Перспективный план работы по формированию предложно-падежных конструкций пространственного значения в старшей группе

Тема

Форма работы

(тематика игр)

Цели и задачи

 

1.

2.

3.

 

4.

Сентябрь.

Обследование.

Определение пространственного расположения предметов.

Овощи. Фрукты.

Ягоды. Грибы.

Диагностика.

Игра «Стройся»

Работа с предметами.

Игры: «Ты на грядке их ищи», «Собираем урожай», «Что мы видим в саду», «Собери картинку», «Найди гриб (ягоду)», «Принеси гриб (ягоду)».

- Выявить уровень речевого развития; уровень сформированности пространств. представлений; представлений о предложно-падежных конструкциях с пространственным значением и возможности владения ими в речи.

- Учить определять пространственное положение предметов. Обогащать словарный запас; совершенствовать грамматический строй речи. Развивать внимание, память, фонематический слух.

 

 

5.

 

6.

7.

8.

Октябрь.

Предлог «на».

Растения. Деревья. Кусты.

Осень.

Рыбы. Водоемы.

Ребенок дома (ОБЖ).

Игры: «Солнечный зайчик», «Незнайкины ошибки», «Найди дорожку» (лабиринт), «Где мы были, что видели».

«Куда упал листочек?», «Где птичка?», «Что где растет?», «Закончи предложение», «Кто лучше слушает?».

«Как поймать рыбку?», «В кругу с мячом»

- Познакомить детей с предлогом «на», его лексическим значением в словосочетаниях, указывающим на место нахождения предмета, с вопросом где, его схемой. Научить слышать этот предлог в разговорной речи. Научить составлять предложения с предлогом «на» по двум опорным словам.

- Обогащать словарный запас по темам; совершенствовать грамматический строй речи. Развивать внимание, память, фонематический слух, мелкую моторику рук. Развивать зрительно-пространственную ориентировку; фиксацию взора.

 

 

9.

10.

 

11.

 

 

 12.

Ноябрь.

Предлог «под».

Осен. каникулы – Неделя здоровья.

Дом. Квартира. Мебель.

Предлоги

«на» / «под».

Одежда. Обувь.

Твои права.

Игры: «Куда закатился мячик», «Подними карточку», «Незнайкины ошибки», «Новоселье», «Строители», «Домик гнома».

Игры: «Будьте внимательны», «Маша-растеряша», «Одень куклу», «Составь предложение», «Наоборот», «Вставь пропущенный предлог», «Поручения», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко».

- Познакомить детей с маленьким словом «под», его лексическим значением, указывающим направление движения, с вопросом куда; на место нахождения, с вопросом где. Учить слышать его в предложениях. Познакомить с его схемой. Упражнять в правильном употреблении предлога «под» в речи.

- Учить различать значение предлогов «на» и «под», выделять и называть предлоги в разных предложениях; учить составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог.

- Обогащать словарный запас; совершенствовать грамматический строй. Развивать зрительно-пространственную ориентировку, прослеживающую функцию глаза. Развивать внимание, память, фонематический слух, мелкую моторику рук.

 

 

 

13.

 14.

 

15.

 

16.

Декабрь.

Предлог «в». Сущ. в В.п. и П.п.

Посуда. Электроприборы.

Зима (жив. и нежив. природа).

Предлоги «в»/»на».

Эмоциональное благополучие ребенка (ОБЖ).

Новый год.

Игры: «Накроем стол», «Помощники», «Поваренок», «Что в чем», «Закончи предложение».

Игры: «Расставь по местам», «Где был Незнайка», «Во что завернем подарок», «Где что покупают», «Где я увидел животное».

Дид. упр. «Подними нужную схему».

Игры: «Наоборот», «Украсим елку», «Карнавал», «Тетрадь Незнайки», «Что изменилось?», «Маленькие слова», «Домик гнома».

- Познакомить детей с предлогом «в» и его схемой. Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлога «в». Упражнять в правильном употреблении предлога «в» с существительными в винительном и предложном падежах.

- Обогащать словарный запас детей, упражнять в правильном употреблении глагола «класть».

- Учить детей различать предлоги «в» и «на», правильно употреблять их с существительными в предложном падеже; закрепить понимание и навык практического употребления в речи этих предлогов.

- Упражнять детей в составлении предложений с маленькими словами.

- Развивать зрительно-пространственную ориентировку, фиксацию взора, прослеживающую функцию глаза. Развивать внимание, память, фонематический слух, мелкую моторику рук.

 

 

 

17.

 

18.

 19.

20.

Январь.

Предлоги «в»/ «на» / «под»

Зимние каникулы (Сказки. Мифы. Искусство).

Предлог «за». Сущ. в Т.п. и В.п.

Домашние животные и птицы.

Дикие животные.

Дид. упр. «Подними нужную схему».

Игра: «Зимние забавы», «Путаники», «Подбери схему», «Вставь пропущенный предлог», «Закончи предложение», «Поручения», «Волшебный мешочек».

Дид. упр. «Волшебный клубок», «Репка».

Игры: «Прятки», «Незнайка в лесу», «Кто за кем охотится?», «Кто, где живет?», «Где я увидел животное», «Составь предложение».

- Учить детей различать предлоги «в», «на» и «под», правильно употреблять их в речи; учить составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог.

- Обогащать словарный запас по темам; совершенствовать грамматический строй речи. Развивать внимание, память, фонематический слух, мелкую моторику рук. Развивать зрительно-пространственную ориентировку; фиксацию взора.

- Учить детей правильно употреблять предлог «за» с существительными в творительном и винительном падежах. Упражнять в составлении предложений по двум картинкам и заданному предлогу.

 

 

21.

 

22.

 

23.

 

 

24.

Февраль.

Предлог около (у).

Родит. падеж сущ. в единственном числе.

Дикие птицы.

Предлог «перед».

Труд взрослых.

Праздник 23 февраля.

Ребенок в общени с людьми (ОБЖ).

Игры: «Что около?», «Куда села птица»,

«Кто лучше слушает», «Где что находится», «Маленькие слова», «Найди дорожку» (лабиринт), «Поймай предлог».

Игры: «Закончи предложение», «Незнайкины ошибки», «Составь предложение», «Наоборот», «Где стоит танкист…», «Что изменилось?», «Кто больше».

- Познакомить детей с предлогами «около (у)», «перед», их   лексическим значением в словосочетаниях, указывающим на место нахождения предмета, с вопросом где, их схемами. Научить слышать эти предлоги в разговорной речи. Научить составлять предложения с предлогами «около (у)», «перед», правильно употреблять их с существительными. Учить различать предлоги «перед» и «за», составлять предложение по двум опорным словам и схеме предлога.

- Развивать зрительно-пространственную ориентировку, фиксацию взора, прослеживающую функцию глаза. Развивать внимание, память, фонематический слух, мелкую моторику рук.

- Совершенствовать словарный запас и грамматический строй по лексическим темам.

 

 

 

25.

26.

27.

28.

Март.

Предлог «к».

Сущ. в Д.п.

Праздник 8 Марта.

Транспорт.

Весна.

Неделя безопасности.

Дид.упр. «Представлялки», «Подними нужную схему», «Составь предложение», «Вставь пропущенный предлог», «Волшебный мешочек».

Игры: «Ехали мы, ехали», «К чему подъехал автобус», «Найди гараж для каждой машины»

«Путешественники», «Представлялки», «За помощью к…», «Закончи предложение»

-Познакомить детей с предлогом «к» и его схемой. Учить детей правильно употреблять предлог «к» с существительными в дательном падеже, добавлять в предложения пропущенный предлог, составлять предложения.

- Обогащать словарный запас детей путем образования существительных с помощью различных суффиксов.

- Развивать зрительно-пространственную ориентировку, фиксацию взора, прослеживающую функцию глаза. Развивать внимание, память, воображение, фонематический слух, мелкую моторику рук.

 

 

 

29.

 

 

 

30.

31.

32.

Апрель.

Предлог «от». Сущ. в Р.п.

Россия. Москва. Люди разных национальностей.

Предлоги

«от»/ «к». Сущ. в Д.п. и Р.п.

Космос.

Национальное искусство Коми.

Ребенок на улицах города (ОБЖ).

Игра: «Я - Колобок, Колобок», «Кто кого боится?», «А я иду, шагаю по Москве!», «Гости»,»Юный архитектор».

Игры: «Скажи наоборот», «Хлопки», «Кто больше», «Подбери схему», «Составь узор», «Маленькие слова».

Игры: «Ехали мы, ехали», «Путешествие по городу», «Скажи наоборот», «Молчанка».

- Познакомить детей со значением предлога «от» и его схемой. Упражнять в правильном употреблении предлога с существительными в родительном падеже. Учить детей составлять предложения по схеме и предметной картинке.

- Обогащать словарный запас по темам; совершенствовать грамматический строй речи. Развивать внимание, память, фонематический слух, мелкую моторику рук. Развивать зрительно-пространственную ориентировку; фиксацию взора, прослеживающую функцию глаз.

- Учить детей различать предлоги «от» и «к». Упражнять в правильном употреблении предлогов с существительными в дательном и родительном падежах.

 

33.

 

34.

35.

 

36.

Май.

Обследование.

Предлог «по».

Сущ. в Д.п.

Контрольно-проверочное занятие.

Ребенок и природа (ОБЖ).

Диагностика.

Игры: «Туристы», «Исправь ошибки Незнайки», «Вставь пропущенный предлог», «Составь предложение», «Путешествие», «По чему катится мяч», «Прятки», «Послушай и покажи», «Вставь предлог»

                                                       

- Выявить уровень речевого развития; уровень сформированности пространств, представлений; представлений о предложно-падежных конструкциях с пространственным значением и возможности владения ими в речи.

- Познакомить со значением предлога «по» и его схемой. Учить детей правильно употреблять предлог «по» с существительными в дательном падеже.

- Развивать зрительно-пространственную ориентировку, фиксацию взора, прослеживающую функцию глаза. Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление, фонематический слух, мелкую моторику рук.

- Совершенствовать словарный запас и грамматический строй по лексическим темам.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы Вход зал. (музыкальная композиция) 1. Что такое в нашем зале? Мы такого не видали! Это осень к нам...

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению…

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Удивительный мир насекомых» Цель: обобщить представления детей...

Мастер-класс по созданию дидактического пособия для детей дошкольного возраста от…

Мастер-класс по созданию дидактического пособия для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет МЕМО «Символы России»

Читайте также

НОД в первой младшей группе «Там, по неведомым дорожкам…»

НОД в первой младшей группе «Там, по неведомым дорожкам…» Цель. Формировать познавательную активность детей, закреплять знания детей о диких животных. Доставить...

Педагогический проект «Коми орнамент»

Педагогический проект «Коми орнамент»

Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»

Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»