из бумаги для конструирования кукольной мебели. |
д/и «Устроим кукле комнату» Цель:учить называть предметы мебели, ее назначение. Воспитатель показывает предметы мебели, дети называют их, для чего они нужны, куда их нужно поставить.
д/и «Назови одним словом» Цель:учить классифици- ровать предметы (мебель, посуда, игрушки). - У Тани в комнате стоят шкаф, кровать, стол, стул, кресло… Как назвать все эти предметы одним словом? Какая мебель стоит у тебя в комнате? - Наша Таня любит играть. Назовите игрушки. Какие ваши любимые игрушки? - Таня ждет гостей. Что она поставит на стол? Как назвать эти предметы одним словом?
|
«Девочки и мальчики Прыгают, как мячики, Ручками хлопают, Ножками топают, Глазками моргают, После отдыхают» |
Стихотворе- ния: «У стола четыре ножки Сверху крышка, как ладошка»,
«Ножки, спинка и сиденье – Вот вам стул на удивленье»
Игра «Доскажи словечко»: Если ты захочешь спать, В спальне ждет тебя…(кровать). Чтобы ноги отдохнули, Посиди-ка ты на…(стуле). Свитер, кофту, теплый шарф Аккуратно сложим в…(шкаф). С пирогами чай попьем За обеденным…(столом)
|
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье Художе- ственное творчество
|
4. |
Составле- ние рассказа по картине «Собака со щенятами» |
Подвести к составлению небольшого рассказа по картине; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Учить правильно образовывать формы родительного падежа существитель- ных; активизи- ровать в речи глаголы. Развивать связную речь. Воспитывать бережное отношение к животным. |
Картина «Собака со щенятами», игрушки – собака и щенята, утка и утята, крольчиха и крольчата, сорока (картинка). |
д/и «Один – много» Цель:учить употреблять в речи существи- тельные во мн. ч. Щенок – щенки, Воробей – воробьи, Утенок – утята, Волчонок – волчата, Медвежонок – медвежата.
д/и «Чего нет?» Цель:учить образовывать формы существитель- ных в Р. п. мн.ч. - У воробьев перья, а у щенков нет…перьев. - У воробьев крылья, а у щенков нет…крыльев.
|
«Дружные щенята Весело бегут. Дружные щенята Весело поют. А потом вдруг Захотелось им потанце- вать: Показали лапочки, Пружинки показали, Покружи- лись весело, Молодцы!!!» |
Стихотворе- ние: «Нет, не просто подарили, В день рожденья подарили Очень славного щенка! Он малюсенький пока… Он идет смешной-смешной, Путается в лапах. Подрастет щеночек мой – Он поправда- шний, живой» (И. Токмакова) |
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
Декабрь
№ п/п |
Тема |
Программное содержание |
Материалы |
Дидактические игры и упражнения |
Физкульт-минутки |
Художествен- ное слово |
Интеграция |
1. |
Описание игрушек – белки, зайчика, мышонка |
Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке. Учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде; образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением. Учить слышать и правильно произносить звук «ш», изолированный, в словах и фразах; правильно регулировать темп и силу голоса; учить вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание. Воспитывать усидчивость. |
Большой медведь (мягкая игрушка); картинки с предметами, в названиях которых есть звук «ш»: чашка, кувшин, лягушка, лошадь, груша, вишня, черешня, шкаф. |
д/и «Какой, какая, какое» Цель: учить согласовывать существи- тельные и прилагатель- ные в роде и числе. - О ком можно сказать: Пушистая, большая, шерстяная? (мишка или кошка) Веселая, смешная, коричневая? (мишка или обезьяна) Большой, коричневый, шерстяной? (мишка или мышка) Косолапая, большелапая, меховая? (мишка или медведица)
д/и «Кто больше слов скажет?» Цель:учить называть качества, признаки, действия животных. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.131) |
«Мишки по лесу гуляли, Мишки ягоды искали. Сладку ягодку малинку Положили всю в корзинку. Как малинкой угостились, Все на травке развали- лись. А потом Мишки плясали, Лапки кверху поднимали»
|
Загадка: «Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой»
Чистоговор- ки: Ша-ша-ша – у меня лапша, Шо-шо-шо – летом хорошо, Шу-шу-шу – я флажком машу, Ши-ши-ши – это малыши.
Скороговор- ка: «Не найду я ушки у нашей лягушки»
|
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
2. |
Составление рассказа о любимой игрушке |
Учить описывать и сравнивать кукол; правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения. Активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления о понятии «мебель». Развивать выразительность речи. Воспитывать заботливое отношение к игрушкам. |
Две куклы – большая и маленькая (у кукол разный цвет и длина волос); два комплекта цветных карандашей и бумаги. |
д/и « Сравни кукол» Цель:учить соотносить предметы с разными характери- стиками, употреблять эти характеристики при описании. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.132) д/и «Устроим куклам комнату» Цель: учить называть предметы мебели, их назначение. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.133) |
«Поднимает кукла руки, Вверх - вниз, Вверх – вниз. А потом она танцует, Покружись, покружись! После танца всем ребятам Поклонись, поклонись!» |
Стихотворе- ние: «Наша Маша рано встала, Кукол всех пересчитала: Две Матрешки – на окошке, Две Танюшки – на подушке, Две Иринки – на перинке, А Петрушка в колпачке – На дубовом сундучке» (Е. Благинина)
Загадка: «Закрывает она глазки, Ей рассказывают сказки, Может «Мама!» закричать И в коляске полежать» |
Коммуникация Познание Социализация Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье Художествен- ное творчество |
3. |
Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» |
Учить давать описания зимней одежды. Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «одежда»; учить пользоваться в речи сложноподчинен- ными предложениями; согласовывать прилагательные с существи- тельными в роде и числе. Учить выделять на слух и правильно произносить звук «ж», изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук. Развивать интерес к занятию. Воспитывать усидчивость. |
Кукла; зимняя кукольная одежда; картинки – жук, ежик, медвежонок. |
д/и «Оденем куклу на прогулку» Цель:учить называть предметы одежды. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.135)
д/и «Какие бывают иголки?» Цель: познакомить с многозначным словом игла; упражнять в подборе однокоренных слов. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.137)
д/и «Найди звук в слове» Цель:развивать слуховое внимание. Воспитатель произносит слова, дети услышав слово со звуком «ж», хлопают в ладоши. |
«На полянку, на лужок Тихо падает снежок, Кружатся снежинки Белые пушинки. Полетели, понеслись, И под елкой улеглись, Улеглись снежинки, Белые пушинки» |
Стихотворе- ния: « Как на горке – снег, снег, И под горкой – снег, снег, И на елке – снег, снег, И под елкой – снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише. Не шуметь!» (И. Токмакова)
«Есть у ежика и елки Очень колкие иголки, В остальном на елку еж Совершенно не похож»
Загадки: «Летит – воет, А сядет – землю роет»;
«Ползун ползет, Иголки везет»;
«Зимой спит, Летом ульи ворошит» |
Коммуникация Познание Социализация Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
4. |
Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд» |
Учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей. Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существи-тельных. Закрепить представления о значении терминов «слово», «звук»; учить самостоятельно подбирать слово со звуком «с». Развивать умение внимательно слушать воспитателя. Воспитывать интерес к художественной литературе. |
Картинки с изображе- ниями зимней одежды: валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка; картина «Саша и снеговик». |
д/и «Оденем куклу на прогулку» Цель:учить называть предметы одежды; подбирать одежду по сезону. Рассмотреть кукольную одежду, назвать ее, предложить выбрать для куклы ту одежду, которую одевают зимой.
д/и «Найди слово» Цель:учить подбирать слова с заданным звуком. Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картину и назвать слова со звуком «с». За каждое правильно названное слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. |
п/и «Поезд»: «Деток поезд наш везет В лес и на полянку. Будут дети там гулять, Повстречают зайку. «Так-так-так, так-так-так», Все колесики стучат, «Гу-гу-гу», Белку встретим и лису. Едем-едем мы быстрей, Не боимся мы зверей. Паровоз идет потише. Остановка близко. «Гу-гу-гу, стоп!» |
Стихотворе- ние: «Загудел паровоз И вагончики повез: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу! Далеко я укачу!» Вагончики зеленые Бегут, бегут, бегут. А круглые колесики: «Тук-тук-тук, Тук-тук-тук!» (Т. Волгина)
Скороговор- ка: «У Сони сани с горки едут сами» |
Коммуникация Познание Социализация Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
Январь
№ п/п |
Тема |
Программное содержание |
Материалы |
Дидакти- ческие игры и упражнения |
Физкульт-минутки |
Художест- венное слово |
Интеграция |
1. |
Составле- ние сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» |
Побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек. Учить правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между; закрепить умение образовывать названия детенышей животных. Закреплять правильное произношение звука «ж» в словах и фразах; учить выделять этот звук в словах, четко и ясно произносить слова и фразы с этим звуком; учить правильно пользоваться интонацией (вопроси- тельная, повествова- тельная), говорить достаточно громко. Развивать речевую активность. Воспитывать интерес к занятию. |
Кукла мальчик; игрушки – две елки, ежиха и ежата; картинки – жук, жираф, ножницы, флажок, собака, кубик, лейка, ведро. |
д/и « Собери семью» Цель:учить называть животных и их детенышей. Еж – ежиха – ежата, Медведь – медведица – медвежата, Волк – волчица – волчата, Заяц – зайчиха – зайчата, Лис – лисица – лисята.
д/и «Прятки» Цель:учить правильно употреблять предлоги, имеющие пространствен- ное значение. Воспитатель прячет игрушки в разных местах группы и предлагает детям их найти. Ребенок должен сказать, где он нашел игрушку. (Я нашел зайчика на полке. Я нашел машину под столом. Я нашел флажок за книгами и т. д.)
д/и «Найди картинку» Цель:учить находить картинку с заданным звуком. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с. 141) |
«Я нашла себе жука На большой ромашке. Не хочу держать в руках – Пусть лежит в кармашке. Ой, упал, упал мой жук, Нос испачкал пылью. Улетел мой майский жук, Зажужжали крылья» |
Стихотворе- ние: «Эту сказка ты прочтешь Тихо, тихо, тихо… Жили-были серый еж И его…(ежиха). Серый еж был очень тих И ежиха тоже, И ребенок был у них- Очень тихий…(ежик). Всей семьей идут гулять Ночью вдоль дорожек Еж-отец, ежиха-мать И ребенок…(ежик)»
Чистоговор- ка: «Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Жу-жу-жу – молоко дадим ежу. Жи-жи-жи – разлетаются стрижи»
Скороговор- ка: «У ежа ежата, у ужа ужата» |
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье Художествен- ное творчество
|
2. |
Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» |
Учить составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложен- ному воспитателем. Учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки. Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук. Развивать связную речь. Воспитывать умение слушать друг друга. |
Картина «Таня не боится мороза»; бумажные снежинки на ниточках. |
д/и «Подбери слова» Цель:учить подбирать прилагатель- ные к существи-тельным. - Какой снег? (пушистый, белый, холодный, мягкий и т.д.) - Какая зима? (холодная, морозная, злая, длинная ит.д.) - Какие снежинки? (колючие, нежные, резные, легкие, белые и т.д.)
д/и «Назови слова на звук» Цель:учить называть слова с заданным звуком («с»). Воспитатель просит детей назвать «зимние» слова со звуком «с» (снег, сосулька, снегирь, Снегурочка, синичка и т.д.)
д/и «Оденем куклу на прогулку» Цель:учить называть предметы одежды, подбирать ее по сезону. Воспитатель предлагает набор одежды для прогулки, дети должны выбрать и одеть куклу на прогулку. |
«На полянку, на лужок Тихо падает снежок, Кружатся снежинки Белые пушинки. Полетели, понеслись, И под елкой улеглись, Улеглись снежинки, Белые пушинки» |
Загадка: «Что за звездочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руке»
Стихотворе- ние: «Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лед снегурки» (С. Погорелов- ский)
|
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
3. |
Придумыва- ние продолже- ния рассказа «Белочка, заяц и волк» |
Учить исходя из набора игрушек составлять короткий рассказ вместе с воспитателем. Учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов; учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчи-ненные и простые распростра- ненные предложения. Учить выделять и четко произносить звук «ч» в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук. Развивать диалоги- ческую речь. Воспитывать познаватель- ный интерес. |
Игрушки – елочки, волк, белочка, зайчик. |
д/и «Скажи по-другому» Цель:учить заменять многозначные слова в словосочета- ниях. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.146)
д/и «Похвалялись звери» Цель:учить называть признаки животных по образцу взрослого. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.147) |
«Физзаряд- кой белочке не лень Заниматься целый день, С одной ветки прыгнув влево, На сучке она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над дуплом. Влево-вправо целый день Прыгать белочке не лень»
|
Загадки: «Длинное ухо, Комочек пуха. Прыгает ловко, Любит морковку»,
«С веточки на веточку Прыгает, резвится. Легкая, проворная, А не птица»,
«Кто зимой холодной Бродит злой, голодный?»,
«Стучат, стучат, не велят скучать, Идут-идут, а все тут да тут»
|
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
4. |
Составление описания внешнего вида |
Учить составлять описания друг у друга внешнего вида, одежды (цвет, отделка). Учить образовывать формы единственного и множествен- ного числа глагола хотеть, формы повелитель- ного наклонения глаголов рисовать, танцевать и др. Дать представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последова-тельности. Развивать речевую активность. Воспитывать интерес к занятию. |
Кукла Петрушка, демонстраци- онная линейка. |
д/и «Опиши, я отгадаю» Цель:учить описывать внешний вид друг друга. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с. 147)
д/и «Я хочу – мы хотим» Цель:упражнять в образовании форм глагола хотеть. Воспитатель начинает со слов: «Я хочу…» Дети отвечают: «Мы хотим…» (Я хочу попрыгать – Мы хотим попрыгать, Я хочу сесть – мы хотим сесть; Я хочу читать – мы хотим читать и т.д.) Затем ребенок может начинать со слов: «Я хочу…», остальные дети отвечают: «Мы хотим…»
|
«Все захлопали в ладошки – Дружно, веселее! Застучали наши ножки – Громче и быстрее! По коленочкам ударим – Тише, тише, тише. Ручки, ручки поднимаем - Выше, выше, выше. Завертелись наши ручки, Снова опустились. Мы на месте покружились И останови- лись»
|
Стихотворе- ние: «В деревушке три Катюшки
Загадка: «Наряд мой пестрый, Колпак мой острый, Мои шутки и смех Веселят всех»
|
Коммуника- ция Познание Социализация Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
Февраль
№ п/п |
Тема |
Программное содержание |
Материалы |
Дидактические игры и упражнения |
Физкульт-минутки |
Художествен- ное слово |
Интеграция |
1. |
Составле- ние рассказа с использова- нием предложен- ных предметов |
Упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами. Упражнять в образовании названий посуды. Учить правильно произносить звук «ч», отчетливо проговаривать слова с этим звуком. Развивать представление о ближайшем окружении. Воспитывать познаватель- ный интерес. |
Посуда и продукты – хлебница и хлеб, сахарница и сахар, конфетница и конфеты, салфетки в салфетнице. |
д/и «Кого можно гладить» Цель: познакомить с многозначным глаголом гладить. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.149)
д/и «Помоги Тане накрыть на стол» Цель: учить называть предметы посуды, их назначение. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.149) |
«Точим нож! Точим нож! Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: Масло, сало, хлеб, колбасы, Помидоры, огурцы… Угощайтесь, молодцы!» |
Чистоговор- ка: «Ча-ча-ча – побывал я у врача. Чу-чу-чу – плавать в речке я хочу. Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи. Че-че-че – мы мечтаем о мяче»
Скороговор- ка: «У четырех черепах по четыре черепашон- ка» |
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
2. |
Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок |
Учить пересказы- вать рассказ. Учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету; подбирать определения, антонимы; согласовывать прилагатель- ные с существите- льными в роде, числе. Учить подбирать слова, сходные и различные по звучанию. Развивать способность к целостному восприятию рассказа. Воспитывать любовь к окружающей природе. |
Картинки с изображе- ниями курицы и цыплят. |
д/и «Угадай, кто это?» Цель:учить отгадывать птицу по описанию. Большая, добрая, пестрая, заботливая. Кто это? (курочка) Маленький, желтый, пушистый? Кто это? (цыпленок) Большой, важный, горластый, красивый. Кто это? (петушок)
д/и «У кого какая птица?» Цель:учить пофразно описывать игрушку. Воспитатель и ребенок описывают каждый свою игрушку. - У меня цыпленок. - А у меня курочка. - Цыпленок маленький. - А курочка большая. - Цыпленок желтый. - А курочка пестрая. И т.д. |
П/и «Курочка» «Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки – Желтые цыплятки. Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите! Съели толстого жука, Дождевого червяка, Выпили водицы Полное корытце»
|
Загадка: «Квохчет, квохчет, Детей созывает, Всех под крыло подбирает»
Стихотворе- ние: «Ищут зёрнышки подружки
|
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
3. |
Описание потерявшихся зайчат по картинкам |
Учить составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки. Упражнять в подборе глагола к существи- тельному. Учить четко правильно произносить звук «щ», выделять этот звук в словах. Развивать интерес к занятию. Воспитывать умение внимательно слушать других детей. |
Картинки с изображениями разных зайчат; три щетки – зубная, обувная, одежная. |
д/и «Опиши, мы отгадаем» Цель: учить описывать предмет и отгадывать его. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.152)
д/и « Большой – маленький» Цель:учить образовывать формы существитель- ных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; правильно произносить звук «щ». Щенок – щеночек, Ящик – ящичек, Щепка – щепочка, Щека – щечка, Щука – щучка, Щетка – щеточка. |
«Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи, Лапкой, лапкой постучи, постучи. Ты на травку упади, упади, Полежи и отдохни, отдохни. Отдохнул, теперь вставай, Прыгать снова начинай! Быстро к елочке беги И скорей назад скачи» |
Стихотворение: «Этой щеткой чищу…зубы, Этой щеткой – башмаки. Этой щеткой чищу брюки. Все три щетки мне нужны»
Чистоговорки: «Ща-ща-ща – дайте мне борща, Щу-щу-щу – я тебя ищу, Щи-щи-щи – мы сварили щи»
|
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
4. |
Составление рассказа по картине «Мама моет посуду» |
Учить составлять рассказ по картине. Закрепить умение образовывать имена существитель- ные – названия посуды. Закрепить произношение звука «щ», представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последователь- ности. Развивать произвольное внимание. Воспитывать усидчивость. |
Картина «Мама моет посуду», кукольная посуда; картина «Заблудился». |
д/и «Скажи наоборот» Цель:учить подбирать антонимы. Широкая – узкая, Толстая – тонкая, Глубокая – мелкая, Высокая – низкая, Тупой – острый, Большая – маленькая, Прочная – хрупкая.
д/и «Поймай звук» Цель: развивать фонемати- ческий слух. Воспитатель произносит слова, если дети слышат звук «щ» - хлопают в ладоши, если звука «щ» нет – прячут руки за спину. |
«Мы сейчас бревно распилим, Пилим-пилим, Пилим-пилим. Раз-два! Раз-два! Будут на зиму дрова! Щ-щ-щ! Щ-щ-щ!» |
Стихотворение: «Мыть посуду – не пустяк. |
Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Безопасность Здоровье
|
Март
№ п/п |
Тема |
Программное содержание |
Материалы |
Дидактические игры и упражнения |
Физкульт- минутки |
Художествен- ное слово |
Интеграция |
1. |
Составление описания животных по картинкам |
Учить составлять описание по картинке, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку. Учить составлять сложнопод- чиненные предложения. Закрепить правильное произноше- ние звука «щ», учить выделять этот звук в словах; закреплять умение различать твердые и мягкие звуки. Развивать речевую активность. Воспитывать усидчивость. |
Щенок, Петрушка, заяц, кубик; предметы – ящик, щетки, клещи, ширма; фланелеграф и к нему изображения лисы, лука, молоточка, колеса, листа. |
д/и «Опиши животное» Цель:учить описывать животных. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.155)
д/у «Угадай звук» Цель: развивать слуховое внимание. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.155) |
«Хомка, хомка, хомячок – Полосатень- кий бочок. Хомка раненько встает, Щечки моет, Шейку трет. Подметает хомка хатку ,и выходит на зарядку. 1-2-3-4-5! Хомка хочет сильным стать» |
Стихотворе- ние: «Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке. Да у щетки половой Палка есть над головой. Палка щелк щенков с плеча, Два щенка ушли ворча» (С. Михалков) |
Коммуника- ция Познание Социализация Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
2. |
Составление описания по лексической теме «Овощи» |
Учить описывать овощи, правильно их называть. Уточнить представления об овощах; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифици- ровать овощи. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию. Развивать интерес к окружающему. Воспитывать доброжела- тельное отношение друг к другу. |
Блюдо с овощами (муляжи) или картинки: морковь, помидор, огурец, лук, свекла, капуста, редис, картофель, репа; разные фрукты (2-3 экз.); картина «Брат и сестра». |
д/и «Чудесный мешочек» Цель:учить описывать овощи. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.156)
д/и «Что растет на огороде» Цель:учить называть овощи, место произраста- ния. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.157) |
Пальчиковая игра: «Мы капусту рубим, рубим, Мы морковку трем, трем, Мы капусту солим, солим, Мы капусту жмем, жмем. В кадку все утрамбовали, Сверху грузиком прижали»
|
Загадки об овощах.
Стихотворе- ние: «В огороде много гряд, |
Коммуникация Познание Социализация Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
3. |
Употребление в речи слов с пространст- венным значением |
Продолжать учить составлять описания предметов, игрушек. Учить правильно употреблять слова, обозначающие пространствен- ные отношения (ближе – дальше, впереди – сзади). Учить четко и правильно произносить звуки «л – ль», выделять на слух эти звуки в словах, подбирать слова со звуками «л – ль», закреплять умение подчеркнуто произносить звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове. Развивать память, внимание, умение отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать усидчивость. |
Игрушки, в названиях которых есть звуки «л – ль»: лошадь, лиса, теленок; картинки с изображениями домашних и диких животных – лошади, теленка, слона, льва, верблюда, оленя, лося, лисы, волка. |
д/и «Кто где стоит» Цель: учить употреблять слова, обозначающие пространст- венные отношения. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.158)
д/и «Назови первый звук» Цель:развивать фонемати- ческий слух. Воспитатель предлагает детям игрушки и просит назвать первый звук. (Петрушка, лиса, самолет, волк) |
«Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, За мамой-лисицей крался лисенок, За мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шел медвежонок, За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой – косые зайчата, Волчица вела за собою волчат. Все мамы и дети напиться хотят» |
Стихотворе- ние: «Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости» (А. Барто)
Чистоговорки: Ла-ла-ла – Лена маме помогла, Лы-лы-лы – Лена вымыла полы, Ло-ло-ло – ловко вымыла стекло. Ля-ля-ля – зеленые поля, Лю-лю-лю – полено я пилю, Ли-ли-ли – воду мы несли. |
Коммуника- ция Познание Социализация Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
4. |
Пересказ рассказа Н.Калининой «Помощники» |
Учить пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей. Закрепить умение образовывать названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание на несхожесть некоторых названий. Закреплять представления о звуковом составе слова, об определенной последова- тельности звуков; учить самостоя- тельно подбирать слова с определен- ными звуками – «с», «ш». Развивать умение слушать. Воспитывать интерес к художествен- ной литературе. |
Полочка с кукольной посудой: двумя сахарницами, двумя хлебницами, двумя салфетницами (разные по форме, материалу, размеру), блюдо для печенья, две сухарницы, две солонки; картина «Саша и снеговик»; звуковая демонстра- ционная линейка. |
д/и «Магазин посуды» Цель: учить называть предметы посуды, образовывать названия по аналогии. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.161)
д/и «Назови слова» Цель:учить называть слова с заданным звуком. Воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются со звука «с» девочкам, мальчикам – со звука «ш».
|
«Точим нож! Точим нож! Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: Масло, сало, хлеб, колбасы, Помидоры, огурцы… Угощайтесь, молодцы!» |
Стихотворение: «Вот большой стеклянный чайник, вый поднос. |
Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Безопасность Здоровье
|
Апрель
№ п/п |
Тема |
Программное содержание |
Материалы |
Дидактические игры и упражнения |
Физкульт- минутки |
Художествен- ное слово |
Интеграция |
1. |
Описание внешнего вида животных |
Продолжать составлять описание предметов. Упражнять в образовании форм глагола хотеть (хочу – хочет, хотим – хотят). Закреплять правильное произношение звуков «л – ль», изолированных, в словах и фразах, учить выделять этот звук в речи; правильно пользоваться вопросительной и утвердительной интонациями; выделять голосом определенные слова (логическое ударение); продолжать учить определять первый звук в слове; закреплять умение интонационно выделять заданный звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Развивать интерес к окружающему. Воспитывать умение слушать рассказы товарищей. |
Картинки или игрушки – лошадь, волк, лиса, козленок, белка, ослик, коза, жеребенок, котенок, медвежонок, собака; картинка, на которой изображены мама и девочка; елка (из фланели) и игрушки к ней – шарик, пирамидка, неваляшка, матрешка, собака, грибок; фишки. |
д/и «Зоопарк» Цель: учить составлять рассказ о животном, выделять заданный звук. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.162)
д/и «Подбери слово» Цель:упражнять в образовании форм глагола хотеть. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.164)
д/и «Услышь звук» Цель:учить подбирать слова на заданный звук. Воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются на звук «м», затем на звук «мь». За каждое правильно названное слово ребенок получает фишку. В конце игры фишки подсчитываются, у кого больше, тот выиграл. |
Пальчиковая игра: «Повстречались два котенка, Мяу-мяу, мяу-мяу. Повстречались два козленка, Ме-ме, ме-ме. Повстречались два жеребенка, Иго-иго, иго-иго. Повстречались два щенка, Гав-гав, гав-гав. И два ослика – Иа. Вот и кончилась игра» |
Стихотворе- ние: «Мама купала в ванной малышку. Мылом, мочалкой мыла голышку. Около мамы Мила стояла, Теплой водой малыша обливала» (Г. Лагздынь)
Чистоговор- ки: Ла-ла-ла – лапа, лампа, лак, пила, Лы-лы-лы – лыжи, малыши, столы, Ло-ло-ло – лодка, локоть, ложка, лом.
|
Коммуникация Познание Социализация Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
2. |
Составле- ние рассказа по картине «Куры» |
Учить составлять короткий описательный рассказ по картине. Учить сравнивать (по внешнему виду, поведению) петуха и курицу, курицу и цыплят. Закрепить умение самостоятельно подбирать слова, сходные и не сходные по звучанию; представление о том, что звуки в слове следуют друг за другом. Развивать наблюдатель- ность. Воспитывать интерес к занятию. |
Картина «Куры», звуковые часы, демонстрационная линейка. |
д/и «Сравни птиц» Цель:учить находить сходства и отличия. Воспитатель предлагает сравнить петуха, курицу, цыпленка. Спрашивает, чем они похожи друг на друга (птицы, есть крылья, клюв, живут у людей и т. д.), чем отличаются (размер, цвет, повадки)
д/и «Найди пару» Цель:упражнять в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонемати- ческий слух. (Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», М.: Просвещение, 1988, с. 53)
|
П/и «Курочка- хохлатка» «Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки, Квохчет курочка: «Ко-ко! Не ходите далеко» (дети изображают цыплят – размахивают руками, клюют корм) На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка. …Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет» |
Загадки: «Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, Важная походка. Раньше всех встает, Голосисто поет»,
«Квохчет, квохчет, Детей созывает, Под крыло собирает»,
«Был белый дом Чудесный дом. И что-то застучало в нем, И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо – Такое теплое, Такое пушистое и золотое»
|
Коммуникация Познание Социализация Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье Музыка
|
3. |
Диагностическая неделя
|
||||||
4. |
Диагностическая неделя
|
Май
№ п/п |
Тема |
Программное содержание |
Материалы |
Дидактические игры и упражнения |
Физкульт- минутки |
Художествен- ное слово |
Интеграция |
1. |
Составление описаний персонажей сказки «Теремок» |
Учить составлять описание предметов. Учить подбирать нужные по смыслу слова; закреплять усвоение обобщающих понятий: «овощи», «одежда», «мебель». Учить четко и правильно произносить звуки «р – рь», подбирать слова с этими звуками; внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствую- щей интонацией; продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Развивать внимание, память. Воспитывать познаватель- ный интерес к русским народным сказкам. |
Картинка с изображением тигра; плоскостные или объемные игрушки – персонажи сказки «Теремок», мелкие игрушки – фишки. |
д/и Назови одним словом» Цель:учить классифици- ровать предметы. Редис, морковь, огурец, помидор, лук – как назвать все это одним словом? (овощи) Сарафан, рубашка, брюки, платье – это…(одежда) Шкаф, стол, стул, кровать, кресло – это…(мебель)
д/и «Кто как кричит?» Цель: закрепить звукоподража- ние. Ворона каркает… Утка крякает… Петух кукарекает… Воробей чирикает… Свинья хрюкает… Тигр рычит…
д/и «Доскажи словечко» Цель:учить подбирать слова – рифмы. -Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? - Я мышка…(норушка) - Я лягушка… - Я зайчик… - Я лисичка… - Я волк… |
Пальчиковая игра: «Повстреча- лись два тигренка, Р-р-р, р-р-р! Повстречались два утенка, Кря-кря, кря-кря! Повстреча- лись два котенка, Мур-мур, мур-мур! Повстреча- лись два ежонка, Фр-р-фр-р, фр-р-фр-р! И два воробья, Чирик-чирик! Вот и кончилась игра» |
Стихотворе- ние: «Терем, терем, теремок. Звери строили домок – Ставенки резные, Двери расписные. Пришел медведь, Принялся реветь: - В теремок пустите, Двери отворите! Выходили звери, Отворяли двери. Смотрят на мишку: - Велик ты слишком! Теремок сломаешь, Зверей распугаешь! Уходи, медведь! Перестань реветь!» |
Коммуника- ция Познание Социализация Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
2. |
Определе- ние специфи- ческих признаков предмета |
Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки. Упражнять в образовании форм родительного падежа множествен- ного числа существи- тельных. Закреплять представления о том, что слова звучат, состоят из звуков, что звуки в слове разные; умение самостоятель- но заканчивать слово (определять последний звук), названное воспитателем. Развивать слуховое внимание. Воспитывать умение слушать друг друга. |
Кукла, матрешка, фишка, пирамидки, ленточки, шарики, лошадки, колечки, башенки (по 2 экз.); картина «Избушка на курьих ножках». |
д/и «Узнай по описанию» Цель: учить описывать игрушку. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.170)
д/и «Чего не стало?» Цель:учить образовывать формы существи- тельных во мн. ч. Р.п. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.171)
д/у «Доскажи звук» Цель:учить заканчивать слово, развивать внимание. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с. 172) |
Пальчиковая игра: «5 игрушек в день рожденья подарили гости мне. Раз – ушастый серый зайка. Два – есть дудка у меня. Три – сейчас я покажу вам черногривого коня. Бурый мишка мой – четыре, Белка рыженькая – пять. Только всех моих игрушек мне никак не сосчитать». |
Стихотворе- ние: «Посмотрите, в магазине Все игрушки на витрине: Заводные зайчики, Куколки и мячики, Пушистые котята, Матрешки, медвежата – Все на полочках сидят, С нами поиграть хотят» (Н. Воронина) |
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье
|
3. |
Определе- ние предмета по его специфи- ческим признакам |
Закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах. Учить согласованию существитель- ных, прилагатель- ных и местоимений в роде. Закреплять правильное произношение звуков «р – рь», учить слышать эти звуки в словах, подбирать слова с этими звуками, четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные «р – рь», произносить чистоговорку отчетливо с разной громкостью и темпом. Развивать умение слушать и понимать заданные вопросы. Воспитывать интерес к окружающему миру. |
Мешочек с овощами и фруктами (морковь, огурец, яблоко, апельсин, редис, лимон); игрушки и предметы, в названиях которых есть звуки «р – рь»: рыба, курица, карандаш, ведро и др. |
д/и «Чудесный мешочек» Цель:учить отгадывать предметы на ощупь, описывать их. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.172)
д/и «Кто как кричит?» Цель:закрепить звукоподража- ние. Тигр рычит…(р-р-р) Кошка мурлычет… Утка крякает… Петух кукарекает… Воробей чирикает… Свинья хрюкает… |
«Мы сейчас насос включаем, Воду из реки качаем, Влево – раз, вправо – два, Потекла ручьем вода! Раз, два, три, четыре- Все мы овощи полили!» |
Чистоговор- ка: «Ра-ра-ра – у мышонка есть нора. Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре. Ры-ры-ры – сильно жалят комары. Ри-ри-ри – на ветках снегири. Ар-ар-ар – кипит наш самовар. Арь-арь-арь – на стене висит фонарь»
Скороговорка: «Три вороны на воротах»
|
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопас- ность Здоровье
|
4. |
Описание внешнего вида детенышей животных |
Продолжать учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков. Учить пользоваться точными наименова- ниями для называния детенышей животных; обратить внимание на то, что не все названия детенышей звучат так же, как и названия взрослых животных того же вида. Закреплять представления о том, что звуки в словах произносятся в определенной последователь- ности; продолжать воспитывать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова. Развивать активную речь. Воспитывать умение слушать. |
Игрушки – медвежонок, лисенок, бельчонок, цыпленок, щенок, слоненок, жеребенок, ягненок; счетная лесенка; картины «Заблудился», «Звуковые часы»; индивидуаль- ные звуковые линейки; демонстраци- онная звуковая линейка, индивидуаль- ные звуковые часы. |
д/и «Малыши» Цель:учить описывать детенышей животных. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с. 174)
д/и «Что изменилось?» Цель: развивать зрительную память. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.174)
|
«У нас славная осанка, Мы свели лопатки. Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк-волчишка. Вот свернулся еж в клубок, Потому, что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся» |
Стихотворе- ние: «У верблюда есть горбатый верблюжо- нок, У серой мышки – маленький мышонок, У кошки – пушистые котята, У белки – рыжие бельчата, У крольчихи – пуховые крольчата, У собаки – шаловливые щенята, У коровы – ласковый теленок, У свиньи – резвый поросенок, У лошади есть жеребенок, У козы – смешной козленок, У овцы – кудрявые ягнята, А у мамы – конопатые ребята» |
Коммуника- ция Познание Социализа- ция Чтение художествен- ной литературы Безопасность Здоровье Музыка
|
Список использованных источников:
1.Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
2.Генинг М.Г., Герман Н.А. «Воспитание у дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детского сада», - Чувашское книжное издательство, 1971 г. – 130 с.
3.Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких и постарше», М.: Знание, 1996 г. – 384 с.
4.Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов», - Ярославль: «Академия развития», 1997 г., - 224 с.
5.Лопухина И.С. «Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей», - М.: Аквариум, 1995 г. – 384 с.
6.Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми», - М.: ВЛАДОС, 1994 г. – 344 с.
7.Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений», - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г. – 287 с.
8.Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.: ТЦ Сфера, 2009 г. – 192 с.
9.Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2009 г. – 256 с.
10.Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками», - М.: РИПОЛ классик: ДОМ, 21 век, 2010 г. – 186 с.
Читайте также |
---|
ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность»
ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность» Цель: Формирование знаний о правилах безопасности в любых ситуациях. Задачи: 1. Закреплять знания детей...
Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…»
Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: вызвать радостное, приподнятое настроение от занятий зимними видами спорта...
Дополнительная образовательная программа для детей 3-7 лет «Веселая математика»
Дополнительная образовательная программа для детей 3-7 лет «Веселая математика»