Перспективный план занятий по формированию словообразовательных навыков в подготовительной группе для детей с ОНР
Месяц
|
Неделя |
Лексическая тема |
Цель игр и игровых упражнений |
Задачи игр и игровых упражнений |
Название и содержание игр и игровых упражнений |
|
Сентябрь |
3-я |
Фрукты |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
«Назови ласково». Речевой материал: яблоко, мандарин, банан, апельсин, лимон, абрикос, ананас, гранат, персик, груша.
|
|
|
|
|
|
Образование относительных прилагательных |
«Магазин». Дети «покупают в магазине продукты (сок, варенье, компот, повидло)» и комментируют: Я покупаю компот из яблок – яблочный компот. И т.д. |
|
|
|
|
|
Образование существительных ед. и мн. числа в им.п. |
«Чего много в саду?». В саду много… груш, яблок и т.д. |
|
|
4-я |
Овощи |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование относительных прилагательных |
«Повар». Я приготовлю из картофеля - …картофельное пюре, из свёклы -… и т.д. |
|
|
|
|
|
Образование глаголов с приставок |
«Помощники». Что нужно сделать в огороде? – Прополоть, переполоть, выполоть и т.д. |
|
|
|
|
|
Образование существительных ед. и мн.ч. в им.п. |
«Чего много в огороде?» В огороде много… свёклы, помидоров, репы и т.д. |
|
Октябрь |
1-я |
Хлеб |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
«Назови ласково». Речевой материал: хлеб, зерно, пшеница, поле, колос, булка, батон, пирожок, крендель, ватрушка. |
|
|
|
|
|
Образование глаголов с помощью приставок
|
«Пекари». Печь – испечь, запечь, выпечь. Месить – замесить, вымесить, намесить. |
|
|
|
|
|
Образование относительных прилагательных |
«Хлебный магазин». Я куплю хлеб из ржи – какой? – ржаной. И т.д. |
|
|
2-я |
Наше тело |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами |
«Великан и гномик». Речевой материал: нос, глаза, лоб, ноги, рот, кулаки, руки. |
|
|
|
|
|
Образование сложных слов |
«Портрет друга». Речевой материал: волосы длинные – длинноволосая, глаза голубые – голубоглазый и т.д. |
|
|
|
|
|
Образование относительных прилагательных |
«У кого». У мамы – мамины ( руки, глаза…), у папы – папины… |
|
|
3-я |
Деревья |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
«Назови ласково». Речевой материал: тополь, рябина, сосна, клен, береза, дуб, яблоня, ива, липа, елка, осина. |
|
|
|
|
|
Образование относительных прилагательных |
«С какого дерева лист». Лист березы – какой? – берёзовый и т.д. Речевой материал тот же, что в предыдущей игре. |
|
|
|
|
|
Образование существительных мн.ч. в род. п. |
«В лесу много». В лесу много –…(названия деревьев). Речевой материал тот же, что и в предыдущих играх. |
|
|
4-я |
Осень |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных ед. и мн. ч. в им.п. |
«Один – много». Речевой материал: дождь, лужа, месяц, зонт, урожай, облако, дерево, стая, лист, лес, туча. |
|
|
|
|
|
Образование глаголов с помощью приставок |
«Стая птиц». Речевой материал: улетать, долетать, прилетать, перелетать, вылетать, слетать. |
|
|
|
|
|
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
«Назови ласково». Речевой материал: дождь, туча, лист, день, лужа, ветер, солнце, трава, птица, дерево, поле, лес, стая. |
|
Ноябрь |
1-я |
Перелетные птицы |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование глаголов с помощью приставок |
«Птицы». Речевой материал: лететь – улететь, прилететь, перелететь, долететь; петь – допеть, спеть, запеть, перепеть. |
|
|
|
|
|
Образование притяжательных прилагательных |
«Чья голова, шея?» Речевой материал: соловьиная, лебединая, журавлиная и т.д. |
|
|
|
|
|
Образование существительных мн.ч. в род. п. |
«В стае много». Речевой материал: птицы, кукушки, грачи, аисты, скворцы, лебеди, журавли, ласточки, соловьи. |
|
|
2-я |
Одежда |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование относительных прилагательных |
«Ателье». Речевой материал: платье из ситца – ситцевое, из шелка – шёлковое, из льна –… и т.д. |
|
|
|
|
|
Образование существительных ед. ч. в род. п. |
«Чего не хватает?». По картинкам – у рубашки не хватает… ( рукава, воротника и т.д. с др. предметами одежды). |
|
|
|
|
|
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
«Подберем одежду Дюймовочке». Речевой материал: юбка, сарафан, жилет, майка, брюки, халат, шорты, платье, носки, шуба, футболка. |
|
|
3-я |
Обувь |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование относительных прилагательных |
«Сапожник». Принесли сапожнику починить сапоги из кожи – какие? – кожаные и т.д. |
|
|
|
|
|
Образование существительных мн.ч. в им. п. |
«Один – много». Речевой материал: каблук, застежка, пряжка, валенки, тапки, босоножки, молния, сапоги, кроссовки, стелька, кнопка. |
|
|
|
|
|
Образование существительных мн.ч. в род. п. |
«У сороконожки много». Речевой материал: ботинки, тапки, туфли, сапоги, валенки, башмаки, босоножки. |
|
|
4-я |
Мебель |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование относительных прилагательных |
«Мебельный магазин». Мы купили мебель из дерева – деревянную, из кожи –… и т.д. |
|
|
|
|
|
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом |
«Мишуткина комната». Речевой материал: стол, стул, полка, тумба, кровать, диван, кресло, шкаф, комод. |
|
|
|
|
|
Образование существительных ед. ч. в род. п. |
«Чего не бывает?». Стола не бывает без…, кресла – без…, стула – без…, шкафа –…, кровати –… и т.д. |
|
Декабрь |
1-я |
Посуда |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных мн.ч. в род. п. |
«На кухне много». Речевой материал: тарелка, чашка, стакан, миска, блюдце, кастрюля, чайник, самовар, сковорода. |
|
|
|
|
|
Образование относительных прилагательных |
«Какая посуда?». Речевой материал: посуда из фарфора, стекла, металла, дерева, пластмассы, чугуна. |
|
|
|
|
|
Образование существительных ед. ч. в род. п. |
«Чего не бывает?»: чайника – без носика, ручки, крышки; кастрюли –…, сита –…, терки –... и т.д. |
|
|
2-я |
Игрушки |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
«Назови ласково». Речевой материал: пирамида, неваляшка, матрешка, мяч, скакалка, кукла, мишка. |
|
|
|
|
|
Образование существительных мн. ч. в род. п. |
«В детском саду много». Речевой материал: кукла, мяч, пирамидка, машинка, мишка, матрешка, неваляшка, кубик, конструктор. |
|
|
|
|
|
Образование существительных ед. ч. в дат. п. |
«Кому нужны?»: колеса нужны машинке, банты – куклам и т.д. |
|
|
3-я |
Новый год |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование глаголов в форме будущего времени |
«Что будем делать на Новый год?». Речевой материал: веселиться, наряжаться, смеяться, радоваться, кататься, кружиться, забавляться. |
|
|
|
|
|
Образование существительных мн. ч. в род. п. |
«На елке много». Речевой материал: шарик, фонарик, гирлянда, огни, хлопушка, звезда. |
|
|
|
|
|
Образование относительных прилагательных |
«Какие игрушки на елке?»: шары из стекла –…, гирлянда из бумаги –… и т.д. |
|
Январь |
2-я |
Зима |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование сложных слов |
«Скажи одним словом»: голый лед – гололед, падает снег – снегопад, ходит по снегу – снегоход, катится по снегу – снегокат и т.д. |
|
|
|
|
|
Образование глаголов с помощью приставок |
«Снеговик». Речевой материал: лепить – залепить, слепить, вылепить, отлепить, прилепить. |
|
|
|
|
|
Образование существительных мн. ч. в род. п. |
«Чего не бывает зимой?» – Зимой не бывает: жары, травы, грибов, ягод, насекомых, листопада, грозы и т.д. |
|
|
3-я |
Зимующие птицы |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных мн. ч. в род. п. |
«У кормушки много». Речевой материал: воробей, голубь, синица, снегирь, клест, дятел, ворона, сорока. |
|
|
|
|
|
Образование сложных слов |
«Скажи одним словом»: красная грудка – красногрудая, острый клюв –…, длинный хвост –…, черные глаза –… и т.д. |
|
|
|
|
|
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
«Птички-невелички». Речевой материал: воробей, снегирь, клест, голубь, синица. |
|
|
4-я |
Животные жарких стран и Севера |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных ед. ч. в род. п. |
«В зоопарке». – В зоопарке я видел…Речевой материал: медведь, жираф, тюлень, слон, леопард, морж, крокодил, слона, лев, тигр, обезьяна. |
|
|
|
|
|
Образование притяжательных прилагательных |
«Прятки». На картинках отыскать и назвать чья часть тела (верблюжья, тигриный, львиная, тюлений…). |
|
|
|
|
|
Образование существительных мн.ч. от ед.ч. |
«Он – они». Речевой материал: лев, тигр, морж, медведь, бегемот, обезьяна, черепаха, слон, олень, жираф. |
|
Февраль |
1-я |
Дикие животные |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных ед. и мн. ч., обозначающих детенышей |
«Зверята»: лисенок – лисята. Речевой материал: медвежонок, бельчонок, ежонок, волчонок, олененок, лосенок, зайчонок. |
|
|
|
|
|
Образование сложных прилагательных |
«Какой зверь?»: длинные ноги – длинноногий, короткий хвост –…, быстрые ноги –… и т.д. |
|
|
|
|
|
Образование сравнительной степени прилагательных |
«У кого какой?»: У медведя мех длинный, а у лисы еще длиннее и т.д. |
|
|
2-я |
Домашние животные |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
«Назови детеныша ласково». Речевой материал: котенок, козленок, ягненок, жеребенок, поросенок, щенок, теленок, крольчонок. |
|
|
|
|
|
Образование притяжательных прилагательных |
«Чей хвост? Чья голова?»: у лошади, коровы, собаки, кошки, козы, овцы, кролика, осла. |
|
|
|
|
|
Образование существительных мн. ч. в род. п. |
«На ферме много». Речевой материал: свинья, лошадь, поросенок, кролик, овца, баран, корова, коза. |
|
|
3-я |
Защитники Отечества |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование сложных слов |
«Какие войска?». Речевой материал: военно-морские, сухопутные, военно-воздушные, воздушно-десантные и т.д. |
|
|
|
|
|
Образование существительных мн. ч. в род. п. |
«В армии много». Речевой материал: солдат, моряк, летчик, офицер, оружие, ракета, генерал, матрос, капитан, радист, пилот. |
|
|
|
|
|
Образование глаголов с помощью приставок |
«Учения». Речевой материал: зарядил, разрядил, побежал, перебежал и т.д. |
|
|
4-я |
Домашние птицы |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
«Назови ласково». Речевой материал: крыло, клюв, цыпленок, утка, перо, курица, петух, утенок. |
|
|
|
|
|
Образование притяжательных прилагательных |
«Чья голова? Чьи лапки»: у гуся, курицы, петуха, индюка, утки. |
|
|
|
|
|
Образование существительных мн. ч. в род. п. |
«На птицеферме много». Речевой материал: куры, петух, утка, селезень, индюк, гусь, индюшка. |
|
Март |
1-я |
8-е марта. Семья |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование глаголов с помощью приставок |
«Мамины помощники»: стирать – постирать, выстирать, застирать, мыть – помыть, вымыть, отмыть и т.д. |
|
|
|
|
|
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
«Назови ласково». Речевой материал: мама, бабушка, папа, сын, дочка, внук, дедушка, тетя, дядя, брат, сестра, подарок. |
|
|
|
|
|
Образование притяжательных прилагательных |
«Чей? Чья? Чьи?»: чей шарф – мамин, фартук – бабушкин, газета – дедушкина, костюм – папин и т.д. |
|
|
2-я |
Транспорт |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных мн. ч. в род. п. |
«На дорогах много». Речевой материал: машина, грузовик, трамвай, троллейбус, велосипед, мотоцикл. |
|
|
|
|
|
Образование относительных прилагательных |
«Какая, какие?: автомобильные шины из резины – какие? – резиновые, кабина из металла – металлическая, фары из стекла – стеклянные и т.д. |
|
|
|
|
|
Образование глаголов с помощью приставок |
«Летает – плавает»: плыть – подплыть, заплыть, переплыть, уплыть; лететь – подлететь, перелететь, улететь, полететь и т.д. |
|
|
3-я |
Продукты питания |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных мн. ч. в род. п. |
«В холодильнике много». Речевой материал: колбаса, сыр, сосиски, сардельки, мясо, творог, молоко, котлета, рыба, масло. |
|
|
|
|
|
Образование относительных прилагательных |
«Мой любимый сок»: я люблю сок из апельсинов – апельсиновый, из абрикосов – абрикосовый и т.д. |
|
|
|
|
|
Образование глаголов с помощью приставок |
«Повар готовит»: жарить – поджарить, зажарить, пережарить, печь – запечь, варить – сварить и т.д. |
|
|
4-я |
Весна |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
«Назови ласково». Речевой материал: проталина, лужа, почка, птенец, льдина, лист, гнездо, птица, поле, облако, солнце, ручей. |
|
|
|
|
|
Образование существительных мн. ч. в род. п. |
«Весной много». Речевой материал: цветы, свет, солнце, тепло, ручей, почка, сосулька, проталина, лужа. |
|
|
|
|
|
Образование сложных слов |
«Скажи одним словом»: сходит лед – ледоход, растет из-под снега – подснежник, круглые сутки – круглосуточно и т.д. |
|
Апрель |
1-я |
Профессии |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование притяжательных прилагательных |
«Чьи инструменты?». Речевой материал: плотницкие, малярные, хирургические, столярные, садовые и т.д. |
|
|
|
|
|
Образование существительных мн. ч. в род. п. |
«На стройке много». Речевой материал: маляр, столяр, каменщик, стекольщик, крановщик, бетонщик. |
|
|
|
|
|
Образование существительных жен. рода с помощью приставок |
«Он – она»: художник – художница, учитель –…, пианист –…, летчик –…, скрипач –…, певец –…, переводчик –…, продавец –…, писатель –…, проводник –… . |
|
|
2-я |
Школьные принадлежности |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование глаголов в форме будущего времени |
«В школе». – В школе я буду… (читать, писать, считать, думать, трудиться, решать, говорить и т.д.). |
|
|
|
|
|
Образование существительных женского рода с помощью приставок |
«Он – она»: умник – умница, ученик –…, отличник –…, хорошист –…, школьник –…, двоечник –…, троечник –…, первоклассник –… . |
|
|
|
|
|
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
«Назови ласково». Речевой материал: рюкзак, кисть, карандаш, альбом, пенал, резинка, перемена, тетрадь, подставка, мел, линейка, книга. |
|
|
3-я |
День космонавтики |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование сложных слов |
«Скажи одним словом»: по Луне ходит – луноход, звезды считает –…, к звездам летает –…, звезды падают –…, по Марсу ходит –… |
|
|
|
|
|
Образование существительных мн. ч. в род. п. |
«В космосе много». Речевой материал: звезда, планета, спутник, ракета, луноход, марсоход, комета. |
|
|
|
|
|
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
«Назови ласково». Речевой материал: звезда, комета, ракета, скафандр, корабль, космонавт, луноход, марсоход, спутник, планета. |
|
|
4-я |
Рыбы |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных с увеличительными суффиксами |
«Рыбы-великаны». Речевой материал: пескарь, акула, сом, окунь, карп, карась, ерш, налим. |
|
|
|
|
|
Образование существительных мн. ч. в род. п. |
«В реке много». Речевой материал: сом, окунь, ерш, карась, щука, пескарь, карп. |
|
|
|
|
|
Образование притяжательных прилагательных |
«Чей хвост? Чья чешуя?»: у ерша, щуки, акулы, окуня, карася, карпа. |
Май |
1-я |
Цветы |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных мн. ч. в род. п. |
«Букет». – У меня букет из…(ромашек, васильков, роз, нарциссов, фиалок…). |
|
|
|
|
Образование глаголов с помощью приставок |
«Цветоводы»: рыхлить – подрыхлить, порыхлить; лить – полить; сажать – посадить, рассадить; рос – вырос, подрос, отрос, перерос и т.д. |
|
|
|
|
Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
«Цветок – цветочек». Речевой материал: роза, герань, гладиолус, ромашка, бальзамин, фиалка, нарцисс, кактус, тюльпан. |
|
2-я |
Насекомые |
Формирование словообразовательных навыков |
Образование существительных с увеличительными суффиксами |
«Насекомые под лупой». Мальчик взял лупу и увидел в траве: не жука, а жучища…(муравей, комар, клоп, шмель, таракан, оса, гусеница, стрекоза). |
|
|
|
|
Образование существительных мн. ч. в род. п. |
«В поле много». Речевой материал: муравей, оса, пчела, муха, шмель, кузнечик, комар, гусеница, стрекоза. |
|
|
|
|
Образование притяжательных прилагательных |
«Чья головка? Чьи лапки?»: у комара, муравья, осы, пчелы, шмеля, таракана, гусеницы, стрекозы. |
Читайте также |
---|
Игрушки своими руками для детей младшего возраста
Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе…
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе. Оригами «Тигр» Пояснительная записка Классические новогодние поделки своими руками – это поделки из...
Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»
Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»