План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы
Цель работы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
Задачи:
- Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствования их физического здоровья, повышения сопротивляемости организма, улучшения умственной и физической работоспособности.
- Формирования у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки.
- Воспитание у детей личной физической культуры. Формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
- Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
Основные направления работы:
1. Лечебно-профилактическое
- Предупреждение заболеваний методами специфической и неспецифической профилактики;
- Профилактика и коррекция отклонений в физическом и психическом развитии отдельных детей, нуждающихся в этом;
- Выполнение санитарно-гигиенического режима.
2. Физкультурно-оздоровительное
- Обеспечение оптимальной двигательной активности детей;
- Укрепление опорно-двигательного аппарата;
- Формирование здорового образа жизни;
- Развитие психоэмоциональной сферы ребенка.
3. Планово-организационное
- Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- Мониторинг физического развития дошкольников;
- Составление индивидуальных планов оздоровления;
- Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик.
4. Консультативно-просветительское
- Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления:
- среди детей;
- среди родителей;
- среди сотрудников.
В работе по укреплению здоровья детей в ДОУ используются здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Задачами здоровьесберегающих технологий являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- Приобщение детей к физической культуре;
- Использование развивающих форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающая деятельность в работе с детьми осуществляется с использованием следующих технологий:
- Медико-профилактическая технология
- Физкультурно-оздоровительная технология
- Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
- Технология обучения здоровому образу жизни.
- Коррекционные технологии.
- Технологии валеологического просвещения родителей.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами используются мероприятия, к которым относятся:
- родительские собрания,
- консультации,
- конкурсы,
- спортивные праздники,
- недели здоровья,
- дни открытых дверей,
- папки-передвижки,
- беседы,
- личный пример педагогов,
- нетрадиционные формы работы с родителями (квесты, семейные встречи).
Ожидаемый результат:
- Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;
- Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;
- Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;
- Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья;
- Снижение уровня заболеваемости детей;
- Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;
- Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
- Повышение профессиональной компетентности воспитателей, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития ребенка; ведение индивидуального контроля двигательной нагрузки детей; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.
Реализация данной программы осуществляется воспитателями в процессе интеграции образовательных областей через организованную образовательную деятельность детей, режимные моменты, игровую деятельность, прогулки, индивидуальную работу, совместную деятельность детей со взрослыми и самостоятельную деятельность детей.
Специальную помощь оказывают медицинские работники. В рамках сотрудничества с медицинским учреждением регулярно проводятся медосмотры, позволяющие сделать выводы о состоянии здоровья дошкольников; за детским садом закреплен врач-педиатр, который не только наблюдает за здоровьем детей, но и проводит консультации для педагогов и родителей по интересующим их вопросам.
Для успешной организации деятельности имеются наглядные пособия, видеозаписи, музыкальное сопровождение, физкультурный и спортивный инвентарь. Работа проводится в музыкальном зале, в группах, на улице на игровых участках и спортивной площадке, ежедневно, с учетом медицинских показаний.
Используемые в комплексе направления работы по укреплению здоровья детей в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у воспитателей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
№ | Направление | Задачи |
1. | Мониторинг здоровья детей |
|
2. | Профилактика и оздоровление детей | 1. Проведение лечебно-профилактических мероприятий: * использование препаратов и процедур, способствующие нормализации функций иммунной системы организма, повышающие его неспецифическую резистентность к инфекционным агентам; * использование противовирусных препаратов, воздействующих на возбудителей гриппа и ОРЗ. 2. Проведение оздоровительных мероприятий и закаливающих мероприятий. |
3. | Организация питания | - обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающим физиологическим потребностям детского организма; - соблюдение определенного режима питания, режим является одним из основных условий, обеспечивающих рациональное питание, режим строится с учетом 12-часового пребывания детей в ДОУ, при организации 3-х разового питания с усиленным полдником; - создание условий для эстетического и культурно-гигиенического развития детей. |
4. | Организация питьевого режима |
- использование кипяченной питьевой воды, при условии ее хранения не более 3-х часов. |
5. | Проведению закаливающих процедур | - применять элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе; - использовать в работе специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные ванны. |
6. | Организация гигиенического режима. Гигиена воздуха |
- обеспечение проветривания помещения ежедневно и неоднократно в отсутствие детей; - обеспечение сквозного проветривания не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года; - соблюдение значения температуры воздуха в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20: |
7. | Проведение противоэпидемиологических мероприятий | - обеспечение санитарного и противоэпидемического режима; - повышение специфического и неспецифического иммунитета; - прерывание возможных путей передачи и распространения инфекций; - допускать к посещению дошкольного учреждения детей, пропустивших 3 и более дня, возможен только со справкой от участкового врача. |
8. | Соблюдение гигиенических требований к игрушкам | - обеспечение ежедневного ухода за игрушками (моют ежедневно в конце дня с 2 раствором в специально предназначенных для этого (промаркированных) тазах, затем промывают проточной водой (температура 37°С) и высушивают на воздухе); - обеспечение обработки игрушек согласно инструкции завода-изготовителя; - использование игрушек, которые не подлежат влажной обработке (мытье, стирка) только в качестве дидактического материала; - обеспечение ежедневной обработки игрушек дезинфицирующими бактерицидными лампами в течение 30 минут. |
9. | Соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса и режима дня |
- обеспечение оптимального соотношения периодов бодрствования и сна детей в течение суток и организация всех видов деятельности и отдыха в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями организма; - обеспечение организации педагогического процесса: режим дня, учебная нагрузка (разработаная в соответствии с требованиями, содержащимися в новых санитарно-эпидемиалогических правилах и нормах для ДОУ (СанПиН 2.4. 3648-20) с учетом равномерного распределения умственной и физической нагрузки), образовательный план, график организации образовательного процесса, расписание непосредственно образовательной деятельности, организация двигательного режима, планирование воспитательно-образовательной деятельности детей; - обеспечение комплексного использования фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательно-образовательной работы. |
Приложение 2.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
№ | Мероприятия | Периодичность | Ответственные |
Предупреждение заболеваний методами специфической и неспецифической профилактики |
|||
1. | Вакцинация против гриппа | 1 раз в год | медперсонал |
2. | Витаминотерапия | курсы в осенне-зимний период | медперсонал |
3. | Дыхательная гимнастика | ежедневно | воспитатели |
4. | Звукодвигательные пятиминутки | ежедневно | воспитатели |
5. | Игровой самомассаж | ежедневно | воспитатели |
6. | Местные и общие воздушные ванны | ежедневно после сна |
воспитатели, родители |
7. | Обливание рук по локоть и растирание | ежедневно | воспитатели |
8. | Босохождение | ежедневно | воспитатели |
9. | Гимнастика после сна с корригирующими упражнениями | ежедневно | воспитатели |
10. | Упражнения на тренировку зрительных мышц | ежедневно | воспитатели |
Выполнение сангигиенического режима | |||
11. | Подбор мебели по росту детей | 2 раза в год | воспитатели |
12. | Щадящий режим | После болезни | воспитатели |
13. | Прием детей на свежем воздухе | В теплое время года | воспитатели |
14. | Режим сквозного и одностороннего проветривания в течения дня | ежедневно | воспитатели, мл. воспитатели |
15. | Облучение воздуха антибактериальными лампами | ежедневно | воспитатели, мл. воспитатели |
Физкультурно-оздоровительное направление Обеспечение оптимальной двигательной активности детей |
|||
16. | Утренняя гимнастика | ежедневно | воспитатели |
17. | Бодрящая гимнастика | ежедневно | воспитатели |
18. | Физкультминутки | ежедневно | воспитатели |
19. | Звукодвигательные пятиминутки | ежедневно | воспитатели |
20. | Неделя здоровья | 1 раз в год | воспитатели |
21. | Физкультурные праздники и досуги | В теплое время года | воспитатели |
22. | Подвижные игры | ежедневно | воспитатели |
23. | Спортивные игры и их элементы | ежедневно | воспитатели |
24. | Самостоятельная двигательная активность | ежедневно | воспитатели |
25. | Упражнения для коррекции осанки, включенные в комплекс утренней гимнастики | ежедневно | воспитатели |
26. | Гимнастика после сна с корригирующими упражнениями | ежедневно | воспитатели |
27. | Массажные дорожки | ежедневно | воспитатели |
28. | Массажные мячи, коврики | ежедневно | воспитатели |
29. | Уроки здоровья, проблемные ситуации | 2 раза в месяц | воспитатели |
30. | Утренняя гимнастика | ежедневно | воспитатели |
31. | Бодрящая гимнастика | ежедневно | воспитатели |
32. | Гигиенические водные процедуры | ежедневно | воспитатели |
33. | Гигиенический душ перед ночным сном | ежедневно | родители |
Развитие познавательного интереса у детей к здоровому образу жизни | |||
34. | Познавательное развитие детей, раздел «Здоровье во мне» | 1 раз в 2 недели | воспитатели |
35. | Коммуникативные игры | ежедневно | воспитатели |
36. | Проблемно-игровые ситуации | ежедневно | воспитатели |
Развитие психоэмоциональной сферы ребенка | |||
37. | Пальчиковая гимнастика | ежедневно | воспитатели |
38. | Нетрадиционные техники рисования | 1 раз в неделю | воспитатели |
39. | Упражнения на релаксацию | ежедневно | воспитатели |
40. | Сон под спокойную музыку | ежедневно | воспитатели |
41. | Коммуникативные игры | ежедневно | воспитатели |
Приложение 3.
ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
№ | Виды деятельности | Продолжительность | Объем нагрузки |
1. Физкультурно-оздоровительные занятия | |||
1.1 | Утренняя гимнастика | 5 мин. | Ежедневно |
1.2 | Физкультминутки | 3 мин. | Ежедневно, по мере необходимости. |
1.3 | Двигательная разминка | 5 мин. | Ежедневно после НОД |
1.4 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | 8 мин. | Ежедневно |
1.5 | Оздоровительный бег | 3 мин. | Ежедневно |
1.6 | Индивидуальная работа по развитию движений | 8 мин. | Ежедневно |
1.7 | Ленивая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами | 5 мин. | Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей |
2. Непосредственно образовательная деятельность | |||
2.1 | Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре | 8 мин. | 2 раза в неделю |
2.2 | Спортивные игры и упражнения на воздухе | 10 мин. | ежедневно |
3. Физкультурные праздники и развлечения | |||
3.1 | Неделя здоровья | - | 1 раз в год |
3.2 | Физкультурный досуг | 10 мин. | 1 раз в месяц |
3.4 | Спортивные игры-соревнования | 10 мин. | 1-2 раза в год на воздухе или в зале |
4. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи | |||
4.1 | Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях ДОУ | 20 мин. | 1 -2 раза в год |
Приложение 4.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО РАЗДЕЛУ «ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА»
В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Месяц, тема мероприятий |
Задачи | Предварительная работа |
СЕНТЯБРЬ «Почему все мы устроены так?»
|
- Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, сформировать представление о том, как человек устроен, что каждый орган имеет свое место, значение и выполняет определенную функцию для всего организма; - Воспитывать бережное отношение к своему телу, желание о нем заботится. |
1. Сравнение взрослого человека и ребенка, что общего и в чем отличие. 2. Дидактические игры «Узнай по голосу», «Узнай по описанию». 3.. Рисование «Я и моя семья» |
ОКТЯБРЬ «Что мы делаем, когда едим?»
|
- Познакомить детей с системой пищеварения, сформировать представление о значимости питания для жизнедеятельности человека; - Воспитывать желание придерживаться правильного питания, вести здоровый образ жизни. |
1. Чтение и рассмотрение иллюстраций «Как стать взрослым?», «Румяные щечки». 2. Стихи, загадки о зубах, о языке, о фруктах и овощах. 3. Пословицы и поговорки, связанные с питанием. 4. Дидактическая игра «Где живут витамины?» 5. Изготовление книжки-самоделки «Что полезно есть ребенку». 6. Изодеятельность по теме «Овощи и фрукты». |
НОЯБРЬ «Как мы дышим?»
|
- Познакомить детей с органами дыхания, сформировать представление о значении дыхания для жизнедеятельности человека, о значение чистого воздуха для здоровья человека; познакомить детей с лечебными свойствами растений; - Воспитывать бережное отношение к своему телу, желание о нем заботится. |
1. Подбор и чтение литературы о дыхании. 2. Знакомство с лекарственными растениями. 3. Сюжетно-ролевые игры «Больницы», «Скорая помощь». 4. Серия опытов «Воздух, его свойства». |
ДЕКАБРЬ «Куда бежит наша
кровь?»
|
- Познакомить детей с назначением и работой кровеносной системы человека, сформировать элементарные представления о работе и строении сердца; - Воспитать у детей потребность выполнять правила, чтобы сохранить свое сердце здоровым. |
1. Подбор и чтение литературы по теме. Рассматривание иллюстраций и таблиц. 2. Расширение знаний об овощах и фруктах как источнике витаминов. 3. Сюжетно-ролевые игры «Больницы», «Скорая помощь». |
ЯНВАРЬ «Как движутся наши мускулы и кости?»
|
- Продолжать формировать интерес к человеку, строению тела, познакомить детей со значением мышц, костей, суставов для строения тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела; - Воспитывать бережное отношение к своему телу, желание о нем заботится, развивать его. |
1. Загадки, пословицы и поговорки по теме. 2. Беседа о правильной осанке. 3. Физкультурные занятия с элементами теории. |
ФЕВРАЛЬ «Наши верные помощники»
|
- Продолжать формировать интерес к человеку и элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека; - Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму; чувство сострадания к незрячим и глухим людям, желание оказать им помощь. |
1. Загадки, пословиц, поговорки по теме. 2. Дидактические игры «Какого помощника не хватает?» и «Кто помог?». 4. Сюжетно-ролевые игры «Больницы», «Скорая помощь». |
МАРТ «Береги своих помощников»
|
- Уточнить и закрепить представление детей о том, что нормальная жизнедеятельность различных органов определяет здоровье человека, о котором необходимо заботиться, упражнять в некоторых приемах дыхательной и корригирующей гимнастики; - Воспитывать желание заботиться о своем организме, его здоровье. |
1. Сюжетно-ролевые игры «Больницы», «Скорая помощь». 3. Экскурсия в медицинский кабинет. 4. Дидактическая игра «Вредно-полезно». 5. Загадки, пословиц, поговорки по теме. |
АПРЕЛЬ «Человек – разумное существо»
|
- Продолжать формировать у детей понятие о том, что человек – разумное существо, закреплять знания о строении тела человека и подвести к пониманию того, что человеческое тело устроено разумно, каждому органу свое место и своя работа; - Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму. |
1. Чтение художественной литературы о приспособительных особенностях растений и животных, рассматривание иллюстраций. 2. Рассматривание строения семян некоторых растений и насекомых. 3. Рисование плакатов «Помоги природе». 4. Дидактические игры «Детки с ветки», «Кто где живет?», «Летает – не летает», «На что похоже?» |
МАЙ «Красота тела и души»
|
- Продолжать формировать интерес к здоровому образу жизни, раскрыть важность одного из аспектов здоровья - духовной красоты; - Воспитывать у детей желание быть нравственно и физически красивым. |
1. Загадки, пословиц, поговорки по теме. 2. Чтение художественной литературы о красоте человека (тела и души). 3. Сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Семья», «Дом мод», «Скорая помощь». 4. Дидактические игры «Можно и нельзя», «Чем помочь?» |
Информационно-методическое обеспечение
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. /Дошкольное воспитание. 1993. № 11. С.30-32.
- Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.
- Бабина К.С. Утренняя гимнастика в детском саду М.: Физическое воспитание, 1987. 64с.
- Богина Т.Д., Терехина Н.Т. Режим дня в детском саду. М.: Здоровье, 1981. 48с.
- Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008.
- Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. /Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1997. 240с.
- Брязгунова И. П. Все о здоровье ребенка. Руководство для родителей. Оренбург, Изд-во Труд, 2000. 766с.
- Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа.//Дошкольное воспитание. - №4. - 2003. - С.4
- Воротилкина И.П. Организация двигательной активности дошкольников. /Дошкольное воспитание. 1998. №6. С.17-21.
- Воспитателю о работе с семьей./Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. С.39-43.
- Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. /Программа и программные требования. М.: ВЛАДОС, 1999. С.28-38.
- Голубева Л.Г. Пути и способы оптимизации здоровья детей. Калуга, 2001. 105с.
- Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
- Долотина О.П. Родители и дети. /Начальная школа. 1999. №8. С.70.
- Дошкольное воспитание. /Ежемесячный методический журнал Министерства народного образования РСФСР. М: Просвещение, 1989. № 5. С.10-23.
- Жданова Л.А., Руссова Т.В. Возрастные особенности развития и формирования здоровья детей. /Вестник ИГМА. 2000. № 12. С.12-21.
- Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. /Ответственный редактор - начальник Управления дошкольного образования МО РФ Т.И. Оверчук. М.: Гном и Д, 2001 (Домодедово: ДПК). 320с.
- Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Зимонина В.Н. Расту здоровым. М., 1997
- Казаковская Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». Киров, 1997. 86с.
- Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. /Пособие для воспитателя дет.сада. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1985. 112с.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоравливания. М.: Линка-пресс, 2000. 124с.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000
- Латохина Л. Как быть здоровым душой и телом. /Дошкольное воспитание. 1999. № 1. С. 21-24.
- Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Здоровье, 1991. 117с.
- Мандров С.И., Жданова Л.А. Прогностическое и диагностическое слежение за здоровьем детей дошкольного и младшего школьного возраста и мероприятия по его управлению. //Сб. научных трудов "Актуальные проблемы здоровья семьи". М.: 2000. С. 285-288.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: Аркти, 1997
- Маханева М.Ю. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. М.: АРКТИ. 1999. 89с.
- Пустыниикова Л.Н. Здоровый образ жизни с детства. Методические рекомендации. Пермь, 1994. 58с.
- Розанова Е.Г. Игровые сценарии в педагогической практике. /Социологические исследования. 2000. №10. С.130-133.
- Рунова М.Н. Характеристика моделей оптимального двигательного режима. /Дошкольное воспитание. 1999. № 12. С.16-18.
- Сорокина А.В., Жданова Л.А., Мандров С.И. Преимущества биоритмологических методов диагностики здоровья детей //Вестник Ивановской мед. академии, 1997. Т.2. С.51-53.
- Социальная технология Научно-практической школы им. Ю.Р. Змановского «Здоровый дошкольник». М.: АРКТИ, 2001. С.12-24.
- Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. /Пособие./ Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста. Челябинск, 1997. 96с.
- Теленчи В.И.Гигиенические основы воспитание детей.- М,1987.
- Терехова Н.Т., Богина Т.Л. Режим дня в детском саду. – М., 1987.
- Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. Красноярск, Изд-во КГПИ, 1998. 58с.
- Фертик Э.Р. Организация двигательной среды в дошкольном учреждении. /Дошкольное воспитание. 1995. № 2. С.16-24.
- Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М.: ТЭИС, 1993. 97с.
- Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Здоровье, 1998. 102с.
- Чиркова Т.Н. Учет индивидуально–психологических особенностей детей. /Дошкольное воспитание. 1986. №5. С.38-42.
- Шепелева К.Г. Из опыта работы с родителями. /Начальная школа. 1994. №11. С.75-76.
- Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок? /Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. С.3-8.
Читайте также |
---|
Конспект мероприятия «Игры с друзьями»
Конспект мероприятия «Игры с друзьями» Цель: формирование у детей представления о дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроения. Оборудование: воздушные шарики, цветные мелки...
Опыт по патриотическому воспитанию «Развитие у старших дошкольников представлений о…
Опыт по патриотическому воспитанию «Развитие у старших дошкольников представлений о Родине посредством ознакомления с государственной символикой и неофициальными символами России» ...
Консультация на тему: «Развлечение детей младшей группы на летний период…
Консультация на тему: «Развлечение детей младшей группы на летний период в детском саду» Содержание 1. Особенности летнего периода в детском саду. 2. Участок...