Перспективное планирование по внедрению национально-регионального компонента в ДОУ

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой народов Севера

 

Вы на карту посмотрите

И ЯМАЛ на ней найдите,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живем

И.Истомин

Педагогам   можно рассказать детям о суровом северном крае, о земле Ямал. Край земли - так переводиться с ненецкого языка на русский слово "Ямал". С давних времён поселились здесь ненцы, ханты, селькупы.

На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу - нельму, осётра, муксуна - ханты. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушные звери, много грибов и ягод. В лесном крае живут "лесные люди" - селькупы. Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство - нефть и газ, а главная ценность земли - люди - труженики.

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Ямала становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений ЯНАО.

Изучение традиций, быта коренных народов Ямала позволяет естественно сочетать обучение и воспитание.

Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.

 

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

2 НЕДЕЛЯ

3 НЕДЕЛЯ

4 НЕДЕЛЯ

Беседа: "Север и юг нашей страны"

Цель: Познакомить детей с глобусом - моделью Земли.

Упражнять детей в нахождении Северного и Южного полюсов.

Определять природные условия Севера.

Учить находить на карте Ямальский полуостров.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Цель: Знакомить детей с растительным миром северного региона. Различать осенние листья по величине, форме, цвету. Познакомить с сезонным явлением- листопадом.

Рисование: "Осень"

Цель: Знакомить детей с орнаментом народов Севера.

 

Изготовление поделок из природного материала. Цель: Развивать творчество вызывать интерес к работе с природным материалом.

НОЯБРЬ

Занятие: "Растительный мир Ямала" Цель. Различать и называть растения лесотундры.

Настолько - печатная игра-лото: "Грибы", отгадывание загадок.

Спортивное развлечение: "День рыболова"

 

Составление коллажа: "Я живу на Ямале"

ДЕКАБРЬ

Беседа: "Животный мир Ямала" Цель. Различать и называть растения лесотундры.

ТСО. Просмотр видеозаписи: "Человек и северный олень" Цель. Показать значения оленя в жизни коренных народов Севера и биологические особенности оленя.

Дидактическая игра: "Где чей дом?".

Подвижная игра: "Варежка и оленята"

 

Лепка: "Страна Оления"

 

ЯНВАРЬ

Беседа: "Жизнь и быт народ Севера". Цель: Пополнять и расширять знания детей о родном крае. Развивать дружеское отношение к детям коренных народов Севера; желание больше узнавать об особенностях их жизни. Пополнять словарный запас детей.

Сюжетно-ролевая игра с куклой "Акань". Цель: Расширение познавательной сферы детей и применение полученных знаний и игровой деятельности.

Рисование: "В гостях у хантов". Цель: Закрепить названия предметов одежды: кисы, малица, ягушка.

Театрализованная деятельность: "О чем может рассказать кукла Акань?". Цель: Развивать творческое воображение и познавательный интерес.

ФЕВРАЛЬ

Беседа: "Как появился наш город- Ноябрьск"

Конструирование: "Мы строим город Ноябрьск"

Целевая прогулка: (музейный центр) "Город моей мечты"

ТСО, Слушание аудиозаписи песен о городе Ноябрьске.

МАРТ

Беседа: "Как искали Тюменскую нефть". Цель: Знать и называть природные богатства Ямала, их значение в жизни людей. Расширить знания детей о труде людей по освоению Севера.

Художественный труд: "Укрась малицу". Цель: Продолжить знакомство с орнаментами коренных народов Севера: медвежьи ушки, волчий капкан, заяц, телячьи ножки.

Знакомство с легендами народов Севера. Н.Дудников "Мой дом Север".

Спортивное развлечение: "Праздник оленевода". Цель: Отражать опыт и отношения к природе, бытующих у народов ЯНАО, их обычаи и нравы. Вызывать положительные эмоции у детей.

 

АПРЕЛЬ

Интегрированное занятие: "Мой родной край". Цель: Закрепить знание детей о северных районах нашей страны, климатических условиях, коренном населении и их образе жизни.

Опыты с нефтью. Цель: Развивать познавательный интерес детей.

Подвижная игра: "Каюр и олени". Цель: Продолжить знакомство детей с играми коренных народов Севера"

Развлечение: "Праздник птиц". Цель: Отражать опыт отношения к природе, бытующий у народов ЧНАО, их обычаи и нравы. Вызывать положительные эмоции у детей.

МАЙ

Ознакомление с Красной Книгой. Цель: Дать детям элементарные представления о представителях флоры и фауны, занесенные в Красную Книгу. Развивать интерес и бережное отношение к природе нашего края.

Вечер загадок "Кто на Севере живет?" "Что на Севере растет?"

Цель: Упражнять детей в отгадывании и загадывании загадок.

Изготовление коллажа: "Путешествие на Север". Цель: Закрепить знания детей о природе Севера, о людях живущих в нашем регионе, о их жизни и быте.

Рассматривание альбомов с иллюстрациями ЯМАЛА, коренных жителей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка - дидактическая игра «Один день из жизни журналиста»

Методическая разработка - дидактическая игра «Один день из жизни журналиста» Возраст детей: 5 – 7 лет. Цель: Формирование знаний у детей о...

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста Актуальность. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века...

День народного единства

День народного единства 4 ноября наша страна отмечает День народного единства. В России его начали праздновать с 2005 года. В нашем детском...

Читайте также

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе на тему «Ветка…

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе на тему «Ветка рябины в вазе» Цель: Развитие творческих способностей детей. Изготовление аппликации «Ветка рябины...

Конспект игры - путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Вместе…

Конспект игры - путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Вместе весело играем - дорожную науку легко мы изучаем» Цель: способствовать формированию...

Конспект занятия: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ»

Конспект занятия: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ» Цель: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, а также основные признаки...