Примерное перспективное планирование образовательной деятельности «Речевое развитие детей»
Подготовительная группа
Тема недели, тема месяца | ОД. Литература |
Цели и задачи | Методы и приемы | Материал, оборудование |
Сентябрь | До свидания, лето, здравствуй детский сад | |||
1.Внимание, дети! Дорога к школе. ПДД. (Наземный транспорт) | Транспорт. Конспект (Прилож. №1) |
|
Словесные, наглядные, практические, физминутка, беседа, загадывание загадок, игровые упражнения. | Картинки с изображением различного транспорта. Схема для составления рассказа, разрезные картинки, флажки, звездочки маленькие и большие, колокольчик, указка. |
2 Осень. Подготовка к зиме. |
Сегодня так светло кругом! (В.В. Гербова с.35) |
1. Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи. 2. Развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога), развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения). 3. Воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства. |
Словесные, наглядные, практические, беседа, разучивание стихов, рефлексия. | Сюжетные картины с изображением осени, дидактические картинки «Признаки осени». |
3.Природа нашего края. Лес как экосистема . |
На лесной поляне. (В.В.Гербова с.33) |
1 Расширить и закреплять знания детей о деревьях нашего края, классифицировать его, выделять существенные признаки. 2. Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь. 3. Воспитывать интерес к окружающему, к познанию мира, наблюдательность, любознательность. |
Словесные, наглядные, практические, игровые упражнения, рефлексия, дидактическая игра. | Сюжетная картина «На лесной поляне», альбомные листы, карандаши по количеству детей, дидактические карточки «деревья». |
|
Сад - огород. Конспект (Приложение №2) |
1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и овощах. 2. Закреплять умение дифференцировать овощи и фрукты по основным признакам. Расширять и активизировать глагольный словарь и словарь признаков и антонимов. Формировать навыки диалогической речи через умение задавать вопросы и давать развернутые ответы. Развивать внимание, память, мышление. 3. Воспитывать умение проявлять инициативу, самостоятельность, активность. |
Словесные, наглядные, практические, беседа, игровые упражнения, физминутки, разучивание чистоговорок. | Изображения фруктов и овощей, карта, карточки-препятствия, резиновые или пластмассовые фрукты и овощи, кубики для мостика, мяч, картинки А4 –кастрюля, графин, вырезанные небольшие изображения фруктов и овощей, клей, яблоки. |
Октябрь | К нам приходит осень. Акция «Защита» | |||
5.Сельскохозяйственные профессии, орудия труда | Чтение сказки «Тёплый хлеб» К. Паустовского (В.В.Гербова с.41) |
1.Познакомить с литературной сказкой К. Паустовского «Тёплый хлеб», учить внимательно рассматривать картинки в книге. 2. Совершенствовать координацию слова и движения, физиологическое и речевое дыхание. Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи. 3. Воспитывать интерес к чтению, вызвать эмоциональный отклик на произведение. |
Словесные, наглядные, практические, беседа, рассматривние картинок, игровые упражнения, рефлексия. | Иллюстрации к произведению, портрет писателя. |
6. Водный и воздушный транспорт | «Виды транспорта» Конспект (Приложение№3) |
|
Словесные, наглядные, практические, беседа, рассматривание картинок, игровые упражнения, рефлексия. | Предметные картинки по теме, «схемы предложения», символы (вода, воздух, земля), мнемосхема для составления описательного рассказа, сюжетная картинка. |
7. Правовая культура. Акция «Защита» | «Мои права» Конспект (Приложение №4) |
|
Словесные, наглядные, практические, рассматривание документов и картинок, чтение сказки, загадки, игровые упражнения, физминутка, рефлексия. | Иллюстрации к сказкам для раскрашивания, панно «Ромашка с правами ребенка", документ «Свидетельство о рождении», "Конституция". «Конвенция о правах ребенка», изображение героев сказок «, запись детских песен. |
8. Я в мире человек. Что я знаю о себе. | «Хлебный голос» (В.В.Гербова с.32) |
1. Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить согласны ли они с такой концовкой. 2. Учить детей составлять словесный портрет человека. 3. Вызывать у ребенка потребность рассказывать о себе. Развивать умение замечать различия между людьми. 4. Воспитывать интерес к окружающим людям. |
Словесные, наглядные, практические, беседа, рассматривание картинок, игровые упражнения, рефлексия. | Дидактические карточки, иллюстрации к произведению. |
Ноябрь | Мой город, моя Республика, моя страна. Моя Планета. | |||
9. Мой поселок | «Творческие рассказы детей» (Гербова с.55) |
|
Словесные, наглядные, практические. Рассматривание, игра, речевой образец, объяснение, указание. |
Фотографии, альбомы, посвящённые посёлку Водный, иллюстрации книги С. Макеевой «Бояка мухи не обидит». |
10. Коми край мой северный | Работа по сюжетной картине . (В.В. Гербова с.59) |
|
Словесные, наглядные, практические. Рассматривание, игра, речевой образец, объяснение, указание. |
Репродукция картины С.А. Торлопова «Арктическое лето». |
11. Россия-Родина моя | Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина» (В.В.Гербова с. 76) |
|
Словесные, наглядные, практические, беседа, рассматривание картинок, игровые упражнения, заучивание стихотворения, рефлексия. | Произведение, портрет писателя, иллюстрации к книге. |
12. День матери, музыкальные инструменты | Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант» (В.В.Гербова с.62) |
1. Познакомить с рассказом В. Бианки «Мзыкант». Учить внимательно слушать и рассматривать картинки к книге. 2. Совершенствовать координацию слова и движения, физиологическое и речевое дыхание. Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи. 3. Воспитывать интерес к чтению, вызвать эмоциональный отклик на произведение |
Словесные, наглядные, практические. Рассматривание, игра, речевой образец, объяснение, указание, рефлексия. |
Произведение, портрет писателя, иллюстрации к книге. |
13. Зима. Зимние виды спорта. | Здравствуй, гостья – зима! (В.В. Гербова с.55) |
1. Познакомить детей со стихами о зиме, приобщая их к поэтической речи. 2. Развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога), развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения). 3. Воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства. |
Словесные, наглядные, практические, рассматривание картинок, загадки, дидактические упражнения. | Дидактические картинки с изображением весны, альбомы, книги с заданной тематикой |
Декабрь | Здравствуй зимушка-зима | |||
14 Живая и неживая природа зимой | Лексические игры. (В.В.Гербова с.44) |
1. Использовать умения: выявлять, что необходимо для решения проблемы, разгадывать загадки логическим способом, составлять загадки-описания. 2. Развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога), развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения). 3. Воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства. |
Словесные, наглядные, практические, рассматривание картинок, загадки, дидактические упражнения. | Дидактические карточки для игры «Один – много», картинки с изображением многозначных слов. |
15. Домашние птицы и животные. | Лохматые и крылатые. (В.В.Гербова с. 70) |
1. Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах. 2. Развивать умение связно, последовательно описывать случаи из жизни, учить соблюдать логику развития сюжета, делать выводы. 3. Воспитывать уважение к сверстникам, усидчивость. |
Словесные, наглядные, практические. рассматривание иллюстраций, чтение рассказа, беседа. | Иллюстрации животных, дидактические карточки и альбомы с заданной тематикой, схемы для составления рассказов. |
16. Новый год | Новогодние встречи. (В.В.Гербова с.54) |
1. Обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт; - способствовать формированию развёрнутого связного высказывания; - закреплять навыки фонематического анализа и синтеза. 2. Развивать у детей логическое мышление и долговременную память; - развивать умение строить распространённые предложения; относительные прилагательные, сложные слова; - развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план. 3. Воспитывать нравственные качества; - формировать положительную установку детей на участие в занятии, навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности. |
Словесные, наглядные, практические, рассматривание иллюстраций, чтение рассказа, беседа. | Сюжетные картины «Хоровод», «На ёлке» и др., альбомы с заданной тематикой. |
Каникулы | ||||
Январь | Животный мир | |||
17. Животные Крайнего Севера | Животные крайнего Севера Конспект (Прилож. №5) |
|
Словесные, наглядные, практические, игровые упражнения, рефлексия, дидактическая игра, физминутка. | Глобус, иллюстрации животных, дидактические карточки и альбомы с заданной тематикой. |
18. Животные жарких стран и пресмыкающиеся | Животные жарких стран. Конспект (Прилож.№6 ) |
|
Словесные, наглядные, практические, игровые упражнения, рефлексия, дидактическая игра, физминутка. | Глобус, иллюстрации животных, дидактические карточки и альбомы с заданной тематикой. |
19. Животные рек, морей, океанов. Рыбы. Земноводные. | Подводный мир. (В.В. Гербова с.41) |
1. Познакомить детей с обитателями моря; развитие лексического строя речи (обогащение, активизация и уточнение словаря по теме «Морские животные»). 2. Формировать умение наиболее точно подбирать слова, для характеристики выделяемых особенностей предмета, обосновывать свой ответ; 3. Развивать внимание, умение слушать товарища, интерес к подводному миру, любовь к природе и окружающему миру. |
Словесные, наглядные, практические, дидактическое упражнение, расссказ воспитателя, беседа. | Дидактическая игра «Море волнуется», картинки с изображением животных морей и океанов, листы бумаги по количеству детей, карандаши. |
20. Одежда. Материал. Обувь. Головные уборы. | Одежда, обувь, головные уборы. Конспект (Прилож.№7 ) |
|
Словесные, наглядные, практические, игровые упражнения, рефлексия, дидактическая игра, физминутка. | Предметные картинки по теме (шапка, платье, туфли, кепка, шуба, кепка, майка и т.д.), дидактическая игра «Подбери пару». |
Февраль | Мир, в котором я живу | |||
21. Профессии | Профессии. Конспект (Прилож. №8) |
|
Словесные, наглядные, практические, рассматривание картинок, игровые упражнения, рефлексия, физминутка. | Портрет «Мастера на все руки», картинки предметов на магнитах, опорная схема для описания профессии, разрезные картинки с изображением профессий, предметы и вещи для переодевания мальчика в «Мастера на все руки», маски с изображением профессий. |
22. Дом. Мебель, материалы | Сочиняем сказку про Золушку. (В.В. Гербова с.72) |
1. Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающих предметах, создающих комфорт и уют в помещениях. 2. Продолжать работу по обогащению бытового словаря детей. Совершенствовать умение составлять рассказы по воображению. 3. Воспитывать интерес к окружающему, желание беречь свой дом и украшать его. |
Словесные, наглядные, практические. Рассматривание, игра, речевой образец, объяснение, творческое рассказывание детей, рефлексия. | Иллюстраци к сказке «золушка», дидактические картинки с изображением мебели. |
23. День Защитника Отечества | Защитники Отечества (Прил.№10) |
|
Словесные, наглядные, практические. Выкладывание изображения предмета из палочек; рассматривание иллюстраций, чтение рассказа, беседа. | Иллюстрации с различными видами войск, иллюстрации с изображением военной техники, счетные палочки на каждого ребенка |
24. Народные праздники | Широкая масленица Конспект (Прилож.№9) |
1. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «масленица». Способствовать формированию у детей интереса к обрядовым русским праздника. Прививать любовь к народному творчеству. 2. Обогащать и активировать словарь детей, расширять знания детей об обычаях и традиционных календарных праздниках. 3. Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к народным традициям, доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности. |
Словесные, наглядные, практические. Беседы о русских народных традициях, обычаях и праздниках, разучивание стихов, песен, потешек, закличек весны, народных игр и забав. | Иллюстрации с изображением празднования масленицы, ярмарки, произведения декоративно-прикладного искусства, большая кукла символизировавшая масленицу, бумажные полоски желтого цвета (ширина 1,5 см, длина 5 см. и 7 см.), кружочки (диаметр 6 см). клей. |
Март | Весна-красна к нам в гости пришла | |||
25. Международный День 8 марта | Весна идёт, весне дорогу! (В. В. Гербова с. 68) | 1. Познакомить детей со стихами о зиме, приобщая их к поэтической речи. 2. Развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога), развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения). 3. Воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства. |
Словесные, наглядные, практические, рассматривание картинок, загадки, дидактические упражнения. | Дидактические картинки с изображением весны, альбомы, книги с заданной тематикой. |
26. Весна. Труд весной. Перелетные птицы. | Весенние стихи. (В.В.Гербова с.79) |
1. Продолжать развивать речь детей, любознательность, воображение, память. 2. Развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога), развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения). 3. Воспитывать интерес к произведениям русских писателей, приобщать к поэтическому слогу речи. |
Словесные, наглядные, практические., чтение стихов, заучивание, физминутка, рефлексия. | Дидактические картинки с изображением весны, альбомы, книги с заданной тематикой. |
27. Огонь и дети, бытовые приборы. | Огонь друг – огонь враг. Конспект (Прил..№11) |
|
Рассматривание сюжетных картинок, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра, игровые упражнения. Словесные: народные приметы, беседа, обсуждение, составление рассказа. | Оборудование: ширма, свечи, емкость с водой, ткань (брезент, комнатное растение, спички, гладильная доска, утюг, телевизор, одеяло. |
28. Посуда, продукты питания | Посуда. Продукты питания. Конспект (Прил..№12) |
|
Словесные, наглядные, практические, игровые упражнения, рефлексия, дидактическая игра, физминутка. | Дидактические картинки с изображением посуды, продуктов питания, альбомы, книги с заданной тематикой. |
Апрель | Планета-наш общий дом | |||
29. Комнатные растения | Комнатные растения. Фиалка. Конспект (Прил.№13 ) |
1. Расширять представления детей о комнатных растениях. Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений. 2. Закрепить умение составлять пересказ с опорой на модели (схемы). Расширять словарный запас детей. Развивать умение пересказывать рассказ . 3. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями. |
Словесные, наглядные, практические, образец рассказа, пересказ детей, физминутка, игровые упражнения. | Иллюстрации с изображением комнатных растений :бегонии, фиалки, герани, кактусов, орхидеи, алоэ, каланхоэ, глоксинии. Музыкальное сопровождение: песня «Волшебный цветок». |
30. День Космонавтики | Этот таинственный космос. Конспект (Прил. №14 ) |
|
Словесные, наглядные, практические, дидактические игры, рассматривание предметных картинок, рассказ воспитателя, чтение книг, разучивание стихотворений и загадок по теме. | Головоломка «Космическое яйцо», карточки с ребусами «Планеты», шапочки - маски «Солнце», «Луна», «Земля». Карточки к игре «Хорошо – плохо», карточки с предметными картинками к игре «Найди и обведи картинку»; мяч, кегля. |
31. Весенний лед и вода | Чтение сказки «Снегурочка» (В.В.Гербова с.71) |
1. Познакомит с русской народной сказкой. Учить слушать внимательно и рассматривать иллюстрации. 2. Продолжать развивать речь детей, любознательность, воображение, память. 3. Воспитывать интерес к чтению, вызвать эмоциональный отклик на произведение. |
Словесные, наглядные, практические, чтение сказки, рефлексия, физминутка, беседа. | Сюжетная картина «снегурочка», иллюстрации к произведению. |
32. Планета-наш общий дом. День Земли. | День Земли. Конспект (Прил. №15 ) |
|
Словесные, наглядные, практические, игровые упражнения, рефлексия, дидактическая игра, физминутка. | Глобус, картинки с изображением Земли из космоса, выставка рисунков детей «Планета Земля – глазами детей», выставка поделок из бросового материала «Веселые поделки», рисунок символа праздника День Земли, газета экологического содержания «Земля в опасности». |
Май | Моя семья | |||
33. Правила поведения в общественных местах, обществе. | Правила поведения в общественных местах. Конспект (Прил. №16) |
|
Словесные, наглядные, практические. Чтение рассказов, стихов. Заучивание правил поведения, вопросы – ответы. | Книги, иллюстрации с изображением правил поведения в театре, программка, картинки помещения театра, мяч для проведения игр. |
34. День Победы, Проект «Земной поклон солдатам России за ратный подвиг на войне». | Наша Армия, День Победы. Конспект (Прил. №17) |
|
Словесный, наглядный, практический; Сюриризный момент (слушание песни «День Победы»), беседа о войне и ветеранах ВОВ, показ фотографий с ветеранами ВОВ нашего села, чтение стихотворения Т. Белозерова «День Победы», вопросы. (О чем стихотворение? Какие слова вам непонятны), обсуждение стихотворения, объяснение непонятных слов (парад, боевые ордена, порог, ветераны), физкультминутка. | Фотографии с ветеранами ВОВ нашего села, альбомы, сюжетные картины из цикла «ВОВ». |
35. День Семьи, отношения. | Рассказы по картинкам. (В.В.Гербова с.73) |
1. Обобщать и систематизировать представления о семье (люди живут вместе, любят друг, друга, заботятся друг о друге). 2. Совершенствовать умение озаглавливать картину, составить план рассказа. Расширять представление о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким. 3. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. |
Словесные, наглядные, практические. Беседа, рассматривание, составление рассказов. |
Дидактические картинки из цикла «Семья». |
36. Цветы луга и сада. Насекомые. Первоцветы. | Пересказ рассказа Э.Шима «Очень вредная крапива» (В.В.Гербова с. 81) |
|
Беседа - обсуждение, задание на развитие зрительного восприятия «Найди пару», игра «А у нас на лугу», рассматривание фото, придумывание загадок о растениях. | Цветные изображения луговых растений . |
37. До свидания, детский сад, здравствуй, школа! | Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. (В.В.Гербова с.74) |
1. Учить делать простейшие обобщения. 2. Формировать умение сосредотачивать внимание на предметах, продолжать психологическую подготовку детей к школе. 3. Воспитывать уважение и благодарность к работникам детского сада. |
Словесные, наглядные методы, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о школе, заучивание стихов о детском саде. | Выставка книг о школе, картины с 1 сентября, игра «Собери портфель». |
Читайте также |
---|
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного…
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста Цель: Предполагает разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его...
Нет ничего краше Родины нашей!
Нет ничего краше Родины нашей! Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о России как о родной стране. Формировать уважительное отношение к государственному...
Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Мир профессий»
Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Мир профессий» Цель: Систематизировать знания детей о профессиях, вызвать интерес к разным видам профессий. Задачи: Закреплять знания...