План взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ по работе с детьми «группы риска»

По результатам диагностические обследования детей ДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» на начало учебного года были выявлены дети так называемой «группы риска».

Число новорожденных детей с различными недостатками развития неуклонно растет. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. Среди причин этого:

  • Аномальное, травматичное течение родов, грубые родовспомогательные процедуры, при которых травмируются различные отделы центральной нервной системы ребенка; биологически и социально незрелые родители;
  • Низкий уровень психологической грамотности, явная невротизация и психопатизация определенного числа взрослых-родителей, педагогов, нередко не умеющих вести себя гибко, ситуативно и доброжелательно, от которых дети «заражаются» тревогой и напряжением;
  • Кризисное, переходное состояние нашего общества, ощущение неопределенности и беспокойства у значительной части населения, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки;
  • Раннее начало обучения, усложнение учебных требований, особенности межличностной коммуникации в детском коллективе.        

Распадается практически каждый второй из вновь заключенных браков. За этим стоит психическая травматизация детей, различные нарушения в развитии их характера и формирования личности. Современная семья стала малодетной, и в полной семье на одного ребенка, как правило, приходится несколько взрослых, далеко не всегда воспитывающих его согласованно и последовательно.

Перед детьми встает проблема социально-психологической адаптации: нет контакта, общения со сверстниками, ребенок не принят, изолирован или отвергнут. А между тем успешное становление отношений ребенка со сверстниками – основное условие его развития, важнейший фактор формирования личности. Неразвитые же навыки общения приводят к множеству проблем и нервно-психическим заболеваниям. Поэтому крайне необходимым является оказание психолого-педагогической помощи детям относящимся к «группе риска» до поступления их в школу.

На начало учебного года низкий уровень развития познавательных процессов, интеллектуального развития и навыков общения показали:

1 младшая группа - 59%;

 При поступлении в ДОУ все дети переживают адаптационный стресс. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Стрессовое состояние ребенка вызвано расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей.

Психологом проводятся групповые занятия с детьми 1 мл.гр. по программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ».

Цель занятий:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста;

- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), занятия проводятся на протяжении всего учебного года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 10-20 минут. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.

Рекомендуемые игры и упражнения (см. таблицу) для проведения воспитателями и родителями, направленные на:

- развитие моторики;

- развитие предметных действий;

- развитие речи.

Домашние общеразвивающие игры.

Игры-занятия, развивающие восприятие величины, формы и цвета;

Игры-занятия с сюжетными картинками.

Логопедическая группа – 37,7%

В логопедической группе каждый год меняется состав детей. Это является причиной эмоциональной нестабильности детей, проблем их адаптации к новой группе, новым взрослым, новым сверстникам.

Чтобы помочь детям в преодолении коммуникативных проблем, развитии и формировании у них познавательных процессов и эмоционально – личностной сферы, психологом проводятся коррекционно-развивающие занятия по программе В.Л. Шарохиной «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе».

Цель:

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие целенаправленного внимания и наблюдательности;

- развитие слуховой и зрительной памяти;

- совершенствование навыков счета;

- развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса,    совершенствование грамматического строя и навыков связной речи);

- развитие общей и мелкой моторики;

- совершенствование коммуникативных навыков;

- воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

С детьми 6-7 лет психолог занимается по развивающей программе М.Н. Ильинной, Л.Г. Парамоновой, Н.Я. Головневой, Т.Г. Сырицо «Развитие интеллекта и навыков общения у детей».

Цель: подготовить ребенка к школе.

Задачи:

- способствовать развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения;

- развивать навыки общения;

- установление взаимопонимания, партнерства, взаимоответственности;

- развивать уверенность в своих силах.

А также проводятся психопрофилактические занятия с детьми и родителями в течение всего учебного года.

Рекомендации воспитателям, узким специалистам и родителям по проведению игр, занятий, упражнений (см. таблицу) направленных на развитие познавательной и личностной сферы детей, т.е. на развитие:  

- мышления и речи;

- воображения;

- памяти;

- внимания.

Разучивание песен, потешек, прибауток, ритмических, танцевальных движений под музыкальное сопровождение.

Игры, развивающие координацию движений, обучающие быстро бегать, прыжкам, формирующие навыки ползания.

Активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи. Расширение представлений об окружающем. Автоматизация звуков родного языка.

Подготовительная группа -13,87%.

Возраст 6-7 лет является благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Для подготовки детей к школе, для развития у них коммуникативных навыков психологом проводятся развивающие занятия по программе «Развитие интеллекта и навыков общения у детей» М.Н.Ильиной, Л.Г.Парамоновой, Н.Я.Головневой, Т.Г.Сырицо, а также психопрофилактические занятия с детьми и родителями в течение всего учебного года.

На основании особенностей развития детей данного возраста можно выделить следующие направления работы. Рекомендации воспитателям, узким специалистам и родителям по проведению игр, занятий, упражнений (см. таблицу) направленных на развитие познавательной и личностной сферы детей, т.е. на развитие:  

- мышления и речи;

- воображения;

- памяти;

- внимания.

Разучивание песен, потешек, прибауток, ритмических, танцевальных движений под музыкальное сопровождение.

Игры, развивающие координацию движений, обучающие быстро бегать, прыжкам, формирующие навыки ползания.

Активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи. Расширение представлений об окружающем. Автоматизация звуков родного языка.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личности ребенка.

План мероприятий по работе с детьми, имеющими низкие показатели развития познавательных процессов, интеллектуального развития и навыков общения.

№ группы

Мероприятия

Дата

проведения

Ответственный

 

1 мл.гр:

Групповые занятия по программе А.С.Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ».

Индивидуальные игры и упражнения на развитие:

моторики:

Лодочка, Бревнышко, колобок, Ползанье на животе, ползанье на четвереньках, Паучок, Гусята, Шаг на месте, Зоопарк).

Групповые:

Паровоз, Пляшут малыши, Догонялки, Идем по мостику, Бегите ко мне и др.

Разучивание ритмичных движений под музыкальное сопровождение.

Индивидуальные игры и упражнения на развитие предметных действий:

Игры-занятия с куклой: способствуют формированию практических умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию, физкультуре, побуждают принимать посильное участие в труде.

Игры и упражнения на развитие речи:

Кто внимательней, Сделай то, что скажу, Снег, Во дворе, Часы тикают, Собачка лает, Кап-кап-кап, Покатаемся на лошадке.

Пальчиковая гимнастика.

Разучивание песен, потешек.

Домашние общеразвивающие игры:

Кубики, Мозаика, Найди ошибки, Почини игрушку, Оденем кукол, Найди такой же, Счетные палочки, Магнитная азбука.

Игры-занятия развивающие восприятие величины, формы и цвета:

Какой мяч больше, Какой это формы, Разноцветные бусы и др.

Игры-занятия с сюжетными картинками:

Кто что делает? Пойдем вместе, Кто что ест? Побродим по лужам, За рулем, Самолетики и др.

В течение года

 

 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

В течение года

 

В течение года

 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

В течение года

 

 

 

В течение года

В течение года

 

 В течение года

В течение года

Психолог

 

 

Воспитатель

 

Физ.

инструктор

 

Муз.рук.

 

Воспитатель

 

 

Воспитатель

 

 

 

Муз.рук.

Родители

 

Воспитатель

Воспитатель

 

Логопед.гр

5-6 лет:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6-7 лет:

 

Подгрупповые занятия по программе В.Л.Шарохиной «Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшей группы».

Активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи. Расширение представлений об окружающем. Автоматизация звуков родного языка.

Игры на развития мышления и речи:

Собери цветок, На что похоже? Исключение лишнего.

Игры на развитие воображения:

Измени конец сказки, Волшебные кляксы.

Игры на развитие памяти:

Нарисуй фигуру, Узнай предмет.

Игры на развитие внимания:

Что слышно, Будь внимателен! Слушай хлопок, Четыре стихии.

Разучивание песен, потешек, прибауток, ритмических, танцевальных движений под музыкальное сопровождение.

Игры, развивающие координацию движений, обучающие быстро бегать, прыжкам, формирующие навыки ползания.

Подгрупповые занятия по программе Ильиной, Сырицо, Парамоновой «Развитие интеллекта и навыков общения у детей».

Активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи. Расширение представлений об окружающем. Автоматизация звуков родного языка.

Игры на развитие мышления и речи:

Исключение лишнего, На что похоже?

Игры на развитие памяти:

Повтори за мной, В магазине зеркал, Узнай предмет.

Игры на развитие воображения:

Оживим картинку, Как это можно использовать.

Игры на развитие внимания:

Карлики и великаны, Четыре стихии и др.

Разучивание песен, поговорок, ритмики, танцев под музыкальное сопровождение.

Игры, развивающие чувство равновесия, обучающие прыжкам, игры с мячом, обучающие быстро бегать.

В течение года

 

В течение года

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

В течение года

 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

В течение года

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

В течение года

Психолог

 

Логопед

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

Муз.рук.

 

 

Физ.инструктор

 

Психолог

 

 

Логопед

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

Муз.рук.

 

Физорг

 

Подгот.гр.

6-7 лет:

Подгрупповые занятия по программе «Развитие интеллекта и навыков общения у детей».

Игры на развитие мышления и речи:

Собери цветок, на что похоже, Противоположности, Исключение лишнего, Способы применения предмета.

Иры на развитие воображения:

Как это можно использовать, Измени конец сказки, Оживи картинку, Следы, Буквы, Как люди, Волшебные кляксы.

Игры на развитие памяти:

Нарисуй фигуру, Узнай предмет, Повтори за мной, Запомни движение, Запомни свою позу, Запомни порядок, Кто что сделал.

Игры на развитие внимания:

Слушай звуки, Канон, Карлики и великаны.

Игры и упражнения, развивающие координацию движений, чувство равновесия, обучающие быстро бегать,

прыжкам, игры с мячом.

Разучивание песен, потешек, прибауток, поговорок, ритмичных и танцевальных движений под музыку.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

В течение года

Психолог

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ.инструктор

 

 

Муз.рук.

 


Литература:

  1. Н.Яковлева. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: 2001
  2. Практикум по детской психологии: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
  3. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
  4. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2003
  5. Психологические игры и тренинги в детском саду / Л.В. Чернецкая. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006
  6. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка по краеведенью Квест - игра «Путешествие по поселку…

Методическая разработка по краеведенью Квест - игра «Путешествие по поселку Вохма»

Конспект занятия: «Мир профессий»

Конспект занятия: «Мир профессий» Для младшей группы Цель занятия: Укрепить знания о профессиях людей. Задачи: - обобщать знания детей о профессиях; - научить детей отвечать...

Дидактическое наглядное пособие Лепбук «Зима»

Дидактическое наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям...

Читайте также

Тематический план кружка «Умники и умницы» для детей дошкольного возраста

Тематический план кружка «Умники и умницы» для детей дошкольного возраста Пояснительная записка. Познавательное развитие направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной...

Агрессивное поведение детей 4-5 лет

Агрессивное поведение детей 4-5 лет Актуальность данной темы состоит в том, что мы вместе с другими коллегами стали отмечать, что в...

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка»

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка» Программное содержание. Закрепить и систематизировать элементарные математические представления у детей. Образовательные задачи. Закрепить умение называть...