Перспективное планирование по внедрению национально-регионального компонента в ДОУ
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой народов Севера
Вы на карту посмотрите
И ЯМАЛ на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живем
И.Истомин
Педагогам можно рассказать детям о суровом северном крае, о земле Ямал. Край земли - так переводиться с ненецкого языка на русский слово "Ямал". С давних времён поселились здесь ненцы, ханты, селькупы.
На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу - нельму, осётра, муксуна - ханты. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушные звери, много грибов и ягод. В лесном крае живут "лесные люди" - селькупы. Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство - нефть и газ, а главная ценность земли - люди - труженики.
Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Ямала становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений ЯНАО.
Изучение традиций, быта коренных народов Ямала позволяет естественно сочетать обучение и воспитание.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ |
||||||
1 НЕДЕЛЯ |
2 НЕДЕЛЯ |
3 НЕДЕЛЯ |
4 НЕДЕЛЯ |
|||
Беседа: "Север и юг нашей страны" Цель: Познакомить детей с глобусом - моделью Земли. Упражнять детей в нахождении Северного и Южного полюсов. Определять природные условия Севера. Учить находить на карте Ямальский полуостров. |
Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Цель: Знакомить детей с растительным миром северного региона. Различать осенние листья по величине, форме, цвету. Познакомить с сезонным явлением- листопадом. |
Рисование: "Осень" Цель: Знакомить детей с орнаментом народов Севера. |
Изготовление поделок из природного материала. Цель: Развивать творчество вызывать интерес к работе с природным материалом. |
|||
НОЯБРЬ |
||||||
Занятие: "Растительный мир Ямала" Цель. Различать и называть растения лесотундры. |
Настолько - печатная игра-лото: "Грибы", отгадывание загадок. |
Спортивное развлечение: "День рыболова" |
Составление коллажа: "Я живу на Ямале" |
|||
ДЕКАБРЬ |
||||||
Беседа: "Животный мир Ямала" Цель. Различать и называть растения лесотундры. |
ТСО. Просмотр видеозаписи: "Человек и северный олень" Цель. Показать значения оленя в жизни коренных народов Севера и биологические особенности оленя. |
Дидактическая игра: "Где чей дом?". Подвижная игра: "Варежка и оленята" |
Лепка: "Страна Оления" |
ЯНВАРЬ |
||||||
Беседа: "Жизнь и быт народ Севера". Цель: Пополнять и расширять знания детей о родном крае. Развивать дружеское отношение к детям коренных народов Севера; желание больше узнавать об особенностях их жизни. Пополнять словарный запас детей. |
Сюжетно-ролевая игра с куклой "Акань". Цель: Расширение познавательной сферы детей и применение полученных знаний и игровой деятельности. |
Рисование: "В гостях у хантов". Цель: Закрепить названия предметов одежды: кисы, малица, ягушка. |
Театрализованная деятельность: "О чем может рассказать кукла Акань?". Цель: Развивать творческое воображение и познавательный интерес. |
|||
ФЕВРАЛЬ |
||||||
Беседа: "Как появился наш город- Ноябрьск" |
Конструирование: "Мы строим город Ноябрьск" |
Целевая прогулка: (музейный центр) "Город моей мечты" |
ТСО, Слушание аудиозаписи песен о городе Ноябрьске. |
|||
МАРТ |
||||||
Беседа: "Как искали Тюменскую нефть". Цель: Знать и называть природные богатства Ямала, их значение в жизни людей. Расширить знания детей о труде людей по освоению Севера. |
Художественный труд: "Укрась малицу". Цель: Продолжить знакомство с орнаментами коренных народов Севера: медвежьи ушки, волчий капкан, заяц, телячьи ножки. |
Знакомство с легендами народов Севера. Н.Дудников "Мой дом Север". |
Спортивное развлечение: "Праздник оленевода". Цель: Отражать опыт и отношения к природе, бытующих у народов ЯНАО, их обычаи и нравы. Вызывать положительные эмоции у детей. |
АПРЕЛЬ |
|||
Интегрированное занятие: "Мой родной край". Цель: Закрепить знание детей о северных районах нашей страны, климатических условиях, коренном населении и их образе жизни. |
Опыты с нефтью. Цель: Развивать познавательный интерес детей. |
Подвижная игра: "Каюр и олени". Цель: Продолжить знакомство детей с играми коренных народов Севера" |
Развлечение: "Праздник птиц". Цель: Отражать опыт отношения к природе, бытующий у народов ЧНАО, их обычаи и нравы. Вызывать положительные эмоции у детей. |
МАЙ |
|||
Ознакомление с Красной Книгой. Цель: Дать детям элементарные представления о представителях флоры и фауны, занесенные в Красную Книгу. Развивать интерес и бережное отношение к природе нашего края. |
Вечер загадок "Кто на Севере живет?" "Что на Севере растет?" Цель: Упражнять детей в отгадывании и загадывании загадок. |
Изготовление коллажа: "Путешествие на Север". Цель: Закрепить знания детей о природе Севера, о людях живущих в нашем регионе, о их жизни и быте. |
Рассматривание альбомов с иллюстрациями ЯМАЛА, коренных жителей. |
Читайте также |
---|
Методическая разработка - дидактическая игра «Один день из жизни журналиста»
Методическая разработка - дидактическая игра «Один день из жизни журналиста» Возраст детей: 5 – 7 лет. Цель: Формирование знаний у детей о...
Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста
Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста Актуальность. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века...
День народного единства
День народного единства 4 ноября наша страна отмечает День народного единства. В России его начали праздновать с 2005 года. В нашем детском...