Проект: «Арт-терапия как средство развития социально-личностного потенциала дошкольника»

Забота о воспитании социально и личностно развитого и компетентного человека является одной из главных задач современности. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий, начиная уже при организации дошкольного образования. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? Моя педагогическая практика показала, что к категории эффективных методик социально-личностного развития допустимо отнести арт-терапию. Термин «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния». [Интернет - энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua]

Актуальность обращения к методике арт-терапии состоит в том, что издревле и по сию пору, осознанно или нет, музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и т.д. применяются как средство обращения к своему внутреннему миру, к своей социально-личностной сфере. Здесь замечу, что хорошо развитая социально-личностная сфера служит одним из оснований получения ребёнком опыта выражения себя (своих ценностей, возможностей, мыслей, интересов…), опыта предъявления себя другим людям, а также рефлексии своих чувств, а в дальнейшем и условием комфортного и действенного взаимодействия с окружающими.

Цель проекта: создание условий для социально-личностного развития ребёнка средствами арт-терапии.

Задачи проекта - это содействие:

  • выработки ребёнком умения эффективно участвовать в совместной деятельности и влиять на неё, проявлять инициативу; осуществлять активные действия по решению различных ситуативных проблем.
  • складыванию навыка самоорганизации и рефлексии;
  • формирования устойчивой внутренней мотивации к развитию своих знаний, умений и навыков.

Развивая так в совокупности все стороны личностного "само", ребёнок может быть представлен как полноправный участник образовательного процесса. А сложившиеся благодаря этому субъект-субъектные отношения между воспитателем и воспитанником позволят обеспечить налаживание системы сотрудничества (действенных обратных связей) и значительно повысить эффективность работы.

Сроки и этапы реализации: осуществление проекта рассчитано на 1 учебный год и включает в себя 4 этапа:

  • Подготовительный: изучение тематической методической литературы; мониторинг в области социально-личностного развития дошкольников.
  • Планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды.
  • Непосредственная реализация проекта: организация деятельности с детьми, совместных мероприятий с родителями и с социумом.
  • Завершающий: анализ результатов деятельности по применению арт-терапии на основании мониторинга образовательного процесса и опроса родителей.

Здесь следует отметить, что при реализации любого проекта как стратегии необходимо учитывать реалии, соблюдать ряд принципов:

1) наличие алгоритма, т.е. намеченных действий на конкретное время, с чётким обоснованием и тщательной проработкой;

2) вариативность – учёт индивидуальных особенностей детей.

3) сотрудничество с семьёй и социумом - объединению усилий педагогов, родительской общественности, общественных объединений;

4) энергоёмкость - рациональная организация собственного рабочего места и времени, оптимизацией собственных ресурсных трат;

5) демократичность - равенство прав каждого участника образовательного процесса для полной реализации его способностей.

Вот 5 принципов, соблюдая которые, с моей точки зрения, возможна успешная реализация проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта – это:

  • раскрытие интеллектуального и психологического потенциала ребёнка;
  • развитие творческих способностей дошкольников;
  • выработка коммуникативной компетенции;
  • налаживание тесной взаимосвязи с семьей и творческими организациями.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект в средней группе «Мои домашние питомцы»

Проект в средней группе «Мои домашние питомцы» Актуальность темы: Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность...

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...

Сценарий зимнего спортивного праздника «Снежные старты Маши и Миши»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Снежные старты Маши и Миши» (Старший дошкольный возраст) Цель: Укрепление здоровья детей через физические упражнения и подвижные игры. Задачи: -...

Читайте также

Занятие по ФЭМП в средней группе. Тема: Чудо-дерево с загадками

Занятие по ФЭМП в средней группе. Тема: Чудо-дерево с загадками Программное содержание: Формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Продолжать учить детей...

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями)

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями) Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило ряд новых функций...

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги»

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги» Для воспитанников пятого года жизни Направление моей педагогической деятельности – художественно-эстетическое развитие. Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала...