План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Месяц |
Темы игр-экспериментирований |
||||
Первая неделя |
Вторая неделя |
Третья неделя |
Четвёртая неделя |
||
Сентябрь |
Путешествие с капелькой |
Вода прозрачная, может менять цвет |
Значение воды в жизни растений |
Игра «Водяной» у нас в гостях |
|
Октябрь |
Ветер, ветер, ветерок |
Поиск воздуха |
Летающие семена |
Песочная страна |
|
Ноябрь |
В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича |
Плавающие ,тонущие предметы |
Плавающее перо |
Мех. Зачем зайчику другая шубка |
|
Декабрь |
Песок, глина |
Волшебная рукавичка |
Предметы из металла |
Действие магнита на металл |
|
Январь |
|
Льдинка и снежинка |
Вода, лёд, снег |
Как снег становится водой |
|
Февраль |
Волшебная кисточка |
С водой и без воды |
Путешествие в мир стеклянных вещей |
Как достать скрепку из воды |
|
Март |
Почему растаяла Снегурочка? |
Освобождение бусинок из ледяного плена |
Тёплая капелька |
Стекло его качество и свойства |
|
Апрель |
Чудеса растений |
Нужен ли корешкам воздух? |
Почва. Песок, глина, камни |
Солнечные зайчики |
|
Май |
Растениям теплую водичку |
Зачем растения вертятся? |
Поймаем солнечного зайчика. |
В мире пластмассы |
№ п/п Месяц |
Тема |
Цели. Задачи. |
Обеспечение интеграции образования( образовательной области) |
Планируемые результаты |
|||
Сентябрь |
№1 |
Путешествие с капелькой |
Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде. |
Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным .находить слова противоположные по значению Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов… |
Умеют называть свойства воды, его значение ,умеют находить слова противоположные по значению |
||
№2 |
Вода прозрачная, но может менять цвет |
Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы |
Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных. Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования |
Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители |
|||
№3 |
Значение воды в жизни растений |
Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений |
Познание: расширять знания о состоянии растений осенью. Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей. |
Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов |
|||
№4 |
Игра « Водяной у нас в гостях» |
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и камауникативность в процессе проведения игры |
Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным. |
Умеют называть водоемы и их обитателей. |
|||
Октябрь |
№1 |
Ветер, ветер ветерок. |
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. |
Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга. |
Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным. |
||
№2 |
Поиски воздуха |
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. |
Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.) Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность. |
Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов. |
|||
№3 |
Летающие семена |
Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. |
Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы. |
Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений. |
|||
№4 |
Песочная страна |
Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. |
Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. |
Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. |
|||
Ноябрь |
№1 |
В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича |
Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится) |
Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования. Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении. |
Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности. |
||
№2 |
Плавающие и тонущие предметы |
Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку :тонет ,плавает . |
Познание :развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам ,их свойствам . Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый, каменный. |
Умеют классифицировать предметы по признакам : тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый. |
|||
№3 |
Плавающее перо |
Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека |
Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы. |
Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности. |
|||
№4 |
Мех. Зачем зайчику другая шуба |
Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. |
Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.
|
Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос. Проявляют интерес к окружающей нас природе. |
|||
Декабрь |
№1 |
Песок. глина. |
Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. |
Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины. |
Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы. |
||
№2 |
Волшебная рукавичка |
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри) |
Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность. Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения. |
Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности. |
|||
№3 |
Метал |
Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность) |
Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности. Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря. |
Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу. |
|||
№4 |
Действие магнита на предмет |
Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. |
Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность. Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения. |
Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов. |
|||
Январь
|
№1 |
Как снег становиться водой. |
Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. |
Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.
|
Умеют делать выводы и заключения. |
||
№2 |
«Льдинка и снежинка» |
Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. |
Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы. Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды. |
Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения. |
|||
№3
|
Вода, лед, снег. |
Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. |
Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности. Коммуникация: |
Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега воды. |
|||
Февраль
|
№1 |
Волшебная кисточка |
Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. |
Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Коммуникация: |
Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок. |
||
№2 |
С водой и без воды |
Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) |
Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях. |
Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений. |
|||
№3 |
Путешествие в мир стеклянных вещей |
Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы. |
Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно. |
Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно. |
|||
№4 |
Как достают скрепку из воды. |
Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе |
Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей |
Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита. |
|||
Март |
№1 |
Почему растаяла Снегурочка |
Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед. |
Познание :формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования. Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении. |
Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов .Выражают свои мысли и делают выводы. |
||
№2 |
Освобождение бусинок из ледяного плена . |
Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми |
Познание :продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация :развивать речевую активность детей, учить диалогической речи. |
Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов ,называют свойства льда. |
|||
№3 |
Теплая капелька |
Познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой . |
Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных ,обозначающих свойства воды . |
Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными |
|||
№4 |
Стекло ,его качества и свойства |
Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость) |
Познание : знать свойства прозрачность ,хрупкость , толщина. Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла |
Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными. |
|||
Апрель |
№1 |
Чудеса растений |
Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. |
Познание : развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе. Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы) |
Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней. |
||
№2 |
Нужен ли корешкам воздух |
Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. |
Познание : продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними. Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести. |
Называют комнатные растения.
|
|||
№3 |
Почва( песок, глина камни) |
Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. |
Познание : знакомить детей с предметами неживой природы Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней. |
Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе. |
|||
№4 |
«Солнечные зайчики» |
Формировать представления о свойствах солнечных лучей |
Познание : Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. |
Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей. |
|||
Май |
№1 |
Зачем растения вертятся |
Показать детям, что для роста растениям необходим свет. |
Познание : дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений. Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи. |
Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения. |
||
№2 |
«Растениям – теплую водичку» |
Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. |
Познание : сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность. Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. |
Умеют ухаживать за растениями на грядке. |
|||
№3 |
Передача солнечного зайчика |
Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. |
Познание : называть свойства солнечных лучей. Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений. |
Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями. |
|||
№4 |
В мире пластмассы |
Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. |
Познание : учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам. Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная). |
Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы. |
Список литературы:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная дея тельность детей» изд.- 2009г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
Читайте также |
---|
Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой»
Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой» (Для детей младшей группы) Действующие лица: ведущий, Гном – взрослые. Реквизит: ведро со снежками, корзинка, шапка и...
Знакомство дошкольников с русским национальным костюмом
Знакомство дошкольников с русским национальным костюмом Освоение дошкольниками знаний о культурном наследии своего народа занимает важное место в воспитательно-образовательном процессе. В...
Доклад «Формирование активной позиции родителей при проведении логопедической работы»
Доклад «Формирование активной позиции родителей при проведении логопедической работы» Свое сообщение мне хотелось бы начать с цитаты психолога, группового тренера, мастера...