Планирование работы по формированию ФСР (фонетической стороны речи) и обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Звук

Буква

Содержание работы по ФФСР.

Звуковой анализ и синтез

Грамота

  I период обучения

 

[А]

[У]

[И]

[О]

[М], [М΄]

[Д], [Д΄]

     [Ы]  

[Т]- [Т΄]

[Б]- [Б΄]

[П]- [П΄]

[В]- [В΄]

 

А

У

И

О

М

Д

Ы

Т

Б

П

В

 

  • Обследование фонематического слуха на начало учебного года
  • Закрепление знания признаков гласных, и согласных зву­ков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.
  • Закрепление представлений о твердости-мягкости, глу­хости-звонкости согласных и умения дифференцировать со­гласные звуки по этим признакам, а так же по акустическим признакам и месту образования.
  • Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, оса, кот.
  • Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа слон, кони, аист.
  • Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова с пройденными буквами.
  • Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, ку­биков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
  • Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы.
  • Закрепление навыка составления и чтения закрытых и открытых слогов с пройденными буквами.
  • Закрепление навыка составления и чтения слов с пройденными буквами (мак, мама, папа).
  • Упражнения в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающими элементами.
  • Упражнения в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.
  • Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

II период обучения

[Ф]- [Ф΄]

[Н]- [Н΄]

[К]- [К΄]

[Г]- [Г΄]

[Х]- [Х΄]

     [Э]

[С- [С΄]

[З]- [З΄]

   [Ц]

   [Ш]

Ф

Н

К

Г

Х

Э

С

З

Ц

Ш

 

  • Совершенствование умения подбирать слова на задан­ный звук.
  • Совершенствование умения дифференциро-вать соглас­ные звуки по твердости — мягкости, звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования.
  • Совершенствование умения выделять звук на фоне слова.
  • Выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырех звуков (при условии, что написание слов не рас­ходится с произношением): лужа, кран, болт, лиса, винт.

 

  • Ознакомление с новыми звуками [ц]. Форми­рование умения выделять звук на фоне слова, подбирать
    • слова с этими звуками.

 

  • Дальнейшее совершенствование умения «печатать» бук­вы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
  • Ознакомление с буквой Ц. Формирование умения осознанно читать слова, предложения, тексты с этими буквами.
  • Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, ку­биков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» бук­вы; различать правильно и неправильно напечатанные буквы.
  • Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.
  • Формирование умения правильно называть буквы рус­ского алфавита.
  • Закрепление знаний с правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах соб­ственных, точка в конце предложения.

 

III период обучения

[Ж]

[Ч΄]

[Щ΄]

[Й΄]

[Й΄А]

[Й΄У]

[Й΄Э]

[Й΄О]

[Л]- [Л΄]

[Р]- [Р΄]

 

 

 

Ж

Ч

Щ

Й

Я

Ю

Е

Ё

Л

Р

Ь

Ъ

  • Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук.
  • Развитие навыков диффе-ренциации согласных звуков по   твердости — мягкости, звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования.
  • Дальнейшее совершенство-вание умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоя­щих из пяти звуков (при условии, что написание слов не расхо­дится с произношением): трава, слива, маска, миска, калина.
  • Ознакомление со звуками [ч΄], [щ΄],[й΄], [й΄а] [й΄у], [й΄э] , [й΄о], [л], [л'], [р], [р'] [ч], [щ].Формирова­ние умения выделять эти звуки из слов, подбирать слова с этими звуками.
  • Преобразование твердых звуков в мягкие.
  • Удвоенность фонемы.
  • Деление слов на слоги. Преобразование слогов.
  • Формирование представления о том, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.
  • Закрепление навыков осознанного чтения и «печатания» слов, предложений, небольших текстов.
  • Ознакомление с новыми буквами: Ч, Щ, Й,Я,Ю,Е,Ё,Л, Р, Ь, Ъ. Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами.
  • Совершенствование умения решать кроссворды, разга­дывать ребусы, читать изографы.
  • Совершенствование умения узнавать буквы, написанные разными шрифтами, различать правильно и неправильно на­печатанные буквы, а также буквы, наложенные друг на друга.
  • Формирование умения правильно называть буквы рус­ского алфавита
  • Ознакомление с правилами правописания, написание
  • ча—ща с буквой А, чу—щу — с буквой У.
  • Закрепление знания известных детям правил правописания.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Конспект логопедического занятия «Звуки [Л] - [ЛЬ]. Буква [Л]»

Конспект логопедического занятия «Звуки [Л] - [ЛЬ]. Буква [Л]» Цели: Коррекционные: Закреплять акустико-артикуляционную характеристику звука «Л» Формировать фонематическое восприятие Закреплять навык определения позиции звука в...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по «Художественно-эстетическому развитию»…

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по «Художественно-эстетическому развитию» с использованием ИКТ Тема: «Пробуждение весны» Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная...

Читайте также

Экологический проект «Как ходят деревья»

Экологический проект «Как ходят деревья» Актуальность Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях...

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей Искусство – является средством эстетического воспитания ребёнка, основой его художественного воспитания и развития...

Педагогически проект «Планета и Мы»

Педагогически проект «Планета и Мы» Паспорт педагогического проекта Тема проекта Планета и Мы Вид проекта Учебно-познавательный, творческий Актуальность проекта В современном мире познание ребенком окружающей его природы...