План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы

Цель работы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

Задачи:

  1. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствования их физического здоровья, повышения сопротивляемости организма, улучшения умственной и физической работоспособности.
  2. Формирования у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки.
  3. Воспитание у детей личной физической культуры. Формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
  4. Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

Основные направления работы:

1. Лечебно-профилактическое

  • Предупреждение заболеваний методами специфической и неспецифической профилактики;
  • Профилактика и коррекция отклонений в физическом и психическом развитии отдельных детей, нуждающихся в этом;
  • Выполнение санитарно-гигиенического режима.

2. Физкультурно-оздоровительное

  • Обеспечение оптимальной двигательной активности детей;
  • Укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • Формирование здорового образа жизни;
  • Развитие психоэмоциональной сферы ребенка.

3. Планово-организационное

  • Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
  • Мониторинг физического развития дошкольников;
  • Составление индивидуальных планов оздоровления;
  • Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик.

4. Консультативно-просветительское

  • Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления:

- среди детей;

- среди родителей;

- среди сотрудников.

В работе по укреплению здоровья детей в ДОУ используются здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Задачами здоровьесберегающих технологий являются:

 1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;

 2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;

 3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

 Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • Приобщение детей к физической культуре;
  • Использование развивающих форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающая деятельность в работе с детьми осуществляется с использованием следующих технологий:

  1. Медико-профилактическая технология
  2. Физкультурно-оздоровительная технология
  3. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. 
  4. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  5. Технология обучения здоровому образу жизни.
  6. Коррекционные технологии.
  7. Технологии валеологического просвещения родителей.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами используются мероприятия, к которым относятся:

  •  родительские собрания,
  •  консультации,
  •  конкурсы,
  •  спортивные праздники,
  •  недели здоровья,
  • дни открытых дверей,
  • папки-передвижки,
  • беседы,
  • личный пример педагогов,
  • нетрадиционные формы работы с родителями (квесты, семейные встречи).

Ожидаемый результат:

  • Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;
  • Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;
  • Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;
  • Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья;
  • Снижение уровня заболеваемости детей;
  • Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;
  • Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
  • Повышение профессиональной компетентности воспитателей, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития ребенка; ведение индивидуального контроля двигательной нагрузки детей; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.

Реализация данной программы осуществляется воспитателями в процессе интеграции образовательных областей через организованную образовательную деятельность детей, режимные моменты, игровую деятельность, прогулки, индивидуальную работу, совместную деятельность детей со взрослыми и самостоятельную деятельность детей.

Специальную помощь оказывают медицинские работники. В рамках сотрудничества с медицинским учреждением регулярно проводятся медосмотры, позволяющие сделать выводы о состоянии здоровья дошкольников; за детским садом закреплен врач-педиатр, который не только наблюдает за здоровьем детей, но и проводит консультации для педагогов и родителей по интересующим их вопросам.

Для успешной организации деятельности имеются наглядные пособия, видеозаписи, музыкальное сопровождение, физкультурный и спортивный инвентарь. Работа проводится в музыкальном зале, в группах, на улице на игровых участках и спортивной площадке, ежедневно, с учетом медицинских показаний.

Используемые в комплексе направления работы по укреплению здоровья детей в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у воспитателей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Направление Задачи
1. Мониторинг
здоровья детей
  • осуществлять целостный подход к выявлению уровня развития детей;
  • планомерно и целенаправленно отслеживать уровень развития каждого ребенка;
  • своевременно выявлять проблемы в развитии отдельных детей;
  • целенаправленно осуществлять коррекционную помощь нуждающимся детям.
2. Профилактика и оздоровление детей 1. Проведение лечебно-профилактических мероприятий:
* использование препаратов и процедур, способствующие нормализации функций иммунной системы организма, повышающие его неспецифическую резистентность к инфекционным агентам;
* использование противовирусных препаратов, воздействующих на возбудителей гриппа и ОРЗ.
2. Проведение оздоровительных мероприятий и закаливающих мероприятий.
3. Организация питания - обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающим физиологическим потребностям детского организма;
- соблюдение определенного режима питания, режим является одним из основных условий, обеспечивающих рациональное питание, режим строится с учетом 12-часового пребывания детей в ДОУ, при организации 3-х разового питания с усиленным полдником;
- создание условий для эстетического и культурно-гигиенического развития детей.
4. Организация питьевого режима
  • - соблюдение питьевого режима в детском саду в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20;
- обеспечение доступность питьевой воды воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду;
- использование кипяченной питьевой воды, при условии ее хранения не более 3-х часов.
5. Проведению закаливающих процедур - применять элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;
- использовать в работе специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные ванны.
6. Организация гигиенического режима.
Гигиена воздуха
- обеспечение проветривания помещения ежедневно и неоднократно в отсутствие детей;
- обеспечение сквозного проветривания не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года;
- соблюдение значения температуры воздуха в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20:
7. Проведение противоэпидемиологических мероприятий - обеспечение санитарного и противоэпидемического режима;
- повышение специфического и неспецифического иммунитета;
- прерывание возможных путей передачи и распространения инфекций;
- допускать к посещению дошкольного учреждения детей, пропустивших 3 и более дня, возможен только со справкой от участкового врача.
8. Соблюдение гигиенических требований к игрушкам - обеспечение ежедневного ухода за игрушками (моют ежедневно в конце дня с 2 раствором в специально предназначенных для этого (промаркированных) тазах, затем промывают проточной водой (температура 37°С) и высушивают на воздухе);
- обеспечение обработки игрушек согласно инструкции завода-изготовителя;
- использование игрушек, которые не подлежат влажной обработке (мытье, стирка) только в качестве дидактического материала;
- обеспечение ежедневной обработки игрушек дезинфицирующими бактерицидными лампами в течение 30 минут.
9. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации
образовательного процесса и режима дня
- обеспечение оптимального соотношения периодов бодрствования и сна детей в течение суток и организация всех видов деятельности и отдыха в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями организма;
- обеспечение организации педагогического процесса: режим дня, учебная нагрузка (разработаная в соответствии с требованиями, содержащимися в новых санитарно-эпидемиалогических правилах и нормах для ДОУ (СанПиН 2.4. 3648-20) с учетом равномерного распределения умственной и физической нагрузки), образовательный план, график организации образовательного процесса, расписание непосредственно образовательной деятельности, организация двигательного режима, планирование воспитательно-образовательной деятельности детей;
- обеспечение комплексного использования фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательно-образовательной работы.

Приложение 2.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мероприятия Периодичность Ответственные
Предупреждение заболеваний
методами специфической и неспецифической профилактики
1. Вакцинация против гриппа 1 раз в год медперсонал
2. Витаминотерапия курсы в осенне-зимний период медперсонал
3. Дыхательная гимнастика ежедневно воспитатели
4. Звукодвигательные пятиминутки ежедневно воспитатели
5. Игровой самомассаж ежедневно воспитатели
6. Местные и общие воздушные ванны ежедневно
после сна
воспитатели, родители
7. Обливание рук по локоть и растирание ежедневно воспитатели
8. Босохождение ежедневно воспитатели
9. Гимнастика после сна с корригирующими упражнениями ежедневно воспитатели
10. Упражнения на тренировку зрительных мышц ежедневно воспитатели
Выполнение сангигиенического режима
11. Подбор мебели по росту детей 2 раза в год воспитатели
12. Щадящий режим После болезни воспитатели
13. Прием детей на свежем воздухе В теплое время года воспитатели
14. Режим сквозного и одностороннего проветривания в течения дня ежедневно воспитатели, мл. воспитатели
15. Облучение воздуха антибактериальными лампами ежедневно воспитатели, мл. воспитатели
Физкультурно-оздоровительное направление
Обеспечение оптимальной двигательной активности детей
16. Утренняя гимнастика ежедневно воспитатели
17. Бодрящая гимнастика ежедневно воспитатели
18. Физкультминутки ежедневно воспитатели
19. Звукодвигательные пятиминутки ежедневно воспитатели
20. Неделя здоровья 1 раз в год воспитатели
21. Физкультурные праздники и досуги В теплое время года воспитатели
22. Подвижные игры ежедневно воспитатели
23. Спортивные игры и их элементы ежедневно воспитатели
24. Самостоятельная двигательная активность ежедневно воспитатели
25. Упражнения для коррекции осанки, включенные в комплекс утренней гимнастики ежедневно воспитатели
26. Гимнастика после сна с корригирующими упражнениями ежедневно воспитатели
27. Массажные дорожки ежедневно воспитатели
28. Массажные мячи, коврики ежедневно воспитатели
29. Уроки здоровья, проблемные ситуации 2 раза в месяц воспитатели
30. Утренняя гимнастика ежедневно воспитатели
31. Бодрящая гимнастика ежедневно воспитатели
32. Гигиенические водные процедуры ежедневно воспитатели
33. Гигиенический душ перед ночным сном ежедневно родители
Развитие познавательного интереса у детей к здоровому образу жизни
34. Познавательное развитие детей, раздел «Здоровье во мне» 1 раз в 2 недели воспитатели
35. Коммуникативные игры ежедневно воспитатели
36. Проблемно-игровые ситуации ежедневно воспитатели
Развитие психоэмоциональной сферы ребенка
37. Пальчиковая гимнастика ежедневно воспитатели
38. Нетрадиционные техники рисования 1 раз в неделю воспитатели
39. Упражнения на релаксацию ежедневно воспитатели
40. Сон под спокойную музыку ежедневно воспитатели
41. Коммуникативные игры ежедневно воспитатели

Приложение 3.

ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Виды деятельности Продолжительность Объем нагрузки
1. Физкультурно-оздоровительные занятия
1.1 Утренняя гимнастика 5 мин. Ежедневно
1.2 Физкультминутки 3 мин. Ежедневно, по мере необходимости.
1.3 Двигательная разминка 5 мин. Ежедневно после НОД
1.4 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке 8 мин. Ежедневно
1.5 Оздоровительный бег 3 мин. Ежедневно
1.6 Индивидуальная работа по развитию движений 8 мин. Ежедневно
1.7 Ленивая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами 5 мин. Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей
2. Непосредственно образовательная деятельность
2.1 Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре 8 мин. 2 раза в неделю
2.2 Спортивные игры и упражнения на воздухе 10 мин. ежедневно
3. Физкультурные праздники и развлечения
3.1 Неделя здоровья - 1 раз в год
3.2 Физкультурный досуг 10 мин. 1 раз в месяц
       
3.4 Спортивные игры-соревнования 10 мин. 1-2 раза в год на воздухе или в зале
4. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи
4.1 Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях ДОУ 20 мин. 1 -2 раза в год

Приложение 4.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО РАЗДЕЛУ «ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА»

В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Месяц,
тема мероприятий
Задачи Предварительная работа
СЕНТЯБРЬ
«Почему все мы устроены так?»
- Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, сформировать представление о том, как человек устроен, что каждый орган имеет свое место, значение и выполняет определенную функцию для всего организма;
- Воспитывать бережное отношение к своему телу, желание о нем заботится.
1. Сравнение взрослого человека и ребенка, что общего и в чем отличие.
2. Дидактические игры «Узнай по голосу», «Узнай по описанию».
3.. Рисование «Я и моя семья»
ОКТЯБРЬ
«Что мы делаем, когда едим?»
- Познакомить детей с системой пищеварения, сформировать представление о значимости питания для жизнедеятельности человека;
- Воспитывать желание придерживаться правильного питания, вести здоровый образ жизни.
1. Чтение и рассмотрение иллюстраций «Как стать взрослым?», «Румяные щечки».
2. Стихи, загадки о зубах, о языке, о фруктах и овощах.
3. Пословицы и поговорки, связанные с питанием.
4. Дидактическая игра «Где живут витамины?»
5. Изготовление книжки-самоделки «Что полезно есть ребенку».
6. Изодеятельность по теме «Овощи и фрукты».
НОЯБРЬ
«Как мы дышим?»
- Познакомить детей с органами дыхания, сформировать представление о значении дыхания для жизнедеятельности человека, о значение чистого воздуха для здоровья человека; познакомить детей с лечебными свойствами растений;
- Воспитывать бережное отношение к своему телу, желание о нем заботится.
1. Подбор и чтение литературы о дыхании.
2. Знакомство с лекарственными растениями.
3. Сюжетно-ролевые игры «Больницы», «Скорая помощь».
4. Серия опытов «Воздух, его свойства».
ДЕКАБРЬ
«Куда бежит наша
кровь?»
- Познакомить детей с назначением и работой кровеносной системы человека, сформировать элементарные представления о работе и строении сердца;
- Воспитать у детей потребность выполнять правила, чтобы сохранить свое сердце здоровым.
1. Подбор и чтение литературы по теме. Рассматривание иллюстраций и таблиц.
2. Расширение знаний об овощах и фруктах как источнике витаминов.
3. Сюжетно-ролевые игры «Больницы», «Скорая помощь».
ЯНВАРЬ
«Как движутся наши мускулы и кости?»
- Продолжать формировать интерес к человеку, строению тела, познакомить детей со значением мышц, костей, суставов для строения тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела;
- Воспитывать бережное отношение к своему телу, желание о нем заботится, развивать его.
1. Загадки, пословицы и поговорки по теме.
2. Беседа о правильной осанке.
3. Физкультурные занятия с элементами теории.
ФЕВРАЛЬ
«Наши верные помощники»
- Продолжать формировать интерес к человеку и элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму; чувство сострадания к незрячим и глухим людям, желание оказать им помощь.
1. Загадки, пословиц, поговорки по теме.
2. Дидактические игры «Какого помощника не хватает?» и «Кто помог?».
4. Сюжетно-ролевые игры «Больницы», «Скорая помощь».
МАРТ
«Береги своих помощников»
- Уточнить и закрепить представление детей о том, что нормальная жизнедеятельность различных органов определяет здоровье человека, о котором необходимо заботиться, упражнять в некоторых приемах дыхательной и корригирующей гимнастики;
- Воспитывать желание заботиться о своем организме, его здоровье.
1. Сюжетно-ролевые игры «Больницы», «Скорая помощь».
3. Экскурсия в медицинский кабинет.
4. Дидактическая игра «Вредно-полезно».
5. Загадки, пословиц, поговорки по теме.
АПРЕЛЬ
«Человек – разумное существо»
- Продолжать формировать у детей понятие о том, что человек – разумное существо, закреплять знания о строении тела человека и подвести к пониманию того, что человеческое тело устроено разумно, каждому органу свое место и своя работа;
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
1. Чтение художественной литературы о приспособительных особенностях растений и животных, рассматривание иллюстраций.
2. Рассматривание строения семян некоторых растений и насекомых.
3. Рисование плакатов «Помоги природе».
4. Дидактические игры «Детки с ветки», «Кто где живет?», «Летает – не летает», «На что похоже?»
МАЙ
«Красота тела и души»
- Продолжать формировать интерес к здоровому образу жизни, раскрыть важность одного из аспектов здоровья - духовной красоты;
- Воспитывать у детей желание быть нравственно и физически красивым.
1. Загадки, пословиц, поговорки по теме.
2. Чтение художественной литературы о красоте человека (тела и души).
3. Сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Семья», «Дом мод», «Скорая помощь».
4. Дидактические игры «Можно и нельзя», «Чем помочь?»

Информационно-методическое обеспечение

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. /Дошкольное воспитание. 1993. № 11. С.30-32.
  2. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.
  3. Бабина К.С. Утренняя гимнастика в детском саду М.: Физическое воспитание, 1987. 64с.
  4. Богина Т.Д., Терехина Н.Т. Режим дня в детском саду. М.: Здоровье, 1981. 48с.
  5. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008.
  7. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. /Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1997. 240с.
  8. Брязгунова И. П. Все о здоровье ребенка. Руководство для родителей. Оренбург, Изд-во Труд, 2000. 766с.
  9. Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа.//Дошкольное воспитание. - №4. - 2003. - С.4
  10. Воротилкина И.П. Организация двигательной активности дошкольников. /Дошкольное воспитание. 1998. №6. С.17-21.
  11. Воспитателю о работе с семьей./Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. С.39-43.
  12. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. /Программа и программные требования. М.: ВЛАДОС, 1999. С.28-38.
  13. Голубева Л.Г. Пути и способы оптимизации здоровья детей. Калуга, 2001. 105с.
  14. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
  15. Долотина О.П. Родители и дети. /Начальная школа. 1999. №8. С.70.
  16. Дошкольное воспитание. /Ежемесячный методический журнал Министерства народного образования РСФСР. М: Просвещение, 1989. № 5. С.10-23.
  17. Жданова Л.А., Руссова Т.В. Возрастные особенности развития и формирования здоровья детей. /Вестник ИГМА. 2000. № 12. С.12-21.
  18. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. /Ответственный редактор - начальник Управления дошкольного образования МО РФ Т.И. Оверчук. М.: Гном и Д, 2001 (Домодедово: ДПК). 320с.
  19. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  20. Зимонина В.Н. Расту здоровым. М., 1997
  21. Казаковская Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». Киров, 1997. 86с.
  22. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. /Пособие для воспитателя дет.сада. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1985. 112с.
  23. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоравливания. М.: Линка-пресс, 2000. 124с.
  24. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000
  25. Латохина Л. Как быть здоровым душой и телом. /Дошкольное воспитание. 1999. № 1. С. 21-24.
  26. Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Здоровье, 1991. 117с.
  27. Мандров С.И., Жданова Л.А. Прогностическое и диагностическое слежение за здоровьем детей дошкольного и младшего школьного возраста и мероприятия по его управлению. //Сб. научных трудов "Актуальные проблемы здоровья семьи". М.: 2000. С. 285-288.
  28. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: Аркти, 1997
  29. Маханева М.Ю. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. М.: АРКТИ. 1999. 89с.
  30. Пустыниикова Л.Н. Здоровый образ жизни с детства. Методические рекомендации. Пермь, 1994. 58с.
  31. Розанова Е.Г. Игровые сценарии в педагогической практике. /Социологические исследования. 2000. №10. С.130-133.
  32. Рунова М.Н. Характеристика моделей оптимального двигательного режима. /Дошкольное воспитание. 1999. № 12. С.16-18.
  33. Сорокина А.В., Жданова Л.А., Мандров С.И. Преимущества биоритмологических методов диагностики здоровья детей //Вестник Ивановской мед. академии, 1997. Т.2. С.51-53.
  34. Социальная технология Научно-практической школы им. Ю.Р. Змановского «Здоровый дошкольник». М.: АРКТИ, 2001. С.12-24.
  35. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. /Пособие./ Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста. Челябинск, 1997. 96с.
  36. Теленчи В.И.Гигиенические основы воспитание детей.- М,1987.
  37. Терехова Н.Т., Богина Т.Л. Режим дня в детском саду. – М., 1987.
  38. Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. Красноярск, Изд-во КГПИ, 1998. 58с.
  39. Фертик Э.Р. Организация двигательной среды в дошкольном учреждении. /Дошкольное воспитание. 1995. № 2. С.16-24.
  40. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М.: ТЭИС, 1993. 97с.
  41. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Здоровье, 1998. 102с.
  42. Чиркова Т.Н. Учет индивидуально–психологических особенностей детей. /Дошкольное воспитание. 1986. №5. С.38-42.
  43. Шепелева К.Г. Из опыта работы с родителями. /Начальная школа. 1994. №11. С.75-76.
  44. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок? /Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. С.3-8.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф»

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф» Аннотация Данная игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и умения применять уже...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие…

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие (Формированию элементарных математических представлений)на тему: «Путешествие в страну Математики» Цель занятия: Развитие интереса к предмету...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» Месяц Март (1 неделя) Возраст 5-6 лет Тема: «Ложка...

Читайте также

Для чего нужны банки?

Для чего нужны банки? Не каждый родитель сможет объяснить своему ребенку, что такое финансы и как ими управлять. Взрослые знают, что...

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей…

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей группе

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Волшебная страна - Математика» Задачи: Образовательные: Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10...