Перспективный план занятий по формированию словообразовательных навыков в подготовительной группе для детей с ОНР

Месяц

 

Неделя

Лексическая

тема

Цель игр и

игровых упражнений

Задачи игр и

игровых упражнений

Название и содержание

игр и игровых упражнений

Сентябрь

3-я

Фрукты

Формирование словообразовательных

навыков

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Назови ласково». Речевой материал: яблоко, мандарин, банан, апельсин, лимон, абрикос, ананас, гранат, персик, груша.

 

 

 

 

 

Образование относительных прилагательных

«Магазин». Дети «покупают в магазине продукты (сок, варенье, компот, повидло)» и комментируют: Я покупаю компот из яблок – яблочный компот. И т.д.

 

 

 

 

Образование существительных ед. и мн. числа в им.п.

«Чего много в саду?». В саду много… груш, яблок и т.д.

 

4-я

Овощи

Формирование словообразовательных навыков

Образование относительных прилагательных

«Повар». Я приготовлю из картофеля - …картофельное пюре, из свёклы -… и т.д.

 

 

 

 

Образование глаголов с приставок

«Помощники». Что нужно сделать в огороде? – Прополоть, переполоть, выполоть и т.д.

 

 

 

 

Образование существительных ед. и мн.ч. в им.п.

«Чего много в огороде?» В огороде много… свёклы, помидоров, репы и т.д.

Октябрь

1-я

Хлеб

Формирование словообразовательных навыков

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Назови ласково». Речевой материал: хлеб, зерно, пшеница, поле, колос, булка, батон, пирожок, крендель, ватрушка.

 

 

 

 

Образование глаголов с помощью приставок

 

«Пекари». Печь – испечь, запечь, выпечь. Месить – замесить, вымесить, намесить.

 

 

 

 

Образование относительных прилагательных

«Хлебный магазин». Я куплю хлеб из ржи – какой? – ржаной. И т.д.

 

2-я

Наше тело

Формирование словообразовательных навыков

Образование существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами

«Великан и гномик». Речевой материал: нос, глаза, лоб, ноги, рот, кулаки, руки.

 

 

 

 

Образование сложных слов

«Портрет друга». Речевой материал: волосы длинные – длинноволосая, глаза голубые – голубоглазый и т.д.

 

 

 

 

Образование относительных прилагательных

«У кого». У мамы – мамины ( руки, глаза…), у папы – папины…

 

3-я

Деревья

Формирование словообразовательных навыков

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Назови ласково». Речевой материал: тополь, рябина, сосна, клен, береза, дуб, яблоня, ива, липа, елка, осина.

 

 

 

 

Образование относительных прилагательных

«С какого дерева лист». Лист березы – какой? – берёзовый и т.д. Речевой материал тот же, что в предыдущей игре.

 

 

 

 

Образование существительных мн.ч. в род. п.

«В лесу много». В лесу много –…(названия деревьев). Речевой материал тот же, что и в предыдущих играх.

 

4-я

Осень

Формирование словообразовательных навыков

Образование существительных ед. и мн. ч. в им.п.

«Один – много». Речевой материал: дождь, лужа, месяц, зонт, урожай, облако, дерево, стая, лист, лес, туча.

 

 

 

 

Образование глаголов с помощью приставок

«Стая птиц». Речевой материал: улетать, долетать, прилетать, перелетать, вылетать, слетать.

 

 

 

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Назови ласково». Речевой материал: дождь, туча, лист, день, лужа, ветер, солнце, трава, птица, дерево, поле, лес, стая.

Ноябрь

1-я

Перелетные птицы

Формирование словообразовательных навыков

Образование глаголов с помощью приставок

«Птицы». Речевой материал: лететь – улететь, прилететь, перелететь, долететь; петь – допеть, спеть, запеть, перепеть.

 

 

 

 

Образование притяжательных прилагательных

«Чья голова, шея?» Речевой материал: соловьиная, лебединая, журавлиная и т.д.

 

 

 

 

Образование существительных мн.ч. в род. п.

«В стае много». Речевой материал: птицы, кукушки, грачи, аисты, скворцы, лебеди, журавли, ласточки, соловьи.

 

2-я

Одежда

Формирование словообразовательных навыков

Образование относительных прилагательных

«Ателье». Речевой материал: платье из ситца – ситцевое, из шелка – шёлковое, из льна –… и т.д.

 

 

 

 

Образование существительных ед. ч. в род. п.

«Чего не хватает?». По картинкам – у рубашки не хватает… ( рукава, воротника и т.д. с др. предметами одежды).

 

 

 

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Подберем одежду Дюймовочке». Речевой материал: юбка, сарафан, жилет, майка, брюки, халат, шорты, платье, носки, шуба, футболка.

 

3-я

Обувь

Формирование словообразовательных навыков

Образование относительных прилагательных

«Сапожник». Принесли сапожнику починить сапоги из кожи – какие? – кожаные и т.д.

 

 

 

 

Образование существительных мн.ч. в им. п.

«Один – много». Речевой материал: каблук, застежка, пряжка, валенки, тапки, босоножки, молния, сапоги, кроссовки, стелька, кнопка.

 

 

 

 

Образование существительных мн.ч. в род. п.

«У сороконожки много». Речевой материал: ботинки, тапки, туфли, сапоги, валенки, башмаки, босоножки.

 

4-я

Мебель

Формирование словообразовательных навыков

Образование относительных прилагательных

«Мебельный магазин». Мы купили мебель из дерева – деревянную, из кожи –… и т.д.

 

 

 

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

«Мишуткина комната». Речевой материал: стол, стул, полка, тумба, кровать, диван, кресло, шкаф, комод.

 

 

 

 

Образование существительных ед. ч. в род. п.

«Чего не бывает?». Стола не бывает без…, кресла – без…, стула – без…, шкафа –…, кровати –… и т.д.

Декабрь

1-я

Посуда

Формирование словообразовательных навыков

Образование существительных мн.ч. в род. п.

«На кухне много». Речевой материал: тарелка, чашка, стакан, миска, блюдце, кастрюля, чайник, самовар, сковорода.

 

 

 

 

Образование относительных прилагательных

«Какая посуда?». Речевой материал: посуда из фарфора, стекла, металла, дерева, пластмассы, чугуна.

 

 

 

 

Образование существительных ед. ч. в род. п.

«Чего не бывает?»: чайника – без носика, ручки, крышки; кастрюли –…, сита –…, терки –... и т.д.

 

2-я

Игрушки

Формирование словообразовательных навыков

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Назови ласково». Речевой материал: пирамида, неваляшка, матрешка, мяч, скакалка, кукла, мишка.

 

 

 

 

Образование существительных мн. ч. в род. п.

«В детском саду много». Речевой материал: кукла, мяч, пирамидка, машинка, мишка, матрешка, неваляшка, кубик, конструктор.

 

 

 

 

Образование существительных ед. ч. в дат. п.

«Кому нужны?»: колеса нужны машинке, банты – куклам и т.д.

 

3-я

Новый год

Формирование словообразовательных навыков

Образование глаголов в форме будущего времени

«Что будем делать на Новый год?». Речевой материал: веселиться, наряжаться, смеяться, радоваться, кататься, кружиться, забавляться.

 

 

 

 

Образование существительных мн. ч. в род. п.

«На елке много». Речевой материал: шарик, фонарик, гирлянда, огни, хлопушка, звезда.

 

 

 

 

Образование относительных прилагательных

«Какие игрушки на елке?»: шары из стекла –…, гирлянда из бумаги –… и т.д.

Январь

2-я

Зима

Формирование словообразовательных навыков

Образование сложных слов

«Скажи одним словом»: голый лед – гололед, падает снег – снегопад, ходит по снегу – снегоход, катится по снегу – снегокат и т.д.

 

 

 

 

Образование глаголов с помощью приставок

«Снеговик». Речевой материал: лепить – залепить, слепить, вылепить, отлепить, прилепить.

 

 

 

 

Образование существительных мн. ч. в род. п.

«Чего не бывает зимой?» – Зимой не бывает: жары, травы, грибов, ягод, насекомых, листопада, грозы и т.д.

 

3-я

Зимующие птицы

Формирование словообразовательных навыков

Образование существительных мн. ч. в род. п.

«У кормушки много». Речевой материал: воробей, голубь, синица, снегирь, клест, дятел, ворона, сорока.

 

 

 

 

Образование сложных слов

«Скажи одним словом»: красная грудка – красногрудая, острый клюв –…, длинный хвост –…, черные глаза –… и т.д.

 

 

 

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Птички-невелички». Речевой материал: воробей, снегирь, клест, голубь, синица.

 

4-я

Животные жарких стран и Севера

Формирование словообразовательных навыков

Образование существительных ед. ч. в род. п.

«В зоопарке». – В зоопарке я видел…Речевой материал: медведь, жираф, тюлень, слон, леопард, морж, крокодил, слона, лев, тигр, обезьяна.

 

 

 

 

Образование притяжательных прилагательных

«Прятки». На картинках отыскать и назвать чья часть тела (верблюжья, тигриный, львиная, тюлений…).

 

 

 

 

Образование существительных мн.ч. от ед.ч.

«Он – они». Речевой материал: лев, тигр, морж, медведь, бегемот, обезьяна, черепаха, слон, олень, жираф.

Февраль

1-я

Дикие животные

Формирование словообразовательных навыков

Образование существительных ед. и мн. ч., обозначающих детенышей

«Зверята»: лисенок – лисята. Речевой материал: медвежонок, бельчонок, ежонок, волчонок, олененок, лосенок, зайчонок.

 

 

 

 

Образование сложных прилагательных

«Какой зверь?»: длинные ноги – длинноногий, короткий хвост –…, быстрые ноги –… и т.д.

 

 

 

 

Образование сравнительной степени прилагательных

«У кого какой?»: У медведя мех длинный, а у лисы еще длиннее и т.д.

 

2-я

Домашние животные

Формирование словообразовательных навыков

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Назови детеныша ласково». Речевой материал: котенок, козленок, ягненок, жеребенок, поросенок, щенок, теленок, крольчонок.

 

 

 

 

Образование притяжательных прилагательных

«Чей хвост? Чья голова?»: у лошади, коровы, собаки, кошки, козы, овцы, кролика, осла.

 

 

 

 

Образование существительных мн. ч. в род. п.

«На ферме много». Речевой материал: свинья, лошадь, поросенок, кролик, овца, баран, корова, коза.

 

3-я

Защитники Отечества

Формирование словообразовательных навыков

Образование сложных слов

«Какие войска?». Речевой материал: военно-морские, сухопутные, военно-воздушные, воздушно-десантные и т.д.

 

 

 

 

Образование существительных мн. ч. в род. п.

«В армии много». Речевой материал: солдат, моряк, летчик, офицер, оружие, ракета, генерал, матрос, капитан, радист, пилот.

 

 

 

 

Образование глаголов с помощью приставок

«Учения». Речевой материал: зарядил, разрядил, побежал, перебежал и т.д.

 

4-я

Домашние птицы

Формирование словообразовательных навыков

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Назови ласково». Речевой материал: крыло, клюв, цыпленок, утка, перо, курица, петух, утенок.

 

 

 

 

Образование притяжательных прилагательных

«Чья голова? Чьи лапки»: у гуся, курицы, петуха, индюка, утки.

 

 

 

 

Образование существительных мн. ч. в род. п.

«На птицеферме много». Речевой материал: куры, петух, утка, селезень, индюк, гусь, индюшка.

Март

1-я

8-е марта. Семья

Формирование словообразовательных навыков

Образование глаголов с помощью приставок

«Мамины помощники»: стирать – постирать, выстирать, застирать, мыть – помыть, вымыть, отмыть и т.д.

 

 

 

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Назови ласково». Речевой материал: мама, бабушка, папа, сын, дочка, внук, дедушка, тетя, дядя, брат, сестра, подарок.

 

 

 

 

Образование притяжательных прилагательных

«Чей? Чья? Чьи?»: чей шарф – мамин, фартук – бабушкин, газета – дедушкина, костюм – папин и т.д.

 

2-я

Транспорт

Формирование словообразовательных навыков

Образование существительных мн. ч. в род. п.

«На дорогах много». Речевой материал: машина, грузовик, трамвай, троллейбус, велосипед, мотоцикл.

 

 

 

 

Образование относительных прилагательных

«Какая, какие?: автомобильные шины из резины – какие? – резиновые, кабина из металла – металлическая, фары из стекла – стеклянные и т.д.

 

 

 

 

Образование глаголов с помощью приставок

«Летает – плавает»: плыть – подплыть, заплыть, переплыть, уплыть; лететь – подлететь, перелететь, улететь, полететь и т.д.

 

3-я

Продукты питания

Формирование словообразовательных навыков

Образование существительных мн. ч. в род. п.

«В холодильнике много». Речевой материал: колбаса, сыр, сосиски, сардельки, мясо, творог, молоко, котлета, рыба, масло.

 

 

 

 

Образование относительных прилагательных

«Мой любимый сок»: я люблю сок из апельсинов – апельсиновый, из абрикосов – абрикосовый и т.д.

 

 

 

 

Образование глаголов с помощью приставок

«Повар готовит»: жарить – поджарить, зажарить, пережарить, печь – запечь, варить – сварить и т.д.

 

4-я

Весна

Формирование словообразовательных навыков

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Назови ласково». Речевой материал: проталина, лужа, почка, птенец, льдина, лист, гнездо, птица, поле, облако, солнце, ручей.

 

 

 

 

Образование существительных мн. ч. в род. п.

«Весной много». Речевой материал: цветы, свет, солнце, тепло, ручей, почка, сосулька, проталина, лужа.

 

 

 

 

Образование сложных слов

«Скажи одним словом»: сходит лед – ледоход, растет из-под снега – подснежник, круглые сутки – круглосуточно и т.д.

Апрель

1-я

Профессии

Формирование словообразовательных навыков

Образование притяжательных прилагательных

«Чьи инструменты?». Речевой материал: плотницкие, малярные, хирургические, столярные, садовые и т.д.

 

 

 

 

Образование существительных мн. ч. в род. п.

«На стройке много». Речевой материал: маляр, столяр, каменщик, стекольщик, крановщик, бетонщик.

 

 

 

 

Образование существительных жен. рода с помощью приставок

«Он – она»: художник – художница, учитель –…, пианист –…, летчик –…, скрипач –…, певец –…, переводчик –…, продавец –…, писатель –…, проводник –… .

 

2-я

Школьные принадлежности

Формирование словообразовательных навыков

Образование глаголов в форме будущего времени

«В школе». – В школе я буду… (читать, писать, считать, думать, трудиться, решать, говорить и т.д.).

 

 

 

 

Образование существительных женского рода с помощью приставок

«Он – она»: умник – умница, ученик –…, отличник –…, хорошист –…, школьник –…, двоечник –…, троечник –…, первоклассник –… .

 

 

 

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Назови ласково». Речевой материал: рюкзак, кисть, карандаш, альбом, пенал, резинка, перемена, тетрадь, подставка, мел, линейка, книга.

 

3-я

День космонавтики

Формирование словообразовательных навыков

Образование сложных слов

«Скажи одним словом»: по Луне ходит – луноход, звезды считает –…, к звездам летает –…, звезды падают –…, по Марсу ходит –…

 

 

 

 

Образование существительных мн. ч. в род. п.

«В космосе много». Речевой материал: звезда, планета, спутник, ракета, луноход, марсоход, комета.

 

 

 

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Назови ласково». Речевой материал: звезда, комета, ракета, скафандр, корабль, космонавт, луноход, марсоход, спутник, планета.

 

4-я

Рыбы

Формирование словообразовательных навыков

Образование существительных с увеличительными суффиксами

«Рыбы-великаны». Речевой материал: пескарь, акула, сом, окунь, карп, карась, ерш, налим.

 

 

 

 

Образование существительных мн. ч. в род. п.

«В реке много». Речевой материал: сом, окунь, ерш, карась, щука, пескарь, карп.

 

 

 

 

Образование притяжательных прилагательных

«Чей хвост? Чья чешуя?»: у ерша, щуки, акулы, окуня, карася, карпа.


Май

1-я

Цветы

Формирование словообразовательных навыков

Образование существительных мн. ч. в род. п.

«Букет». – У меня букет из…(ромашек, васильков, роз, нарциссов, фиалок…).

 

 

 

 

Образование глаголов с помощью приставок

«Цветоводы»: рыхлить – подрыхлить, порыхлить; лить – полить; сажать – посадить, рассадить; рос – вырос, подрос, отрос, перерос и т.д.

 

 

 

 

Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Цветок – цветочек». Речевой материал: роза, герань, гладиолус, ромашка, бальзамин, фиалка, нарцисс, кактус, тюльпан.

 

2-я

Насекомые

Формирование словообразовательных навыков

Образование существительных с увеличительными суффиксами

«Насекомые под лупой». Мальчик взял лупу и увидел в траве: не жука, а жучища…(муравей, комар, клоп, шмель, таракан, оса, гусеница, стрекоза).

 

 

 

 

Образование существительных мн. ч. в род. п.

«В поле много». Речевой материал: муравей, оса, пчела, муха, шмель, кузнечик, комар, гусеница, стрекоза.

 

 

 

 

Образование притяжательных прилагательных

«Чья головка? Чьи лапки?»: у комара, муравья, осы, пчелы, шмеля, таракана, гусеницы, стрекозы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игрушки своими руками для детей младшего возраста

Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе…

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе. Оригами «Тигр» Пояснительная записка Классические новогодние поделки своими руками – это поделки из...

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Читайте также

Дидактическое пособие «Лэпбук «Чистая планета»

Дидактическое пособие «Лэпбук «Чистая планета» «Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, чтобы каждый шаг был...

Социоигровая технология как эффективный метод развития социально-коммуникативных способностей детей старшего…

Социоигровая технология как эффективный метод развития социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста В последнее время педагоги и родители все чаще с...

Сценарий 23 февраля «Весёлые старты»

Сценарий 23 февраля «Весёлые старты» Под песню «Россия» в зал входят дети, танцуют и становятся полукругом. Ведущая:  Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас...